Социально-экономические аспекты использования аутсорсинга лечебного питания в учреждениях здравоохранения

Коновалова Л.В.1, Андрианова Е.В.1
1 Северный Арктический Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 4 (Февраль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье рассматриваются возможности применения аутсорсинга в учреждениях здравоохранения. Использование аутсорсинга в системе организации лечебного питания позволит оптимизировать финансовые ресурсы организации, повысить качество лечебного питания и удовлетворенность пациентов.

Ключевые слова: аутсорсинг, медицинские услуги, аутсорсер, медицинские учреждения, лечебное питание



Функционирование отечественного здравоохранения в настоящее время происходит в чрезвычайно сложных политических и социальных условиях. В сложившихся обстоятельствах особенно актуальной становится проблема повышения эффективности деятельности медицинских организаций в условиях дефицита средств государственного бюджета и системы обязательного медицинского страхования. Одним из главных направлений наиболее оптимального использования ресурсов здравоохранения является развитие государственно-частного партнерства и аутсорсинга.

Аутсорсинг в здравоохранении

Термин «аутсорсинг» впервые был применен в американской экономической литературе и получил широкое распространение на Западе в начале 90-х гг. ХХ в. Дословно аутсорсинг (англ. оutsourcing от out – «вне» + source – «источник») –­ использование внешних или чужих ресурсов. Аутсорсинг является одним из рычагов стратегического управления, который позволяет сконцентрировать внимание руководства организации непосредственно на профильных функциях, не отвлекаясь на второстепенные. Фирмы, специализирующиеся на предоставлении услуг аутсорсинга, как правило, имеют достаточно большой практический опыт в этой сфере, а предметная специализация обеспечивает высококвалифицированное и качественное выполнение функций, передаваемых заказчиком в ведение аутсорсера [2].

Экономическим содержанием аутсорсинга является внедрение во внутрипроизводственные отношения рыночных механизмов регулирования с целью мобилизации скрытых ресурсов работников-профессионалов путем предоставления им свободы предпринимательской инициативы.

Анализ практики применения аутсорсинга в учреждениях здравоохранения регионов России показал, что наиболее часто сторонним организациям передают прачечные услуги, вывоз и утилизацию мусора, организацию пропускного режима и др. На аутсорсинг могут передаваться и некоторые профильные медицинские услуги, например лабораторные исследования, и отдельные административные функции. Для улучшения деятельности информационно-справочной службы в медицинских организациях можно воспользоваться услугами аутсорсинговых колл-центров [3]. С 2013 года в России осуществляется Федеральный проект «Новая скорая и неотложная помощь», в рамках которого происходит обновление автопарка станций скорой медицинской помощи за счет внебюджетных источников, на условиях государственно-частного партнерства и аутсорсинга. Мероприятия в рамках данного проекта проводятся во многих российских регионах: в Пермском крае, Республике Башкортостан, Республике Чувашия, Архангельской, Вологодской, Московской и Кировской областях, на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа и др. [4].

Аутсорсинг лечебного питания

На протяжении нескольких лет на территории Российской Федерации осуществляется внедрение аутсорсинга питания в учреждениях здравоохранения.

Аутсорсинг лечебного питания – это передача на договорной основе медицинской организацией функции приготовления диетических блюд (полной или частичной) сторонней компании, которая специализируется в области питания и обладает соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами по организации и проведению лечебно-профилактического питания. Внедрение в работу медучреждения этой формы услуг стоит рассматривать как элемент стратегического управления, позволяющий оптимизировать деятельность и сосредоточиться на основном направлении – обеспечении пациентов качественной, доступной и бесплатной медицинской помощью [1].

Положительные и отрицательные последствия аутсорсинга лечебного питания

В результате исследования практики применения аутсорсинга лечебного питания на примере учреждений здравоохранения Архангельской, Пензенской областей, Республики Татарстан и Краснодарского края [1] удалось обобщить основные положительные и отрицательные последствия этого процесса.

Основными преимуществами можно назвать: возможность сосредоточиться на основной деятельности медучреждения; проведение капитального ремонта, модернизации и техобслуживания оборудования за счет аутсорсера; привлечение высокооплачиваемых квалифицированных специалистов, обеспечивающих качественное приготовление пищи; расширение ассортимента, так как коммерческая организация-аутсорсер может закупать продукты на основе прямых долгосрочных контрактов с поставщиками, а не путем проведения торгов, как это должны делать медицинские учреждения; сокращение расходов на обслуживание пищеблоков, оптимизация финансовых ресурсов и налоговых отчислений; повышение качества услуги лечебного питания. В случае неудовлетворенности качеством предоставляемого питания гораздо проще сменить фирму-аутсорсера, чем заменить работников пищеблока. Кроме того, немаловажная причина, стимулирующая руководителей учреждений здравоохранения к заключению договора аутсорсинга организации лечебного питания, – снижение доли непрофильного персонала, что является одним из критериев эффективности деятельности медицинской организации.

В качестве недостатков и возможных рисков можно выделить следующие: договоры, как правило, заключаются на небольшой срок, до одного года, что ограничивает фирму-аутсорсера в инвестициях в модернизацию и ремонт пищеблоков; опасность неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта (например, в случае роста цен на продукты); ограничение доступа к информации (например, не всегда аутсорсеры предоставляют сертификаты качества на продукты); возможность снижения качества услуги лечебного питания; неправильный расчет стоимости услуги; отсутствие квалифицированного рынка услуг лечебного питания; риск возникновения монополизма фирмы-аутсорсера в случае отсутствия на рынке конкурирующих компаний; сложность организации контроля соблюдения технологии приготовления пищи, если это происходит вне пищеблока больницы; отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих аутсорсинг лечебного питания. Необходимо отметить, что также отсутствуют четко обозначенные ведомственными документами критерии отбора учреждений для проведения аутсорсинга и самих аутсорсеров.

Выбор фирмы-аутсорсера

При подготовке перевода лечебного питания на аутсорсинг необходимо иметь в виду следующее:

1. В некоторых случаях возможно взаимодействие с недобросовестным аутсорсером, целью работы которого является не высокое качество выполнения услуги, а попытка получения прибыли. Поэтому аутсорсинговая компания должна быть уже зарекомендовавшей себя профильной организацией. Если же в качестве партнера медучреждение выбрало небольшую компанию, не имеющую опыта работы в организации лечебного питания, то ему придется полностью взять на себя осуществление контроля.

2. При выборе партнера можно столкнуться с недобросовестным ценообразованием, когда в целях победы в конкурсе фирма-аутсорсер сознательно занижает цену контракта (чтобы выдержать конкуренцию) и начинает работать в убыток. Следствием этого может быть некачественное обслуживание.

3. Достаточно сложным и часто конфликтным становится вопрос передачи персонала пищеблока в штат аутсорсинговой компании. Поэтому фирма-аутсорсер должна иметь собственную программу по адаптации сотрудников к новым условиям работы.

Эффективность внедрения аутсорсинга

Для повышения эффективности аутсорсинга в сфере лечебного питания можно рекомендовать следующее – стратегию аутсорсинга необходимо разрабатывать в соответствии с общим планом развития учреждения, четко определив цели и задачи. Требуется выявить риски и оценить имеющиеся у учреждения финансовые ресурсы. Принимая решение о передаче на аутсорсинг процесса приготовления пищи, следует правильно определить, какие именно функции передаются аутсорсеру, а какие остаются в ведении медицинской организации. Договоры надо заключать на длительные сроки, чтобы у предпринимателей была возможность инвестировать серьезные денежные средства в техническое переоснащение пищеблоков. Необходимо проводить объективный расчет стоимости услуги, а не использовать накладные расходы из средств ФОМС, выделенные на продукты питания. Также было бы полезно разработать систему дополнительных показателей качества питания (в настоящее время используются только вес в граммах и энергетическая ценность в ккал). Специалисты лечебно-профилактического учреждения должны предоставлять аутсорсеру семидневное сводное меню и картотеку блюд, утвержденную­ на совете по лечебному питанию, т.к. у аутсорсера, как правило, нет квалифицированных диетологов.

Следует отметить, что, несмотря на делегирование полномочий по организации лечебного питания фирме-аутсорсеру, контроль за процессом приготовления пищи, качеством диетических блюд, обеспечением сохранности продуктов, полным и целевым использованием финансовых средств несет медицинская организация. Передача полномочий по приготовлению пищи не является для руководителя ЛПУ снятием с него ответственности за процесс лечебного питания. При осуществлении контроля можно использовать автоматизированные программы полного предметно-количественного учета продуктов питания. Обязательность такого контроля со стороны медицинской организации и доступ ее представителя для его проведения должны быть отражены сначала в техническом задании для проведения открытого конкурса, а затем и в договоре аутсорсинга.

Подготовка перевода сферы питания на аутсорсинг достаточно сложный и, чаще всего, длительный процесс, при организации которого важно предусмотреть массу нюансов. Поэтому переход на аутсорсинг в системе организации лечебного питания в ЛПУ надо проводить поэтапно. На первом этапе – проведение анализа фактических расходов на организацию лечебного питания (стоимость продуктов питания на один койко-день, заработная плата работников пищеблока, коммунальные услуги, текущее содержание оборудования и помещений пищеблока и т.д.). На втором – маркетинговые исследования рынка организаций общественного питания с целью определения предлагаемой стоимости, условий и форм работы предполагаемых аутсорсеров. На третьем этапе определяются объемы и источники финансирования, проводятся расчеты и обоснования по внедрению аутсорсинга, осуществляется подготовка технической документации для проведения конкурса. На четвертом – размещение государственного заказа, выбор поставщика и последующее заключение контракта [1].

За счет внедрения аутсорсинга питания в работу медицинских учреждений должна повышаться эффективность их функционирования. Наиболее важным этапом в проведении анализа результативности внедрения аутсорсинга является оценка стоимости услуги в соответствии с необходимыми для выполнения требованиями по организации лечебного питания. Также оценивается фактическая стоимость передаваемой аутсорсеру услуги, определяются задачи аутсорсинга, которые должны способствовать эффективной реализации намеченных преобразований.

Заключение

Главное преимущество аутсорсинга в системе организации лечебного питания заключается в более качественном и менее затратном выполнении услуги, высвобождении ресурсов и повышении удовлетворенности пациентов. Таким образом, развитие этой формы услуг в России имеет свои перспективы, но только с введением жесткого контроля деятельности аутсорсера непосредственно со стороны заказчиков и наличием долгосрочных перспектив договорных отношений.

[1] Официальный сайт министерства здравоохранения Архангельской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav29.ru/.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 14:06:53