Оценка эффективности инноваций в коммерческих банках

Бражников И.Б., Малышева Е.Н.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Бражников И.Б., Малышева Е.Н. Оценка эффективности инноваций в коммерческих банках // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121817.



Введение. Наличие инновационных цифровых банковских продуктов стало существенным конкурентным преимуществом. Доверие общественности к онлайн-услугам возросло во время пандемии 2020 года, поскольку ограничения и самоизоляция затруднили посещение банковских отделений, что, соответственно, повысило спрос на онлайн-услуги. В ответ на изменения современные банки быстро адаптируют свои традиционные операции, разрабатывая передовые продукты с использованием интернет-технологий.

По мере расширения интернет-услуг коммерческие банки стремятся расширить сферу своей деятельности, значительно повышая свою функциональность путем диверсификации за счет внедрения небанковских услуг, тем самым создавая банковские экосистемы. На сегодняшний день традиционный банк, предлагающий только обычные услуги без цифровых опций, больше не является конкурентоспособным. Фокус смещается в сторону многофункциональных банков, которые предоставляют не только банковские продукты, но и небанковские услуги. При этом роль интернет-технологий в разработке инновационных продуктов настолько важна, что ее нельзя игнорировать при оценке современных показателей работы банка.

В научное исследование анализа эффективности инновационной деятельности коммерческого банка внесли вклад многие российские и зарубежные авторы. Однако, учитывая ускоренные темпы цифровой трансформации, обусловленные существенными изменениями 2020 года, по-прежнему наблюдается дефицит комплексных исследований, посвященных оценке инновационных инструментов в банковской деятельности.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что современные технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и большие данные, трансформируют банковские процессы, предлагая новые возможности для повышения эффективности, оптимизации операционных затрат и улучшения клиентского опыта. В связи с этим, важно анализировать, насколько внедрённые инновации способствуют росту производительности и конкурентоспособности банков, а также их устойчивости к изменениям на рынке.

Целью исследования является оценка влияния инновационных технологий на операционную и финансовую эффективность коммерческих банков.

Методологическую основу исследования составили исследования как российских, так и западных ученых, включающие анализ как практических, так и теоретических аспектов оценки инновационной деятельности коммерческих банков.

Результаты исследования и обсуждение. Поскольку интернет-услуги продолжают расширяться, коммерческие банки работают над расширением сферы своей деятельности путем диверсификации и включения небанковских услуг, создавая комплексные банковские экосистемы. Сегодня традиционный банк, предлагающий только знакомые услуги без цифровых решений, больше не является конкурентоспособным. Фокус смещается в сторону многофункциональных банков, которые предоставляют широкий спектр как финансовых продуктов, так и небанковских услуг. Таким образом, при оценке эффективности деятельности банка инновационная составляющая играет одну из значимых ролей.

Инновации являются одним из признаков эффективности во многих отраслях. Говоря о финансовом секторе, здесь инновации нацелены на формирование актуальной и конкурентоспособной системы банковских услуг [1]. Значимость цифровых сервисов поддерживают И.Б. Тесленко, В.Е. Крылов и соавторы, которые отмечают, что «…сдвиг бизнес-моделей в сторону цифровых и мобильных форматов, а также изменение деловой культуры в сторону улучшения клиентского опыта обуславливают трансформацию банков из традиционных финансовых институтов в цифровые организации…» [12].

Банковская сфера высоко конкурентна, соответственно создание наиболее привлекательного продукта для потребителя, который будет обладать новыми или улучшенными характеристиками, является одним из методов укрепления своих позиций на рынке финансовых услуг [2]. В своей научной статье А.И. Серебренникова отмечает: «Рост рынка обусловлен увеличением объема обрабатываемой информации. Продолжающаяся автоматизация бизнес-процессов распространяется на новые области, заставляя компании и организации всех размеров и отраслей управлять и хранить огромные объемы данных, тем самым подталкивая их к обновлению своей ИТ-инфраструктуры» [9].

В современной науке под инновациями подразумевается внедрение новых или значительно улучшенных продуктов, услуг, технологий, процессов или методов, которые приводят к качественным изменениям в различных сферах деятельности и направлены на повышение эффективности, создание новых возможностей и решение проблем. Инновации заключаются как в создании абсолютно нового продукта, так и в улучшении текущих продуктов, а также в модернизации технологии [14].

Рассмотрим более подробно понятие «банковские инновации» (табл.1).

Таблица 1 – Подходы к понятию «Банковские инновации». Составлено автором по данным источников [7;14]

Подход
Описание
Примеры
Технологический подход
Внедрение новых технологий для оптимизации банковских операций и повышения их эффективности.
Использование блокчейна для проведения транзакций, внедрение искусственного интеллекта (AI).
Процессный подход
Совершенствование или автоматизация существующих процессов для сокращения времени и издержек.
Автоматизация платежных систем, цифровизация документооборота, онлайн-банкинг.
Продуктовый подход
Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг, отвечающих изменяющимся потребностям клиентов.
Создание цифровых валют (CBDC), запуск виртуальных карт, «умные» кредитные продукты.
Маркетинговый подход
Изменение подходов к продвижению банковских продуктов и взаимодействию с клиентами.
Использование Big Data и анализа поведения клиентов для персонализированного маркетинга.
Организационный подход
Внедрение новых форм организации работы банков для повышения гибкости и адаптивности.
Переход на гибкие методологии управления (Agile), создание финтех-стартапов внутри банка.
Социальный подход
Введение инноваций, направленных на улучшение взаимодействия с обществом и повышения прозрачности.
Разработка решений для финансовой инклюзии, программы «зеленого» банкинга.
Регулятивный подход
Применение инноваций для соответствия новым законодательным требованиям и стандартам.
Внедрение решений для соответствия нормам AML и KYC, обеспечение кибербезопасности.
Цифровой подход
Полный переход банковских услуг в цифровую среду для улучшения доступности и удобства для клиентов.
Полностью цифровые банки (необанки), мобильные приложения для управления финансами.

Л.А. Уринов в своем исследовании [10] определяет банковскую инновацию как новый банковский продукт, представляющий собой конечный результат инновационной деятельности. Такая точка зрения отражает подход банковского сектора к инновациям, подчеркивающий, что результатом должен быть осязаемый продукт, который может быть использован. Роль инноваций в повышении эффективности и качества услуг в российских банках имеет решающее значение, особенно в условиях финансовой глобализации национальной экономики.

Итак, на основании рассмотренных подходов можем дать следующее определение банковской инновации. Банковские инновации — это внедрение новых или улучшенных продуктов, услуг, технологий и процессов в банковской сфере, направленных на повышение эффективности, конкурентоспособности и качества обслуживания. Инновации могут включать разработку новых финансовых инструментов, автоматизацию процессов, использование цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, мобильные и онлайн-банкинг, а также адаптацию к изменениям в законодательстве и рыночных условиях.

Озабоченность Центрального банка растущим числом инновационных банковских продуктов связана с важнейшей ролью цифровых технологий. За последние два года в России произошёл стремительный рост в сфере развития банковских услуг, особенно в области потребительского обслуживания. Для любого банка, и особенно для коммерческого, важно соответствовать текущим тенденциям и оставаться актуальным для потребителя. Традиционная оценка эффективности деятельности банка основана на двух методах – количественном и качественном. Количественный метод предполагает оценку и анализ количественных показателей, а качественный – оценку неценовых факторов [5].

В настоящее время ситуация в банковском секторе России заметно изменилась. Экономика постепенно восстанавливается после пандемии коронавируса [3], уровень безработицы находится на минимальном уровне, а найти компетентных сотрудников становится все сложнее, так как большинство занято. Покупательская способность населения растет, вместе с ней увеличиваются и зарплаты [6]. Страна также привлекает значительные объемы капитала за счет масштабных государственных вливаний и возврата части средств из-за рубежа. Несмотря на высокую ключевую ставку, потребительское кредитование продолжает расти, а спад наблюдается только в сфере ипотечного кредитования, что связано с отменой программы льготной ипотеки.

Многие акцентируют внимание на учете потребностей подрастающего поколения Z, однако, по нашему мнению, поколение X и поколение Z более адаптированы к технологиям и инновациям, поэтому важно сосредоточиться на создании комфортных услуг для поколения бумеров, соответственно, необходимо адаптировать мобильные приложения и сайт таким образом, чтобы интерфейс был интуитивно понятен и удобен для старшего поколения.

Итак, при анализе деятельности банка специалисты прибегают к нескольким методам оценки (табл.2).

Таблица 2 – Методики оценки деятельности коммерческого банка. Составлено автором по данным источников [4; 9].

Методика оценки
Описание
Показатели
Пример применения
Традиционная методика
Оценка основана на коэффициентах и индексах, сопоставлении текущих данных с отраслевыми средними показателями или лидерами рынка.
Соотношение активов и пассивов, ликвидность, уровень риска.
Сравнение ликвидности банка с лидерами рынка для выявления его конкурентных преимуществ.
Математическая методика
Рассматривает соотношение прибыли и затрат за определенный период времени, а также расчет коэффициентов рентабельности.
Рентабельность активов (ROA), рентабельность капитала (ROE), чистая прибыль, операционные расходы.
Оценка эффективности операционной деятельности банка на основе прибыли и издержек за период.
Статистическая методика
Предполагает разделение субъектов банковской деятельности и их сравнение с другими игроками на рынке.
Рынок доли, объемы кредитования, уровень конкуренции, коэффициенты рыночной устойчивости.
Сравнение доли рынка банка с другими банками для определения его положения на рынке.
Финансово-аналитическая методика
Анализирует финансовые показатели банка в динамике, оценивает их стабильность и устойчивость.
Валюта баланса, прибыль, ликвидность, уровень капитализации.
Оценка финансовой устойчивости банка на основе анализа его баланса и финансовой отчетности.
Клиентская методика
Основывается на оценке удовлетворенности клиентов и качества предоставляемых услуг.
Индекс удовлетворенности клиентов (CSI), уровень обслуживания, количество жалоб.
Исследование удовлетворенности клиентов на основе опросов и отзывов для повышения качества услуг.
Кредитная методика
Оценивает кредитоспособность и качество кредитного портфеля банка.
Уровень невозвратов, доля проблемных кредитов, кредитный рейтинг.
Анализ кредитного портфеля для оценки его надежности и выявления проблемных активов.

В ходе изучения методов оценки эффективности банков было обнаружено несколько важных аспектов. Так, большинство существующих подходов оценивают эффективность банка в первую очередь через его финансовые результаты, а такие показатели, как ликвидность, прибыльность и устойчивость, во многом отражают методологию, используемую Банком России. Во-вторых, еще одной примечательной особенностью этих методов является их ориентация на оценку деятельности банка на основе качества обслуживания. Эта группа методов опирается в основном на качественные (неценовые) показатели, не акцентируя внимание на современных сравнительных критериях, а опираясь на условия доцифровизации и эпоху до широкого распространения дистанционного обслуживания. Наконец, ни один из существующих методов не уделяет достаточного внимания инновационным продуктам, ИТ-технологиям, фрагментации рынка или созданию конкурентных преимуществ.

В приведенных выше методиках не учитываются современные тренды банковской деятельности. Согласно отчёту Frank RG [12], посвященному финансовым сервисам в 2030 году, в ближайшие 5 лет искусственный интеллект достигнет следующей ступени своего развития и сможет выполнять задачи, приближенно к уровню человека. По мнению экспертов, это приведет к новым техническим открытиям, которые в том числе затронут и финансовый сектор. Среди других технологий, которые будут активно развиваться к 2030 году, выделяют нанотехнологии, нейротехнологии, сети 5G/6G, спутниковый интернет, биометрию, а также AR/VR и квантовые вычисления.

Проактивные бизнес-стратегии и инвестиции в новые проекты являются сегодня ключевыми драйверами экономического роста. Во всем мире инновационные компании, внедряющие новаторские решения, задают тенденции, которым следует рынок. По результатам исследования аналитического центра Sk Финтех Хаб, лидером рейтинга инновационности банков по итогам первой половины 2024 года стал Сбер, который сохранил свою позицию с 2023 года [7].

В топ-5 самых инновационных банков также вошли Альфа-Банк, ВТБ, Т-Банк и Россельхозбанк.

На рисунке 1 представлена динамика инновационности банков в 2019-2024 гг.

Исследование проводилось на основе 20 критериев. Методология рейтинга учитывала рекомендации участников финансового рынка и уровень внедрения инструментов в анализируемых банках. Общий рейтинг рассчитывался путем суммирования полученных баллов, в каждой категории определялся лидер.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Красочность

Автоматически созданное описание

Рисунок 1. Динамика инновационности банков в 2019-2024 гг. Источник: «Сколково» назвал Сбер самым инновационным банком России первой половины 2024 года // fintech.sk.ru : сайт. – URL: https://fintech.sk.ru/tpost/nnlt0r87j1-skolkovo-nazval-sber-samim-innovatsionni (дата обращения: 20.09.2024)

Рассмотрим более подробно методику рейтинга инновационности банков. Среди принципов, на которых строится методика можем выделить:

1. Data-driven подход. Каждый ответ на критерий должен быть подкреплен соответствующими подтверждающими ссылками.

2. Динамичность. Если критерий является общим для половины и более банков, он исключается из методологии.

3. Open Data. Рассматривается только информация из открытых источников, за исключением критерия «Коммерческие контракты со стартапами Сколково». По этому критерию данные были предоставлены банками-респондентами и участниками Сколково в ходе опроса.

4. Исключение задвоений. Информация, подтверждающая соответствие критерию, учитывается только один раз. Если организованное банком мероприятие соответствует нескольким критериям на основе методологии, оно регистрируется только по наиболее подходящему критерию.

Лидером в блоке «Инновационная оргструктура» стал банк ВТБ. Критериями рейтинга в данном блоке выступили наличие собственной краудинвестинговой площадки и корпоративного акселератора [7].

Весной 2023 года Т-Банк представил платформу T-венчур, позволяющую бизнесу привлекать капитал от розничных инвесторов для роста и масштабирования. На данный момент такие платформы предлагают только три банка — Альфа-Банк, ВТБ и T-Банк. В первой половине 2024 года собственные корпоративные акселераторы запустили также Сбер, ВТБ, МТС Банк и Уралсиб.

Лидером по количеству инвестиций в инновации стал МТС-Банк. Критериями рейтинга стали [7]:

· количество венчурных и M&A-сделок за первую половину 2024 года;

· активности для стартапов по поиску инвестиций;

· наличие корпоративного венчурного фонда и корпоративной венчурной студии.

Лидером в категории «Сотрудничество со стартапами» стал Альфа-Банк. В первой половине 2024 года банк заключил 9 коммерческих контрактов со стартапами «Сколково», инициировал 14 пилотных проектов и расширил спектр услуг для клиентов за счет привлечения ресурсов 4 стартапов [7].

Данный блок оценивался по таким критериям, как:

· коммерческие контракты со стартапами «Сколково»;

· мероприятия по поиску технологических партнеров;

· хакатоны / кейс-чемпионаты;

· школьные и студенческие акселераторы;

· активности с региональными стартапами;

· инновационные проекты для социальной сферы.

Сбер и Россельхозбанк лидируют в инициативах, ориентированных на школьников и студентов. В 2024 году Сбер запустил четвертый сезон молодежных акселераторов, в котором приняли участие 62 000 человек. Россельхозбанк же организовал летний агротехнологический лагерь, направленный на обучение школьников агротехнологиям и развитие собственных агростартапов [7].

Отметим, что в блоке «Цифровые сервисы» был введен новый критерий – использование технологий, повышающих конфиденциальность. Теперь банки используют конфиденциальные вычислительные технологии при анализе и обработке клиентских данных для защиты конфиденциальности и соответствия нормативным требованиям. Эти технологии позволяют банкам повышать уровень своих операций с большими данными, улучшая продукты, услуги и бизнес-процессы.

Исследование показало, что на текущий момент технологиями повышения конфиденциальности пользуются 6 банков - Альфа-Банк, ВТБ, Т-Банк, МТС Банк, Совкомбанк и Банк Синара.

Также продолжается положительная динамика в развитии трансграничных переводов. По сравнению с прошлым исследованием Сбер и Уралсиб расширили географию дружественных стран, в которые возможно совершать переводы средств по номеру телефона прямо из приложения банка, а в мае Промсвязьбанк запустил такую возможность сразу в 4 страны.

В марте 2024 года Т-Банк был включен в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Итого Сбер, Альфа-Банк, ТБанк, МТС Банк, Промсвязьбанк и Росбанк имеют собственные ЦФА-платформы с лицензиями ЦБ.

На основании исследования, проведенного центром Sk Финтех Хаб, составим таблицу, описывающую основные критерии оценки эффективности инноваций в коммерческих банках.

Таблица 3 – Оценка эффективности инноваций в коммерческих банках. Составлено автором.

Категория
Критерии оценки
Лидирующие банки
Инновационная организационная структура
Наличие краудинвестинговой платформы Корпоративный акселератор
ВТБ
Инвестиции в инновации
Количество венчурных и M&A-сделок Активности для стартапов по поиску инвестиций Наличие корпоративного венчурного фонда Корпоративная венчурная студия
МТС Банк
Сотрудничество со стартапами
Коммерческие контракты со стартапами «Сколково» Мероприятия по поиску технологических партнеров Хакатоны / кейс-чемпионаты Школьные и студенческие акселераторы Активности с региональными стартапами Инновационные проекты для социальной сферы
Альфа-Банк
Инициативы для работы с инновациями и поддержки проектов на ранних стадиях
Молодежные акселераторы Образовательные техно-лагеря
Сбер, Россельхозбанк
Цифровые сервисы
Технологии повышения конфиденциальности (конфиденциальные вычисления) Расширение возможностей трансграничных переводов Платформы цифровых финансовых активов (ЦФА)
Альфа-Банк, ВТБ, Т-Банк, МТС Банк, Совкомбанк, Банк Синара, Сбер, УралСиб, Промсвязьбанк, Росбанк

В первой половине 2024 года крупнейшие банки сохранили свои позиции в тройке лидеров, продолжая активное взаимодействие с небольшими технологическими фирмами. Т-Банк вновь вошел в пятерку лидеров рейтинга, чему способствовал запуск собственной краудфандинговой платформы «T-Венчур» и включение ее в реестр операторов цифровых финансовых активов. Павел Новиков, управляющий директор Sk Финтех Хаб, подчеркивает, что заметной тенденцией является растущая вовлеченность банков в запуск пилотных проектов. Только в первой половине 2024 года анализируемые банки инициировали 123 пилотных проекта со стартапами, 96 из которых были реализованы тремя крупнейшими банками. Для сравнения, за весь 2023 год было реализовано всего 120 пилотов [7].

Заключение. Итак, в ходе проведенного исследования были выявлены основные проблемы и тенденции, характерные для оценки эффективности инноваций в коммерческих банках. Было установлено, что существующие методы в первую очередь ориентированы на финансовые показатели, такие как ликвидность и прибыльность, что не в полной мере позволяет учитывать влияние новых технологий и инновационных решений на стратегическое развитие банков. Также выявлен недостаток внимания к цифровым сервисам, фрагментации рынка и созданию конкурентных преимуществ, что снижает возможность объективного анализа инновационной активности.

В условиях стремительного развития технологий, таких как искусственный интеллект, блокчейн, нейротехнологии и квантовые вычисления, традиционные методы оценки требуют адаптации и дополнения. Согласно исследованию, проведенному центром Sk Финтех Хаб в марте 2024 года, лидерами по внедрению инноваций на рынке России являются Сбер, Альфа-Банк, ВТБ, Т-Банк и Россельхозбанк, которые активно используют краудинвестинговые платформы, корпоративные акселераторы и венчурные фонды.

Среди возможных направлений дальнейших исследований можем выделить изучение опыта зарубежных банков по внедрению инноваций, анализ влияния новых технологий, таких как ИИ и блокчейн, на операционную деятельность коммерческих банков, а также разработка моделей оценки экономической эффективности инновационных решений в условиях быстро меняющейся внешней среды.


Страница обновлена: 03.10.2024 в 11:02:19