Особенности механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельного предприятия

Шанин И.И.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (14), Июнь 2012

Цитировать:
Шанин И.И. Особенности механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельного предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 3. – С. 11-28.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712182
Цитирований: 34 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается и анализируется механизм повышения эффективности экономической деятельности мебельных предприятий. Новизной данной работы выступает разработка теоретических и методических положений по повышению эффективности экономической деятельности предприятия.

Ключевые слова: промышленность, мебельное предприятие, эффективность экономической деятельности мебельного предприятия



Интенсивное развитие российского рынка мебельной продукции, усиливание конкурентной борьбы в этом рыночном сегменте придает особую актуальность применению передовых управленческих методов и инструментов оптимизации производства, которые позволяют повысить конкурентоспособность предприятий.

Одним из наиболее популярных и оправдывающих себя в практике решений выступает переход к созданию механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельных предприятий, который предусматривает сочетание преимуществ индивидуальной работы с клиентами и мелкосерийного производства. При этом перед управляющими возникает ряд новых задач повышения эффективности, связанных с корректным составлением планов, контролем и регулированием на краткосрочных и долгосрочных временных отрезках. Подходы, применяемые в традиционном серийном производстве, в новых условиях показали свою несостоятельность.

В настоящей работе проанализирована экономическая деятельность мебельных предприятий в условиях промышленного производства, а также указаны пути повышения эффективности экономической деятельности.

При современном состоянии исследований вопросов повышения эффективности экономической деятельности присутствует разнообразие общетеоретических и прикладных разработок российских и зарубежных ученых, которые требуют обобщения и систематизации.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических, научно-методических положений и разработка практических рекомендаций, направленных на формирование механизма повышения эффективности экономической деятельности предприятия мебельной промышленности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • проанализировать и оценить действующую систему повышения эффективности экономической деятельности современных мебельных предприятий с целью выявления действенных мер по повышению экономической эффективности;
  • разработать механизм повышения эффективности экономической деятельности на мебельном предприятии, исходя из выработанной системы требований к управлению выпуском мебельных изделий;
  • рассмотреть методический подход к управлению материальными ресурсами с учетом характерных особенностей промышленного производства мебели;
  • разработать программу роста эффективности экономической деятельности, которая позволит предложить альтернативные варианты элементов подсистемы экономической деятельности и привести к минимуму затрат на реализацию предлагаемых нововведений;
  • определить особенности построения системы формирования путей повышения эффективности экономической деятельности, провести усовершенствование ее алгоритмической базы.
  • В статье рассматриваются мебельные предприятия Воронежской области различных форм собственности, полностью или частично изготавливающие продукцию мебельного промышленного производства.

    В условиях жесткой рыночной конкуренции одним из возможных путей выживания и дальнейшего развития российских предприятий-производителей мебели становится отказ от традиционного серийного производства и переход к «смешанному» типу производства мебели, который позволяет обеспечить гарантированную реализацию продукции. Основной принцип работы такого производства заключается в следующем: наиболее востребованные детали и комплектующие мебельных изделий производятся серийно и хранятся на складе, а отдельные детали, обеспечивающие составление конструкции и оформление продукции, изготавливаются под определённые заказы.

    Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует четкое терминологическое определение, которое разграничивало бы производственные системы такого типа от прочих. Широко применяемая классификация производств по типам (массовое, серийное, единичное) характеризует производственную подсистему предприятия с точки зрения объёмных и производственных показателей, повторяемости выпуска и специализации рабочих мест, оставляя в стороне особенности изготовления продукции. По мнению автора, корректным является применение термина «промышленный способ», означающий в широком смысле не только принадлежность к производственным отраслям, но и изготовление продукции в больших масштабах в отличие от таких способов, как единичный, кустарный, «гаражный» тип производства. Применительно же к способу изготовления продукции и при взаимодействии с клиентами в выражениях закрепилось понятие «позаказного» обслуживания посредством «индивидуального» производства продукции. Изучение показало, что в научно-методической литературе понятие «позаказный» связывается, как правило, со способом учета выпускаемой продукции (в бухгалтерском деле), в то время как понятие «индивидуального» производства более точно отражает сущность процессов на предприятиях описываемого типа.

    Объединив данные понятия в рамках определения особенностей производственной системы, возникает необходимость уточнения определения индивидуального промышленного производства как способа производства, основанного на индивидуальных заявках клиентов и высокой видоизменённости изделий, обеспечиваемой индивидуальным принципом производства и комплектования продукции. При этом сочетаются технологические преимущества серийного изготовления продукции и сбытовые — позаказного взаимодействия с клиентурой. Характерные особенности производственной системы такого типа — широта номенклатуры предметов труда; включение конечных потребителей в цепочки поставок и необходимость разработки и выполнения плана отгрузки; наличие индивидуальных параметров заказов, определяющих время от запуска до выпуска изделий в производстве. Отсюда следует, что построение обоснованного механизма повышения эффективности экономической деятельности такой системой предполагает анализ как функционального состава процесса экономической деятельности, так и воздействия внешних факторов. На представленной схеме факторы, влияющие на процесс построения и функционирования механизма повышения эффективности экономической деятельности, условно можно сгруппировать по месту их возникновения (рис. 1).

    Рис. 1. Факторы, влияющие на организацию механизма повышения эффективности экономической деятельности (МПЭЭД)

    Для производства такого вида особую значимость приобретает повышение эффективности производства, главная задача которого заключается в организации согласованного во времени и пространстве движения материального потока с целью обеспечения выполнения производственной программы путем оптимальной разработки заданий, рационального контроля и регулирования их выполнения.

    Основная проблема российских мебельных предприятий заключается в попытках использовать современную производственную модель без изменения устаревших подходов к планированию, учета и контроля за ходом производства. Поэтому требуется обоснование новых и модернизация существующих процессов экономической деятельности на пути адаптации предприятий к запросам рынка.

    Механизм повышения эффективности экономической деятельности необходимо выстраивать, исходя из интегрированной системы задач, происхождение части которых имеет производственную «генеалогию», другой — ориентацию на достижение планов «высшего», стратегического порядка. Отсюда следуют и особые принципы создания системы экономической деятельности — с движением не строго сверху вниз, от финансовых задач предприятия, а в сочетании с решением задач исключительно производственного характера. При объединении такой трактовки задач модернизации производственной системы с подходом, подразумевающим ориентацию на потребности производственного сегмента предприятия, может быть предложена общая схема механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельного предприятия, в котором учитывается специфика индивидуального промышленного производства (рис. 2).

    Рис. 2. Механизм повышения эффективности экономической деятельности предприятия

    В качестве элементов данной схемы выступают:

    I. Модули механизма повышения эффективности экономической деятельности, которые представлены едиными блоками и включающие инструментарий методов, приемов и средств аналитики, выработки и реализации решений на различных этапах функционирования механизма: схема управления материальными ресурсами, определяющая принципы обработки и выполнения производственной системы запросов потребителей, взаимодействия с поставщиками ресурсов, построения цепочек поставок материалов и комплектующих; алгоритмическая база оперативного планирования. Планирование — основная функция оперативного управления, от соответствия подходов к составлению календарных план-графиков запуска и выпуска изделий в производство прямо зависит эффективность деятельности в целом; комплекс мероприятий по совершенствованию процессов экономической деятельности. Механизм повышения эффективности экономической деятельности должен включать не только определенные инструменты, с внедрением которых повышается эффективность деятельности в конкретных производственных условиях, но и программу действий по ступенчатой адаптации существующих ныне процессов экономической деятельности без существенной «ломки» управленческой системы в целом.

    II. Факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на процесс экономической деятельности, а также преобразования и совершенствования системы позаказного производства.

    III. Цели и задачи функционирования механизма. Делятся на общие и частные, решаемые в процессе достижения главной цели — постоянного приведения производственной системы в соответствие требованиям внешней рыночной среды.

    Актуальной методической задачей является разработка такого подхода к повышению эффективности экономической деятельности, который бы предусматривал алгоритмы решения проблем технико-экономического и организационного характера, связанных с регулированием процессов закупки, складирования сырья и материалов, пополнения их запасов, приемом индивидуальных заказов, отпуском материалов в производство, формированием укрупненных и детализированных планов производства, управлением производственным процессом на технологической стадии, контролем запасов и затрат в незавершенном производстве, складированием и отгрузкой готовой продукции. Рассмотрение показало, что в настоящее время в мировой практике применяются несколько систем (стандартов) управления материальными ресурсами (MRP, «Точно вовремя», OPT и др.), каждая из которых решает только одну из поставленных задач, являясь узконаправленной, а потому неприспособленной решать многоплановые задачи индивидуального промышленного производства. Для этого предлагается схема, объединяющая актуальные для ориентированного на потребности рынка производства достоинства описанных систем и которая учитывает особенности индивидуального мебельного производства (рис. 3).

    Отличительными особенностями схемы управления материальными ресурсами являются:

  • возможность параллельного планирования на различных временных горизонтах. Производство небольшого ассортимента готовых блоков и деталей, которые гарантированно находят применение в производстве, осуществляется заблаговременно на основе укрупненных планов и прогноза спроса на продукцию тех или иных типоразмеров, поставки же уникальных комплектующих производятся «под заказ», соответственно изменяя сроки исполнения заказа;
  • наличие непосредственной связи между процессами сбыта и поддержания запасов на складе материалов и буферном складе готовых модулей за счет резервирования товарно-материальных ценностей, распределения материалов и комплектующих на складе по заказам;
  • установка обратной связи «производство-потребитель». При наличии актуальной информации об имеющихся комплектующих и мощностях уже на стадии приема заказа появляется возможность воздействия на спрос путем выбора только тех вариантов, которые можно реализовать в стандартный срок, либо предложения вариантов заказа с различными сроками исполнения;
  • наличие блока диспетчирования производства, в котором производится совмещение планов производств по детальным и укрупненным планам;
  • важная роль придается блоку формирования планов-графиков выпуска изделий и заказов в целом. На этом этапе за счет оптимизации движения предметов труда возможно улучшение таких показателей, как объем производства, производительность труда, загрузка оборудования, себестоимость продукции.
  • Рис. 3. Схема управления материально-производственными ресурсами предприятия

    Предложенная схема управления материально-производственными ресурсами апробирована на примере мебельных предприятий Воронежской области. Для оценки результативности разработанных мероприятий использовалась система показателей, включающих как абсолютные (объем производства, себестоимость всего выпуска, стоимость различных производственных фондов), так и относительные величины (структуры запасов и затрат, показатели оборачиваемости) (табл. 1).

    Таблица 1

    Направленность мероприятий по повышению эффективности экономической

    деятельности предприятия

    Содержание мероприятия
    Прогнозируемый экономический эффект
    Численное выражение эффекта
    Внедрение конструкторско-технических ограничений на стадии приема заказа, сокращение отдельных элементов цикла обработки заказа
    Увеличение времени, доступного для поставок по схеме «точно в срок», сокращение запасов, период пополнения которых составляет менее периода от поступления в отдел снабжения информации о текущих потребностях
    Сокращение до недельного или двухнедельного уровня потребления до 20% запасов (листовых материалов, фурнитуры, готовой продукции)
    Внедрение системы резервирования по ряду видов материальных запасов
    Сокращение потерь от выплаты пени и неустоек за просроченные заказы
    Сокращение потерь до 2% объема товарной продукции
    Оптимизация планирования отношений с оптовыми клиентами
    Уменьшение дебиторской задолженности в размере оптимизируемой доли «долгосрочных» заказов оптовых клиентов
    Сокращение доли дебиторской задолженности в общем объеме активов на 4,3-8,4% (в зависимости от текущего состояния средств в расчетах)
    Взаимоувязка сроков изготовления и поставок партий заказов, группируемых по контрагентам
    Снижение запасов готовой продукции, повышение оборачиваемости активов данного вида
    Снижение запасов готовой продукции на 7-9%, снижение дебиторской задолженности на 7-10% (доля заказов оптовых клиентов со сроками исполнения > 30 дней)
    Повышение объема производства на основе применения усовершенствованных алгоритмов составления индивидуальных планов
    Рост объема производства, увеличение коэффициента загрузки оборудования, экономия на условно-постоянных затратах
    Зависит от используемого алгоритма формирования индивидуальных планов

    Процесс реализации предложенной схемы управления материальными ресурсами подразумевает создание централизованной информационной системы, которая позволяет оперативно аккумулировать информацию обо всех поступающих заказах и немедленно предоставлять ее внутренним контрагентам предприятия. С этой целью предлагается программа по повышению эффективности экономической деятельности. На первом этапе разрабатывается схема детализации и взаимодействия блоков информации, спроектированная как базовая для учетно-контрольных систем мебельного предприятия. Ее особенностями являются рассмотрение индивидуального заказа в качестве основной учетной единицы, в свою очередь в которой происходит дробление на более мелкие составляющие (изделия, детали) в зависимости от потребности в информации той или иной степени детализации на конкретном этапе производственного процесса; замкнутость процессов при приеме заказов, планирования производства и поставок материальных ресурсов в рамках единой учетной системы; позаказный учет затрат; ориентированность на активное использование средств аналитики и прогнозирования; возможность комплексного анализа отношений с контрагентами.

    На втором этапе планируется создание инфраструктуры, которая позволила бы реализовать на практике сформулированные подходы. Его содержание сводится к решению задачи формирования общего информационного пространства (ОИП), образуемого совокупностью баз и банков данных (БД и БНД), технологий их создания, поддержки и использования, информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие участников производственного процесса. ОИП можно представить как следующую совокупность компонентов:

    IS = {K1, K2, K3}, (1)

    где K1 — информационные ресурсы; K2 — средства информационного взаимодействия; K3— информационная инфраструктура.

    Изменения в схеме обработки информационных блоков проводится посредством проецирования на структуру управления: предполагается переориентация основной части полномочий по составлению индивидуальных планов и контроля за их выполнением отделу технологической подготовки производства, дополнение структуры управления «взаимообратными» связями. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность резервирования товарно-материальных ценностей со склада в сбытовом подразделении, коррекцию складской программы в зависимости от краткосрочных колебаний спроса.

    Выбор оптимального варианта внедрения в зависимости от потребностей предприятия, его масштабов и существующей материально-технической базы осуществляется согласно схеме (рис. 4).

    Рис.4. Процесс определения затрат по необходимым мероприятиям

    Также необходимо предложить алгоритм формирования индивидуальных производственных план-графиков, позволяющий оптимизировать движение предметов труда на технологической стадии производственного процесса, базирующийся на применении комбинации известных методов (снижения требований, локального поиска, оценки приоритетов) и адаптированный для нужд мебельного производства. При разработки алгоритма планирования соответствие специфике индивидуального производства достигается рядом возможностей:

    существенная экономия в трудозатратах достижима лишь, при оптимизации производственного процесса в «узких местах» (число которых не превышает 2‒3);

  • расписание составляется на сменно-суточный период;
  • используется «статический» подход к решению задачи, подразумевающий наличие всех заданий ко времени составления плана без дальнейшего пополнения массива заказов.
  • Пусть — массив полученных заказов, ,

    где — вектор, задающий набор свойств i-го предмета труда, участвующего в технологическом процессе (заготовки, детали, сборочного узла); — срок отгрузки i-й детали; — самый ранний возможный срок изготовления i-й детали; — среднее время изготовления заказа заданной номенклатуры.

    Работу по составлению расписания предлагается разбить на ряд этапов.

    Этап 1 — отбор заказов для передачи в подразделение, осуществляющее составление индивидуальных планов различного уровня, по критерию принадлежности календарного срока выполнения заказа к горизонту планирования.

    Этап 2 — формирование «расширенного» плана. Производится в рамках периода. При этом заказы группируются таким образом, чтобы максимизировать присутствие в сменно-суточных планах однородных предметов труда по ведущим операциям. Отбор элементов массива производится по критериям:

    1) директивного срока исполнения

    - , (2)

    где — левая граница интервала отбора для заказа с номером I;

    , (3)

    — правая граница интервала отбора для заказов, включаемых в план.

    ,(4)

    — горизонт планирования, мин.

    - , (5)

    где ограничения по использованию складских площадей:

    а) , (6)

    б) , (7)

    Предполагается, что сборочная площадка имеет достаточную емкость и пропускную способность для обслуживания всего объема заказов, изготавливаемых за смену. При этом порядок и время поступления значения не имеют. При составлении календарного план-графика производства в качестве критерия оптимальности целесообразно использовать минимум длительности совокупного производственного цикла, так как он косвенным образом учитывает большинство показателей, отражающих эффективность процесса производства (коэффициент загрузки оборудования, амортизационные отчисления, объем незавершенного производства).

    Этап 3 — построение плана для деталей, обрабатываемых на «узких» местах. Предполагается, что детали организованы в транспортные партии оптимального объема, а «урезанное» до ведущих операций расписание является конвейерным. Критерий оптимизации — минимум времени совокупного производственного цикла. Применяется алгоритм Джонсона с учетом коррекции времени начала обработки очередной детали. В качестве основного способа организации обработки для индивидуального промышленного производства целесообразно применять параллельно-последовательную передачу предметов труда.

    Целевая функция сформулированной оптимизационной задачи не может быть выражена единым аналитическим выражением. В данной модели время запуска и завершения обработки партии деталей на конкретном рабочем месте определяется следующим образом:

    = max { + , +}, (9)

    где — время начала запуска i-й партии деталей на (j-1)-м рабочем месте; — время обработки i-й партии деталей на (j-1)-м рабочем месте; — время обработки (i-1)-й партии деталей на j-м рабочем месте.

    Для математической реализации предложенной схемы поиска вектор решения задачи представляется в виде (x1 , x2 , x3 ,-., xi ,-.., xn), где xi соответствует номеру партии деталей, помещаемой в i-ю по номеру очередь, а n— общее число партий деталей, запускаемых в обработку. Затем достраиваются графики прочих операций. При этом порядок их включения в план регламентируется одним из выбранных управляющих приоритетов (равновероятный выбор, выбор операции с минимальной длительностью, выбор операции, входящей в работу, для которой оставшаяся длительность всех операций максимальна; выбор операции, входящей в работу, для которой длительность выполнения всех остальных неупорядоченных операций максимальна и ряд других). Полученный график может подвергаться финальной корректировке «вручную» на графиках Гантта.

    Имитационное моделирование на базе укрупненных временных показателей позволило получить следующие сравнительные показатели (табл. 2).

    Таблица 2

    Сравнение эффективности применяемого и предлагаемого алгоритмов

    составления индивидуальных планов

    Показатель
    Применяемый алгоритм
    Предлагаемый алгоритм
    Темп прироста, %
    Среднее время цикла обработки заказа, час.
    27,2
    24,4
    -9,3
    Загрузка оборудования в «узких местах» производственного цикла (на раскрое и изготовлении деталей сложного профиля), %
    0,4-0,5
    0,45-0,55
    8-11% (в зависимости от особенностей заказов, включаемых в план-график)
    Среднее время межоперационных пролеживаний предметов труда, час
    17,1
    15,4
    - 11,1
    Среднее время межоперационных пролеживаний в % от продолжительности цикла обработки заказа
    43
    62
    -1,7
    Объем производства, условных заказов в сутки в среднем
    310
    337
    9,7

    Имитационное моделирование показало возможность увеличения объема производства на величину до 9,7% текущего значения за счет использования изложенного подхода.

    Расчет, проведенный на базе отчетности предприятий-объектов исследования, позволил выявить потенциальный экономический эффект внедрения предлагаемого алгоритма. В качестве показателей-индикаторов использовались объем производства, коэффициенты оборачиваемости оборотных средств различных видов, а также показатели эффективности использования основных фондов (табл. 3).

    Таблица 3

    Эффект от мероприятий по совершенствованию экономической деятельности

    производства на основе применения предлагаемого алгоритма

    Содержание мероприятия
    Прогнозируемый экономический эффект
    Численное выражение эффекта
    Повышение объема производства на основе применения предложенного алгоритма составления индивидуальных планов
    Рост объема производства, увеличение коэффициента загрузки оборудования
    Рост объема производства на 9,7%, коэффициента загрузки — до 0,6‒0,7
    Экономия на условно-постоянных затратах
    Снижение затрат на 1 рубль товарной продукции на 1,9‒2,4% (в зависимости от масштаба предприятия)
    Рост эффективности использования основного капитала
    Рост фондоотдачи на 9,7%, снижение фондоемкости на 8,8%
    Рост оборачиваемости оборотных средств (главным образом, производственных запасов в связи с применением «тянущих» принципов логистической концепции Just-In-Time)
    Рост коэффициентов оборачиваемости (дебиторской задолженности — до 11%, готовой продукции — 7,5%)

    Эффективность затрат определяется тем, насколько рыночные условия позволят предприятию использовать возможности производства и реализации большего объема продукции. По данным анкетирования служб сбыта исследуемых предприятий, с учетом перенасыщенности рынка мебельной продукции реальный эффект мероприятий не превысит 3% прироста выручки и товарной продукции. Реализация программы совершенствования экономической деятельности может осуществляться как поэтапно (с разбиением по периодам и контролем рентабельности отдельных составляющих программы), так и единовременно. Ниже приводятся показатели, определенные для второго варианта внедрения, прогнозный срок реализации программы — 5 мес.

    Срок окупаемости мероприятий, полученный путем сопоставления возникающих дополнительных расходов и чистого дисконтированного денежного потока по мероприятиям, составит 2 года 8 мес. (при ставке дисконтирования 20%, принятой для расчета согласно рекомендациям консалтинговой компании, обслуживающей ОАО «Графское»). Рентабельность продаж по данным двух прогнозных периодов возрастет на 4,8 % (табл. 4).

    Таблица 4

    Изменение основных показателей хозяйственной деятельности при реализации мероприятий по совершенствованию экономической деятельности ОАО «Графское», тыс.р.

    Показатель
    Среднее значение за 2007‒2011 гг.
    Прогноз
    1-й год
    2-й и последующие годы
    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
    152559
    155229
    157136
    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
    135880
    138758
    139593
    Прибыль (убыток) от продаж
    11494
    11286
    12358
    Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
    9619
    9453
    10311
    Рентабельность продаж, %
    6,3
    6,1
    6,6

    Процесс внедрения может быть разбит на ряд этапов, на каждом из которых необходим контроль частичной рентабельности нововведений. При этом прогнозируемый срок окупаемости затрат может возрасти на 0,5‒1 год.

    Исследование теоретических основ и практический анализ систем экономической деятельности действующих мебельных предприятий Воронежской области доказали необходимость уточнения определения индивидуального промышленного производства как особого способа организации производственного процесса.

    Разработанный механизм повышения эффективности экономической деятельности производством мебельного предприятия, учитывает специфику позаказного промышленного производства и ориентирован на необходимость решения интегрированной системы финансовых задач с акцентом на производственных проблемах. Применительно к избранной производственной модели включает в качестве ключевых элементов схему управления материальными ресурсами, программу совершенствования индивидуального производства и алгоритм формирования оперативных производственных план-графиков.

    Вывод

    Итогом изучения управленческих процессов на предприятиях-объектах исследования стало определение основных требований, предъявляемых к повышению эффективности экономическеой деятельности мебельного предприятия. Для адаптации действующих управленческих систем к условиям рынка разработана схема управления материальными ресурсами, позволяющая улучшить показатели использования оборотных средств за счет оптимизации объемов дебиторской задолженности, материальных запасов и готовой продукции.


    Источники:

    1. Безрукова Т.Л., Коваленко Н.П. Особенности организационных аспектов функционирования предприятий в современных условиях // Регион: системы, экономика, управление. ‒ 2009. ‒ № 2. ‒ С. 109-113.
    2. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Добросоцкий М.К. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов промышленных предприятий // Воронеж: ВГЛТА, 2010. – 190 с.
    3. Безруков Б.А., Борисов А.Н. Структурное построение инвестиционно-инновационного развития предприятий // Социально-экономические явления и процессы. ‒ 2009. ‒ № 4. С. ‒ 13-15.
    4. Безрукова Т.Л. Управление устойчивым развитием мебельных предприятий: Монография. ‒ Воронеж: ВГУ, 2004. – 192 с.
    5. Борисов А.Н., Овсянников С.В. Предотвращение банкротства промышленных предприятий на основе методики комплексного экономического оздоровления (статья) // Вестник Воронежской государственной технологической академии. ‒ 2010. ‒ № 4. – С. 19-24.
    6. Морковина С.С., Безрукова Т.Л., Воронина В.Ф. Производственный менеджмент и маркетинг в отраслях лесопромышленного комплекса: учебное пособие. ‒ Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2007. ‒ 231с.
    7. Шанин И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период / Вестник Воронежского государственного технического университета. ‒ 2011. ‒ Том 7. ‒ № 10. – С. 155-158.
    8. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности промышленного предприятия [Текст] // Общество: Политика, Экономика, Право. ‒ 2012. ‒ № 1.
    9. Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Стимулирование инновационной деятельности промышленного производства в условиях выхода Российской экономики из кризиса // Лесотехнический журнал. 2011. ‒ №4. ‒ С. 138-142.

    Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:19:39