Основные показатели системы управления инновационной деятельности мебельных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 31
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (13), Сентябрь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18791544
Цитирований: 31 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Инновационная деятельность выступает основой дальнейшего существования и развития промышленных предприятий, а также даёт возможность для повышения конкурентных преимуществ. Современные конкурентные преимущества предприятий все более зависят не от степени владения капитальными ресурсами и материальными ценностями, а от способности сотрудников к разработке и внедрению инноваций, что приводит к расширенному привлечению инвестиций в интеллектуальный капитал и является базой экономического роста на основе научно-технического прогресса.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инвестиции, инновационный проект, промышленность
В современных условиях быстро растущий научно-технический прогресс дает предпосылки предприятиям для обновления и модернизации машин и оборудования. При этом динамично изменяющиеся условия внешней среды вынуждают мебельные предприятия рассматривать и принимать стратегические решения на долгосрочную перспективу. Причем характеристики инновационных проектов часто отличаются непредсказуемостью эффективности конечного результата, данный факт определяет наличие инновационного риска. Масштабы рисков в инновационной деятельности предприятий промышленного производства таковы, что в среднем успеха достигают лишь 15‒25% подобных начинаний.
Но при высоком риске возможна высокая норма прибыли от внедрения инновационных проектов: к примеру, в промышленно развитых странах за счет использования инноваций обеспечивается от 60% до 100% прироста промышленного производства [2].
Стоит отметить, что существующие подходы к организации и управлению инновационной деятельностью мебельных предприятий рассматривают лишь отдельные аспекты и направления, а комплексная концепция, которая позволила бы предложить системное управление инновационной деятельностью мебельных предприятий, в настоящее время отсутствует. Таким образом, при наличии задач организации и управления инновационной деятельностью мебельных предприятий появляется необходимость систематического изучения, обобщения и переосмысления действующих форм и методов управления предприятиями исследуемой отрасли.
Основная цель исследования заключается в совершенствовании методических подходов по формированию и развитию системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рис. 1. Схема основных элементов системного подхода по управлению инновационной деятельностью мебельного предприятия
При применении системного подхода к управлению инновационной деятельностью мебельного предприятия появляется возможность сформировать процесс, который подразумевал бы наличие у экономических субъектов как осознанных целей и планов своего развития, так и адекватного мотивирования к их достижению.
Использование системного подхода к управлению инновационной деятельностью мебельного предприятия включает в себя в качестве основных элементов деятельность предприятий, которая связана с решением маркетинговых, научно-технических, финансовых, кадровых, организационных и производственных вопросов (рис. 1).
Процесс построения системы управления инновационной деятельностью предприятия должен сопровождаться концентрированием усилий на определенных сегментах рынка и технологических процессах, выбранных в соответствии со стратегией развития и с учетом технической и маркетинговой деятельности предприятия. Целью при построении системы управления инновационной деятельностью является преобразование различного исходного информационного потока в концепцию нововведения, которая может получить свою реализацию в дальнейшем подразделениями НИОКР. При наличии четко обоснованной концепции нововведения появляется возможность к повышению дальнейшего успеха построения системы управления [3].
Построение системы управления инновационной деятельностью на предприятии требует одновременного осуществления следующих моментов, способствующих повышению эффективности инновационного процесса:
При выборе основных элементов системы управления инновационной деятельностью предприятия мебельной промышленности и для обеспечения их эффективной взаимосвязи необходимо проанализировать внешние факторы предприятия, так как это дает возможность выявить ключевые проблемы, влияющие на взаимодействия и обеспечить адаптацию предприятия к требованиям отраслевых рынков.
В настоящее время внешняя среда активно влияет на процесс построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью предприятия (рис. 2).
Рис. 2. Схема процесса построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия
Система управления инновационной деятельностью предприятия зависит от внешних факторов в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, и при построении и использовании системы управления предприятие должно своевременно реагировать на изменения, выявлять определяющие эти изменения факторы, находить необходимые способы адаптации себя к условиям эффективного функционирования.
Управление инновационной деятельностью в мебельной отрасли предполагает создание рыночной инфраструктуры, которая призвана стимулировать и поддерживать данный процесс, а также осуществлять его непосредственный контроль. Таким образом, проблема рационализации и эффективности использования инновационной продукции в сложившихся в нашей стране социально-экономических условиях, приобретает особое значение и требует новейших подходов для построения системы управления инновационной деятельностью на предприятиях, для совершенствования инновационного процесса в отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности.
Построение системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий для производства мебельной продукции в определенной степени может опираться на накопленный потенциал российских разработок. При этом проблема заключается в нехватке объемов инвестирования для доведения этих разработок до конечного результата — инновационного продукта. С одной стороны, доведение и разработка новых материалов и комплектующих требует значительных денежных средств. А с другой стороны, вложения в российские разработки имеют определенные риски в условиях постоянного интенсивного выхода на рынок новых иностранных инновационных материалов, которые по своим характеристикам более привлекательны потребителю.
В настоящее время основными направлениями организации и управления инновационной деятельностью являются разработки мебельной плиты, ДСтП и отделочных материалов. Новые материалы должны быть более экологичными, долговечными, термо- и вибростойкими. В итоге, готовый продукт получает потребительскую привлекательность, новые свойства, такие как долговечность, меньший вес, быстрота сборки [4].
Процесс организации инновационной деятельности для создания новых разработок в мебельной промышленности требует координированных совместных усилий специалистов, которыми одно мебельное предприятие может не располагать. При этом желательно иметь в портфеле ряд разработок, так как это даст возможность снизить риск неудачи.
Наиболее перспективной формой привлечения работников к управлению инновационной деятельностью становятся группы для решения производственных проблем, сформированные из рабочих и служащих разных производственных подразделений и штабных служб предприятия мебельной отрасли, которым оказывает постоянное внимание и поддержку руководство предприятия. Эти группы получили разные названия в разных странах: группы контроля качества, группы по повышению производительности, группы по совершенствованию производства.
Система управления инновационной деятельностью мебельных предприятий реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления ряда функций. Рассмотрим эти функции:
При рассмотрении системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий удалось выявить два основных фактора актуальной необходимости улучшения организационных аспектов функционирования этой системы:
Рис. 3. Основные этапы создания нового инновационного продукта
Для улучшения организационных аспектов функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий на основе лизинга необходимо предпринять следующие меры, обеспечивающие сокращение срока создания нового инновационного продукта:
Рис. 4. Оценка эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия
Рассмотренная оценка эффективности системы имеет конечную цель определить степень воздействия реализуемых проектов и нововведений:
Оценку эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия необходимо проводить в следующей последовательности:
При процессе разработки стратегии развития инновационной деятельности мебельных предприятий, необходимо включить ряд процедур при выборе и принятии решений, направленных на повышение инновационного потенциала исследуемых предприятий. В рамках этого процесса руководство должно определить наиболее целесообразный набор инструментов повышения инновационного потенциала мебельных предприятий на основе экспресс-диагностики уровня их конкурентоспособности и качества производимых мебельных изделий.
Разработка стратегии развития инновационной деятельности мебельных предприятий проводится с целью обеспечения перехода мебельных предприятий с более низкого к более высокому уровню развития менеджмента и более качественному управлению в результате построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью предприятий. Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий представляет собой детальный всесторонний комплексный анализ, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление и достижение конечных целей предприятий. Процесс разработки стратегии может включать несколько этапов:
Производственно-финансовая методология представляет собой систему общих правил-принципов, а также специальных приемов и методов экономического исследования. Они составляют теоретическую базу теории инновационного менеджмента.
Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий разрабатывается в соответствии с целями его функционирования, в этой связи все научные и исследовательские проекты должны рассматриваться как один из основных способов достижения главной цели исследуемых предприятий.
Источники:
2. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Добросоцкий М.К. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов промышленных предприятий // Воронеж: ВГЛТА, 2010. – 190 с.
3. Безрукова Т.Л. Управление устойчивым развитием мебельных предприятий : монография. ‒ Воронеж: ВГУ, 2004. – 192 с.
4. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности промышленного предприятия // Общество: Политика, Экономика, Право. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 73-80.
5. Борисов А.Н., Безруков Б.А. Структурное построение инвестиционно-инновационного развития предприятий // Социально-экономические явления и процессы. ‒ 2009. ‒ № 4. ‒ С. 13-15.
6. Морковина С.С., Безрукова Т.Л., Воронина В.Ф. Производственный менеджмент и маркетинг в отраслях лесопромышленного комплекса : учебное пособие с грифом УМО / Т.Л. Безрукова, В.Ф. Воронина, С.С. Морковина. ‒ Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2007. ‒ 231с.
7. Шанин И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период // Вестник Воронежского государственного технического университета. ‒ 2011. ‒ № 10. – С. 155-158.
8. Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Формирование и основные элементы механизма по-вышения эффективности экономической деятельности предприятия мебельной промышленности // Лесотехнический журнал. ‒ 2012. ‒ №1(5). ‒ С. 107-122.
9. Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Стимулирование инновационной деятельности промышленного производства в условиях выхода Российской экономики из кризиса // Лесотехнический журнал. ‒ 2011. ‒ № 4. ‒ С. 138-142.
10. Шанин И.И. Особенности механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельного предприятия // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 3. — С. 11-28. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23227/
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:20:07