Проблемы и перспективы инновационного развития российской мебельной промышленности

Сухоруков А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (84), Декабрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034641
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Несмотря на наличие ряда работ, посвященных инновационной деятельности в мебельной промышленности, недостаточно проработанным остается ряд проблем, связанных с систематизацией и характеристикой специфических особенностей инновационной деятельности в сфере мебельного производства, определением перспектив и направлений его инновационного развития

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, факторы, особенности, мебельная промышленность



Рассмотрим состояние инновационной деятельности в мебельной промышленности. Безусловно, она в целом подчинена общим законам и закономерностям, базируется на единых принципах и поэтому носит универсальный характер.

Особенности инновационной деятельности в мебельной промышленности

Однако в каждой сфере экономической деятельности существуют свои характерные особенности, обусловливаемые различными факторами и определяющие специфику инновационной деятельности в данной сфере. Присутствует таковая и в мебельной промышленности. Поэтому необходимо выявить и систематизировать характерные особенности инновационной деятельности в мебельном производстве, чтобы выработать системный подход к его инновационному развитию.

Выполненные в ходе данного исследования обзор и анализ работ различных авторов показали, что до сих пор данной проблеме не уделялось достаточного внимания, вышеуказанные особенности в сфере мебельного производства должным образом не описаны. Практически эта проблема рассматривалась в двух известных работах: Т.Л. Безруковой [1] и Н.Е. Цукановой [2]. В первой из них, особенности инновационной деятельности рассматриваются преимущественно через призму отраслевой специфики производства, во второй в качестве факторов, определяющих указанные особенности, названы следующие: особый характер финансирования, связанный с риском временного разрыва между затратами на создание инновации и доходами, получаемыми в результате ее реализации; неопределенный характер спроса, в силу чего предложение инноваций должно играть активную и упреждающую роль. Таким образом, не выявлена целостная система особенностей и определяющих их факторов. Между тем, без этого сложно сформулировать полноценную стратегию инновационного развития мебельных предприятий.

Состав и содержание инноваций в мебельной промышленности представлены в таблице 1 (см. на с.???).

Таблица 1

Содержание инноваций в мебельной промышленности

Виды
инноваций
Содержание инновации
Продуктовые
инновации
Принципиально новая мебель; мебельная продукция с улучшенными технико-эксплуатационными (надежность, долговечность, устойчивость к вредным воздействиям окружающей среды), эргономическими (удобство использования, комфортность, широкие функциональные возможности), эстетическими (соответствие моде, привлекательный внешний вид, качество обработки поверхностей, стайлинговые решения) характеристиками за счет новых конструктивных решений, применения новых, более качественных материалов, фурнитуры и комплектующих изделий в изготовлении, современных технологий в производстве, оригинального дизайна и композиционных решений, повышения уровня экологичности производства; мебель, новая для конкретного рынка
Технологические
инновации
Обновление и модернизация технологического оборудования и иных средств труда; внедрение новых технологий; применение гибкого перенастраиваемого оборудования; автоматизация производства и вспомогательных служб; механизация труда; оптимизация производственного цикла; внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2000; соответствие международному стандарту ISO 14001 системы экологического менеджмента предприятия
Организационно-управленческие инновации
Совершенствование организационной структуры мебельных предприятий; применение новых подходов, методов, приемов и инструментов управления, организации производства и труда, мотивации работников; создание устойчиво работающей системы обратной связи с клиентами и покупателями; реинжиниринг бизнес-процессов; логистизация снабжения, производства и сбыта; создание новых организационных форм и интеграционных структур в мебельной промышленности (кластеров, стабильных и динамических сетей, стратегических альянсов и партнерств и т.д.)
Маркетинговые и рыночные
инновации
Применение новых приемов по всем направлениям маркетинговой деятельности и методов сбыта; развитие товаропроводящих сетей и брэндинга; повышение качества сервисного обслуживания; развитие системы дополнительных услуг; завоевание новых рынков; существенное расширение существующей доли рынка
Информационные инновации
Разработка и (или) приобретение современных информационных систем, программного обеспечения, что обеспечивает сокращение затрат времени и труда во всех областях деятельности предприятия (от закупок сырья, материалов, маркетинга, бухгалтерского учета до послепродажного обслуживания и т.д.)
Социальные инновации
Улучшение условий труда, охраны труда, безопасности работы; расширение социальных программ (оздоровление, жилье, экология); повышение уровня квалификации сотрудников, их образовательного уровня, качества жизни в целом

Основными для мебельной промышленности, безусловно, являются продуктовые инновации. Здесь необходимо заметить следующее. Радикальные инновации в виде появления принципиально новых видов мебели происходят достаточно редко (в качестве последнего примера можно привести появление трансформируемой мебели). Уровень радикальности продуктовых инноваций во многом определяется уровнем технологий, новизной применяемых материалов, комплектующих изделий, конструктивными и композиционными решениями, т.е. технологическими инновациями. Поэтому, последние играют в мебельной промышленности исключительно важную роль. Что касается управленческих и маркетинговых инноваций, то здесь необходимо отметить, что им (несмотря на положительные сдвиги в последние годы) еще не уделяется достаточного внимания. В целом надо констатировать, что большая часть инноваций являются улучшающими.

Выделяя ключевые факторы, влияющие на особенности инновационной деятельности в мебельной промышленности, автор статьи полагает, что к таковым нужно отнести:

– во-первых, особенности мебельного производства, как вида деятельности, заключающиеся в маркетинговой ориентации производства на конечный спрос; высокой добавленной стоимости создаваемой продукции; достаточно высокой зависимости от поставщиков и смежных отраслей; отчетливой тенденции к сокращению жизненного цикла товара на рынке, что требует более быстрого и энергичного обновления продуктового ряда;

– во-вторых, особенности российского рынка мебели, которые проявляются в наличии значительного потенциала роста рынка; высокой конкуренции (в первую очередь со стороны зарубежных производителей), которая будет нарастать в условиях вступления в ВТО; высокой и имеющей тенденцию к возрастанию доле импортной продукции на российском рынке;

сокращении экспорта российской мебели; значительном «теневом» обороте мебели; доминировании мебели для дома в структуре продаж;

– в-третьих, современное состояние российской мебельной промышленности, которое характеризуется наличием у отрасли потенциала роста; высокой степенью структуризации (основная доля зафиксированных продаж приходится на крупные мебельные компании), в сочетании с наличием большого числа, не учитываемых официальной статистикой, мелких производителей; формированием довольно мощного костяка отечественных производителей мебели, способных конкурировать с зарубежными; наличием комплекса проблем, имеющих системный характер (высокий износ основных фондов, трудности с инвестиционными ресурсами и кадровым обеспечением, высокая импортозависимость по фурнитуре, комплектующим, оборудованию, недостаточное качество российской мебели).

Систематизировано указанные факторы, характер их влияния и возникающие особенности инновационной деятельности в мебельной промышленности представленыв таблице 2 (см. на с.???).

Таблица 2

Характерные особенности инновационной деятельности в мебельной промышленности РФ

Фактор
Характер проявления
Возникающие особенности
Особенности мебельного производства, как вида деятельности
Производство является маркетингово-ориентированным на конечный спрос
Высокая добавленная стоимость создаваемой продукции
Высокая зависимость от поставщиков и смежных отраслей
Отчетливо выраженная тенденция к сокращению жизненного цикла товара на рынке
Достаточно высокая инновационная активность отрасли, не отражаемая официальной статистикой, высокая роль маркетинговых и рыночных инноваций (не отменяя важности продуктовых и технологических)
Продуктовые инновации тесно связаны с технологическими и выражаются преимущественно в появлении мебелис улучшенными характеристиками
Возрастание роли организационных и управленческих инноваций в целях определения наиболее эффективных форм кооперации, сетевого взаимодействия и интеграции
Объективная необходимость активизации инновационной деятельности с целью своевременного обновления и расширения продуктового ряда
Особенности российского рынка мебели
Наличие значительного потенциала роста рынка
Высокая конкуренция (в первую очередь со стороны зарубежных производителей), которая будет нарастать в условиях вступления в ВТО
Высокая и имеющая тенденцию к возрастанию, доля импортной продукции на российском рынке
Тенденция к сокращению экспорта российской мебели
Значительный «теневой» оборота мебели
Наличие объективных благоприятных предпосылок активизации инновационной деятельности
Усиливающееся конкурентное давление стимулирует инновационную активность мебельных предприятий, но до определенного предела (закон перевернутой зависимости), при этом большое количество малых предприятий имеет невысокий предел ее повышения. Возрастание роли инновационной деятельности, острая необходимость перехода ее на качественно новый уровень и организации на системной основе
Необходимость учета при разработке инновационных стратегий возможности

Доминирование мебели для дома в структуре продаж
использования такого способа конкурентами для формирования своих конкурентных преимуществ
Дальнейшее возрастание роли маркетинговых и рыночных инноваций
Современное состояние российской мебельной промышленности
Наличие у отрасли потенциала роста
Высокая степень структуризации отрасли, основная доля зафиксированных продаж приходится на крупные мебельные компании, но при этом присутствует большое количество малых предприятий, наличие довольно мощного костяка отечественных производителей мебели, способных конкурировать с зарубежными
Наличие комплекса проблем, имеющих системный характер
Инновационное развитие мебельной промышленности определяется возрастанием доминирующей роли крупных высокотехнологичных предприятий
Управление инновационной деятельностью значительного числа малых мебельных предприятий осуществляется бессистемно, преимущественно на основе личной интуиции собственников и менеджеров
Недооценка и недопонимание роли и характера инновационной деятельности менеджментом значительного числа мебельных предприятий, отсутствие системного стратегического подхода к управлению инновационным развитием

Выявленная и охарактеризованная система особенностей инновационной деятельности в мебельной промышленности дает возможность для формирования научно-обоснованной стратегии инновационного развития предприятий отрасли.

Что касается объективной оценки современного состояния инновационной деятельности в отрасли, то дать ее довольно-таки трудно по следующим причинам. Во-первых,отечественная мебельная промышленность недостаточно изучена в целом, т.к. происходящие в ней процессы объективно сложны, а также значительно искажены из-за наличия высокой доли «теневого» оборота рынка. Однозначных оценок по многим позициям просто не существует, большинство данных, предоставляемых различными исследовательскими компаниями даже относительно такой важной информации, как объем и динамика рынка, в значительной степени отличаются друг от друга. Наиболее достоверные исследования касаются, как правило, узкого сегмента мебельной промышленности, взятого в конкретном географическом регионе, но полученные здесь данные не могут помочь в построении объективной картины положения дел в отрасли в целом. Во-вторых, и без того искаженная официальная статистика не дает данных по инновационной активности именно мебельной промышленности, размывая ее между «обработкой древесины и производством изделий из дерева» и «прочими производствами, не включенными в другие группировки обрабатывающих производств».

Инновационная активность предприятий, отнесенных к деревообрабатывающим, является самой низкой среди обрабатывающих производств (наряду с целлюлозно-бумажным производством, издательской и полиграфической деятельностью, что, в общем, тоже относится к лесоперерабатывающему комплексу). В то же время инновационная активность «прочих производств», куда отнесена значительная часть мебели, является весьма высокой. Повторимся, что данные официальной статистики нельзя признать полностью достоверными, вместе с тем мы де-факто наблюдаем достаточно высокую активность в сфере мебельного производства, проявляющуюся в постоянном обновлении ассортимента, появлении мебели с улучшенными характеристиками, совершенствовании маркетинга и сервисного обслуживания.

Перспективы инновационного развития мебельной промышленности в РФ

Таким образом, перспективы инновационного развития мебельной промышленности в России на данный момент могут быть оценены неоднозначно. С одной стороны, существуют благоприятные предпосылки в виде наличия существенного потенциала развития рынка, растущего потребительского спроса, возможностей импортозамещения, наличия запасов древесины, сформировавшейся группы инновационно-активных конкурентоспособных предприятий; с другой стороны, сложился комплекс негативных факторов, характеристика которых была дана ранее. В любом случае, в условиях интеграции России в мировую систему хозяйства и дальнейшего нарастания конкуренции на мебельном рынке, развитие возможно только, опираясь на собственные усилия в области улучшения качества продукции, разработки оригинальных дизайнов (крайне перспективное направление развития), совершенствования маркетинга, модернизации технологий процессов, расширения ассортимента продукции, что реально только в рамках переориентации отрасли на инновационный тип развития. Это потребует перевода инновационной деятельности на качественно новый уровень за счет: изменения ментальности менеджмента российских мебельных компаний, осознания объективной необходимости и важности инновационной деятельности, как ключевого фактора развития отрасли; формирования инновационных стратегий и стратегических планов инновационного развития отечественных мебельных предприятий на научной основе с учетом накопленного передового опыта и реальных конкурентных возможностей российских предприятий для определения направлений опережающего развития отрасли; поиска нестандартных форм государственно-частного партнерства в условиях системы ограничений, накладываемых вступлением в ВТО, в целях создания благоприятного режима развития обрабатывающего сектора промышленности (и мебельной в том числе), привлечения инвестиционных ресурсов для технического обновления и модернизации оборудования отрасли, создания отечественного производства оборудования, материалов, фурнитуры; придания инновационной деятельности комплексного и системного характера, подразумевающего, наряду с постоянным целенаправленным развитием продуктовой линии и технологическим обновлением, развитие маркетинговых и сервисных инноваций, формирование новых организационных структур и управленческих механизмов, обеспечивающих необходимую интеграцию на мебельном рынке и реструктуризацию отрасли.

Выводы

В статье дана системная характеристика особенностям инновационной деятельности в мебельном производстве, определены перспективы инновационного развития мебельной промышленности, заключающиеся в том, что в условиях интеграции России в мировую систему хозяйства и дальнейшего нарастания конкуренции на мебельном рынке, развитие возможно только, опираясь на собственные усилия в области улучшения качества продукции, разработки оригинальных дизайнов, совершенствования маркетинга, модернизации технологий процессов, расширения ассортимента продукции, что возможно только в рамках переориентации отрасли на инновационный тип развития.


Источники:

1. Безрукова Т.Л. Особенности инновационной сферы мебельного производства / Т.Л. Безрукова, Т.Л. Свиридов // Актуальные проблемы лесного комплекса: межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж: Воронеж. гос. лесотехн. акад, 2010. – С.132–136.
2. Цуканова Н.Е. Формирование и реализация стратегии управления инновационным развитием предприятий мебельной промышленности: автореф. дис. … канд.экон.наук / Н.Е. Цуканова. – Орел, 2012. – 25 с.
3. Российский статистический ежегодник. – М.: Росстат, 2012. – 813 с.

Страница обновлена: 12.11.2024 в 07:27:02