Classification of the Purposes of transport enterprises engaged in bus service in major cities of Russia

Aleksandr Shmarin, Andrey Shmarin

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 20 / October, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
In the paper, the authors have made an attempt to summarize and classify the key objectives of development of enterprises engaged in bus service in major cities of the Russian Federation using the method of construction of an objectives tree. The key strategies, concepts and programs, operating on the federal and regional level were taken as the basis, the interests of the major participants of the system of municipal passenger transport have been considered.

Keywords: municipal passenger transport, objectives tree quality of passenger transportation



Традиционно пассажирские транспортные связи имеют ключевое значение для развития любого городского пространства, устраняя, в первую очередь, противоречия междустабильным территориальным расширением населенного пункта и потребностью в быстром перемещении граждан от места жительства к местам временного пребывания (работа, учеба, культурно-досуговые центры и т.д.).

Роль автобусных пассажирских перевозок

На сегодняшний день в структуре общественного транспорта Российской Федерации существенная роль принадлежит автобусным перевозкам (объем перевезенных пассажиров по стране достигает 61% от их общего количества). При этом доля пассажиров коммерческих предприятий в структуре автобусных пассажирских перевозок во многих регионах имеет подавляющее значение и на протяжении последних лет стабильно растет.

На фоне негативных тенденций, формирующихся на уровне макросреды (экономика, политика и законодательство, технология и социум), усиления вызовов со стороны элементов микросреды (угрозы, исходящие от конкурентов, усиление власти потребителей и поставщиков), с учетом деформации традиционного рынка с доминированием муниципальных предприятий возникает потребность в определении целевых ориентиров развития основных участников отрасли – пассажирских автотранспортных предприятий.

Вопросам целеполагания пассажирских автотранспортных предприятий в научной литературе уделяется достаточное внимание. Так в [1] анализируются основные задачи организации перевозок в городском сообщении. В [2, 3, 6] приводятся ключевые требования к построению целей и миссии автотранспортных предприятий. В [4, 5] обосновывается необходимость перераспределения управленческих функций в рассматриваемой системе, описываются цели муниципальных образований при регулировании отрасли, обозначаются интересы предприятий-перевозчиков.

Определенную ясность в рамках анализируемой отрасли дают стратегии и программы федерального и регионального уровней [7]. Они содержат перечень наиважнейших ориентиров (социальных, экономических и транспортных), отражающих общее видение отрасли на уровне государства и его субъектов.

Вместе с тем, на сегодняшний день остается непроработанным вопрос формулирования универсального набора целей именно на уровне транспортного предприятия, осуществляющего пассажирские автобусные перевозки (с учетом современных нормативных требований, актуальных тенденций и вызовов внешней среды). Отсутствует системность в формулировании данных целей, нет синхронизации с целями федеральных и региональных программ.

Для формирования ключевых целей, определяющих развитие пассажирских перевозок автобусным транспортом крупного города, необходимо опираться:

- на интересы основных участников системы городских пассажирских перевозок;

- на действующие федеральные, региональные и муниципальные стратегии, концепции и программы.

Участники системы городского пассажирского транспорта

Систему пассажирских перевозок автобусным транспортом в крупных городах зачастую определяют три подсистемы: «муниципальные органы власти», «пассажиры» и «транспортные предприятия» (см. рис. 1).

Особую сложность разработки стратегических сценариев порождает наличие концептуальных различий в интересах данных подсистем.

Рис. 1. Участники системы городского пассажирского транспорта крупного города,

их взаимодействие и ключевые цели

В ряде случаев муниципальные органы власти берут на себя функции по приему жалоб и обращений пассажиров о ненадлежащем исполнении своих функций предприятиями-перевозчиками.

Для максимального удовлетворения всех подсистем видится необходимым обязательное достижение баланса между их интересами. При этом очевидно, что часть целей участников системы городского пассажирского транспорта совпадает, а по другой части необходим поиск компромисса.

Важно отметить особую роль подсистемы «муниципальные органы власти» в создании условий для достижения данного баланса посредством координации, контроля, планирования и использования средств корректирующего воздействия.

Как становится видно из рисунка 1, ключевые цели пассажиров и представителей муниципальных органов власти, в первую очередь, строятся на потребности в транспортных услугах качественного уровня. Именно этими двумя участниками системы городского пассажирского транспорта устанавливаются ключевые требования (как субъектами формирования спроса) к услугам предприятий-перевозчиков.

Основные критерии, формирующие качество пассажирских перевозок

Качество пассажирских перевозок автобусным транспортом определяется, исходя из требований ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» [8].

В данном стандарте устанавливается следующая номенклатура основных групп показателей качества по характеризуемым ими потребительским свойствам пассажирских перевозок:

- информационное обслуживание (частота передачи информации об отправлении и прибытии транспортных средств (далее ТС), о предоставляемых услугах, их стоимости);

- комфортность (площадь помещения, приходящаяся на одного пассажира, частота уборки ТС, температура атмосферного воздуха и освещенность в ТС, допустимые значения шума, вибрации и влажности, соблюдение требований к допустимому наполнению салона ТС);

- скорость (продолжительность поездки, средняя скорость движения ТС, частота остановок ТС);

- своевременность (доля ТС, отправляемых и прибывающих по расписанию, средний и максимальный интервал движения ТС);

- сохранность багажа;

- безопасность (надежность функционирования ТС, профессиональная пригодность исполнителей транспортных услуг, готовность ТС к выполнению конкретной перевозки).

Таким образом, главной целью для описываемой отрасли должен стать переход на качественно более высокий уровень оказания услуг населению на фоне сохранения экономических интересов предприятий-перевозчиков.

Построение иерархии целей пассажирского автотранспортного предприятия

В качестве основных критериев формирования ключевых целей, определяющих развитие предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки автобусным транспортом, будут выступать принципы SMART- и PURE-подходов к целеполаганию: конкретность, согласованность с целями более высшего порядка, объективность, ограниченность во времени, этичность и уместность и т.д.

Ключевые цели транспортных предприятий можно систематизировать по следующим укрупненным группам (базовым элементам иерархии):

- экономического характера;

- социального характера;

- технологического характера;

- экологического характера.

Далее, опираясь на принцип редукции, строятся цели более низшего порядка – подцели (по степени важности, объемам необходимых ресурсов, продолжительности реализации) и т.д.

Наиболее информативным способом отображения целей пассажирских автотранспортных предприятий, формируемых для дальнейшей разработки стратегии, является построение так называемой иерархии целей (см. рис. 2).

Ряд целей в данной структуре может показаться спорным в силу высокой степени самостоятельности хозяйствующих субъектов, действующих на конкурентном рынке, в части формулирования собственной стратегической траектории. Однако рост угроз, исходящих из внешней среды, увеличение запросов потребителей, более жесткая регламентация условий осуществления деятельности пассажирских автотранспортных предприятий со стороны государства и муниципальных органов власти делают набор ключевых адаптационных реакций предприятия-перевозчика относительно стандартным (и в силу этого универсальным).

На основе этого можно утверждать, что построение стратегии в парадигме представленного дерева целей формирует возможность заблаговременной адаптации к вызовам, создаст дополнительные конкурентные преимуществаавтотранспортному предприятию.

Рис. 2. Универсальный набор целей развития транспортного предприятия, осуществляющего пассажирские автобусные перевозки в крупных городахРоссии

Выводы

Таким образом, в данной работе сделана попытка формулирования универсального набора целей для предприятий, осуществляющих пассажирские автобусные перевозки в крупных городах России. Данные цели могут быть использованы в качестве базы для формулирования персональных стратегий предприятий, действующих на рынке пассажирских автобусных перевозок.


Страница обновлена: 11.05.2025 в 21:27:16