Роль инновационных кластеров при обеспечении конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур в условиях ВТО
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (266), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Решетов К.Ю. Роль инновационных кластеров при обеспечении конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур в условиях ВТО // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 20. – С. 117-123.
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению принципиальных подходов к формированию в российской экономике инновационных кластеров, функционирование которых на мировом рынке в рамках ВТО может способствовать достижению максимальной конкурентоспособности отечественных инновационных предпринимательских структур. Особое внимание уделено роли государства в процессе формирования и совершенствования инновационно-производственных процессов в пилотных кластерах.
Ключевые слова: предпринимательство, инновации, конкурентоспособность, предпринимательские структуры, государственная поддержка, ВТО, кластер, инновационный кластер
Современная экономическая действительность характеризуется ростом заинтересованности хозяйствующих субъектов в возможностях использования кластерных формирований. В последние два десятилетия вопросы принципов деятельности, эффективности создания и функционирования таких объединений становятся все актуальнее как в теории, так и в практике ведения бизнеса. Сетевые, кластерные отношения между компаниями в значительной мере изменили сегодняшнюю практику хозяйственной деятельности. Следует отметить, что в современных условиях кластеры выступают наиболее действенными структурными образованиями, чье функционирование способствует инновационному варианту развития экономики.
Вертикальная и горизонтальная форма кластеров
Эффективная деятельность многих кластерных образований продемонстрировала их значительные конкурентные преимущества по сравнению с деятельностью субъектов ведения хозяйства, не входящих в состав структурных объединений кластерного типа. Особенно актуально создание сетевых отношений внутри кластера в условиях необходимости обеспечения конкурентоспособности инновационных предприятий различных категорий в условиях ВТО.
Мировой опыт свидетельствует, что современная макроэкономическая политика развитых стран, в первую очередь, ориентируется на стратегию формирования кластеров и других территориальных промышленных объединений, благодаря чему обеспечивается существенный экономический рост интегрированных таким способом субъектов ведения хозяйства и экономики в целом (см. табл.).
Таблица
Перечень базовых отраслей и промышленно-производственных кластеров
развитых стран
Базовые отрасли в создании кластеров
|
Страны, в которых созданы отраслевые
кластеры
|
Электронные технологии и связь, информатика
|
Швейцария, Финляндия
|
Программное обеспечение
|
Индия
|
Финансовый сектор
|
Восточный Лондон, Великобритания
|
Биотехнологии и биоресурсы
|
Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия
|
Фармацевтика и косметика
|
Дания, Швеция, Франция, Италия, Германия
|
Агро- и пищевое производство
|
Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды
|
Нефтегазовый комплекс и химия
|
Швейцария, Германия, Бельгия
|
Машиностроение и ремонт, электроника
|
Нидерланды, Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцария
|
Здравоохранение
|
Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды
|
Коммуникации и транспорт
|
Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Финляндия, Бельгия
|
Энергетика
|
Норвегия, Финляндия, Саудовская Аравия
|
Авиационная и космическая отрасли
|
Франция
|
Строительство
|
Финляндия, Бельгия, Нидерланды
|
Образование, технопарки
|
Германия, Франция, Финляндия, Австрия
|
Легкая промышленность
|
Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия
|
Древесно-бумажный комплекс
|
Финляндия
|
Как свидетельствуют материалы исследований и труды ученых [12], сетевые инновационные модели кластеров функционируют как с вертикальной, так и с горизонтальной формой организационных связей.
В практике экономик некоторых развитых стран имеют место горизонтальные кластеры, в пределах которых развиваются партнерские отношения между участниками; их конкуренты могут параллельно функционировать в пределах одного кластера, причем каждый участник кластера может влиять на его функционирование. Горизонтальные кластеры формируются в пределах и с участием предприятий из нескольких секторов отрасли, которые взаимно дополняют друг друга, но также могут быть и конкурентами. При горизонтальной форме связей участники кластеров имеют равные права и нет головного предприятия [4].
Вертикальные же кластеры предполагают наличие иерархии связей, в пределах которых деятельность цепи компаний ориентирована на выпуск и реализацию конкурентного продукта. При использовании вертикальных связей в кластере четко определяется «ядро» (инициаторы) и компании-исполнители [6].
Вертикально ориентированные кластеры создаются в пределах определенного сектора, и их структуры формируют следующие этапы инновационно-производственных процессов, которые могут быть представлены в виде сетевой цепочки: разработка – внедрение – поставка – сборка – сбыт – клиенты. При такой форме организации кластера средние и малые предприятия концентрируют свою деятельность вокруг крупных компаний-инициаторов (ядер кластера) [4].
В практике использования кластеров встречаются и инновационные кластеры с вертикально-горизонтальной формой организационных связей [11].
Роль кластера в условиях ВТО
На сегодняшний день в условиях ВТО все участники кластера (особенно средние и малые предприятия) заинтересованы в продвижении и сбыте собственной продукции и услуг на международные рынки инноваций. В силу жесткой конкуренции и специфики предпринимательской деятельности в рамках ВТО российские средние и малые инновационные предприятия, как правило, по отдельности не в состоянии конкурировать с зарубежными конкурентами. Поэтому они и становятся участниками кластеров. А поскольку российские средние и малые инновационные предприятия являются в большей степени исполнителями тех или иных заказов на производство инновационной продукции или предоставление услуг, то их участие в кластерах в условиях ВТО должно осуществляться, по нашему мнению, на основе вертикальных организационных связей. Такое положение объясняется тем, что полный цикл продвижения конкурентной продукции (услуг) на международные рынки в рамках ВТО могут обеспечить только крупные компании. Поэтому, как нам представляется, объединения крупных компаний с сетями средних и малых предприятий – в рамках кластеров – в конкретных секторах российской экономики в условиях ВТО наиболее эффективно с использованием вертикальных организационных связей. Наибольшим преимуществом вертикальной организации инновационных кластеров можно назвать создание сетей надежных партнерских связей и отношений между участниками данных кластеров [3], что приводит к повышению уровня их конкурентоспособности.
Исследование зарубежных и отечественных научных трудов и аналитических материалов позволяет сделать вывод, что на развитие российских инновационных кластеров негативно влияют такие факторы, как: несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование инновационного развития инновационных предприятий, несоответствие качества промышленной продукции международным стандартам (в т.ч. стандартам ВТО) [10]. Поэтому разработка механизма государственной поддержки отечественных инновационных кластеров является целесообразной и сверхактуальной.
Участие государства в поддержке инновационных кластеров
На сегодняшний день в России уже внедрена государственная поддержка развития пилотных инновационных территориальных кластеров. К основным мерам государственной поддержки таких интеграционных форм относится ряд следующих взаимодополняющих системных мер [9]:
- обеспечение поддержки реализации программных направлений развития таких кластеров в соответствии с федеральными целевыми и государственными программами;
- выделение субсидий в субъекты РФ для обеспечения совместного (федеральный центр и регионы) финансирования реализации данных программ;
- выделение субсидий со стороны федерального центра в субъекты РФ для обеспечения эффективной поддержки среднего и малого бизнеса;
- вовлечение институтов, организаций государственной формы собственности в процессы реализации указанных мер в соответствии с программами развития пилотных кластеров;
- привлечение к участию в пилотных кластерах компаний, учрежденных государством;
- создание благоприятного налогового климата (предоставление налоговых льгот, предусмотренных для таких проектов, как проект «Сколково»).
Существуют, как известно, различные формы участия государства в поддержке инновационных кластеров в условиях ВТО. Безусловно, финансово-организационная поддержка государством инновационных кластеров с помощью учредительного участия в крупных компаниях-инициаторах является достаточно актуальной для увеличения дальнейшей их конкурентоспособности. Но, как справедливо утверждает Е.С. Куценко [5], создание инновационных кластеров с участием государства в качестве учредителя головной компании-инициатора часто влечет за собой возникновение бюрократических преград и злоупотреблений, а инновационное развитие определяется решениями представителей государственных структур, не имеющих возможности адекватно и компетентно участвовать в осуществлении инновационных процессов в условиях членства нашей страны в ВТО.
Также необходимо отметить, что только финансовое обеспечение поддержки бизнеса со стороны государства, на наш взгляд, не является достаточно эффективной мерой, поскольку дотации не всегда могут повысить конкурентоспособность участников кластера и тем самым поднять конкурентные позиции отечественной инновационной продукции на мировом рынке в условиях членства России в ВТО. Следовательно, финансирование необходимо осуществлять только для реализации в кластерах определенных целевых проектов. При этом ответственность за использование субсидий должны нести лишь крупные компании-инициаторы, которые, в свою очередь, контролируют всю вертикальную цепь предприятий в соответствии со складывающейся иерархией.
В целом, можно сделать вывод, что для решения проблемы повышения конкурентоспособности отечественных инновационных предпринимательских структур в условиях членства России в ВТО необходима реализация следующих мер:
- активизация научно-технической деятельности кластеров путем увеличения объемов частно-государственного финансирования их инновационной деятельности;
- интеграция результатов научных исследований и разработок в мировую инновационную систему и содействие международному партнерству в сфере инновационной деятельности;
- создание высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;
- выпуск высокотехнологичной продукции, учитывающей конъюнктуру мирового рынка в будущем;
- создание условий для организации наукоемкой продукции.
Среди основных условий реализации этих задач можно выделить следующие: благоприятный налоговый климат и законодательное обеспечение льготного режима функционирования инновационных предпринимательских структур; экономическое и техническое обоснование необходимости грамотной финансовой поддержки реализации инновационных проектов кластерами для продвижения на мировые рынки отечественных инновационных продуктов (услуг); помощь государства в получении льготных кредитов, в привлечении инвестиций в соответствующие кластеры и др.
Выводы
Реализация указанных мер позволит существенным образом повысить эффективность функционирования существующих пилотных инновационных кластеров, что, в свою очередь, даст возможность обеспечить конкурентоспособность таких объединений и в рамках ВТО. Вслед за этим должно произойти, хотя и не автоматически, повышение конкурентоспособности большинства отечественных инновационных предпринимательских структур.
Источники:
2. Европейская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.clusterobservatory.eu/index.html.
3. Ибатуллова Ю.Т. Кластеры как инновационная форма диверсификации и развития региональной экономики // Креативная экономика. - 2008. - № 8 (20).
4. Кропотова Н.В. Кластерная форма регионального развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров». - Симферополь: Минэконом АРК, 2007.
5. Куценко Е.С. Совершенствование принципов кластерной политики в России на основе зарубежного опыта в контексте реализуемого Министерством экономического развития РФ конкурса пилотных территориальных кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ukros.ru/wp-content/uploads/2012/10/Куценко.doc.
6. Левченко Т.П., Кулян К.К., Кулян М.К. Кластерный подход к устойчивому развитию туристских дестинаций // Вестник СГУТиКД. - 2012. - № 2 (20). - С. 67-72.
7. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
8. Руднева П.C. Опыт создания кластеров в развитых странах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crossborder.ucoz.com/publ/transgranichnye_klastery/transgranichnye_klastery/opyt_sozdanija_strukturnykh_klasterov_v_razvitykh_stranakh/6-1-0-7.
9. Фомичев О.В. О мерах государственной поддержки инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.naukograd-dubna.ru/.../prezentacija_gos_podderjka_ITK.ppt.
10. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия. - Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2007. - 192 с.
11. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В., Грицай В.В. Классификация и формы организации инновационных кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal. kfrgteu.ru/files/1/2012_8_12.pdf.
12. Competitive Regional Clusters National Policy Approaches Reviews of Regional Innovation, OECD, 2007. - Режим доступа: http://www.unescap.org/tid /artnet/mtg/gmscb_regionalclusters.pdf.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:44:49