Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России: основные положения
Краковская И.Н.1
1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия, Саранск
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 2 (Февраль 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350710
Цитирований: 8 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Промышленные кластеры являются важным звеном инновационного развития экономики, обеспечивая благоприятные условия для реализации проектов, соответствующих принципам социо-эколого-экономической устойчивости и вызовам 4-й промышленной революции. В связи с этим повышается актуальность и значимость разработки концепции обеспечения устойчивой конкурентоспособности кластеров в несырьевом секторе промышленности России, развивающей механизмы кластерной политики и учитывающей приоритеты устойчивого развития, цифровой трансформации промышленности, импортозамещения. В статье рассмотрены ключевые факторы успешного создания и устойчивого развития кластеров, задачи и приоритеты обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров, стратегии и механизмы регулирования кластерного развития. Обосновано, что промышленная политика РФ направлена на обеспечение технологического суверенитета и повышение конкурентоспособности отечественной промышленности за счет реализации мер в области кластеризации, импортозамещения, цифровизации при соблюдении принципов устойчивого развития.
Ключевые слова: кластер, промышленность, устойчивая конкурентоспособность, устойчивое развитие, цифровизация, импортозамещение
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-010-00550 А «Обеспечение устойчивой конкурентоспособности инновационных кластерных образований в промышленности в условиях вызовов Общества 5.0.»
JEL-классификация: O14, O25, R11, R12, R13
Введение
Промышленные кластеры уже несколько десятилетий являются важным звеном инновационного развития мировой экономики и их роль в этом процессе расширяется. В условиях ускоренной цифровизации всех сфер экономики и общества, создания новых высокотехнологичных производств, бизнес-моделей и систем управления, кластеры обеспечивают благоприятные условия для реализации инновационных проектов, соответствующих вызовам 4-й промышленной революции [33; 34; 35; 36], принципам социо-эколого-экономической устойчивости [1; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30] и направленных на достижение технологического лидерства, суверенитета страны [2; 3; 37; 38; 39; 40; 41] и устойчивого развития ее территорий. В свою очередь, для функционирования и развития кластеров на новом качественном уровне необходимы инвестиции в обновление средств производства, привлечение интеллектуального капитала, создание развитой инфраструктуры [7; 17; 18; 19; 20; 21]. Поэтому одними из приоритетных направлений экономической политики промышленно развитых и развивающихся стран являются государственная поддержка устойчивого развития инновационных промышленных кластеров и обеспечение их конкурентоспособности.
В связи с этим повышается актуальность и значимость разработки концепции обеспечения устойчивой конкурентоспособности кластеров в несырьевом секторе промышленности России, учитывающих текущие и долгосрочные тенденции в мировой экономике и приоритеты промышленного развития.
Целью исследования является обоснование концептуальных положений по обеспечению устойчивой конкурентоспособности инновационных промышленных кластеров в РФ.
Гипотеза исследования состоит в том, что обоснование концепции обеспечения устойчивой конкурентоспособности кластеров должно базироваться, по нашему мнению, на принципах и тенденциях устойчивого развития, цифровой трансформации промышленности, а также основных положениях кластерной политики и политики импортозамещения.
Исследование базировалось на применении общенаучных методов анализа, аналогии, синтеза, изучении представленных в научной литературе теоретических и практических подходов к обеспечению устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров.
1. Кластерная политика в системе факторов развития кластеров
Кластерный подход привлекает внимание ученых и политиков, поскольку считается, что кластеры стимулируют инновационную активность фирм, регионов и отраслей. Тем не менее, несмотря на существенную финансовую поддержку деятельности промышленных кластеров в мире, исследования влияния кластеров на конкурентоспособность промышленности, а также факторов и условий, определяющих инновационность и эффективность самих кластеров и их участников, продолжаются.
По справедливому утверждению Исаксена [4], Верду и Тьерно [5], для возникновения и развития инновационных кластеров требуются правильные условия, а также стимулы (триггеры).
Ученые разработали различные подходы к изучению эволюции кластеров, наиболее известными из них являются концепции жизненного цикла и адаптивного цикла [6]. В литературе развитие кластеров в первую очередь связано с изменениями масштаба кластеров в ходе их жизненного цикла, который можно разделить на четыре фазы/стадии: 1) возникновение (становление); 2) рост; 3) зрелость; 4) упадок и возможное обновление [7; 8]. Модель Sonobe-Otsuka, отражающая развитие промышленных кластеров с точки зрения изменения прибыльности и количества фирм, включает три основных этапа эволюции кластера: 1) инициирование, 2) увеличение количества; 3) улучшение качества [9; 10].
Модель движущих сил развития инновационных промышленных кластеров включает три основных фактора – ресурсы кластера, кластерные сети и кластерную среду, которые становятся все более развитыми по мере продвижения от стадии становления к стадии зрелости. Кластеры с большим количеством ресурсов, развитым сетевым взаимодействием участников, более широким и динамичным обменом знаниями, способностью интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости как по вертикали, так и по горизонтали посредством внекластерных связей более инновационно активны и эффективны [11; 12; 13]. Причем радикальные инновации скорее происходят на периферии кластера, где участники, как правило, более открыты для обмена внешними знаниями [14].
Кластеры могут способствовать распространению технологий Индустрии 4.0, если их участники обладают соответствующими знаниями и опытом в области исследований, разработок, внедрения этих технологий, хорошо понимают их значение и потенциал для экономики и общества [15; 16]. В условиях быстрого развития технологий фирмам необходимо обладать достаточно высокими инновационными возможностями. При этом фирмы-участники кластера получают неодинаковую выгоду от кластерной среды. Чтобы извлечь максимальную выгоду из распространения знаний, они должны обладать как минимум средним уровнем инновационного потенциала и схожести знаний с запасом кластера [17].
Подход жизненного цикла популярен в исследованиях промышленных кластеров. Тем не менее, высказываются некоторые опасения по поводу его ограниченности вследствие фокусирования исключительно на внутренней динамике кластера. Для исследования долгосрочной эволюции кластеров в большей степени применим подход адаптивного цикла, учитывающий для разных стадий развития кластера помимо внутренних факторов (технологических изменений, лидерства в затратах, условий локализации, диверсификации, дифференциации) также роль внешних факторов и социально-экономических непредвиденных обстоятельств (глобализации, конъюнктуры мирового рынка, государственной политики и др.). В адаптивной модели траектория развития кластера может значительно отличаться от жизненного цикла в форме «колокола» [6].
Кластеры могут развиваться не только органично, но и благодаря целенаправленным усилиям политиков и практиков [7]. Ключевую роль в формировании и развитии кластеров играют региональные инновационные экосистемы и аккумулируемые ими базы знаний, а также поддерживающая кластеры государственная политика, способствующая расширению и диверсификации баз знаний в регионе [18].
Недавние исследования указывают на важность стимулирования различных фаз адаптивного/жизненного цикла кластера с помощью индивидуальной политики [7]. Кластерная политика должна основываться на доминирующих движущих силах внутри кластера и стимулировать приток знаний извне, фокусируясь на усилении связей в области знаний на первых этапах и реструктуризации сетей знаний на последних [19]. На этапе формирования сети правительство должно вмешиваться умеренно, поддерживая тесное взаимодействие ее участников. На этапе стабилизации сети правительству следует сократить вмешательство, поощрять инновации предприятий и снизить инновационный риск всей сети [20].
Меры поддержки кластеров должны быть адаптированными к конкретному кластеру и характеристикам рынка, отрасли, региона, вместо реализации общей кластерной политики [17]. Сочетание и баланс региональных особенностей и надрегиональных потоков знаний и информации считаются решающими в эволюции промышленных кластеров. Соответственно, исследователи выделяют три альтернативных стратегии регулирования развития кластеров: 1) стратегию монокультур, направленную на повышение степени специализации и сплоченности кластера («классическое» восприятие кластера); 2) стратегию «хаббинга», предполагающую развитие регионально специализированных кластеров через географическое расширение их связей и зон влияния; 3) стратегию объединения (смешивания), связанную с укреплением связей кластерных фирм со смежными секторами внутри региона, распространением знаний между дифференцированными, но взаимосвязанными секторами и субъектами, поощрением межотраслевых инноваций. Чтобы кластеры могли внедрять инновации, крайне важно иметь в регионе достаточный уровень обеспеченности высокообразованной квалифицированной рабочей силой. В регионах, где ее не хватает, стимулирование формирования промышленных кластеров не даст желаемого эффекта [21].
Таким образом, ключевыми факторами успешного создания и устойчивого развития кластеров являются: наличие предприятий-лидеров, способных инициировать инновации и вовлекать в них другие организации; высокий уровень развития регионального кадрового потенциала и инновационной экосистемы; государственно-частное партнерство; масштабная и гибкая государственная поддержка, обеспечивающая внутри- и межкластерное взаимодействие [10; 22].
2. Социо-эколого-экономическая устойчивость, цифровизация и импортозамещение как приоритеты обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров
Проблематика устойчивой конкурентоспособности компаний и интегрированных структур (в том числе кластерных образований) в последнее время рассматривается в контексте концепций устойчивого развития, экономики замкнутого цикла, Индустрии 4.0, устойчивых цепочек поставок. Взаимосвязь концепций устойчивого развития, экономики замкнутого цикла, Индустрии 4.0 подчеркивается в многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях [1; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30].
Кластерам ориентация на инновации и устойчивое развитие позволяет создавать более высокую добавленную стоимость [24]. Среди важных детерминант эффективности и устойчивой конкурентоспособности кластеров исследователи называют безопасность долгосрочного планирования и процедурное доверие между сотрудничающими фирмами (контекстуальные условия), формализованные правила и устойчивые структуры, а также четкие цели и задачи (характеристики функционирования) [31].
В частности, устойчивая цепочка поставок – модель управления экологическим, социальным и экономическим воздействием компании на внешнюю среду на протяжении всего жизненного цикла товара либо услуги [30]. Управление цепочками поставок на кластерном и межкластерном уровне позволяет наладить коммуникационный процесс, скоординировать действия участников цепи поставок, что повышает их эффективность [32].
Устойчивое развитие – относительно новое направление для российского бизнес-сообщества. Модель ESG (Environmental, Social, Governance) является комплексом базирующихся на принципах устойчивого развития экологических, социальных и управленческих стандартов деятельности компании [28]. Подавляющее большинство компаний, ориентированных на внешний рынок, активно внедряли новые ценности и сохраняют приверженность им в 2022 году, несмотря на уход с рынка зарубежных партнеров и консультантов. Компании, работающие на внутреннем рынке, уделяют ценностям устойчивого развития значительно меньшее внимание, что обусловлено неготовностью массового потребителя переплачивать за экологичность продукта. Кроме того, широкому распространению ESG-практик препятствуют недостаточное развитие нормативной базы и инфраструктуры [29]. Исследователи и практики признают, что высокая неопределенность геополитической и рыночной ситуации требует актуализации стратегий и проектов устойчивого развития при сохранении неизменности их приоритетов. В частности, неизбежно смещение фокуса в сторону социального аспекта. Опасения по поводу сворачивания экологической повестки в результате разрыва отношений с Западом высказываются единицами исследователей, большинство же экспертов считают, что значимость эко-проектов в данных условиях повышается, но требует государственной поддержки и развития нормативной и институциональной базы.
По мнению Дзедик В. А., Усачевой И. В. [28], интегрировать ключевые направления устойчивого развития – экологию, социум, экономику – и специализированные процессы управления позволяет цифровизация. Применение цифровых инструментов и переход на новый технологический уклад в настоящее время являются неотъемлемыми частями устойчивого развития компаний и интегрированных структур и могут выступать как его индикаторы. В полной мере можно утверждать, что современные цифровые технологии сопутствуют всем аспектам устойчивого развития компании [33].
Цифровая трансформация системы управления промышленными кластерами, учитывая достижения пионеров в данной области, должна быть ориентирована на: применение ключевых технологий Индустрии 4.0 (интернета вещей, робототехники, искусственного интеллекта и др.) [34]. Цифровая трансформация кластеров – более сложная задача по сравнению с цифровизацией отдельных предприятий. Она предполагает создание единой цифровой платформы, обеспечивающей как интеллектуальную автоматизацию взаимодействия предприятий во внутренней среде кластера, так и их взаимодействие с различными организациями и сообществами во внешней среде [35; 36].
Динамичное развитие цифровых технологий, стимулирующее предприятия создавать новые коммуникационные способы взаимодействия, в том числе интеграционные объединения в форме кластеров, также должно способствовать решению задач импортозамещения [37]. Кластерам, приоритетной задачей которых является создание инновационных продуктов и технологий, отводится важная роль в инфраструктурном обеспечении процессов импортозамещения, наряду с бизнес-инкубаторами, технопарками, особыми экономическими зонами [37; 38]. В соответствии с информацией, представленной на сайтах инновационных промышленных кластеров, все они обозначают импортозамещение в качестве одной из целей своей деятельности [37].
«Реализуя модель догоняющего технологического развития, Россия сталкивается со сложной задачей сокращения разрыва с находящимися в авангарде инновационного развития странами преимущественно за счет эксплуатации существующих, а не создания новых технологий» [39]. Ликвидация технологического отставания за счет разработки собственных технологий является одним из приоритетных направлений политики импортозамещения в России. Основой инновационного развития экономики и процессов импортозамещения является развитие машиностроения, уровень которого определяет технологический, производственный, кадровый потенциал промышленности страны, уровень ее технологического суверенитета и обороноспособности. Без современных средств производства невозможен выпуск высокотехнологичной продукции в других отраслях. Следующим этапом импортозамещения является создание устойчивых технологических цепочек (от использования российского сырья, комплектующих и средств производства до конечной продукции), а также развитие гражданских отраслей промышленности. Однако для решения данной проблемы необходимо соответствующее финансовое, кадровое, инфраструктурное, нормативно-правовое обеспечение [38], в том числе в рамках кластерной политики.
Поэтому задачи обеспечения устойчивой конкурентоспособности инновационных промышленных кластеров чрезвычайно актуальны для экономической и политической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.
3. Основные элементы концепции обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров
Вышеприведенный анализ литературных источников позволил обосновать следующие ключевые составляющие (основные элементы) концепции обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров (рис. 1).
Концепция базируется на положениях теорий информационного общества, конкурентоспособности, устойчивого развития, кластерного развития, стратегического управления и интегрирует концептуальные подходы Индустрии 4.0, устойчивой конкурентоспособности, «адаптивного» жизненного цикла кластера.
Устойчивая конкурентоспособность инновационных промышленных кластеров определяется внешними (макро-), отраслевыми, региональными и внутрикластерными (микро-) условиями, включая экономико-политические, технологические, ресурсные, инфраструктурные и другие.
Перечисленные условия определяют стратегические приоритеты (достижение экономической безопасности, технологического суверенитета, решение задач цифровизации, импортозамещения, устойчивого развития и др.) и выбор стратегической альтернативы развития кластера, а также состав и содержание регулирующих мер по обеспечению устойчивой конкурентоспособности и организационные механизмы их применения.
Рисунок 1 – Основные элементы концепции обеспечения устойчивой конкурентоспособности инновационных промышленных кластеров
(составлено автором)
Меры общеэкономического регулирования и специфические меры кластерной политики реализуются через механизмы государственного регулирования и координации, государственно-частного партнерства.
Межкластерное взаимодействие – насущная потребность устойчивого развития и повышения конкурентоспособности инновационных промышленных кластеров. В результате межкластерного взаимодействия, которое значительно сложнее обычной кооперации, появляется возможность объединить на длительной основе поставщиков сырья, комплектующих и специализированных услуг, разработчиков и производителей продукции, создать совместную инфраструктуру и решать задачи, недоступные отдельным кластерам.
В рамках внутрикластерного взаимодействия методы обеспечения и поддержания устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров, с нашей точки зрения, могут быть объединены в следующие группы: 1) методы повышения эффективности использования потенциала кластерного развития и ресурсов участников кластера; 2) методы повышения уровня организационного развития кластера; 3) методы стратегического, программно-целевого и проектного управления развитием кластера; 4) методы ведения социально и экологически ответственного бизнеса; 5) методы и модели цифровой трансформации бизнеса.
Внутрикластерные и внешние эффекты реализации стратегических приоритетов, альтернатив и регулирующих мер выражаются в повышении устойчивой конкуренто-способности кластера, его участников, межкластерных объединений и территорий их базирования, а также промышленности и связанных отраслей.
Критерии и показатели достижения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров определены на основе комбинации, с одной стороны, традиционного ресурсного подхода к оценке ресурсного потенциала и эффективности деятельности кластерных образований и, с другой стороны, подходов к обеспечению устойчивого развития социально-экономических систем.
Можно предложить следующие критерии устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров: концентрация ресурсов участников (локализация занятости, производства, капитала), операционная коммерческая эффективность, масштабирование, динамика развития, инновационное лидерство, соответствие наднациональным и национальным инициативам в области устойчивого развития и цифровизации экономики и общества.
Показатели устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров, с нашей точки зрения, включают абсолютные и темпоральные показатели коммерческой и бюджетной эффективности операционной, инвестиционной и инновационной деятельности кластера, эффективности использования ресурсов его участников, социальной, энерго- и экологической эффективности, рыночной доли кластера на национальном и мировом рынках, удельного веса субъектов МСП и научных организаций в составе участников кластера, доли экспортируемой высокотехнологичной продукции в общем объеме продукции кластера, цифровизации.
4. Механизмы государственного регулирования устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров в России
Во вступительном слове на стратегической сессии по промышленности, прошедшей 12 июля 2022 года в Координационном центре Правительства РФ, премьер-министр М.В. Мишустин подчеркнул важность задач укрепления индустриального потенциала страны как основы ее экономического и технологического суверенитета. Особое внимание он призвал обратить на проблемы повышения конкурентоспособности и устойчивости промышленности, её адаптации к новым вызовам (международные санкции, разрыв многолетней промышленной кооперации и логистических цепочек), на обеспечение доступности критических технологий, материалов и комплектующих, а также, наряду с другими мерами промышленной политики, на поддержку развития промышленных кластеров [1].
Еще в ноябре 2021 года М.В. Мишустин говорил о том, что поддержка промышленных кластеров как «точек роста для экономики регионов» – «это один из приоритетов Правительства», «но важно внимательно отслеживать эффективность этих мер поддержки, как они работают и насколько доступны для бизнеса» [2]. Постановлением от 16 ноября 2021 года №1956 правительство смягчило требования к уровню кооперации внутри промышленных кластеров и к организациям, вступающим в состав кластера, чтобы создать возможности для построения полноценных промышленных цепочек и новых наукоёмких производств, наращивания конкурентных преимуществ, выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью на базе отечественных компонентов [3].
Технологическим и организационным базисом повышения устойчивости и конкурентоспособности отечественной промышленности (включая промышленные кластеры) должна стать, в частности, «масштабная цифровая трансформация» [4], которая согласно распоряжению Правительства РФ от 6 ноября 2021 года №3142-р [5] будет реализована в обрабатывающей промышленности до 2030 года в рамках синхронизированных с государственными программами и национальными проектами инициатив «Умное производство», «Цифровой инжиниринг», «Новая модель занятости» и «Продукция будущего».
Как отмечено в национальной программе/проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» [6], цифровая трансформация и формирование вокруг нее принципиально новых промышленных и инновационных кластеров – один из ключевых векторов формирования нового технологического профиля российской экономики [34].
В рамках реализации данной программы государство реализует модернизацию промышленных кластеров, активно субсидируются продвинутые IT-проекты, программы по созданию цифровых платформ для промышленных кластеров, автоматизация производственных процессов, цифровые технологии для проектирования и информатизация. По данным исследований, выделяют промышленные кластеры с высокими (кластеры Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Челябинска, Тюмени и др.), средними и низкими показателями цифровизации (кластеры Северо-Кавказского региона, республик Алтай, Тыва, Якутия, Чукотского АО) [40].
По поручению Председателя Правительства РФ сформировано 16 отраслевых комитетов и 35 индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных цифровых продуктов и решений. Заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко подчеркнул на стратегической сессии по развитию российского промышленного, общесистемного и прикладного программного обеспечения, что необходимо направить усилия «не на слепое копирование функционала иностранного ПО, а на импортоопережение по всем направлениям» [7].
Для обеспечения инновационного характера импортозамещения необходимо значительное финансирование. В связи с уходом с российского рынка в связи с политической и экономической ситуацией многих частных инвесторов основную нагрузку по решению этой задачи берет на себя государство, но оно, несмотря на значительные ассигнования, не обеспечивает достаточного инвестирования и эффективной реализации программ импортозамещения [38]. Среди мер, необходимых для развития в РФ наукоемких производств, М. Мишустин перечислил обеспечение гарантированного спроса на новые технологии и непрерывного финансирования в течение семи-десяти лет. Для ускорения импортозамещения также инициирована промышленная ипотека — льготные долгосрочные кредиты на покупку или строительство производственных и сопутствующих помещений, позволяющие российским компаниям на льготных условиях использовать производственные здания и логистические центры, из которых ушли западные партнеры [41].
Планируется применение новых режимов промышленной кооперации — зон и кластеров с гарантированным спросом, длинными кредитами и специальным налоговым режимом. Новые условия работы промышленных кластеров анонсировал на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ В.В. Путин. Кластерам будет обеспечен доступ к долгосрочному льготному кредитованию по ставке не более 7% годовых сроком до десяти лет. Участникам кластеров обещан низкий уровень налогов и страховых взносов. Поддержка участников промышленных кластеров предполагает также компенсацию затрат компаний при реализации проектов по производству импортозамещающей промышленной продукции. Кроме того, компании смогут рассчитывать на поддержку производства на ранней стадии — речь идет о формировании пакета заказов, в том числе о предоставлении субсидий на покупку готовой продукции таких предприятий. В новом формате кластеры должны заработать уже с 1 января 2023 года. Предполагается, что совместные кластерные проекты позволят снизить зависимость от импорта высокотехнологичной продукции во многих отраслях: машиностроении, химической, электротехнической, электронной, фармацевтической промышленности, авиастроении, автомобилестроении и др. В Российской ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ считают, что кластеры, по сути, являются единственной мерой господдержки, охватывающей весь перечень затрат на всех стадиях жизненного цикла производства нового вида промышленной продукции: от разработки до организации серийного выпуска [41].
Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2022 года №2634-р утверждено решение о докапитализации Фонда развития промышленности в целях поддержки проектов импортозамещения, расширения и модернизации (в том числе автоматизации и цифровизации) промышленного производства [8]. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2022 года №1184 [9] решение о докапитализации распространено на региональные фонды развития промышленности, что поможет минимизировать воздействие негативных факторов на промышленные предприятия в регионах, в частности, сохранить трудовые коллективы [10].
Происходящая деглобализация мировой экономики не отменяет необходимости решения задач устойчивого развития в рамках промышленной (и, в частности, кластерной) политики. Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», стартовавший в 2022 году, предполагает реализацию программ, направленных на сокращение образования отходов, создание инфраструктуры по сбору отходов для вторичной переработки, стимулирование использования вторичных ресурсов в основных отраслях экономики, включая промышленность [11].
Таким образом, промышленная политика РФ направлена на обеспечение технологического суверенитета и повышение конкурентоспособности отечественной промышленности за счет реализации мер в области кластеризации, импортозамещения, цифровизации при соблюдении принципов устойчивого развития.
Заключение
Проведенное исследование показало, что ключевыми факторами успешного создания и устойчивого развития кластеров являются: наличие предприятий-лидеров, способных инициировать инновации и вовлекать в них другие организации; высокий уровень развития регионального кадрового потенциала и инновационной экосистемы; государственно-частное партнерство; масштабная и гибкая государственная поддержка, обеспечивающая внутри- и межкластерное взаимодействие в соответствии с этапом жизненного цикла кластера.
Представленная авторами концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров базируется на положениях теорий информационного общества, конкурентоспособности, устойчивого развития, кластерного развития, стратегического управления и включает условия, стратегические приоритеты и альтернативы, регулирующие меры и организационные механизмы, эффекты, критерии и показатели обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров.
Технологическим и организационным базисом повышения устойчивости и конкурентоспособности отечественной промышленности (включая промышленные кластеры) в условиях новых вызовов должна стать масштабная цифровая и экоориентированная трансформация в рамках инициатив «Умное производство», «Цифровой инжиниринг», «Новая модель занятости», «Продукция будущего», «Экономика замкнутого цикла». В числе мер, необходимых для их эффективной реализации, правительство РФ планирует использовать обеспечение гарантированного спроса на новые технологии, льготное кредитование, промышленную ипотеку, снижение налогов и страховых взносов, компенсацию части затрат по производству импортозамещающей промышленной продукции.
[1] Стратегическая сессия по промышленности [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45996/ (дата обращения: 16.10.2022)
[2] Оперативное совещание с вице-премьерами [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/43871/#klas2211 (дата обращения: 16.10.2022)
[3] Там же; Правительство смягчило требования к промышленным кластерам [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/43873/ (дата обращения: 16.10.2022)
[4] Михаил Мишустин дал поручения по итогам конференции «Цифровая индустрия промышленной России»
[Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45757/ (дата обращения: 16.10.2022); Правительство утвердило распоряжение о стратегическом направлении цифровой трансформации обрабатывающей промышленности [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/43743/ (дата обращения: 16.10.2022)
[5] Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности [Электронный ресурс]. URL: Yu4vXEtPvMyDVAw88UuBGB3dGEr6r8zP.pdf (government.ru) (дата обращения: 16.10.2022)
[6] Цифровая экономика РФ [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 16.10.2022)
[7] По поручению Михаила Мишустина сформировано 35 индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45990/ (дата обращения: 16.10.2022)
[8] Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2022 г. № 2634-р [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/RTrCHbaOYbSUUZsxZmENUGZffN3s6jn9.pdf (дата обращения: 16.10.2022); Правительство выделило более 8 млрд рублей на поддержку промышленных предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/46534/ (дата обращения: 16.10.2022)
[9] Постановление Правительства РФ от 1 июля 2022 г. № 1184 [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/86rcaqm7knXKrAJDnOIKFXvUyjmTZKjf.pdf (дата обращения: 16.10.2022)
[10] Правительство расширит поддержку промышленных предприятий в регионах [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45906/ (дата обращения: 16.10.2022)
[11] Виктория Абрамченко: В 2022 году стартует федеральный проект по переходу на экономику замкнутого цикла [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/44337/ (дата обращения: 16.10.2022)
Источники:
2. Фролов В.Г., Сидоренко Ю.А. Сбалансированность инновационно-инвестиционной промышленной политики – основа цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1317-1328. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41419.
3. Тебекин А.В. Анализ проблем и перспектив реализации планов импортозамещения в отраслях промышленности // Транспортное дело России. – 2022. – № 2. – c. 159-165. – doi: 10.52375/20728689_2022_2_159.
4. Isaksen A. Cluster Emergence: Combining Pre-Existing Conditions and Triggering Factors // Entrepreneurship and Regional Development. – 2016. – p. 704-723. – doi: 10.1080/08985626.2016.1239762.
5. Francisco Mas Verdú, Norat Roig Tierno Special issue: clustering and innovation: firm-level strategizing and policy // Entrepreneurship and Regional Development. – 2019. – № 1-2. – p. 1-6. – doi: 10.1080/08985626.2018.1537143.
6. Giulio Carli, Andrea Morrison On the evolution of the Castel Goffredo hosiery cluster: a life cycle perspective // European Planning Studies. – 2018. – № 5. – p. 915-932. – doi: 10.1080/09654313.2018.1448757.
7. Rune Njøs, Stig-Erik Jakobsen Cluster policy and regional development: scale, scope and renewal, Regional Studies // Regional Studies, Regional Science. – 2016. – № 1. – p. 146-169. – doi: 10.1080/21681376.2015.1138094.
8. Xiaohui Jia, Minghui Jiang, Tao Ma The dynamic impact of industrial cluster life cycle on regional innovation capacity // Research-Ekonomska Istraživanja. – 2015. – № 1. – p. 807-829. – doi: 10.1080/1331677X.2015.1084475.
9. Hashino T., Otsuka K. Cluster-based industrial development in contemporary developing countries and modern Japanese economic history // Journal of the Japanese and International Economies. – 2013. – № 2. – p. 19-32. – doi: 10.1016/j.jjie.2013.09.001.
10. Поляков Р.К. Исследование сжатия промышленных кластеров в цифровую эпоху: взгляд на экономику Калининградской области с позиции рационального использования региональных ресурсов // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XVI Международной конференции. Том 2. Екатеринбург, 2022. – c. 150-156.
11. X.M. Xie, Y.H. Wu, G.X. Ma Driving forces of industrial clusters towards innovative clusters: accelerating the innovation process // Asian Journal of Technology Innovation. – 2016. – № 2. – p. 161-178. – doi: 10.1080/19761597.2016.1196009.
12. Deepak Chandrashekar, M.H.Bala Subrahmanya Exploring the factors of cluster linkages that influence innovation performance of firms in a cluster // Economics of Innovation and New Technology. – 2019. – № 1. – p. 1-22. – doi: 10.1080/10438599.2017.1384102.
13. Marco Bettiol, Maria Chiarvesio, Eleonora Di Maria, Debora Gottardello Local or global? Does internationalization drive innovation in clusters? // European Planning Studies. – 2019. – № 10. – p. 1995-2014. – doi: 10.1080/09654313.2019.1626806.
14. Nils Grashof, Kolja Hesse, Dirk Fornahl Radical or not? The role of clusters in the emergence of radical innovations // European Planning Studies. – 2019. – № 10. – p. 1904-1923. – doi: 10.1080/09654313.2019.1631260.
15. Götz, M., Jankowska B. Clusters and Industry 4.0 – do They fit Together? // European Planning Studies. – 2017. – № 9. – p. 1633-1653. – doi: 10.1080/09654313.2017.1327037.
16. Walter Scherrer Industry 4.0 as a ‘sudden change': the relevance of long waves of economic development for the regional leve // European Planning Studies. – 2021. – № 9. – p. 1723-1737. – doi: 10.1080/09654313.2021.1963054.
17. Nils Grashof Spill over or Spill out? – A multilevel analysis of the cluster and firm performance relationship // Industry and Innovation. – 2021. – № 10. – p. 1298-1331. – doi: 10.1080/13662716.2021.1967728.
18. Roman Martin, Michaela Trippl The evolution of the ICT cluster in southern Sweden – regional innovation systems, knowledge bases and policy actions // Geografiska Annaler: Series B, Human Geography. – 2017. – № 3. – p. 68-283. – doi: 10.1080/04353684.2017.1344559.
19. Milad Abbasiharofteh Endogenous effects and cluster transition: a conceptual framework for cluster policy // European Planning Studies. – 2020. – № 12. – p. 2508-2531. – doi: 10.1080/09654313.2020.1724266.
20. Qi Zhong, Tang Tang Impact of Government Intervention on Industrial Cluster Innovation Network in Developing Countries // Emerging Markets Finance and Trade. – 2018. – № 14. – p. 3351-3365. – doi: 10.1080/1540496X.2018.1434504.
21. Anokhin S., Chistyakova N., Wincent J., Parida V., Oghazi P. Industrial clusters, flagship enterprises and regional innovation // Entrepreneurship and Regional Development. – 2019. – № 1-2. – p. 104-118. – doi: 10.1080/08985626.2018.1537150.
22. Пилипук А., Филькевич И., Близнюк О., Литвинчук А. Особенности и перспективы формирования отраслевых промышленных кластеров в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта // Аграрная экономика. – 2022. – № 6(325). – c. 3-14. – doi: 10.29235/1818-9806-2022-6-3-14.
23. Klatt K. Key themes of Industry 4.0. - Munich: Research Council of the Plattform Industrie 4.0, 2019. – 32 p.
24. Nelson Casarotto Filho, Artur Santa Catarina, Marcos Ferasso, Idaulo José Cunha Becoming an Eco-Innovative Industrial Cluster Through De-Regionalization: Lessons from Italian and Brazilian Clusters // Latin American Business Review. – 2021. – № 1. – p. 75-105. – doi: 10.1080/10978526.2020.1788392.
25. Asiimwe M.M., H. de Kock An Analysis of the Extent to Which I4.0 Has Been Considered in Sustainability or Socio-Technical Transitions // South African Journal of Industrial Engineering. – 2019. – № 3. – p. 41-51. – doi: 10.7166/30-3-2245.
26. Jabbour C.J.C. [et al.] Digitally Eenabled Sustainable Supply Chains in the 21st Century: A Review and a Research Agenda // Science of The Total Environment. – 2020. – p. 138177. – doi: 10.1016/j.scitotenv.2020.138177.
27. Rosa P. еt al. Assessing Relations Between Circular Economy and Industry 4.0: A Systematic Literature Review // International Journal of Production Research. – 2020. – № 6. – p. 1662-1687. – doi: 10.1080/00207543.2019.1680896.
28. Дзедик В.А., Усачева И.В. Устойчивое развитие и ESG-концепция производства в контексте возможностей Индустрии 4.0 // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2022. – № 2. – c. 23-37. – doi: 10.15688/ek.jvolsu.2022.2.2.
29. Измайлова М.А. Реализация ESG-стратегий российских компаний в условиях санкционных ограничений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – № 2. – c. 185-201. – doi: 10.18184/2079-4665.2022.13.2.185-201.
30. Никоноров С.М. ESG-факторы для развития компаний России // Экономика и бизнес: цифровая трансформация и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, в 2-х томах. Том 1. М., 2022. – c. 159-172.
31. Elisabeth F. Mueller, Carola Jungwirth What drives the effectiveness of industrial clusters? Exploring the impact of contextual, structural and functioning determinants // Entrepreneurship and Regional Development. – 2016. – № 5-6. – p. 424-447. – doi: 10.1080/08985626.2016.1186748.
32. Костыгова Л.А. Межкластерное сотрудничество Самарского и Титанового инновационных кластеров // Идеи и новации. – 2022. – № 1-2. – c. 135-142. – doi: 10.48023/2411‐7943_2022_10_1‐2_135.
33. Цифровизация и esg, 2021. Digital-energy.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.digital-energy.ru/wp-content/uploads/2021/10/Отчет-по-ESG.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
34. Донцова О.И. Цифровая трансформация системы управления промышленными кластерами // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 897-910. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114836.
35. Андрианов А.М. Концептуальные основы проектирования цифровой инфраструктуры интеллектуально-технологического промышленного кластера // Экономика и управление в машиностроении. – 2022. – № 1. – c. 4-7.
36. Анисимов К.В. Концептуальные основы цифровой трансформации инновационно-промышленных кластеров в ракетно-космической промышленности // Экономика и управление в машиностроении. – 2022. – № 1. – c. 35-38.
37. Просалова В.С., Николаева А.А. Роль инновационных кластеров в обеспечении программы импортозамещения // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-1. – c. 138-143. – doi: 10.17513/vaael.2311.
38. Попова И.Н., Сергеева Т.Л. Импортозамещение в современной России: проблемы и перспективы // Beneficium. – 2022. – № 2(43). – c. 73-84. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).73-84.
39. Суслов В.И., Кравченко Н.А. и др. Формирование инновационной экономики: концептуальные основы, методы и модели. / Монография. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. – 346 c.
40. Толстобоков О.Н. Государственные меры поддержки промышленных кластеров российских регионов в условиях неоиндустриализации: перезагрузка // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов в двух томах. Том 1. Екатеринбург, 2022. – c. 165-167.
41. Ершова Е. Импортозамещение 2.0. Как правительство наращивает поддержку промышленных предприятий. Тематическое приложение к газете Коммерсантъ №118. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5446309 (дата обращения: 27.09.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 21:05:58