Инновации в производстве молочной продукции – основа конкурентоспособности отечественных предприятий

Крапчина Л.Н.1, Котова Л.Г.1
1 Пензенский государственный университет

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25077979
Цитирований: 33 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:

Инновации, или нововведения – это внедренные новшества, обеспечивающие качественный рост эффективности процессов производства и (или) ценность и новизну произведенного продукта, востребованные рынком. Инновации в производстве молочной продукции должны стать ориентиром для производителей на пути повышения их конкурентоспособности, что является сегодня особенно актуальным на рынке молока и молочной продукции.
Настоящее исследование заключалось в изучении информации о наличии российских инновационных разработок ученых-технологов в области производства молочной продукции, опыта использования инноваций российскими предприятиями; изучении нормативно-правовой базы, регулирующей производство молока и молочной продукции; определении необходимости внедрения инноваций в сельскохозяйственных предприятиях, специализирующихся на производстве молока; разработке бизнес-обоснований целесообразности и экономической эффективности внедрения инноваций в производство молочной продукции.
Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать выводы о социальной значимости предлагаемых мероприятий, в частности организации производства функциональных молочных продуктов; реализуемости и высокой экономической эффективности бизнес-проектов производства инновационных молочных продуктов отечественными производителями.
Разработанные предложения могут быть широко использованы на практике как молокоперерабатывающими, так и сельскохозяйственными предприятиями. Это позволит им использовать сложившуюся ситуацию с введением продовольственного эмбарго на молочную продукцию из ряда стран в своих интересах и обеспечить таким образом рост своей конкурентоспособности.

Ключевые слова: рынок молока и молочной продукции, комплексная переработка молока, инновационные молочные продукты, функциональные молочные продукты, экономическая эффективность переработки молока

JEL-классификация: Q11, Q18, O31, Q13



Проблема обеспеченности населения молочными продуктами относится к числу наиболее важных задач обеспечения продовольственной безопасности. В настоящее время российским производителям следует обратить внимание на рыночные ниши, освоение которых может оказаться весьма перспективным. Такой нишей, например, является рынок молока и молочной продукции в связи с тем, что в продуктовой корзине населения важными продуктами питания являются молочные продукты (Буценко, Григорьева, 2009). Однако ситуация такова: если в 1990 г. в 31 регионе Российской Федерации душевое потребление молока превышало 390 кг в год, в 23 регионах – 400 кг в год (Мкртчян, 2010), то в настоящее время среднедушевое потребление молока более чем на 30% меньше рациональной нормы потребления и уровня 1990 года. Имеет место потенциальный спрос на качественную и относительно недорогую молочную продукцию.

Проблема обеспеченности населения молочными продуктами обостряется в связи с тем, что сегодня во всем мире, в частности и в России, существует дефицит молока-сырья, усиливающийся с каждым годом (Bélanger, Vanasse, Parent, et al., 2012; Berlay, 2014; Chand, Sirohi, Sirohi, 2015; Häring, 2003; Metz, Dijkstra, Franken, Frankena, 2015). В перспективе потребление молока и молочной продукции по-прежнему будет опережать рост производства молока цельного (Смирнов, 2012). Предполагается, что Россия весь прирост объемов производства молока в ближайшей перспективе будет использовать лишь для внутреннего потребления, а дефицит по-прежнему будет компенсироваться за счет поставок сухого молока и растительных жиров, т.е. недостаток сырого молока у российских переработчиков покрывается импортом (Ахметов, Стратонович, Файзрахманов, 2012). В этих условиях импортозамещение очень актуально, т.к. касается интересов и российских производителей молока и молочной продукции, и потребителей. Отечественное сырье следует полностью использовать для изготовления молочной продукции как на молокоперерабатывающих, так и в аграрных предприятиях. А для этого необходимы стимулирование производства и господдержка производителей, хотя бы информационная, совершенствование рыночной инфраструктуры, обеспечение доступа российских производителей на рынок.

Однако следует отметить, что даже при наличии всесторонней поддержки ситуация не изменится, если отечественные товаропроизводители не будут самостоятельно изыскивать внутренние резервы увеличения объемов производства и сбыта молочной продукции. Кроме того, необходимо заострить внимание на повышении потребительских качеств молока и продуктов его переработки, внедрять инновационные технологии, производить инновационные продукты. В индустриально развитых странах повышение эффективности производства достигается благодаря интенсификации инновационной деятельности (Цугленок, 2010). Системный анализ при этом помогает выстроить перспективу развития инновационного молочного производства в России на среднесрочную перспективу (Круглов, 2011). Таким образом, инновации должны стать ориентиром для производителей на пути повышения конкурентоспособности, что является весьма актуальным на современном этапе.

Получить информацию об инновационных разработках производители могут через специально созданную базу данных «Технологические инновации», которая представляет собой постоянно обновляющийся фонд научно-технических решений и проектов, выполненных научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, промышленными и учебными организациями и предприятиями Российской Федерации. В этой базе данных можно найти все интересующие технологические решения и разработки.

Особый интерес в качестве инновационной продукции представляют функциональные молочные продукты, спрос на которые растет как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Функциональные молочные продукты оказывают существенное благоприятное влияние на определенные физиологические функции и системы организма человека, улучшают состояние здоровья и снижают риск возникновения тех или иных заболеваний [1].

Российскими учеными-технологами разработаны технологии и продукты, безусловно заслуживающие внимания. Так, например, в ЯНИИСХ Россельхозакадемии г. Якутска разработаны и запатентованы два инновационных кисломолочных продукта – «От уэрэтэ» и «Унньуула», в основе разработки которых лежит исторический опыт народа Саха. В состав разработанных продуктов вошли экстракты листьев полыни и корневища сусака зонтичного. Листья полыни обыкновенной обогащают кисломолочный продукт белками, углеводами, железом, медью, витаминами β-каротин, С, Е, В1, В4, В6 и РР. Сусак зонтичный является углеводистым пищевым растением, обладает антисептическим и обволакивающим действием, обогащает кисломолочный продукт в основном углеводами, а также незначительно белками, железом, цинком, йодом, селеном и витаминами С, В1, В4. Кисломолочный продукт «Унньуула» не только предназначен для непосредственного употребления в пищу, он также может быть рекомендован в качестве профилактического продукта при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (Ефимова, Васильева, Павлова, Матвеев, 2013).

Некоторые молокоперерабатывающие предприятия уже наладили производство функциональных молочных продуктов. Так, на молококомбинате «Воронежский» была разработана и внедрена технология изготовления нового вида обогащенного творога на линии Tewes-Bis с использованием комплекса пищевых волокон «Стейд Милк В‑01» (ООО «Стейдтек») и антиоксиданта Origanox WS (Frutarom). В качестве растительных компонентов были использованы чеснок и укроп, введение которых в рецептуру продукта способствует повышению содержания в нем витамина С и, как следствие, биологической ценности для здоровья человека. Особого внимания заслуживают разработчики обогащенного творога – это специалисты Центрального научно-исследовательского института современных жировых технологий, технологи Корпорации «СОЮЗ», специалисты Кемеровского технологического института пищевой промышленности, Орловского государственного института экономики и торговли и др.

Для производителей молока и потребителей продуктов его переработки интерес могут представлять ферментированные молочные продукты, обогащенные веществами пробиотического и пребиотического действия. Центральной лабораторией микробиологии Всероссийского научно-исследовательского института молочной промышленности (ВНИМИ) разработаны «Бифилин-М», «Тонус», «Бифитон» и другие полезные молочные напитки [2]. Следует отметить положительный факт внедрения инноваций и в ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», где налажено производство продуктов, обогащенных бифидобактериями, лактулозой, витаминами; выпускается творог, изготавливаемый методом ультрафильтрации. На предприятии организовано производство трех наименований йогуртов с наполнителями под брендом «Е-гурт», производство новых видов творога, популярных среди различных категорий потребителей. Подобных разработок достаточно, чтобы, вооружившись инновационными идеями, российские производители не только полностью обеспечивали отечественный рынок молока и молочной продукции, но и претендовали на зарубежный рынок.

Инновации следует внедрять не только на предприятиях молочной промышленности; инновациями должны заинтересоваться и руководители сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве цельного молока. В ходе исследования в целях определения экономической эффективности внедрения инноваций нами был разработан бизнес-проект организации производства пастеризованного пакетированного молока для одного из сельскохозяйственных предприятий. Проект характеризуется как социально значимый, т.к. на сегодня, как ни парадоксально, в сельской местности имеет место дефицит молока. Поголовье молочного стада, которое росло в первой половине 90-х годов, за последнее десятилетие резко сократилось. Сельчане не обеспечивают собственных потребностей в молоке и молочных продуктах, а предприниматели, имеющие розничные точки, по причине скоропортящегося характера молочной продукции не закупают ее на молококомбинатах, поэтому при всем желании сельские жители не могут купить продукт и в рознице. Кроме того, молоко и молочная продукция – продукты специфичные, без термической обработки в отдельных случаях они могут быть опасны для здоровья, особенно детей. В этой связи актуальным является организация цехов по первичной и вторичной переработке молока и пакетированию молочной продукции в сельской местности.

Особую актуальность в настоящее время как в целом по стране, так и в отдельно взятом регионе среди городского и сельского населения приобретает покупка натуральных молочных продуктов. Аналитические исследования подтверждают: главной особенностью текущей ситуации на российском рынке молока и молочной продукции является существенный рост спроса. Однако спрос на молоко и молочную продукцию для отдельных рыночных сегментов (сегмент малоимущих, детский сегмент) характеризуется как неудовлетворенный [3].

В особую группу выделяют функциональные напитки, спрос на которые характеризуется положительной динамикой. Конкурентные преимущества, с точки зрения качества продукции, сельскохозяйственных товаропроизводителей заключаются в использовании натурального молока. Производители могут на взаимовыгодных условиях сотрудничать с научно-исследовательскими институтами, занимающимися разработкой новых технологий и новых поколений продуктов. Соединить интересы производителей, ученых-технологов, а также потребителей предлагаемой инновационной продукции необходимо посредством рекламы, распространения информации через бизнес-инкубаторы, информационно-консультационные центры. Реализация инновационных проектов организации мини-цехов по производству молочной продукции, обогащенной полезными веществами, может стать для отечественных товаропроизводителей перспективным бизнесом.

Планируемые объемы производства продукции в одном из разработанных нами бизнес-проектов (см. таблицу 1) рассчитаны с учетом ресурсного потенциала хозяйства и текущей рыночной конъюнктуры.

Таблица 1

Планируемые объемы производства продуктов переработки молока, кг

Наименование продукции
I год
II год
III год
всего за год
в т. ч. по кварталам
I
II
III
IV
Молоко питьевое пастеризованное,
2,5% жирности
55539
18513
12342
6171
18513
62073
65340
Биопростокваша, 1,5% жирности
26010
8670
5780
2890
8670
29070
30600
Биойогурт, 1,5% жирности
30294
10098
6732
3366
10098
33858
35640
Напиток «Бифитон», 2,5% жирности
13923
4641
3094
1547
4641
15561
16380
Сметана, 15% жирности
19737
6579
4386
2193
6579
22059
23220

Отметим некоторые привлекательные характеристики продуктов. Молоко питьевое пастеризованное 2,5% жирности – натуральное молоко, подвергнутое тепловой обработке при определенных температурных режимах и затем охлажденное. Биопростокваша 1,5% жирности – кисломолочный продукт, который вырабатывается из коровьего молока, подвергнутого высокотемпературной тепловой обработке и сквашенного закваской, содержащей пробиотические культуры (бифидобактерии, ацидофильные палочки, мезофильные и термофильные молочнокислые стрептококки). Особую ценность данный продукт представляет для людей старшего возраста. Продукт предназначен для непосредственного употребления в пищу.

Биойогурт 1,5% жирности – один из самых полезных кисломолочных продуктов, т.к. содержит большое количество биологически активных веществ и молочных ферментов, которые повышают устойчивость организма к вредным воздействиям окружающей среды. Биойогурт – продукт, обогащенный лактобактериями, пробиотиками, кальцием и фруктозой; не содержит сахара, красителей и консервантов. Лактобактерии, содержащиеся в биойогуртах, положительно воздействуют на работу кишечника и нейтрализуют вредные вещества, попадающие в организм. Кроме того, в их состав входят пробиотики, которые нормализуют процесс пищеварения, участвуют в создании здоровой микрофлоры кишечника и укрепляют иммунитет. Ценность рассматриваемого продукта питания заключается в следующем:

– биойогурт обладает противовоспалительным действием;

– за счет уменьшения интоксикации продуктами жизнедеятельности патогенной микрофлоры устраняет синдром хронической усталости;

– оказывает омолаживающий эффект и является эффективным оздоравливающим и профилактическим средством широкого спектра действия (Мишина, 2010).

Напиток «Бифитон» 2,5% жирности – инновационный кисломолочный продукт, синтезируемый пропионовокислыми бактериями по ТУ 9222–120–00419785–99. По органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям и показателям безопасности готовой продукции напиток должен соответствовать следующим требованиям: внешний вид и консистенция – однородная с нарушенным сгустком; чистый кисломолочный или кисло-сладкий вкус; молочно-белый, слегка кремовый цвет; массовая доля жира – не менее 2,5%. В состав закваски, используемой при производстве напитка «Бифитон», входят бифидобактерии, пропионовокислые бактерии, мезофильные молочные стрептококки и уксуснокислые бактерии. Напиток «Бифитон» – ценный функциональный продукт, способствующий улучшению показателей качества крови и снижению уровня содержания холестерина. Среди показаний к применению следующие: профилактическое питание детей (с трех лет) и взрослых; различные формы острых кишечных инфекций; дисбактериоз кишечника; функциональные и воспалительные заболевания органов пищеварения; клинические проявления экссудативного диатеза у детей; необходимость длительного применения антибиотиков; питание больных острыми лейкозами (в качестве лечебно-диетического продукта в период проведения активной противолейкозной терапии) [4]. При производстве предлагаемых продуктов необходимо руководствоваться Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» [5].

Особое внимание сельским товаропроизводителям следует обратить на фактор конкуренции. Лидерами российского рынка в сегменте функциональных молочных продуктов считают Danone (ТМ «Данон», «Даниссимо», «Активиа», Actimel, Vitalinea), Wimm-Bill-Dann (ТМ «Биомакс», «Биойогурт») и Ehrmann (ТМ «Биогурт», «Эрмигурт»), а также ООО «СВЕТА» (ТМ «Бифирут»), Черкизовский молочный комбинат (ТМ «Бифилайф»). На пензенском рынке молока и молочных продуктов лидируют ОАО Молочный комбинат «Пензенский», ЗАО «Пищекомбинат» Мокшанский и ООО «Новая Изида». Перечисленные конкуренты имеют устойчивые позиции на рынке, имеют постоянного потребителя, значительные средства вкладывают в рекламную кампанию, используют товарные знаки и привлекательную упаковку различной емкости.

Технологический процесс переработки молока включает в себя следующие этапы. Приемка и подготовка сырья, когда специалистом лаборатории определяется температура, кислотность, массовая доля жира, плотность, группа чистоты молока. Далее молоко перекачивается через фильтр на весы, а оттуда – в приемную емкость, где оно накапливается, охлаждается и хранится. Отсюда молоко перекачивается в приемный бак пастеризационно-охладительной установки. Из бака оно подается в секцию пастеризации, где и пастеризуется при температуре 76–80 °С и через секцию регенерации поступает в секцию охлаждения, где охлаждается холодной водой до 35–40 °С. Пастеризованное молоко насосом подается на сепарирование. Затем молоко поступает на розлив. Сливки поступают в буферную емкость и нормализуются до требуемой жирности. Нормализованные сливки для производства сметаны перекачиваются в ванну длительной пастеризации, куда добавляется культура прямого внесения, используемая в качестве закваски. По окончании сквашивания сметану охлаждают до температуры 16–18 °С, перемешивают и расфасовывают. Общая схема технологического процесса выработки кисломолочных напитков включает следующие операции: приемку и сортировку молока, очистку от механических примесей, нормализацию по жиру в соответствии с видом и ассортиментом вырабатываемого продукта, специальную пастеризацию, гомогенизацию, охлаждение до определенной температуры сквашивания, добавление культур прямого внесения, сквашивание резервуарным методом, созревание, расфасовку, хранение, транспортировку и реализацию (Котова, Крапчина, 2014a).

Более подробно рассмотрим технологию производства кисломолочного напитка «Бифитон». Отобранное по качеству молоко нормализуется в специальной емкости по жиру путем добавления к цельному молоку обезжиренного молока. Подогрев до температуры гомогенизации – 45–50 °С – осуществляется на автоматической пластинчатой пастеризационно-охладительной установке, затем подогретая смесь гомогенизируется при давлении 15 МПа и температуре 45–50 °С. Нормализованная гомогенизированная смесь пастеризуется при температуре 90…94 °С с выдержкой 2–8 мин. Пастеризованная смесь охлаждается до температуры заквашивания в резервуаре, после чего добавляется культура прямого внесения – закваска DVS: PTA, Bb-12, CN‑N‑22. Сквашивание смеси должно длиться в течение 8–12 ч при температуре 35–37 °С. Окончание сквашивания может быть определено по образованию достаточно прочного сгустка, а также кислотности, которая должна быть в пределах 60–65 °Т. Перед розливом продукт охлаждается до температуры 17–20 °С, затем разливается на фасовочном автомате в пакеты емкостью 0,5 л. Хранение напитка осуществляется при температуре 0…6 °С не более 10 суток с момента окончания технологического процесса [6].

Потребность в исходном сырье определена, исходя из запланированного объема производства с учетом особенностей технологии переработки. Нормализацию молока планируется производить путем смешивания. Данный способ нормализации используется на предприятиях небольшой мощности и заключается в добавлении к цельному молоку обезжиренного молока или сливок, которые получают путем сепарирования цельного молока. В качестве заквасок при производстве кисломолочных напитков и сметаны предлагается использование культур прямого внесения.

Так как хозяйства в процессе переработки молока учитывают его по себестоимости, они могут управлять этим показателем, изыскивая внутренние резервы экономии некоторых затрат, связанных с производством молока. Т. е. имеет место «прозрачность» учета затрат и в дальнейшем – установления цены реализации продукции. В связи с тем, что предлагаемая продукция востребована в сельской местности, издержки, связанные с реализацией, будут минимальны, что также положительным образом отразится на доступности продукции по цене.

Прогноз финансовых результатов, составленный в бизнес-обосновании предлагаемых мероприятий, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Прогноз финансовых результатов проекта, тыс. руб.

Показатель
I год
в т. ч. по кварталам
II год
III год
I
II
III
IV
Выручка от продаж – всего, в т. ч.
5646,2
1882,1
1254,0
627,3
1882,7
6310,4
6642,7
– молока питьевого, 2,5%
1249,6
416,5
277,7
138,8
416,5
1396,6
1470,2
– биопростокваши, 1,5%
988,4
329,5
219,6
109,8
329,5
1104,7
1162,8
– биойогурта, 1,5%
1272,3
424,1
282,7
141,4
424,1
1422,0
1496,9
– напитка «Бифитон», 2,5%
556,9
185,7
123,6
61,9
185,7
622,4
655,2
– сметаны, 15%
1579,0
526,3
350,4
175,4
526,9
1764,7
1857,6
Коммерческая себестоимость
3320,7
1316,3
646,0
451,6
906,8
3163,8
3286,9
Прибыль от продаж
2325,5
565,8
608,0
175,7
975,9
3146,6
3355,8
Налогооблагаемая база
951,5
−808,2
−200,2
−24,5
951,4
3146,6
3355,8
Налог (ЕСН)
57,1



57,1
188,8
201,3
Чистая прибыль
2268,4
565,8
608,0
175,7
918,8
2957,8
3154,4
Уровень рентабельности продаж, %
41,2
30,1
48,5
28,0
51,8
49,9
50,5
Уровень рентабельности затрат, %
70,0
43,0
94,1
38,9
107,6
99,4
102,1

Основным условием финансовой реализуемости проекта является положительное значение накопленного денежного потока проекта, рассчитываемого нарастающим итогом, на каждом интервале планирования. Денежный поток проекта рассчитывается на каждом интервале планирования как сальдо притока и оттока денежных средств от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Сумма денежного потока по каждому временному периоду определяет величину накопленной денежной наличности (см. табл. 3).

Таблица 3

Дисконтирование денежных потоков, тыс. руб.

Показатель
I год
II год
III год
Денежный поток от текущей и инвестиционной деятельности:
– поступления
– выплаты
5646,2
5154,2
6310,4
3169,0
6642,7
3304,6
Чистый денежный поток (сальдо от текущей и инвестиционной деятельности)
492,0
3141,4
3338,1
Коэффициент дисконтирования
1
0,8704
0,7576
Дисконтированные денежные поступления
5646,2
5492,6
5032,5
Дисконтированные денежные выплаты
5154,2
2758,3
2503,6
Чистый дисконтированный доход – всего,
в том числе:
– от текущей деятельности
– от инвестиционной деятельности
492,0
2452,0
−1960,0
2734,3
2734,3

2528,9
2528,9

Чистый дисконтированный доход за весь расчетный период
5755,2

Чистый дисконтированный доход за весь расчетный период рассматриваемого проекта составит 5755,2 тыс. руб. Показатели экономической эффективности рассматриваемого проекта по переработке молока приведены в таблице 4.

Таблица 4

Экономическая эффективность проекта переработки молока, тыс. руб.

Показатель
Величина
Чистый доход
6971,5
Индекс доходности затрат
2,0
Индекс доходности инвестиций
9,5
Чистый дисконтированный доход
5755,2
Дисконтный период окупаемости проекта, лет
1
Индекс доходности дисконтированных затрат
1,9
Индекс доходности дисконтированных инвестиций
8,2

Индекс доходности дисконтированных инвестиций равен 8,2, индекс доходности дисконтированных затрат – 1,9. Дисконтный период окупаемости проекта составит один год. Рассчитанные показатели свидетельствуют о реализуемости и высокой эффективности проекта организации в хозяйстве переработки молока.

При выборе приоритетных проектов производства инновационной молочной продукции необходимо ориентироваться не только на уровень экономической эффективности производства, но и на соответствие производимых продуктов международным и национальным стандартам, нормативно-правовым актам в рассматриваемой области. В настоящее время существует три уровня нормативно-правовых актов в области безопасности пищевых продуктов: национальные документы, документы Таможенного союза, международные документы (Чикина, 2013). Остановимся на рассмотрении основных документов национального уровня, которыми следует руководствоваться отечественным товаропроизводителям.

Деятельность, связанная с производством и переработкой молока, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» [7] (далее – Закон). К объектам технического регулирования, согласно этому закону, относятся:

– во-первых, молоко и молочная продукция, в т. ч. продукты детского питания на молочной основе;

– во-вторых, процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.

В целях защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения введения их в заблуждение в ходе реализации продукции документ предъявляет жесткие требования к безопасности сырого молока, сырых сливок, продуктам их переработки. Наряду с прочими определениями Закон определяет понятие «молочный напиток обогащенный» как молочный напиток, в который введены дополнительно, отдельно или в комплексе такие вещества, как белок, витамины, микро- и макроэлементы, пищевые волокна, полиненасыщенные жирные кислоты, фосфолипиды, пробиотики и пребиотики.

Закон также устанавливает, что разработка и производство новых продуктов переработки молока должна осуществляться в соответствии с международными стандартами либо национальными стандартами, либо стандартами организаций. Требования указанных стандартов к таким продуктам или к связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям, установленным рассматриваемым федеральным законом. Продукты, которые предполагается впервые производить на территории Российской Федерации, подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Закон не допускает применения пищевых добавок и ароматизаторов, за исключением функционально необходимых компонентов, при производстве продуктов диетического питания и национальных молочных продуктов. Под функционально необходимыми компонентами, согласно ст. 11 Закона, понимаются закваски, пробиотические микроорганизмы (пробиотики), пребиотические вещества (пребиотики), ферментные препараты, немолочные компоненты, которые вводятся при производстве продуктов переработки молока и без которых невозможно производство конкретного продукта переработки молока. В соответствии с ГОСТ Р 52349 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные. Термины и определения» под функциональным пищевым продуктом понимается пищевой продукт, предназначенный для систематического употребления в составе пищевых рационов всеми возрастными группами здорового населения, снижающий риск развития заболеваний, связанных с питанием, сохраняющий и улучшающий здоровье за счет наличия в его составе физиологически функциональных ингредиентов.

Согласно ФЗ № 88-ФЗ, изготовитель или продавец, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Разработанная программа производственного контроля должна быть утверждена руководителем предприятия. Предприятие обязано предоставить информацию о результатах производственного контроля в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора).

Согласно рассматриваемому закону идентификацию молока и продуктов его переработки должны проводить органы по сертификации и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии. Кроме рассмотренного выше закона существует ряд нормативно-правовых актов [8], в рамках которых следует действовать при изготовлении молока и продуктов его переработки, при этом предлагаемая потребителю продукция будет соответствовать как российским, так и международным требованиям [9].

Молоко и продукты его переработки, реализуемые на территории РФ, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ФЗ № 88-ФЗ в форме принятия декларации о соответствии, срок действия которой должен соответствовать сроку годности продуктов. Добровольное соответствие требованиям национальных стандартов, системам добровольной сертификации должно осуществляться по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации. Реализация продукции осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе на основе гражданско-правовых договоров купли-продажи, поставки и других договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ [10]. В этих договорах путем ссылки либо в иной форме должны быть указаны обязательные требования, которым должна соответствовать реализуемая продукция.

Заключение

Российские производители молока и молочной продукции имеют все возможности поставлять на рынок качественную инновационную молочную продукцию. Для этого учеными, технологами, экономистами постоянно создаются инновационные технологии, разрабатываются инновационные продукты, предлагаются инновационные решения организации производства в молочной отрасли. Необходимо установить связь между наукой и бизнесом в целях взаимовыгодной и успешной реализации на практике инновационных проектов. Это, безусловно, будет способствовать усилению и в дальнейшем – росту конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на отечественном рынке молока и молочной продукции.

[1] Потенциальные возможности и перспективы развития рынка молока и молочных продуктов в России (2010). Молочная промышленность, 7, 6–8.

[2]Ассортимент функциональных молочных продуктов // Оздоровительный портал «На здоровье!»; Продукт кисломолочный «Бифилин-М» // Сайт ВНИИ Молочной промышленности.

[3] Потенциальные возможности и перспективы развития рынка молока и молочных продуктов в России (2010). Молочная промышленность, 7, 6–8; Прогноз рынка молочных продуктов в текущем десятилетии (2011). Молочная промышленность, 9, 71–73; Прогноз рынка молочных продуктов в текущем десятилетии (2011). Молочная промышленность, 11, 6–8.

[4]Ассортимент функциональных молочных продуктов // Оздоровительный портал «На здоровье!».

[5]Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (ред. от 22.07.2010).

[6]Калинина, Л.В., Ганина, В.И., Дунченко, Н.И. (2008). Технология цельномолочных продуктов. СПб: ГИОРД, 2008.

[7]Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (ред. от 22.07.2010).

[8]Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 13.07.2015).

[9]Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 13.07.2015).

[10]Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действ. ред. от 13.07.2015).


Источники:

Ахметов, Р.Г., Стратонович, Ю.Р., Файзрахманов, Д.И. (2012). Современное состояние и возможности устойчивого обеспечения населения России молоком и молочными продуктами. Вестник Казанского государственного аграрного университета, 7(1), 5–9.
Буценко, Л.С., Григорьева, О.П. (2009). Производство молочного сырья и продовольственная безопасность региона. Никоновские чтения, 14, 74–75.
Ефимова, А.А., Васильева, В.Т., Павлова, А.И., Матвеев, Н.А. (2013). Производство национальных кисломолочных продуктов из вторичного сырья. Достижения науки и техники АПК, 3, 76-77.
Котова, Л.Г., Крапчина, Л.Н. (2014a). Инновации в производстве молочной продукции как основа конкурентоспособности отечественных предприятий в рамках ВТО. В книге Современные проблемы управления социально-экономическим развитием предприятий и регионов (С. 144–160). Пенза: ПГТУ, 2014.
Котова, Л.Г., Крапчина, Л.Н. (2014b). Обеспечение качества продовольствия – необходимое условие реализации продовольственной безопасности России. Российское предпринимательство, 17, 110–119.
Круглов, В.Н. (2011). Векторы инновационного развития молочного животноводства агропромышленного комплекса Российской Федерации. Региональная экономика: теория и практика, 39, 26–30.
Мишина, А.В. (2010). Разработка технологии биойогурта, обогащенного лактоферрином (Дис. … к.т.н.: 05.18.04). Москва.
Мкртчян, М.Г. (2010). Территориальная дифференциация в производстве и потреблении молочной продукции: методические вопросы анализа. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки, 10(1), 86–98.
Смирнов, Е.Р. (2012). Мировой молочный рынок - 2010-2011 гг. Молочная промышленность, 2, 5–9.
Цугленок, О.М. (2010). Пейте, дети, молоко... Инновационное развитие в молочном производстве. Креативная экономика, 1, 130–132.
Чикина, Л.В. (2013). Надзор за качеством и безопасностью молока и молочных продуктов. Молочная промышленность, 1, 20–21.
Bélanger, V., Vanasse, A., Parent, D., et al. (2012). Development of agri-environmental indicators to assess dairy farm sustainability in Quebec, Eastern Canada. Ecological Indicators, 23, 421–430. doi: 10.1016/j.ecolind.2012.04.027
Berlay, V. (2014). Current state and prospects of development of dairy farming in Russia. Russian Agricultural Economic Review, 1(1). doi: 10.18334/raer.1.1.462
Chand, P., Sirohi, S., Sirohi, S. (2015). Development and application of an integrated sustainability index for small-holder dairy farms in Rajasthan, India. Ecological Indicators, 56, 23–30. doi: 10.1016/j.ecolind.2015.03.020
Häring, A.M. (2003). Organic dairy farms in the EU: Production systems, economics and future development. Livestock Production Science, 80(1–2), 89–97. doi: 10.1016/S0301-6226(02)00308-1
Metz, J., Dijkstra, T., Franken, P., Frankena, K. (2015). Development and application of a protocol to evaluate herd welfare in Dutch dairy farms. Livestock Science, 180, 183–193. doi: 10.1016/j.livsci.2015.07.002
Рязанов, С. (2013). Спасти рядового крестьянина. Аргументы недели, 48, 10.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:10