Исследование особенностей предпринимательской структуры финансово-кредитной сферы на современном этапе развития экономики
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (258), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Калёнова П.В. Исследование особенностей предпринимательской структуры финансово-кредитной сферы на современном этапе развития экономики // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 12. – С. 112-122.
Аннотация:
В данной статье рассматриваются классификационные признаки предпринимательских структур финансово-кредитных сфер, которые имеют специфические черты, не свойственные другим предпринимательским структурам. В статье изучается понятие «предпринимательская структура» и основные признаки и функции предпринимательских структур.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательская структура, классификационные признаки предпринимательской структуры финансово-кредитной сферы
Предпринимательство - чрезвычайно многогранный вид экономической деятельности, который распространяется практически на все сферы экономики, объединяя рыночные сферы хозяйственной, общественной жизни и социальные институты. В широком смысле его можно понимать как хозяйственное новаторство. В узком смысле оно понимается как процесс создания нового предприятия в условиях конкуренции.
Сущность предпринимательства
Современные ученые экономисты определяют предпринимательство с различных позиций как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; инициативную деятельность, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли; процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли и т.д.
Таким образом, большинство экономистов, исследуя это понятие, выделяют в качестве главной цели предпринимательства извлечение прибыли и рассматривают ее как окончательную цель предпринимательства. Вместе с тем предпринимательство своей окончательной целью имеет не только прибыль, но и обеспечение непрерывности бесконечно повторяемого цикличного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно изменяющихся и возрастающих потребностей отдельной личности или социальной группы, общества в целом.
Впервые идея экономических циклов была выдвинута французским физиком Клементом Жугляром в середине ХІХ столетия. К. Жугляр утверждал: «Предпринимательская активность циклична. Причиной спада деловой активности является диспропорция между капиталом и кредитом», а также на основании данной теории К. Жугляр выявил экономические циклы, связанные с возобновлением активной части основного капитала, подробно изучив длину циклов, определив их 7-11 циклов [1].
Одной из причин спада деловой активности является уменьшение сбережений населения. К. Жугляр был первым, кто отметил волнообразные колебания деловой активности и разделил экономический цикл на три стадии: процветание, кризис, промежуточная стадия, а также подчеркнул влияние банковского кредитования на развитие кризисных явлений в экономике.
Аналогичную мысль сформулировал М.И. Туган-Барановский, определяя идею «сбережения – инвестиции», как главный рычаг циклических колебании современной экономической системы, и отмечая, что использование инвестиционных возможностей создается условиями применения ссудного капитала, ограниченностью банковских ресурсов, а самое главное – непропорциональностью в размещении свободных денежных капиталов между различными сферами жизни общества [2].
Основные признаки и функции предпринимательской деятельности
Таким образом, проанализировав и рассмотрев основные выводы ученых экономистов исследовавших понятие «предпринимательство», мы можем выделить предпринимательскую деятельность как субъект хозяйственной деятельности, которому свойственны следующие основные признаки и функции (см. рис.1):
- функция саморегулирования экономики (использование ресурсного обеспечения предпринимательской структуры с целью извлечения прибыли и стремлением к росту будущих доходов, т.е. капитализации);
- функция развития экономики (предпринимательская структура, осуществляя свою финансово-хозяйственную деятельность, носит инновационный и рисковый характер, а также стремится к повышению благосостояния общества в стране, т.е. каждая предпринимательская структура должна обладать определенными социально-психологическими особенностями);
- функция равновесия экономики (предпринимательская структура направлена на осуществление новаторской деятельности данной структуры, а также изучение рынка с целью разделения его на сегменты на всех функционирующих этапах его жизненного цикла, что способствует высокой эффективности маркетинговой деятельности предпринимательской структуры).
Рис. 1. Основные признаки и функции предпринимательской деятельности
В целях исследования влияние взаимодействия механизмов управления и самоорганизации на эффективность предпринимательских структур определим понятия предпринимательства, предпринимательской деятельности, предпринимательской структуры.
Понятия предпринимательства, предпринимательской деятельности, предпринимательской структуры
Наш анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что единого и общепризнанного подхода к определению предпринимательства не существует.
Основоположник теории предпринимательства французский экономист Р. Кантильон под предпринимательством понимал совокупность технологических и организационных процессов, осуществляющие экономическую деятельность отдельного рода, включающие в себя условия риска, т.е. предпринимательской деятельности всегда присущ коммерческий риск [3].
Позже И. Шумпетер утверждал, что «суть концепции развития предпринимательства состоит в «созидательном разрушении». Предприниматель должен осуществлять креативное поведение, которое предполагает реализацию новых идей путем разрушения старых структур» [4].
А.А. Крупанин предлагает рассматривать предпринимательство как инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли и осуществляемую в рамках действующего законодательства и этических норм современного общества [5].
Изучив различные точки зрения, мы предлагаем следующее определение предпринимательства.
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это самостоятельная деятельность хозяйствующего экономического субъекта, направленного на целевое извлечение прибыли на основе инновационного рискового метода, также являющаяся главным источником самофинансирования инновационных преобразований, осуществляемая физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями в цикличной экономике.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет выделить следующие основные черты, присущие предпринимательской деятельности:
- направленность на извлечении прибыли;
- инициативный и рисковый характер;
- процесс жизненного цикла;
- инновационный характер.
Современные исследователи, вводя экономический термин «предпринимательская структура», как правило, не дают ему четкого определения и используют как синоним понятия «предприятие».
В первую очередь, выделяются предпринимательские структуры, которые могут преодолеть последствия экономических кризисов, т.к. гибко подстраиваются под нужды рынка, быстро занимают высвобождающиеся ниши, позволяют задействовать активное население (в большей степени в сфере услуг, мелкосерийного производства, в пищевой и перерабатывающей отраслях).
Предпринимательские структуры как субъекты производственного и хозяйственного процесса отличаются исключительной сложностью деятельности. Процесс их функционирования обусловлен, прежде всего, движением во времени и пространстве значительного числа материальных, трудовых и информационных ресурсов, связанных с подготовкой производства, доставкой сырья и полуфабрикатов, выполнения множества взаимосвязанных операций по обслуживанию производства, финансовому обеспечению, сбыта и реализации продукции.
Предпринимательскую структуру можно рассматривать с различных предметных сторон, в зависимости от размера формы собственности предприятия, специфики его финансово-хозяйственной деятельности, территориальной и производственной принадлежности, целей и стратегии деятельности, по численности работников и отраслевой принадлежности.
Таким образом, можно выделить следующие классификационные признаки предпринимательских структур:
- пространственная структура (территориальное взаиморасположение);
- производственная структура (по видам деятельности);
- форма собственности;
- объемы производства;
- цели деятельности;
- финансовый результат;
- ресурсное обеспечение.
Понятие «предпринимательская структура» заключается в следующем:
- необходимым элементом рассмотрения является составляющая предпринимателя-инноватора как движущей силы хозяйствующего субъекта;
- совокупность экономических отношений с другими хозяйствующими структурами, что предполагает финансовую, организационную, управленческую и другую зависимость данной структуры или ее вступление в состав еще большей предпринимательской структуры;
- рассмотрение предпринимательской структуры включает все преобразования предпринимательской структуры – от создания до ее ликвидации – с учетом потенциальных изменений отношений собственности, а также по организации и управлению деятельностью;
- предпринимательская структура как социально-экономическая система является открытой системой, следующей определенным законам развития, и должна рассматриваться только в контексте своей транзакционной среды.
Таким образом, функциями предпринимательской структуры являются:
- раскрытие содержания системы экономических отношений, возникающих в процессе развития и функционирования предпринимательской структуры как открытой целеустремленной системы, изменяющей саму себя, а также влияющей на свою транзакционную систему.
- установление роли предпринимателя-инноватора и системы экономических отношений, связанных с возникновением и внедрением инноваций в процессе жизнедеятельности предпринимательской структуры.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что система экономических отношений, характеризующая процесс развития предпринимательской структуры, основана на различии между хозяйственной и предпринимательской деятельностью.
Таким образом, из определения мы можем сформировать схему предпринимательской деятельности (см. рис.2).
Отношения
Политические Экономические
Духовные Социальные
Отношения
Рис.2. Схема предпринимательской деятельности
На рисунке слово Социальные перекрывается. Если есть возможность, нужно это как-то поправить.
Обобщив имеющиеся определения, выделив наиболее существенные классификационные признаки и сформировав схему предпринимательской деятельности, мы предлагаем под предпринимательской структурой понимать самостоятельно хозяйствующие субъекты рыночных отношений, которые представляют собой сформированную совокупность ресурсов, а также экономических, социальных, духовных и политических отношений, целью которой является извлечение прибыли путем развития новых инновационных и рискованных методов для удовлетворения потребностей собственников и сотрудников.
Деятельность финансово-кредитных организаций
Особым видом предпринимательской деятельности является деятельность финансово-кредитных организаций, которые оказывают специфические услуги. Рассмотрим кредитную организацию как предпринимательскую структуру финансово-кредитной сферы (финансового рынка).
Кредитную организацию можно рассматривать с различных предметных сторон, в зависимости от форм собственности, от величины уставного капитала, от выполняемых операций, от наличия филиалов, от территории деятельности, по отраслевой направленности.
Таким образом, среди классификационных признаков финансово-кредитных организаций можно отметить специфические черты, не свойственные другим предпринимательским структурам (см. рис. 3).
Рис.3. Классификационные признаки финансово-кредитных организаций
Кредитная организация представляет собой самостоятельное коммерческое учреждение, имеющее статус юридического лица, осуществляющее свою деятельность на основе полученной от Центрального банка Российской Федерации лицензии на посредническую деятельность, главной задачей которого является привлечение денежных потоков от юридических и физических лиц, а также реализация специфических продуктов - предоставления кредитов, выполнение операций с ценными бумагами, валютой, драгоценными металлами и камнями и т.п.
Кредитные организации являются предпринимательскими структурами, развивающимися в соответствии с рыночными законами при высокой конкуренции. Они осуществляют свою деятельность на финансовом рынке, покупая и продавая ресурсы. Главная роль в развитии финансово-кредитной организации заключается в соотношении риска и доходности, рассмотрение всех факторов, обеспечивающих прибыльность и инновационные идеи со стороны руководства по отношению к другим кредитным организациям. Финансово-кредитные организации для ведения хозяйственной деятельности должны располагать ресурсами, т.е. ресурсным обеспечением.
Вывод
Проанализировав классификационные признаки финансово-кредитной сферы можно сделать вывод о том, что кредитная организация без ресурсного обеспечения не может осуществлять свою деятельность. Соответственно, функционирование жизненного цикла кредитной организации зависит от той стадии ресурсного обеспечения, на которой он находится в данный момент. В современных условиях цикличности экономики стадии ресурсного обеспечения имеют главное значение в финансово-кредитной сфере.
Источники:
2. Промышленные кризисы. Очерк из социальной истории Англии / Туган-Барановский М. – 2-е изд., соверш. перераб. – СПб: О.Н. Попова, 1900. – 354 c.
3. Кантильон Ричард // Большая советская энциклопедия / Под редакцией А.М. Прохорова. – 3-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): пер. с англ. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.
5. Крупанин А.А. Методология многоуровневого регулирования системы предпринимательства: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.30. – СПб, 1999. – 398 c. – РГБ ОД, 71:00-8/95-8.
6. Шишкин Д.Г. Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2 (224). – c. 27–33. – http://www.creativeconomy.ru/articles/27898/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:40:59