Экономические аспекты регулирования инвестиций в РФ

Ираева Н.Г., Калимуллина Э.Р., Шарипова В.В., Азнабаева Г.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (258), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Регулируя инвестиции в экономику через денежно-кредитную систему, Центральный Банк воздействует на кредитные учреждения, создавая условия для их нормального функционирования.

Ключевые слова: производство, трудоустройство, деньги, кооперация, кредит, организация, исследования, регулирование, доходность, индустрия, портфель, сфера



Регулируя инвестиции в экономику через денежно-кредитную систему, Центральный банк воздействует на кредитные институты, создавая им условия для нормального функционирования. А поскольку страны имеют национальные особенности системы, то они в значительной степени формируют выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования, непринятие тех или иных инструментов денежной политики. Рассмотрим основные инструменты данного регулирования.

Методы воздействия на экономику

Традиционно к методам воздействия на экономику относят дисконтную и залоговую политику, политику обязательных резервов, операции на открытом рынке, депозитную политику, валютную политику. Содержание и сочетание стандартного набора методов в разных странах зависят от целого ряда предпосылок. В практике воздействия на экономику страны монетаризм и теория государственного регулирования в чистом виде не выражены. В будущем следует ожидать сочетания выбора стратегии Центральных банков. В текущем периоде приоритет все больше отдается рыночному механизму по сравнению с административными методами регулирования. Применяемые инструменты регулирования характеризуются с позиции таких критериев, как традиционные или нетрадиционные, административные или рыночные, общего действия или селективной направленности, прямого или косвенного воздействия, краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные [1].

Следует уметь различать прямое и косвенное воздействие какого-либо механизма. Примером может служить проведение учетной политики через прямое регулирование на денежном рынке с одновременным косвенным воздействием на рынке капиталов [2].

Практически невозможно представить государство, которое на определенном этапе развития своего бизнеса не испытывало необходимости в таком финансовом инструменте, как привлечение инвестиций. Потребность в инвестициях испытывают не только развивающиеся государства. Проблемы привлечения инвестиций возникают, зачастую, у государственных систем, экономический комплекс которых уже достаточно хорошо развит и приносит, казалось бы, стабильный доход. Дополнительное финансирование, которое не может быть обеспечено собственными средствами национальной экономики, требуется при проведении мероприятий по масштабному расширению производств, техническом перевооружении отраслей, крупных производств, переподготовки кадров. Привлечение инвестиций, кроме того, бывает единственно возможным способом финансирования дорогостоящих опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ [3].

Инвестиционная привлекательность страны для потенциальных инвесторов складывается как из множества вполне объективных, так и определенного количества субъективных факторов. Не вовлекая исследователей в долгие рассуждения об объективности и субъективности факторов инвестиционной привлекательности того или иного государства, следует отметить главный момент. Заинтересованное правительство должно, прежде всего, исходить из того, что ни один инвестор никогда не будет вкладывать деньги в экономику государства, даже самого перспективного с точки зрения соискателя, пока не убедится, что движение денег на территории государства контролируется соответствующим образом. Кроме того, привлечение инвестиций в экономику совершенно невозможно, если тщательным образом не подготовлено законодательство, оговаривающее инвестиционное предложение.

Привлечение инвестиций в экономику

Инвестиционное предложение – объемный документ, призванный убедить потенциального инвестора в том, что деньги, вложенные в экономику государства, не только принесут ожидаемый доход, но и могут быть без затруднений выведены из национальной экономики в оговоренные сроки. Один только перечень информации, которую необходимо не только включить в инвестиционное предложение, но и должным образом структурировать, должен быть изложен в тексте перспективного федерального закона «Об инвестиционном предложении». На подготовку подобного документа потребуются значительные программные и управленческие ресурсы. Однако попытки договориться с инвесторами без тщательной подготовки федерального закона «Об инвестиционном предложении» заведомо обречены на провал. Зачастую представители государства напрасно тратят время, причем не только свое, но и инвестора, пытаясь объяснить без должной формализации все достоинства и преимущества своего государства. Кроме того, работа над законом «Об инвестиционном предложении» помогает руководителям государственных органов упорядочить процессы, происходящие в национальной экономике [4].

Наиболее выгодные способы привлечения инвестиций – это инвестиции в уставной капитал предприятий и долговое финансирование. Отличия между этими способами заключается в том, что при инвестировании средств в уставной капитал компаний на территории государства инвестор становится акционером, приобретает права на долю в бизнесе. Долговое же финансирование характеризуется тем, что инвестор становится кредитором, а инвестированные средства оформляются в виде задолженности.

Необходимо расширить законодательную базу, т.к. инвестициями в уставной капитал и долговым финансированием бизнеса способы привлечения инвестиций не ограничиваются. Имеют место и комбинированные способы, такие как конвертируемые облигации, банковские кредиты под залог акций предприятия и некоторые другие. Причем при определенных обстоятельствах и условиях инвесторы, предоставляющие комбинированные способы инвестирования, имеют возможность переводить инвестиции из одной категории в другую и обратно. Привлечение инвестиций в виде инвестиций в уставный капитал и долгового финансирования в свою очередь делятся на несколько видов и категорий. Так, инвесторы в уставной капитал делятся на финансовых и стратегических инвесторов, что должно быть отражено в законодательстве [5].

Разработка финансовой стратегии предприятия сроком от 3 до 7 лет

На основе анализа информации, полученной на фазе диагностики, совместно с менеджментом и собственниками бизнеса разрабатывается стратегия поведения компании на финансовых рынках, учитывающая перспективы ее развития. Финансовая стратегия предприятия обычно строится начиная от простейших форм краткосрочного кредитования оборотного капитала (аккредитивы, векселя, кредитные линии) и заканчивая размещением на европейском и американском рынках евробондов, ADR и GDR, а также прямым выходом компаний на листинг на ведущих биржах [6].

Формирование позитивного восприятия клиента финансовым рынком

Имидж компании, ее восприятие финансирующими организациями является важным фактором для привлечения финансирования. Имидж отчасти определяется основной коммерческой стратегией компании и отчасти тем, как эта стратегия преподносится внешним наблюдателям. Работа включает подготовку презентационных материалов, организацию получения рейтингов, контакты с потенциальными кредиторами и ряд других действий, которые также окажут благотворное влияние на финансовый имидж компании.

Отдельно следует сказать о работе с аудиторами над финансовыми отчетами компании по обеспечению оптимальной редакции цифровой и текстовой составляющих аудиторского заключения и комментариев. Подобные отчеты, безусловно, играют чрезвычайно важную роль в формировании имиджа. Следует подчеркнуть, что данная деятельность отличается от Public Relations и не связана с проведением рекламных акций, публикациями в прессе. Речь идет о работе, адресованной именно профессионалам финансового рынка.

Основной работой в проекте является привлечение финансирования для предприятия. Важной задачей является оптимизация порядка, инструментов, сроков, цен и издержек, объемов выпуска или заимствования средств с точки зрения общего финансового положения предприятия.

Рефинансирование и реструктуризация задолженности в последующем

Стоимость привлеченных средств в последующем оптимизируется с помощью более дешевых заемных средств из других источников либо за счет изменения условий по текущей задолженности у этого же источника финансирования. Это происходит по разным причинам. В случае проектного финансирования – это переход в стадию корпоративного финансирования, когда основные проектные риски пройдены, бизнес налажен и нет необходимости платить по кредитам или займам повышенную процентную ставку. В случае с корпоративным финансированием – это могут быть изменения условий кредитования на рынке, если предприятие привлекало кредит в кризисный период, а в настоящий момент макроэкономическая ситуация изменилась к лучшему. Предприятие, которое находилось в критическом состоянии, но в последующем смогло улучшить свое финансовое положение, также может улучшить и условия обслуживания долга. По привлечению акционерного капитала возможны ситуации, когда за счет средств инвесторов происходит погашение долгов компании. Есть и другие причины, которые позволяют предприятиям достигать оптимальных условий финансирования. Реструктуризация предполагает возможность организационной и юридической перестройки бизнеса группы компаний, как в результате сделок слиянию и поглощению (mergers and acquisitions, M&A), так и в целях улучшения инвестиционной привлекательности. Подобная перестройка бизнеса востребована, в частности, при выходе на публичный рынок долгового и акционерного капитала (организация облигационного займа, выпуска еврооблигаций, IPO). Кроме того, реструктуризация бизнеса позволяет осуществить предпродажную подготовку и продажу непрофильных бизнес-единиц. Бывают случаи, когда компании оказываются в неустойчивом финансовом положении, причины которого могут быть самыми разными: изменение рыночной ситуации, смена собственников, уход ключевых сотрудников, неэффективная система управления, неправильная структура финансирования, чрезмерно быстрое развитие и т.п. В таких случаях требуются услуги по управлению и реструктуризации бизнеса.

Инвестиционный проект

Финансовая модель – главная часть современного экономического обоснования. Грамотная модель позволяет проводить анализ развития проекта при любых изменениях множества независимых величин. Благодаря финансовым моделям возможности оценки рисков финансирования существенно возросли. Особенно это касается комплексного одновременного влияния большого числа внешних факторов на показатели эффективности проектов. Поочередный факторный анализ чувствительности не позволял ничего подобного и оставлял слишком многое на интуицию, опыт и совесть финансовых аналитиков. Основное отличие финансового инвестора от инвестора стратегического заключается в том, что он не стремится к приобретению контроля над компанией и заинтересован лишь в сохранении существующего менеджмента компании. Интерес финансового инвестора к финансируемому проекту заключается в получении максимальной прибыли при минимальных рисках. Стратегический инвестор оценивает проект не с точки зрения прибыльности, а с точки зрения получения дополнительных выгод для другого вида предпринимательской деятельности. Именно поэтому стратегический инвестор, как правило, имеет значительное представительство в совете директоров компании-реципиента. Российская специфика стратегического инвестирования заключается в том, что инвестор стремится к получению полного контроля над финансируемым бизнесом, поэтому требуется создание федерального закона о защите контрольных функций инвестора.

Наиболее часто используемые в России формы долгового финансирования – облигационные займы и долгосрочное кредитование. Проблемы привлечения инвестиций в форме облигационных займов заключаются, с одной стороны, в слабо развитой инфраструктуре рынка ценных бумаг, с другой стороны, выгодное привлечение средств на внешнем рынке подразумевает внутреннюю реорганизацию и раскрытие информации об экономике для рынка. Менее затратный способ привлечения инвестиций – долгосрочное кредитование. Однако банки не очень хотят кредитовать начинающих предпринимателей, и для них должны быть созданы страховые ресурсы, а для долгосрочных инвестиций в действующий бизнес у большинства российских банков элементарно не хватает средств, поэтому необходимо ограничить досрочное изъятие кредитных средств.

Владелец бизнеса или менеджер компании реципиента, рассматривая способы привлечения инвестиций, должны обязательно учитывать еще один очень значимый фактор. Это фактор риска невыполнения финансовых обязательств перед инвестором. Если для финансирования проекта было использовано долговое финансирование, то невыполнение обязательств неизбежно повлечет за собой реализацию залога. Вполне возможно в таком случае и возбуждение процедуры банкротства. Привлечение инвестиций в виде инвестирования в уставной капитал компании в случае невыполнения обязательств также создаст у инвестора определенное мнение о результатах работы управленца. Невозможно реализовать проект, не имея хозяйственного анализа ведения бизнеса. Недостаточно предоставить финансирование – необходимо создать производственный план и организовать благоприятную среду, в которой будет функционировать новое предприятие. Только в этом случае проект получает хорошие шансы на успех. Поэтому важно, чтобы предоставляемый проект имел достаточно высокую степень проработки.

Проектное финансирование – это способ привлечения капитала для реализации крупных инвестиционных проектов. Единственным источником возврата вложенных средств и главным обеспечением кредита служат денежные потоки, генерируемые самим проектом. Проектное финансирование – это одна из форм финансирования бизнеса, которая может быть востребованной в условиях нехватки инвестиционных средств. В проектном финансировании могут участвовать производители оборудования, лизинговые и финансовые компании, страховые фирмы, различные подрядные и государственные организации, а также банки. Проектное финансирование подразумевает привлечение средств для реализации проекта. Источником возврата средств послужит планируемый денежный поток от реализованного проекта. Естественно, критерии проектного финансирования не ограничены исключительно размером собственных средств инициатора проекта, для получения такого выгодного инструмента предпринимателю придется немало потрудиться. Но выгода очевидна, ведь инициатор получает фактически возвратные средства под идею. Инструментами проектного финансирования, как правило, выступают аккредитивы, лизинг, банковские кредиты, прямые инвестиции (акционерный капитал), а в некоторых случаях - товарные кредиты и пр. Организуя проектное финансирование, стараются структурировать схему финансирования таким образом, чтобы добиться максимального эффекта для заемщика.

Вывод

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости развития законодательной базы и разработке федерального закона «Об инвестиционном предложении», что позволит убедить потенциального инвестора в том, что деньги, вложенные в экономику государства, не только принесут ожидаемый доход, но и могут быть без затруднений выведены из национальной экономики в оговоренные сроки. Рассматриваемое проектное финансирование представляет из себя долгосрочное кредитование, однако основное отличие этих механизмов состоит в том, что обычные банковские кредиты выдаются под имущество компаний и погашаются за счет всех их активов. Проектное финансирование происходит под идею, под инвестиционный проект и возврат средств, связан с реализацией проекта, обеспечением его необходимой доходности. Такой подход сближает этот вид финансирования с инвестициями, поэтому необходима разработка также отдельных федеральных законов «О проектном финансировании» и «О проектном кредитовании».


Источники:

1. Арина З.Т., Романенко Л.М. Курс международного торгового права. – М., 2012. – C. 13–16.
2. Бочажок М.С. Организация внешнеэкономической деятельности: учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2013. – 134 c.
3. Волчиков Г.В. Инвестиционные риски. – М., 2011. – 251 c.
4. Гриднин А.И. Современная стратегия организаций. – М.: Интерпракс, 2012. – 156 c.
5. Даров Л.М. О внешнеэкономической деятельности в РФ. – М., 2011. – 324 c.
6. Злобин Б.Л. Стратегии успешных инвесторов. – М., 2013. – 285 c.
7. Прохоров А.Ю. Государственное регулирование как необходимая форма координации инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 5 (16). – c. 3–8. – http://www.creativeconomy.ru/articles/25316/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:41:02