Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности
Дробот Е.В.1, Потехина Н.В.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 28 | Цитирований: 32
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2017)
Цитировать:
Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 3. – С. 229-246. – doi: 10.18334/eo.7.3.37803.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30107120
Цитирований: 32 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена развитию положений по формированию мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности государств-членов Евразийского экономического союза. В статье представлена оценка состояния системы таможенно-тарифного регулирования. В статье представлено авторское исследование проблем таможенно-тарифного регулирования с использованием SWOT-анализа и диаграммы Исикавы.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экономическая безопасность, таможенно-тарифное регулирование, таможенный тариф, таможенные органы
JEL-классификация: F52, F51, F13, F10
Введение
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает очень значимое место в торговой политике. Таможенно-тарифное регулирование используется в целях защиты экономики, соблюдения международных обязательств, поддержания стабильной внешнеторговой системы. Эффективно действующая система таможенно-тарифного регулирования является необходимым условием для реализации результативной таможенной политики и выполнения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности страны.
Повышение геополитической напряженности, введение ведущими торговыми партнерами России санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики, дискриминация и ограничения возможностей российских экспортеров на внешних рынках, различный объем обязательств участников евразийской интеграции в рамках участия во Всемирной торговой организации выдвигают на первый план проблему обеспечения эффективной защиты товаропроизводителей государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе сближения таможенно-тарифной политики, совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования.
Существенный вклад в исследование теоретических аспектов и особенностей таможенно-тарифного регулирования внесли работы Абрамова Н.М. и Бочаровой Л.А. [7] (Abramov N.M., Bocharova L.A., 2017), Дробот Е.В. [24] (Drobot E.,Ilyasova K., 2016), Кравченко А.В [13] (Kravchenko A.V., 2016), Лохмановой Е.А [14] (Lokhmanova E.A., 2016), Малеванной А.А. [15] (Malevannaya A.A., 2016), Панскова В.Г. [5] (Panskov V.G., Fedotkin V.G., 2014), Покровской В.В. [6] (Pokrovskaya V.V., 2014), Чуевой В.В. [21] (Chueva V.V., 2016) и других отечественных исследователей.
Аспекты исследований, раскрывающие проблемы и перспективные направления совершенствования инструментария таможенно-тарифного регулирования, раскрыты в работах Жогличевой В.В. [12] (Zhoglicheva V.V., 2016), Курочкина Д.А. и Туман С.Е. [17] (Nemchenko O.A., Kurochkina D.A., Tuman S.E., 2016), Мешечкиной Р.П. и Филипповой С.А. [16] (Meshechkina R.P., Filippova S.A., 2016), Немченко О.А., Хапилина С.А. [19] (Khapilin S.A., 2015).
Целью данной статьи является исследование проблем и перспектив таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмента обеспечения экономической безопасности.
Таможенно-тарифное регулирование и анализ внешней торговли Российской Федерации
Таможенно-тарифное регулирование является одним из главных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, использующим меры экономического воздействия, которые направлены на защиту национальных производителей, регулируют товарную структуру импорта и экспорта, то есть обеспечивают экономическую безопасность государства.
Система таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности реализуется через совокупность элементов. К ним относятся: единый таможенный тариф, методы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, порядок подтверждения страны происхождения товаров, а также система тарифных преференций [4] (Afonin P.N., Drobot E.V., 2016).
Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур, таможенно-тарифное регулирование продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота [22] (Shishkanova E.E., 2015).
Внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2016 году составил 471,2 млрд долларов США [23]. Сальдо торгового баланса составило 104 млрд долларов США, что на 58,1 млрд долларов США меньше, чем в 2015 году. На рисунке 1 представлено соотношение внешнеторгового оборота, экспорта и импорта Российской Федерации за 2015 и 2016 года.
Рисунок 1. Соотношение товарооборота, экспорта и импорта России за
2015–2016 гг.
Источник: составлено авторами.
На основе данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод о снижении экспорта и импорта в прошлом году. Вывоз товаров снизился на 17% и составил 287,6 млрд долларов США, а ввоз сократился на 0,4% и равен 183,6 млрд долларов США.
Объемы экспорта и импорта в стоимостном выражении упали до минимумов последних пяти лет из-за снижения курса рубля по отношению к доллару, сокращения производства и действующего продовольственного эмбарго. Однако после провала в первом полугодии 2016 г. показатели стали приходить в норму, и уже в ноябре–декабре России почти удалось догнать прошлогодние объемы торговли [9] (Byrkova E., 0).
Информация о динамике внешнеторгового оборота России в 2015–2016 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика внешней торговли России в 2015–2016 гг. Источник: составлено авторами.
В страновой структуре внешней торговли России центральное место занимает Европейский союз, как важнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в январе–декабре 2016 года приходилось 42,8% российского товарооборота (что составило на 2% меньше за аналогичный период в 2015 г.), на страны СНГ – 12,1% (по сравнению с 2015 годом произошло снижение на 0,5%), на страны ЕАЭС – 8,3% (8,1%), а на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 30,0%, что оказалось выше за рассматриваемый период в 2015 году на 1,9% (рис. 3).
Рисунок 3. Страновая структура внешней торговли
Источник: составлено авторами.
По итогам года внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил 87,2% от всего объема торговли. За январь–декабрь 2016 года внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья составил 411 млрд долларов США, сократившись на 10,7% по сравнению с 2015 годом. При этом экспорт упал на 16,9% до 248,1 млрд долларов, а импорт к концу года вырос на 0,8% до 162,9 млрд долларов США.
На рисунке 4 показаны основные торговые партнеры России в январе–декабре 2016 года среди стран дальнего зарубежья.
Рисунок 4. Торговые обороты России с торговыми партнерами (млрд долларов США)
Источник: составлено авторами.
Ниже представлена товарная структура экспорта и импорта в страны дальнего зарубежья в 2016 году (рис. 5).
Рисунок 5. Основа российского экспорта и импорта в 2016 году в страны дальнего зарубежья
Источник: составлено авторами.
Итак, в структуре экспорта со странами дальнего зарубежья на первом месте стоят топливно-энергетические товары. Среди крупных товарных групп снижение показал экспорт химической продукции. Стоимостной объем ее экспорта снизился на 22,5%, а физический на 0,6%. Спад показал ввоз мыла и моющих средств на 15,3% и фармацевтической продукции. Экспорт самой крупной категории среди химических товаров – минеральных удобрений – снизился на 2,2% преимущественно из-за роста его потребления внутри страны для нужд растущего сельскохозяйственного производства.
В статье импорта в страны дальнего зарубежья основную долю занимают машины и оборудование. Закупки химических товаров по физическому объему выросли на 4%. Помимо роста поставок мыла и косметических средств прирост показали и удобрения. По подсчетам «Фосагро», их потребление в России выросло на 17% [9] (Byrkova E., 0).
Другие группы товаров показали снижение. На 9,1% сократились физические объемы ввоза продовольствия, на 8,5% текстиля и на 5,1% металлов и изделий из них.
Таким образом, 2016 год для внешней торговли прошел под эгидой девальвации и торговых запретов, которые в совокупности оказали влияние на структуру внешней торговли. Российская экономика зависит от колебаний цен на мировом нефтяном рынке. Это вызвано ее узкой топливно-сырьевой ориентацией. Дальнейшее развитие российской экономики представляется невозможным без перехода от экспортно-сырьевой модели развития к новой, инновационно-ориентированной модели [24] (Drobot E.,Ilyasova K., 2016).
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России
Роль таможенных органов в обеспечении безопасности растет из года в год, что вызвано складывающейся геополитической ситуацией, экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне, а также появлением новых угроз и рисков [10] (Voronov A.M., Shaydyko N.V., 2012).
Таможенная служба Российской Федерации в современных условиях способствует реализации интересов страны в сфере внешней торговли, развитию отечественного производства, устраняет угрозы безопасности Российской Федерации, административные правонарушения и преступления, обеспечивает пополнение доходной части федерального бюджета [2].
По официальным подсчетам в 2016 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 406,9 млрд рублей. Задание по формированию доходов федерального бюджета выполнено на 101,1% (рис. 6).
Рисунок 6. Выполнение задания по администрируемым доходам Источник: составлено авторами.
В течение 2016 года Федеральной таможенной службой России проводилась системная работа, направленная на увеличение качества администрирования процессов контроля таможенной стоимости и обеспечение единообразия при его проведении, в том числе в рамках применения системы управления рисками.
В 2016 году в результате проведения контроля таможенной стоимости таможенными органами дополнительно взыскано более 25,1 млрд рублей. Это на 29,2% превышает дополнительно взысканные платежи по результатам корректировок таможенной стоимости товаров в 2015 году (19,5 млрд рублей). В результате эффективность проводимых корректировок таможенной стоимости товаров выросла на 20% .
В 2016 году установлен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и сокращению нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14%, а их результативность возросла до 87%.
На рисунке 7 представлены итоги проверочных мероприятий.
Рисунок 7. Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров Источник: составлено авторами.
Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод о том, что по сравнению с показателями 2015 года в 2016 году таможенных платежей, пеней, штрафов взыскано больше на 13%; по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано на 31% больше; а одним должностным лицом в среднем взыскано на 14% больше таможенных платежей.
Руководство Федеральной таможенной службы, издав Приказ от 16.02.2016 № 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками», возложило персональную ответственность на руководителей таможенных управления и таможен прямого подчинения за результативность и контроль качества применения мер по минимизации рисков по направлению контроля таможенной стоимости, а именно: мониторинг таможенных операций, контроль полноты и достаточности применяемых мер по минимизации рисков, недопущение формального подхода при проведении дополнительных проверок заявленных сведений о таможенной стоимости, выполнение контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов по контролю таможенной стоимости [3].
Анализ практики проведения внешнеэкономической деятельности указывает на наличие многочисленных проблемных аспектов, связанных с отсутствием объективной возможности предоставления полной документально подтвержденной информации о стоимости товара на момент таможенного декларирования.
Евразийская экономическая комиссия разработала порядок, который определяет случаи отложенного определения точной величины таможенной стоимости товаров, порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев [1]. По мнению Евразийской экономической комиссии, данный механизм позволит без ущерба для эффективного таможенного контроля избежать дополнительных финансовых затрат, связанных с определением таможенной стоимости по первому методу [18] (Rozhko G., 0).
Применение данного алгоритма (рис. 8) позволит обеспечить совершенствование условий осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Евразийского экономического союза в соответствии с принципами Всемирной таможенной организации (WCO) по смещению акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров при одновременном сохранении высокого уровня и эффективности таможенного контроля.
Нет
|
Да
|
Рисунок 8. Схема применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости
Источник: составлено авторами.
Анализ проблем и разработка предложений по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования
Важным аспектом совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и кодификации таможенного законодательства ЕАЭС является достаточное разделение сфер правового регулирования наднационального (Таможенный кодекс Таможенного союза) и национального (законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном деле) уровней.
Проведем анализ проблем таможенно-тарифного регулирования, используя SWOT-анализ (табл.) и диаграмму Исикавы (рис. 9).
SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы.
Таблица
SWOT-анализ таможенно-тарифного регулирования
Сильные
стороны
|
Возможности
|
Стимулирующая
инвестиционная политика.
Фискальная направленность таможенно-тарифного регулирования. Электронное декларирование. Стимулирование импортозамещения. |
Стимулирование
внутреннего производства.
Пополнение федерального бюджета. Расширение экспортных возможностей. Расширение профилей риска в рамках системы управления рисками. |
Слабые
стороны
|
Угрозы
|
Снижение
уровня тарифной защиты в условиях Всемирной торговой организации.
Низкая степень дифференциации ставок таможенных пошлин. Экспортно сырьевая ориентация. Высокие экспортные таможенные пошлины на энергоносители. Нелегальный ввоз в страну товаров. Проблемы недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров. |
Импорт
высокотехнологичной продукции и готовых товаров.
Эффективность функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования отошла на второй план. Рост цен на отечественные товары. Снижение конкурентоспособности отечественных товаров. Уклонение от уплаты таможенных пошлин и налогов недобросовестных участников ВЭД. |
С помощью диаграммы Исикавы, можно не только детализировать имеющиеся проблемы, но и разработать потенциальные способы их решения.
Рисунок 9. Диаграмма Исикавы: анализ проблем таможенно-тарифного регулирования
Источник: составлено авторами.
На современном этапе в Евразийском экономическом союзе таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности имеет ряд особенностей, затрагивающих базовые вопросы развития евразийской экономической интеграции. Основные из них:
1) снижение уровня тарифной защиты;
2) низкая степень дифференциации ставок Единого таможенного тарифа;
3) импортная зависимость и сырьевая ориентация экспорта;
4) ввоз в страну товаров с нарушениями таможенных правил;
5) последовательная политика Всемирной торговой организации отказа от практики применения экспортных пошлин.
Основываясь на выявленных проблемах механизма таможенно-тарифного регулирования, с учетом начала функционирования с 01.01.2015 г. ЕАЭС, следует разработать предложения по его совершенствованию, что будет содействовать обеспечению экономической безопасности.
Для начала совершенствования системы таможенно-тарифного регулирования необходимо проведение модернизации таможенного законодательства, которое должно отвечать нормам международного права в области таможенно-тарифного регулирования и включать минимальное количество отсылок на национальное законодательство государств-членов ЕАЭС. Это позволит уменьшить временные издержки, которые возникают при поиске необходимого нормативно-правового акта.
Членство в ЕАЭС снижает возможность для Российской Федерации самостоятельно оказывать воздействие с помощью таможенно-тарифных инструментов на объемы и характер внешней торговли.
Сложность и проблемы состоят и в том, что она должна согласовывать национальные механизмы регулирования с общей системой регулирования стран-членов союза. Однако в них достаточно много расхождений. Это снижает эффективность использования мер таможенно-тарифного регулирования как фактора развития экономики страны.
Исходя из этого, одним из направлений совершенствования механизма таможенно-тарифного регулирования является унификация и гармонизация правовых норм стран-членов ЕАЭС в сфере экономики, налоговой, правовой и других сферах, оказывающих влияние на результативность применения мер таможенно-тарифного регулирования на развитие экономики.
Проводимая в рамках ЕАЭС согласованная единая секторальная политика направлена на формирование общего рынка по таким товарным группам, как лекарственные препараты и медицинские изделия. На основе соответствующих соглашений предполагается в рамках ЕАЭС создание общего электроэнергетического рынка с 1 июля 2019 года, общего рынка газа, общего рынка нефти и нефтепродуктов к 1 января 2025 года и общего финансового рынка с созданием наднационального органа по его регулированию в г. Алматы к 2025 году [12] (Zhoglicheva V.V., 2016).
Существенно увеличивается важность задач, направленных на обеспечение устойчивого функционирования российской экономики и экономик государств-членов ЕАЭС с опорой на внутренние источники роста. Для этого таможенно-тарифная политика должна формировать условия для экономически целесообразного импортозамещения в сфере производства инвестиционных и потребительских товаров, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС и способствовать в конечном итоге росту технологической интенсивности экономик и создаваемой в них добавленной стоимости.
Принимая во внимание серьезную зависимость от импорта в сфере средств производства, компонентной базы и потребительской продукции, решение задач возможно с помощью принятия мер по дальнейшей оптимизации уровня и структуры ввозных таможенных пошлин в отношении товаров инвестиционного спроса (машин, технологического оборудования), компонентов для производимой на территории Российской Федерации продукции, в первую очередь в отношении товаров, аналоги которых не выпускаются в Российской Федерации или производятся в недостаточном для удовлетворения потребностей рынка количестве.
Меры таможенно-тарифного регулирования должны обеспечивать равновесие товарных рынков и быть направлены на препятствование быстрому росту цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в условиях колебаний на валютном рынке, достижение поставленных задач по импортозамещению и обеспечение продовольственной безопасности. Решение этих задач невозможно без модернизации системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран в отношении сельскохозяйственных товаров.
Следует устранить возможность занижения таможенной стоимости товаров недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности путем манипулирования имеющимися в таможенном тарифе широкими разрывами в ставках таможенных пошлин в пределах одной товарной позиции с помощью применения принципа тарифной дифференциации, т.е. увеличения количества применяемых в тарифе значений ставок таможенных пошлин и максимальной видовой детализации импорта путем расширения количества единиц товарной номенклатуры и уровня ставок [24] (Drobot E.,Ilyasova K., 2016).
В условиях импортозамещения, когда государство старается поддержать национальных товаропроизводителей, следует оградить их от ввоза в страну товаров с нарушением таможенных правил и использования других видов недобросовестной конкуренции. На практике осуществить это возможно, если повысить материальную ответственность таких нарушителей.
Важное значение в ходе решения задач таможенно-тарифного регулирования приобретает применение альтернативных мер, таких как таможенные процедуры, позволяющие использовать сниженные пошлины к ввозимому сырью и компонентам, экономически целесообразное освобождение от уплаты НДС производственных товаров, материалов и компонентов, аналоги которых в России не производятся, а также развитие механизмов предоставления льгот в целях поддержки проведения инвестиционных проектов.
Разрабатываемые меры должны быть тесно связаны с проведением стимулирующей инвестиционной политики, направлены на привлечение иностранных инвестиций в наиболее значимые направления модернизации и требующие государственной поддержки отрасли и сектора экономики РФ. Данные меры также должны способствовать уменьшению издержек производителей, что, в свою очередь, будет стимулировать внутреннее производство как более конкурентоспособное на территории ЕАЭС [8, с. 64] (Antipova L.G., Ksenofontova E.M., 2015).
Нефтегазовый комплекс остается базовым сектором российской экономики, он играет главную роль в формировании доходов государственного бюджета и торгового баланса страны. В России фискальная роль экспортных пошлин очень велика. Наличие экспортной пошлины создает устойчивый разрыв между мировыми и внутренними ценами на нефть и нефтепродукты, содействует поддержанию внутренних цен на них на уровне значительно ниже мировых. Также они являются инструментом, помогающим государству управлять предложением на внутреннем рынке нефтепродуктов и в необходимых случаях изменять структуру поставок производимых в стране нефтепродуктов в пользу внутреннего рынка, гарантировать его насыщение.
Отмена вывозных таможенных пошлин в условиях кризиса в российской экономике, несомненно, окажет отрицательное влияние на благосостояние населения, приведет к падению конкурентоспособности отдельных секторов экономики, в том числе нефтеперерабатывающей промышленности, и росту социальной напряженности в обществе.
Изменение системы вывозных таможенных пошлин, в первую очередь, на нефть и нефтепродукты нуждается в комплексном подходе, оценке макроэкономических последствий таких решений и должно быть связано с тщательно выверенными шагами по развитию механизма их исчисления в рамках преобразования общей системы налогообложения нефтяного комплекса, введения особых льготных формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов нефти (сверхвязкая нефть и нефть с особыми физико-химическими характеристиками, добываемая на отдельных месторождениях) [19] (Khapilin S.A., 2015). Вместе с этим следует решить вопросы унификации вывозных таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе, а также формирования механизма распределения вывозных таможенных пошлин и иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Заключение
В условиях неустойчивой внешнеполитической ситуации, осложнения торговых отношений с Западом в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации, таможенно-тарифная политика должна быть направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, содействовать сдерживанию повышения внутренних цен, гарантировать фискальную функцию бюджета, снижать прямые и косвенные издержки участников внешнеэкономической деятельности. При этом реализация продуманной и сбалансированной таможенно-тарифной политики России должна способствовать как экономическому, так и интеграционному развитию Евразийского экономического союза.
Сегодня таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России в политической и торговой системах играет важную роль. Поскольку оно выступает не только как фискальный инструмент, но применяется и для защиты экономики страны, и для поддержания стабильности международной торговой системы, и для выполнения международных обязательств, а также еще ряда функций, которые на нее возложены. Именно поэтому четко отлаженный и взаимодействующий механизм таможенно-тарифного регулирования является важным условием обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, отстаивания и защиты ее внешнеэкономических интересов, проведения государством грамотной и эффективной таможенной политики.
Источники:
Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. Правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71278292/.
Приказ ФТС России от 16.02.2016 № 280 «О повышении эффективности контроля таможенной стоимости в рамках применения системы управления рисками». Правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/.
Афонин П.Н., Дробот Е.В. Ценообразование во внешней торговле. - СПб.: Троицкий мост, 2016. – 232 с.
Пансков В.Г., Федоткин В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. - СПб. : ИЦ Интермедия, 2014. – 580 с.
Покровская В.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2014. – 136 с.
Абрамов Н.М., Бочарова Л.А. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент стабилизации в развитии ЕАЭС // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. – С. 95-106.
8. Антипова Л.Г., Ксенофонтова Е.М. Основные направления таможенной политики России в условиях экономических санкций // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2015. – С. 64.
Быркова Е. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты. Про ВЭД.рф. [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html.
10. Воронов А.М., Шaйдyко Н.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 1. – С. 242-247.
11. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. – 2016. – № 16. – С. 1879-1902.
Жогличева В.В. Проблемы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС // Инновационное развитие российской экономики: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Москва, 2016. – С. 177-179.
13. Кравченко А.В. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 2. – С. 45-50.
Лохманова Е.А. Таможенно-тарифное регулирование как экономический метод управления внешнеэкономической деятельностью государства // Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2016. – С. 84-86.
15. Малеванная А.А. К вопросу о таможенно-тарифном регулировании в Российской Федерации // Экономика и социум. – 2016. – № 11-1(30). – С. 875-878.
16. Мешечкина Р.П., Филиппова С.А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: проблемы и теоретические подходы к их решению // WebofScholar. – 2016. – № 4(4). – С. 33-35.
17. Немченко О.А., Курочкина Д.А., Туман С.Е. Таможенно-тарифное регулирование таможенной стоимости: проблемы и перспективы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 5(56). – С. 21-24.
Рожко Г. ЕЭК предлагает возможность отложить определение таможенной стоимости. Про ВЭД.рф. [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/economics/fea/26428-eek-ppedlagaet-vozmozhnosty-otlozhity-oppedelenie-tamozhennoy-stoimosti.html.
Хапилин С.А. Развитие Евразийской экономической интеграции на основе модернизации механизма таможенного регулирования. / диссертация... доктора экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2015. – 511 с.
Хохрим А.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Наука в движении: от отражения к созданию реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией М.Ш. Гарифуллиной. 2016. – С. 158-162.
21. Чуева В.В. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности страны в условиях ЕАЭС // Вестник магистратуры. – 2016. – № 9(60). – С. 43-45.
22. Шишканова Е.Э. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности как инструмент экономической безопасности страны // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № 06. – С. 86-90.
Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095.
Drobot E.,Ilyasova K. The analysis of Russian foreign trade conditions. MPRA (Munich Personal RePEc Archive, University Library of Munich, Germany). [Электронный ресурс]. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/70521/1/MPRA_paper_70521.pdf.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:24:09