Некоторые положения теории предпринимательства

Гишкаева Л.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гишкаева Л.Л. Некоторые положения теории предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 23. – С. 120-126.

Аннотация:
В статье рассматриваются различные взгляды и положения, относящиеся к теории предпринимательства, также исследуются особенности развития предпринимательства в России.

Ключевые слова: предпринимательство, Россия, рынок, прибыль, государство, доход, капитализм, предприниматель, природно-климатические условия, теория предпринимательства, русский народ



Главным фактором и движущей силой современной рыночной экономики является предпринимательство. Доходы от предпринимательской деятельности на протяжении ряда лет стоят на третьем месте в общей структуре денежных доходов российского общества. Так, по предварительным данным в 2012 г. на него приходилось 8,5% от всех денежных доходов россиян после заработной платы (66,2%) и социальных выплат (18,2%) [1].

В условиях плановой экономики частное предпринимательство было запрещенным видом деятельности, но осуществлявшееся в криминогенных формах, соответственно, в официальных доходах общества доход от предпринимательской деятельности отсутствовал. Стоит отметить, что только с 1986 по 1990 гг. примерно 1200 человек в стране были привлечены к уголовной ответственности за занятие предпринимательской деятельностью [2].

Возникновение и развитие предпринимательства

Монополия на предпринимательскую деятельность принадлежала государству, хотя неофициальный частный сектор и играл значительную роль в советской экономике, особенно в прибалтийских государствах. По мнению американского экономиста В. Трейла, в начале 1980-х гг. на теневой сектор российской экономики приходилось 30% всего валового национального продукта, а доходы «теневиков» превышали официальный среднестатистический уровень в 8-10 раз [3].

Легализация данной деятельности происходит с середины 80-х гг. XX столетия в результате перестроечных процессов с принятием различных законов, таких как: «Об индивидуальной трудовой деятельности» - 19 ноября 1986 г., «О кооперации» - 26 мая 1988 г., «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» - декабрь 1990 г., «Об общих началах предпринимательства граждан СССР» - 10 апреля 1991 г. и др. [4].

Впервые понятие «предпринимательство» было употреблено английским банкиром и экономистом Ричардом Кантильоном в XVIII в., под которым он понимал экономическую деятельность, результатом которой является приведение в соответствие в условиях риска товарного предложения и спроса, а предприниматель – человек, приобретающий на рынке производственные средства и превращающий их в капитал. В результате функционирования капитала создается продукция, продаваемая на рынке по более высокой цене, чем ее себестоимость при производстве, а т.к. заранее ее рыночная цена неизвестна, то занятие предпринимательством является риском [4].

Исследуя эволюцию взглядов и представлений о предпринимателе и предпринимательстве, можно сделать следующий вывод: если в средние века и на протяжении XVII-XIX вв. преобладающим в определении данных понятий было получение прибыли путем рациональной комбинации факторов производства, а риск рассматривался как вообще свойственный бизнесу, то с XX в., особенно в работах Й.А. Шумпетера, преобладающим признаком становится инновационный характер деятельности [5].

При формировании тех или иных типов предпринимательства доминирующими являются особенности экономического и юридического характера (статус субъекта права собственности, метод формирования имущества хозяйствующего субъекта, содержание его имущественных прав и т.д.).

Несмотря на вышеприведенные отличия, существуют и общие свойства предпринимательских систем, к которым можно отнести то, что все они являются частью типичных самоорганизующихся систем, траектории их развития не поддаются линейному описанию, при исследовании динамики их развития они рассматриваются как одно целое. Предпринимательству как системе присущи важные понятия синергетики, такие как: открытость системы, самодвижение, самоорганизация, постоянство процесса обмена информацией с сопряженными системами. При анализе предпринимательских систем можно выявить волнообразность в их развитии с циклами хаоса и порядка, причем стремление к установлению порядка в данной системе может провоцировать застой в экономике.

Следует отметить, что мотивация является одним из важных условий развития предпринимательства, и если в XIX в. преобладали мотивы экономического характера, то в современное время - социально-психологические, проявляющиеся в том, что предпринимательский доход часто не превышает заработную плату высококвалифицированного наемного работника.

Теории предпринимательства

В современной экономической науке рассматривают две основные точки зрения по поводу того, кого считать предпринимателем. Одни экономисты предпринимателя олицетворяют с любым собственником средств производства, что для малого и среднего бизнеса действительно, а другие же к данной категории определяют и менеджера, что правомерно в условиях большого бизнеса.

Среди множества различных теорий предпринимательства, существующих на современном этапе в экономической науке, можно выделить два вида – «активные» и «пассивные». Для активных форм свойственно выделять в предпринимательстве инновационный момент, тогда как пассивные ограничиваются риском неопределенности, необязательно выделяя инновационный характер предпринимательской деятельности.

К активным теориям предпринимательства можно отнести теорию инноваций Й.А. Шумпетера (1934 г.), неоавстрийскую теорию И. Кирцнера (1973 г.), теорию реаллокации ограниченных ресурсов Т. Шультца и М. Кассона (1980 г. и 1982 г.), синтез всех трех теорий Ц. Кайзера (1990 г.) и А. Караяниса (1990 г.).

Нужно отметить, что некоторые ученые развитие предпринимательских качеств (к которым относят потребность в научно-технических достижениях, склонность к принятию риска, личностные ценности, вера в возможность повлиять на ход событий) связывают с национальной принадлежностью, в свою очередь, обуславливая менталитет того или иного народа географическими, природно-климатическими особенностями его существования [6].

При историческом анализе формирования и развития рыночных структур в России, следует отметить, что данный процесс протекал здесь тяжело в связи с консервативным воздействием традиций, возникших как под влиянием географических факторов, так и особенностей формирования русской нации. В стране исторически складывался приоритет государственной экономической инициативы над частной, основанный на том обстоятельстве, что вся история страны есть история самообороны, соответственно, военные нужды приводили к активному вмешательству государства в экономику

Постоянная борьба за выживание в условиях сурового климата способствовала организации коллективных форм ведения хозяйства в виде общин, артелей. Огромные расстояния, суровый климат, плохие дороги сдерживали развитие внутренней торговли, и, соответственно, товарно-денежных отношений, что стало причиной развития натурального хозяйства.

В своей знаменитой работе «Курс русской истории» В.О. Ключевский отмечал, что короткое русское лето, изменчивость погоды, трудная борьба с суровой действительностью породили в русском человеке неуверенность в себе, замкнутость, осторожность, привычку оглядываться больше назад, чем вперед, колебаться и лавировать [4].

По мнению одного из русских ученых - Н.Ф. Федорова - россиянам присущ меланхолический склад ума, обусловленный огромными просторами евразийского пространства, что не способствовало развитию упорства, но, в то же время, стимулировало удаль. Н.А. Чаадаев, также рассматривая влияние бескрайних российских просторов на формирование таких качеств народа как отсутствие расчета, ответственности и инициативы, одновременно отмечая наличие терпения, смирения, веру в предначертаность судьбы [7].

Схожую точку зрения по рассматриваемому вопросу с вышеприведенными авторами имел и Д.М. Менделеев, который писал: «Существенной причиной малого развития у нас промышленности, несмотря на множество условий для ее широкого процветания, должно считать отсутствие личной предприимчивости, определяемой преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовеньким…, и если манна небесная не вывалится сверху с неба, наша образованность привыкла обвинять кого-либо, а сама ничего не предпринимать, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это нужно для дел промышленности» [6].

Факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России

Стоит отметить, что на сегодняшнее время неблагоприятное влияние географического положения более всего определяет низкий агроклиматический и природно-рекреационный потенциал подавляющей части территории Российской Федерации, являясь причиной низкой конкурентоспособности страны на мировых рынках сельского и рекреационного хозяйства, зависимости от импорта большого ассортимента сельскохозяйственной продукции и туристических услуг [8].

В целом, негативность влияния географического положения страны выражается в высоких производственных затратах на всю производимую продукцию, включая услуги, по сравнению с другими государствами. Это связано не только с суровыми природными условиями, но и с огромными территориями страны. В этом положении Россию можно сравнить разве что с Канадой. Но в Канаде почти вся производственная и социальная деятельность сосредоточена на самых южных территориях, схожих по природным условиям с Северным Кавказом, Нижним Поволжьем и югом Дальнего Востока. В России же сложившаяся социально-производственная концентрация обусловлена как историческими особенностями развития страны, так и влиянием социально-экономических факторов [8].

Нужно отметить, что в стране сегодня идет процесс возрождения и развития предпринимательства, которое было прервано более 90 лет назад. Хотя уровень и масштаб предпринимательской деятельности в дореволюционной России и отставал от аналогичных показателей развитых стран вследствие как объективных, так и субъективных причин, но в стране был накоплен опыт и прилагались определенные усилия в данном направлении. Так, еще при Петре I для развития промышленного предпринимательства были созданы специальные органы, такие как: Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия, разрабатывавшие различные программы для содействия индустрии.

Эти программы основывались преимущественно на экономических интересах, включавшие в себя: освобождение от государственной службы, предоставление предпринимателям беспроцентных ссуд, помощь в обеспечении орудиями производства, льготы по податям и пошлинам, предоставление гарантированных заказов и т.д. [9].

В.И. Ленин, исследуя процессы развития капитализма в России, также отмечал, что по степени концентрации производства страна стояла впереди других государств, в то же время он писал: «Если сравнивать докапиталистическую эпоху в России с капиталистической (а именно такое сравнение и необходимо для правильного решения вопроса), то развитие общественного хозяйства при капитализме придется признать чрезвычайно быстрым. Если же сравнивать данную быстроту развития с той, которая была бы возможна при современном уровне техники и культуры вообще, то данное развитие капитализма в России действительно придется признать медленным» [10].

Следует добавить, что и на сегодня не утратил свою актуальность Кодекс российских деловых людей 1912 г., главные принципы которого характеризуют тогдашнюю деловую этику: уважай власть, уважай право частной собственности, будь правдивым и честным, уважай и люби человека, будь верен слову, живи по средствам, будь целеустремленным [9].

Выводы

В условиях российской действительности чистое копирование западного опыта развития предпринимательства не всегда может дать положительные результаты, нужно с уважением относиться и к своим ценностям, которые, несмотря за многие годы и десятилетия политических экспериментов, наша страна успела до этого накопить.


Источники:

1. Официальный сайт Росстата. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. Ракоти В.Д. Заработная плата и предпринимательский доход. – М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Ванюков Д.А. Эпоха застоя. – М.: Мир книги, 2008.
4. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство. – СПб: Лань, 2001.
5. Асаул А.Н., Клюев А.Ф., Кудрявцев А.В., Рыбнов Е.И. Экономика предпринимательства. – СПб: ГАСУ, 2000.
6. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002.
7. Бункина М.К. Национальная экономика. – М.: Дело, 1997.
8. Симагин Ю.А., Глушкова В.Г. Территориальная организация населения и хозяйства. – М.: КНОРУС, 2005.
9. Грядов С.И. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Колос, 2003.
10. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – М.: Политическая литература, 1986.
11. Бахтеев И.А. К вопросу формирования основных понятий теории предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – № 18 (240). – c. 4–12. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29798/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:33:30