Потребности и платежеспособный спрос профессиональных потребителей сложной и дорогостоящей техники

Зазимко В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (237), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрена организационно-экономическая модель «устройства» обрабатывающей промышленности и поведение корпоративных (профессиональных) потребителей на рынке сложной, дорогостоящей техники. Предложено использовать такой вид плана, как план-портфель заказов. Доказывается необходимость смещения государственных вложений из сферы единовременного, инвестиционного и часто низкоэффективного финансирования в сферу обращения и направления их на нужды, в первую очередь, профессионального промышленного потребления.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, лизинг, деловая репутация, обрабатывающая промышленность, реформирование промышленности, эффективность поставщика, портфель заказов



Социально-экономическое развитие России, повышение качества жизни населения, возможно, главным образом, за счёт прогресса реального сектора экономики и, в первую очередь, обрабатывающей промышленности. При развитии всех видов переработки федеральный бюджет мог бы значительно увеличиться. Очевидно, что при этом вырастут и бюджеты субъектов Федерации, и внебюджетные фонды. Однако Россия продолжает брать на себя обязательства по поставкам сырья на десятилетия вперёд. При этом значительно увеличивается импорт готовой продукции.

Большинство из немногих иностранных производств, размещаемых на территории страны, – это отвёрточные производства, которые с такой же лёгкостью, как были здесь организованы, по разным причинам могут быть свёрнуты и перемещены в другие страны, либо просто ликвидированы. Государство предпринимает некоторые шаги в развитии собственной обрабатывающей промышленности, которые, главным образом, касаются предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). С точки зрения необходимости перевооружения армии они полностью оправданы. Однако, без системной, научно обоснованной промышленной политики в целом вопросы действительно инновационного развития промышленности решить не удастся.

Организационно-экономическая модель «устройства» обрабатывающей промышленности

Следует признать, что применяемый административный подход ведёт к практическим ошибкам в вопросах выбора организационных форм и инструментов управления в обрабатывающем секторе промышленности, в том числе и касающихся «оборонки». Необходимость выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) затмевает задачи реформирования промышленности.

Вызывает множество вопросов и кадровая политика. Наряду с ней, а возможно и по её причине, не решаются многие конкретные, актуальнейшие задачи развития важнейших отраслей отечественной индустрии, а порой, вскрываются факты откровенного лоббирования чиновниками интересов крупных иностранных компаний на российском рынке. Всё это не способствует росту и развитию обрабатывающей промышленности. Поэтому и её успехи на сегодняшний день остаются, мягко говоря, весьма скромными.

Рассмотрим организационно-экономическую модель «устройства» обрабатывающей промышленности. Общие предпосылки к её построению представлены в форме ряда основных положений.

  • Российская экономика и, прежде всего, обрабатывающая промышленность всё ещё находятся на переходном этапе от её прошлого «устройства» к будущему, определяемому реалиями нового постиндустриального и инновационного этапа, который даже при правильном выборе варианта развития и титанических усилиях руководителей государства и промышленников продлится ещё не менее 15-20 лет.
  • Критерием выбора модели развития как экономики в целом, так и сектора обрабатывающей промышленности является критерий уровня согласованности интересов всех субъектов хозяйствования: от рядового работника и его семьи до высших государственных органов руководства национальным хозяйством и его секторами.
  • Основа такой модели заключается (и это крайне важно!) в коллективном взаимодействии субъектов хозяйствования при постоянном стимулировании и регулировании его со стороны государства.
  • Инициирование, стимулирование и регулирование коллективного взаимодействия предприятий обрабатывающей промышленности и организаций ряда смежных с ней секторов со стороны государства – есть объективный процесс, который и является ничем иным, как государственно-частным партнёрством (ГЧП). ГЧП – объективное требование времени при сложной, динамичной и высоко неопределённой хозяйственной среде, в которой только государство может сыграть роль эффективного лидера.
  • Конечным назначением всякой хозяйственной деятельности является удовлетворение постоянно растущих потребностей. Тот факт, что в обрабатывающей промышленности практически все субъекты являются предпринимательскими организациями (кроме узкоспециализированных казенных оборонных предприятий) и стремятся максимизировать свой доход и прибыль, совершенно не изменяет смысла существования производства, его миссии с позиций национального хозяйства в целом, то есть удовлетворения все возрастающих потребностей. Задача государства в хозяйственной сфере – сохранение приоритета этой миссии.
  • В условиях инновационного, динамичного и сложного производства, процесс разработки и изготовления продукции (а часто и её сервисного обслуживания) требует интеграции большого числа разноотраслевых предприятий и организаций, результат совместной деятельности которых зависит в конечном итоге от качества управления. Они реализуются через различные системы «форма-инструмент», которые обеспечивая определённый уровень гармонизации интересов, позволяют достигать общих целей. Следовательно, только те формы хозяйствования и, что обязательно, соответствующие им инструменты управления, которые обеспечивают наиболее рациональные отношения коллективного управления в условиях взаимодействия субъектов различных форм организации и собственности, имеют право на самое широкое применение в практике.
  • Инновационный характер производства и корпоративного потребления влияют на рост разнообразия отношений между производством и потреблением. Формула «спрос определяет предложение» уже не может считаться абсолютной. Более верным оказывается следующее положение: «предложение формирует спрос, а сформировавшийся спрос влияет на объём и структуру производства».
  • Отношение между предложением и спросом дифференцируются: от «производства в запас и потребления из запаса», до «производства по индивидуальным заказам». В сфере производства сложной дорогостоящей продукции с длительным сроком эксплуатации доминирует принцип – «производство по заказам на основе образцов – потребление по мере завершения производства». Это положение означает, что инициатором выступает промышленность: разрабатывает и представляет образцы потребителям. Так формируется спрос и, далее, портфель заказов. Данное положение нельзя не учитывать при разработке форм и инструментов управления функционированием и развитием промышленности.

    8. Построение экономической модели будущей промышленности и пути её воплощения в реальность требуют скрупулёзного анализа как зарубежного, так и собственного опыта развития. Прежде всего, с позиций его применимости в современной российской действительности. А значит при приоритете своих, в том числе новых идей, рождённых в специфических отечественных условиях и поэтому наиболее подходящих для её изменения.

    Ниже с целью большей показательности уделим основное внимание прикладным аспектам организации и управления отраслями обрабатывающей промышленности, производящих сложную дорогостоящую продукцию технического назначения с длительным сроком эксплуатации (самолёты, суда, станки и оборудование и т.д.).

    При этом ряд проблем, которые считаются основными и сдерживают развитие обрабатывающей промышленности (кроме переработки сырья), поделим на две группы. Первая группа – внешние по отношению к промышленности причины, формируемые в сфере эксплуатации сложной техники.

    Вторая группа – собственно внутрипромышленные причины.

    Поведение корпоративных (профессиональных) потребителей на рынке сложной, дорогостоящей техники

    Считается, что любой, в том числе и корпоративный потребитель осуществляет выбор необходимых ему товаров из их определённого множества на основе известного соотношения «цена-качество». Но критерии «цена» и «качество» являются далеко не полным их перечнем. Кроме того, цена при выборе дорогостоящей продукции длительного применения не играет первостепенной роли, по крайней мере, для «весомых» с экономической точки зрения потребителей. Тем не менее, цена представляется важной характеристикой продукции,поскольку она «сопровождает» каждый неценовой критерий оценки и выбора.

    К неценовым критериям относятся:

    - качество продукции, под которым для технически сложных с длительным сроком эксплуатации изделий понимается следующий набор характеристик: надёжность, долговечность (паспортный срок службы), ремонтопригодность, экологичность, производительность и другой стоимостной показатель – стоимость эксплуатации (без учёта стоимости сервисного обслуживания);

    - возможная величина партии поставки на определённом интервале времени;

    - срок поставки, т.е. время от авансового платежа до момента начала эксплуатации;

    - схема оплаты продукции при длительных производственных циклах, включающая в себя долю авансового платежа, количество и величину траншей и долю платежа по окончательному расчёту;

    - качество и организация сервисного обслуживания, его цена.

    Потребитель придаёт каждому неценовому критерию экономическую оценку и сравнивает с ценой продукции. Так, например, можно проиграв в цене, существенно выиграть на сроках поставки и стоимости эксплуатации. Но выбор потребителя, в конечном итоге, основывается на интегрированном, часто весьма слабо формализуемом, но, несмотря на это, важнейшем критерии ‑эффективности поставщика. Он означает, что потребитель получит заказанный товар точно оговоренного качества, в определённый контрактом срок и в соответствующем количестве. При этом не поменяется цена, а качество сервисного обслуживания будет полностью соответствовать заявленному.

    поставщика – это сложившийся за годы имидж, его деловая репутация, основанная на стабильной качественной работе.

    Очевидно, что чем выше деловая репутация, тем больше заказов получает производитель, тем выше серийность производства, а значит, качество продукции при относительно более низкой цене изделия. Риски потребителя, тем более связанные с возможностью разорения производителя в процессе длительного изготовления сложной продукции, минимизируются. При этом такие производители, как правило, предлагают потребителю выгодные схемы оплаты: два платежа с минимальным авансом, либо дешёвый лизинг, иногда – рассрочка. Данные предложения становятся возможными как раз из-за высокой репутации. Крупные финансовые структуры (банки, страховые компании и т.п.) заинтересованы в сотрудничестве с такими контрагентами. Это характерно для многих крупных известных мировых брендов: «Simens», «Boing», «Samsung» и других.

    Именно поэтому российские потребители проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ними, а не с производителями, например, отечественных гражданских самолётов, притом, что конструктивно-эксплуатационные характеристики многих новых российских моделей гражданских лайнеров превосходят (тем более, учитывая наши условия эксплуатации) их зарубежные аналоги.

    На отечественном рынке остаются средние и малые по масштабам потребностей и платёжеспособности потребители. Количество заказываемой техники, и, соответственно, серийность производства оказываются крайне низкими. В таких условиях обеспечивать устойчивое качество изделий, конкурентоспособную цену и организовать сервисное обслуживание на всей огромной территории страны оказывается практически невозможным. Эти же проблемы делают невыгодными условия оплаты, а о дешёвом лизинге или рассрочке, речь и вовсе не идёт.

    Некоторые из некрупных потребителей-заказчиков техники часто отменяют свои заказы, оказываются неспособными произвести вовремя окончательный расчёт, не могут с необходимой достоверностью просчитать свои возможности на среднесрочный период. Указанное положение дел привносит в систему отношений «потребитель-производитель» высокую стохастику, которая никак не способствует развитию этих отношений. В конечном итоге складываются отношения взаимного недоверия, в условиях которых современная экономика в принципе развиваться не может.

    Между тем, слабое развитие многих сфер хозяйственной деятельности, где производятся и используются технически сложные изделия длительного пользования при масштабном их импорте, объективно свидетельствуют о наличии большой массы потребностей. Однако, нашему национальному хозяйству нужны самые разнообразные виды техники, плавсредства, самолёты, дорожно-строительная, уборочная техника, современные скоростные поезда, станки и т.д. и т.п.

    План-портфель заказов

    Для активизации сферы потребления – многочисленных заказчиков, необходимо решить два кардинальных вопроса:

    1. Собрать актуальную информацию о совокупном объеме потребностей на среднесрочную перспективу.

    2.Обеспечить платёжеспособность спроса.

    Источником наиболее точной информации о наличии потребностей в продукции и прогнозах об их развитии является корпоративный потребитель, строящий свой бизнес на эксплуатации данной продукции. Если его актуальные потребности и, соответственно, активное поведение на рынке изначально не сдерживать фактором низкой платёжеспособности, а предложить определённые механизмы финансирования удовлетворения потребностей, то можно получить весьма точную картину о совокупном объёме потребностей в пределах среднесрочного периода.

    Совокупный объём потребностей – и есть прогнозный портфель заказов для производителя. Он даёт возможность спрогнозировать цены на изделия, график поставок, механизм оплаты заказов, скорректировать и согласовать указанные и ряд других параметров будущей работы. Решение этих вопросов позволит в конечном итоге сформировать план производства, причём, что крайне важно, с необходимым для подготовки производства опережением.

    Обозначим такой вид плана – планом-портфелем заказов (ППЗ).

    Количество заказчиков в разных сферах использования различных видов технически сложной продукции неодинаково. Их может быть меньше десяти или немного больше, а могут быть и сотни. Вполне естественной организационно-правовой формой их интеграции являются Ассоциации (Союзы) либо некоммерческие партнёрства (НП). Опыт их создания в стране есть. Несмотря на то, что речь идёт об объединении потребителей, которые являются конкурентами, их союзы обладают рядом общих интересов, отстаивание которых сообща, позволяет добиваться положительных результатов.

    В Ассоциации (Союзы) профессиональных потребителей (АПП) могут входить разнопрофильные организации, но эксплуатирующие одинаковую сложную технику. К таким может относиться, например, Ассоциация эксплуатантов авиатехники. Указанные организационно-правовые формы могут играть роль и организационно-хозяйственных форм, т.е. субъектов, создаваемых для реализации какой-либо хозяйственной функции в интересах своих учредителей. В данном случае речь идёт о функции планирования. Инструментом осуществления этой функции может и должен стать -портфель заказов.

    В хозяйственных секторах с небольшим количеством организаций-потребителей их Ассоциации (Союзы, НП) могут иметь лишь центральный аппарат. В секторах с большим числом организаций-потребителей из многих регионов страны они должны будут иметь разветвлённую сеть филиалов и/или представительств. Данные объединения потребителей наряду с уже выполняемыми функциями должны будут осуществлять работы по сбору заявок от своих членов, их агрегированию, согласованию с предприятиями – финишёрами (выпускающими конечную продукцию) и, как итог такого согласования, – составлять окончательный вариант ППЗ.

    Видимо является необходимым, чтобы в Наблюдательные Советы указанных Ассоциаций, в том числе и как учредители, входили представители соответствующих государственных органов хозяйственного управления федерального уровня, а в филиалы – регионального.

    По мере становления плановой деятельности объединений профессиональных потребителей они смогут оказывать неоценимую помощь производителям сложной техники ещё на стадии НИОКР, а также, при подготовке проектов модернизации техники с длительными сроками эксплуатации.

    Вторая из указанных задач – обеспечение ППЗ финансовыми ресурсами.

    Её решение может быть разновариантным как с участием государства, так и с привлечением внебюджетных источников. Предлагается рассмотреть следующий вариант с применением лизинга, решающий многие финансовые проблемы взаимодействия государства и промышленных предприятий. Так, при небольшом количестве профессиональных потребителей может быть учреждено совместно с государством (от его имени могут выступать государственные или уполномоченные государством коммерческие банки) узкоспециализированные лизинговые компании (ЛК). При большом числе профессиональных потребителей учредителями ЛК могут выступать их Ассоциации (Союзы, НП).

    Узкоспециализированные лизинговые компании

    Источниками финансирования ЛК могут стать:

    - средства потребителей (взносы в уставной капитал, авансы);

    - средства производителей (их также можно привлекать к стимулированию продаж), вносимые в качестве учредительных взносов;

    - средства Центрального банка или Внешэкономбанка (или уполномоченного гос.банка);

    - средства Минфина или государственных фондов;

    - прочие источники.

    Цена лизинга должна быть ниже рыночной. Реальную прибыль государство будет получать как за счёт налогов на производителей, так и за счёт налогов на эксплуатантов продукции. ЛК могут существовать и в организационно-правовой форме некоммерческих партнёрств, поскольку их создание вызвано к жизни не целью получения доходов и прибыли, а целью обеспечения дешёвыми оборотными средствами потенциальных потребителей. Эти средства, подконтрольные объединениям профессиональных потребителей, исходя из их интересов, всегда будут использоваться по назначению и с максимальной эффективностью. Сроки лизинга могут определяться в соответствии с паспортным сроком жизнеспособности техники.

    Представляется, что государству пора значительные средства переносить из сферы единовременного, инвестиционного и часто низкоэффективного финансирования в сферу обращения и направлять их на нужды, в первую очередь, профессионального промышленного потребления. Тогда данные средства и окажутся в производстве.

    Государственное льготное кредитование должно носить нормативный характер. Это значит, что для каждого субъекта, участвующего в продвижении средств, государством устанавливается нормативный процент (%), только который и взимается за услугу.

    Очевидно и то, что выстроенная система должна иметь мощную страховую поддержку. Учитывая масштабы и обороты «потребительской системы», значительной финансовой нагрузки за счёт страхования сделок, а возможно и всего ППЗ, она не получит. Для страхования и перестраховки возможно силами АПП, либо ЛК, привлекать крупные страховые компании с рынка, имеющие, конечно, сеть перестраховывающих партнёров.

    Вывод

    Подводя итоги описанной выше части выстраиваемой модели, можно констатировать, что она отвечает раннее обозначенным принципам. Так она основана на коллективном взаимодействии хозяйственных организаций, использует разные организационно-правовые и организационно-хозяйственные (групповые) формы, соответствующие целям их создания и деятельности инструменты, формируется как на основе ГЧП, так и на основе согласования интересов всех рассматриваемых в ней субъектов хозяйствования.

    Предлагаемая система финансирования должна явиться мощным стимулом для отечественных профессиональных потребителей, пусть и к постепенному, но широкому развитию эффективных хозяйственных отношений с отечественной промышленностью.


    Источники:

    1. Азимина Е.В., Андреев В.Н. Организация управления хозяйственными системами. – СПб: Нестер-история, 2011.
    2. Алиатов А.А., Пушкин А.В., Джаниридзе Р.М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. – М.: Альпина паблишерз, 2010.
    3. Булава И.В. Комплексная оценка финансового состояния предприятий ОПК // Российское предпринимательство. – 2013. – № 12 (234). – С. 58–67. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29048/
    4. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2001.
    5. Караваев И.Е. Финансирование инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – № 3 (13). – С. 45–53. – http://www.creativeconomy.ru/articles/24520/
    6. Петров В.М., Маслов А.Н. Управление инновационным предприятиям. Вопросы теории и практики. – СПб: Геликон Плюс, 2011.
    7. Чибро Г. Открывая инновации. – М., Поколение, 2007.
    8. Щербаков В.И. Крупные хозяйственные комплексы. Механизмы управления. – М.: Экономика, 1986.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:23:49