Транспортно-экспедиционные и таможенно-складские услуги в условиях образования Таможенного союза

Джабраилов А.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 14 (236), Июль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье автором предпринята попытка обобщить передовой опыт в области исследований проблемы взаимодействия маркетинга и логистики, а также создания и развития логистической системы управления транспортно-экспедиционного и таможенно-складского обслуживания потребителей.

Ключевые слова: логистика, таможня, таможенный союз, транспортно-экпедиционное обслуживание, склады



Со вступлением России в ВТО и с момента образования Таможенного союза начался новый этап активного включения российской экономики в интеграционные процессы, в том числе начавшиеся на региональном и международном уровнях. В этих условиях потребовался и новый подход к вопросам формирования и развития транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг не только в России, но и, в целом, на всем пространстве Таможенного союза.

В связи с этим возникает ряд важных проблем, связанных с продолжающимся международным финансовым кризисом и нестабильностью международной экономики и международного рынка. Это, прежде всего, проблема обеспечения эффективных и оптимизированных для целей всех стран Таможенного Союза взаимных инвестиций. Другая проблема связана с привлечением как в российскую, так и в экономику стран Таможенного союза в достаточном количестве иностранных инвестиций. Они необходимы для развития, реконструкции, модернизации и обновления производства, пополнения оборотных средств и так далее. В этом должны быть заинтересованы как отдельные страны, так и, в целом, государства – члены Таможенного союза.

Темпы развития транспортно-складских комплексов

Естественно, трудности, коснувшиеся отдельных стран, в том числе, стран Таможенного союза и всей мировой экономики, негативно сказались не только на инвестициях, но и на темпах развития транспортно-складских комплексов. Заметное снижение инвестиционной активности в транспортно-складском комплексе способствует повышению уровня инфляции и создает на современном этапе определенные сложности в финансовом положении многочисленных средних и малых предприятий. Сохранение этой тенденции ставит под угрозу разрушения существующей материальной базы транспортно-складской системы: путей сообщения, устройства погрузки-разгрузки, использования подвижного состава и т.д.

Кроме того, такое положение ведет к торможению темпов развития транспортно-складских комплексов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на динамике товародвижения и на росте международного разделения труда. Недостаточное внимание и недоучет этого может существенно сказаться во многом на темпах и эффективности развития как российской экономики, так и экономики остальных стран Таможенного союза.

Для нейтрализации складывающейся опасной тенденции отставания в части поиска и привлечения инвестиций, а также темпов развития транспортно-складских комплексов, нужно адаптировать их к современным требованиям и таким образом превратить их в один из факторов динамичного развития экономик стран Таможенного союза. Важно обеспечить на всем этом пространстве цельность и высокую координацию мероприятий, как по развитию (в том числе и оптимизации размещения), так и по эффективной эксплуатации транспортно-складских комплексов. То есть, важно создать условия для интенсификации вложений в наиболее прибыльные и перспективные производственные отрасли и промышленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию. Это позволит решать вопросы, связанные с увеличением доходов предприятий и формированием бюджета, будет способствовать ускоренному развитию рынка транспортно – экспедиционных и таможенно-складских услуг.

Оптимизация цен и… налогов

Наряду с либерализацией цен важной проблемой является также их оптимизация и формирование по всем позициям транспортно-складских услуг. Практика подтвердила, что либерализация цен без предварительного создания необходимых объективных и субъективных условий, соответствия их существующей рыночной структуре, приводит к негативным последствиям, как для самой отрасли, так и для экономики. Поэтому очень важен поиск таких экономических рычагов, которые могли бы исключить в целом отставание роста цен на транспортно-экспедиционные и таможенно-складские услуги и которые соответствовали бы росту их объема и качества обслуживания.

Широкое развитие сети транспортно-складских комплексов, их соответствие объему и качеству оказываемых услуг, а также повышение их конкурентоспособности будет способствовать либерализации цен на транспортно-экспедиционные и таможенно-складские услуги без ущерба качеству их предоставления.

В тесной взаимосвязи с либерализацией цен существует и другая проблема. Это проблема налогов. Оптимизация налогообложения важна, так как высокие налоги препятствуют новым инвестициям. А дефицит инвестиций не обеспечит должного уровня, ни в количественном, ни в качественном плане транспортно-экспедиционного и таможенно-складского обслуживания. А это, неизбежно ведет к снижению объема и скорости грузоперевозок, а значит и темпов развития экономики стран Таможенного союза.

Необходимо искать пути, которые позволили бы обеспечить стабильность и рост производства, избежать гиперинфляции, способствовать расширению социальной базы для улучшения материального положения населения стран Таможенного союза.

Одним из вариантов решения данной проблемы является принятие мер, позволяющих добиться сокращения бюджетного дефицита. К таким мерам относится, прежде всего, проведение эффективной налоговой реформы, с помощью которой должен быть значительно восстановлен промышленно-производственный комплекс. Существенного улучшения потребует в связи с этим и процесс сбора налогов и различных платежей. Нужно также увеличить доходы предприятий, организаций и населения, чтобы добиться дальнейшего развития рынка транспортно-складских услуг.

Снижение материальных затрат, издержек производства и обращения

Важно переломить тенденцию постоянного роста доли материальных затрат, издержек производства и обращения. Что касается издержек обращения, то здесь важно добиться их оптимизации и относительного отставания в росте удельного веса от других материальных затрат. К сожалению, часто доля материальных затрат в этой сфере увеличивается за счет роста тарифов на транспортировку продукции, связанных с процессом промышленного производства транспортных, погрузочно-разгрузочных средств и запасных частей к ним, процессов складирования и хранения продукции.

Динамичное развитие рыночной экономики, рост предпринимательства и связанное с ними расширение хозяйственных связей вызывают значительный рост перевозок грузов в междугороднем и международном сообщениях.

Отсутствие развития или его отставание в отлаженной системе транспортно-экспедиционного и таможенно-складского обслуживания на территории Таможенного союза, основанной на принятой в мировой практике терминальной технологии грузодвижения, не только затруднит процесс товарообмена, но и существенно снизит эффективность использования подвижного состава транспорта. Это отрицательно скажется и на развитии всего хозяйственного комплекса стран Таможенного союза.

Неоправданные отстои и простои значительного количества транспортных средств ведут к значительным экономическим потерям, снижению уровня качества и эффективности данного вида услуг, что, в свою очередь, сказывается на росте правонарушений, загрязнении окружающей среды и сокращает общую пропускную способность.

Зачастую при наличии большого количества складских площадей имеется дефицит высокомеханизированных складов с сопутствующим комплексом сервисных услуг, которые удовлетворяли бы зарубежных импортеров и были бы способны работать в режиме таможенных складов и многофункциональных терминальных комплексов.

Следует отметить, что в последние годы предпринимаются активные шаги в этом направлении. Однако они, с одной стороны, еще далеко недостаточны, а с другой, в связи с образованием Таможенного союза, требуют иного осмысления и нового, комплексного подхода ко всей системе развития и оказания услуг в сфере транспортно-экспедиционного и таможенно-складского обслуживания.

Особо следует уделить внимание и к самим таможенным складам, которые постоянно пользуются большой привлекательностью у импортеров. Согласно статьи 231 Таможенного кодекса Таможенного союза процедура таможенного склада позволяет импортеру хранить там товары до трех лет без уплаты пошлин и налогов. Хранение товаров на таких складах дает импортерам возможность отсрочить таможенные платежи, связанные с пересечением государственной границы. Это особенно важно для сравнительно небольших российских фирм, которые часто не имеют достаточных средств на «таможенную очистку», а также для покупателей, приобретающих всю партию товаров.

Таможенный склад

Процедура таможенного склада дает возможность владельцу товара с разрешения таможенников, и, соблюдая требования таможенного контроля, непосредственно на территории таможенного склада, разбить партию товара на более мелкие, произвести его сортировку и упаковку. Причем владелец товара может забрать со склада как всю партию, так и по частям по мере ее реализации. Соответственно по частям, то есть как бы в рассрочку, платятся таможенные налоги, что дает большие преимущества грузовладельцу.

Несмотря на бурный рост, переживаемый складским бизнесом, чтобы обеспеченность складами была удовлетворительной, количество складских площадей, по оценкам Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС РФ), должно в ближайшее время как минимум удвоиться. При этом значительная часть существующей системы таможенных складов не устраивает импортеров ни по качественным показателям, ни по набору, ни по уровню предоставляемых услуг. Количество таможенных складов, которые сегодня соответствуют всем международным стандартам, немногочисленно, а остальные не дотягивают даже до уровня, рекомендуемого ФТС РФ.

Следует отметить, что сегодня общепризнанными лидерами в складском бизнесе являются ООО «Агрохимторг», которое производит прием, хранит и реализует с использованием железнодорожного и автомобильного транспортов химические средства защиты растений и минеральные удобрения.

Отличительной чертой работы этой фирмы является полное соблюдение всех стандартов по условиям хранения. Для этого там созданы специализированные склады (таможенные склады), позволяющие обеспечить любой необходимый режим хранения препаратов. Склады Общества (БСЗР) занимают площадь 5 гектаров, огороженных забором из железобетонных плит с колючей проволокой, сигнализацией и круглосуточной охраной. Склад рассчитан на единовременное хранение 2,5 тыс. тонн препаратов и является базисным. Склад состоит из 15 отгороженных друг от друга кирпичными перегородками секций. Общая площадь склада СЗР составляет около 3300 кв.м.

AsstrА Associated Traffic AG международный холдинг работает на рынке логистических и транспортных услуг. Основная деятельность компании связана с международными грузоперевозками между странами ЕС и СНГ, между Китаем и СНГ, между странами Западной и Восточной Европы, между странами СНГ и внутри России.

Следует также отметить, что серьезным недостатком рынка транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг до сих пор является то, что он формируется фактически стихийно. Причем в нем еще не преодолен процесс дезинтеграции, когда фирмы (компании) изъявляют намерение создать свой таможенный терминал на ограниченных площадях, не имея возможности не только обеспечить комплексное обслуживание клиентуры, но даже создать необходимый минимум сервисных услуг.

Процессы интеграции транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг

Если брать во внимание сегодняшние тенденции, характерные для всех стран цивилизованного мира в исследуемой сфере, то мы видим, что они связаны с активными процессами интеграции и сетевой концентрации транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг, транспортно-экспедиционным и складским бизнесом, а также с созданием крупных и многопрофильных логистических компаний и товарораспределительных центров.

Именно этот международный опыт, с учетом специфики, состояния и развития перспективы рынка транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг, должен приниматься во внимание и странами Таможенного союза. Это позволит странам, входящим в этот союз рационализировать весь процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общественных началах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг, а также в сфере транспортно-экспедиционного и таможенно-складского обслуживания.

При этом важно определить в каждой из стран Таможенного союза главные центры, как связующие звенья между странами и регионами, которые являются крупнейшими перевалочными центрами огромных грузопотоков, идущих автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортами со всех концов Таможенного союза. Это особенно важно, учитывая значительный рост внутреннего и внешнеторгового грузооборота на территории стран Таможенного союза с момента его образования. Естественно, это создает множество дополнительных проблем. Большая часть из них требует безотлагательного и радикального решения.

Все это, безусловно, требует нового подхода, как к количеству крупных, средних и мелких складов, так и к их дислокации по территории Таможенного союза с органической увязкой с транспортно-экспедиционными услугами. Крупные таможенные терминалы, относимые к базовым, должны быть суперсовременными, располагаться на ключевых зонах товародвижения и предоставлять весь спектр транспортно-экспедиционных, таможенно-складских и логистических услуг.

Необходимо также скоординировать деятельность коммерческих и таможенных складов. Это и оптимизация основных звеньев общей технологической цепочки доставки груза, и реконструктуризация предприятий, включая отбор на конкурсной основе проектных, строительных и инвестиционных компаний по использованию автомобильного и железнодорожного транспортов. Для эффективной работы этой технологической цепочки необходимо иметь единую информационную систему таможенного и транспортно-экспедиционного обслуживания на всем таможенном пространстве Таможенного союза. В современных условиях без нее трудно добиться желаемых результатов на рынке международных и междугородних перевозок.

Маркетинговые конъюнктурные оценки спроса потребительского рынка на комплексное транспортно-экспедиционное и таможенно-складское обслуживание, с учетом динамики роста интенсивности грузодвижения на пространстве Таможенного союза позволит делать прогноз о необходимости сооружения, наряду с имеющимися объектами терминальной инфраструктуры, более крупных многофункциональных терминальных комплексов, объединенных единой системой информационного и нормативно-правового обеспечения.

С учетом конъюнктуры рынка модернизация и строительство таможенно-терминального комплекса (ТТК) предполагается специализировать на комплексном транспортно-экспедиционном и складском обслуживании с таможенной обработкой грузов и полным набором сопутствующих сервисных услуг.

Стратегия формирования создаваемого ТТК в Таможенном союзе должна быть направлена на полное удовлетворение потребностей клиентуры в комплексном транспортно-экспедиционном и складском обслуживании, на сокращение времени прохождения таможенного досмотра, расширение комплекса сервисных услуг и развитие в дальнейшем диверсификационных видов деятельности, таких как:

‑ салоны-магазины безналичной торговли,

‑ выставки-продажи товаров народного потребления и промышленных товаров,

‑ организация работы рекламных бюро, демонстрационных, реабилитационно-оздоровительных центров.

Такая организация работы ТТК будет способствовать привлечению клиентуры и, соответственно, повышению коммерческой эффективности. К услугам клиентуры должны быть предоставлены как склады временного хранения грузов сроком до двух месяцев, так и консигнационные таможенные склады длительного хранения сроком до трех лет.

Вывод

С целью ускорения процедуры прохождения таможенного досмотра грузов и транспортных средств в офисной части здания терминала должны размещаться сотрудники таможни со всеми необходимыми службами, включая фитосанитарный и ветеринарный контроль, а так же банк с кассовым хранилищем.

Сотрудники отдела декларирования грузов и складской брокерской конторы примут на себя работу, связанную с таможенным оформлением и помещением груза на склад и по договоренности – доставку товара клиенту и его реализацию.


Источники:

1. Альбеков А.У. Проблемы логистики торговли средствами производства. – Ростов-н/Д, 1998.
2. Бизнес и логистика / 4-я Международная выставка и конференция «Транспорт и логистика», 1999.
3. Гребнев Е.Т., Новиков Д.Т., Глушковская А.А. Логистика и маркетинг в постреформенной экономике России // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 5, 6.
4. Джабраилов А.Э. Методология создания и развития логистической системы управления таможенно – терминальными комплексами. – 3-е изд., доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2009.
5. Евтодиева Т.Е. Логистика и современная экономика // Креативная экономика. – 2011. – № 12 (60). – c. 39–44. – http://www.creativeconomy.ru/articles/13997/.
6.Магомедов Ш.Т., Новиков Д.Т. Логистика и маркетинг в экономике переходного периода. / Сб. «Проблемы развития внешнеэкономических связей и привлечения иностранных инвестиций. Региональный аспект», ч. 2. – Донецк: Донецкий гос. университет. – 1999.
7. Полякова И.С. Проблемы развития транспортной логистики в РФ // Российское предпринимательство. – 2010. – № 11, Вып. 3 (172). – c. 128–132. – http://www.creativeconomy.ru/articles/17217/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:23:23