Особенности международного таможенного сотрудничества

Дробот Е.В.1, Клевлеева А.Р.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (7), Июнь 2014

Цитировать:
Дробот Е.В., Клевлеева А.Р. Особенности международного таможенного сотрудничества // Экономические отношения. – 2014. – Том 4. – № 1. – С. 3-7.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289256
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ направлений развития международного таможенного сотрудничества России, выделяются его основные направления и задачи.

Ключевые слова: таможенная служба, таможенный союз, таможенное сотрудничество, Всемирная таможенная организация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Международное таможенное сотрудничество в современном мире развивается достаточно интенсивно. В этот процесс включаются различные по уровню своего экономического и политического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.

Государства стремятся к интеграции, которая упрощает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимодействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенное сотрудничество в нашей стране осуществляется по нескольким направлениям:

1) Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях;

2) Международно-правовое сотрудничество со странaми – членaми Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирной таможенной организацией (ВТамО) и др.

Приоритетность во внешней политике Российской Федерации с Содружеством независимых государств обосновывает то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России содействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.

Хотелось бы отметить, что в условиях активно развивающейся мировой торговли возрастает роль международного таможенного сотрудничества стран СНГ.

На сегодняшний день таможенное сотрудничество ФТС России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года [1].

В соответствии с Планом основных мероприятий разрабатывается Стратегия экономического развития СНГ, которое предполагает развитие таможенного сотрудничества по направлениям.

Одно из направлений – инвентаризация международной нормативно-правовой базы СНГ в таможенной сфере, основной целью которой является анализ эффективности действующих соглашений, выявление пробелов в правовом регулировании, а также устранение существующих коллизий.

Немаловажным для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ остается совокупность вопросов, связанных с таможенно-тарифным и нетарифным регулированием. В данном направлении взаимодействие таможенных органов развивается достаточно эффективно. Одним из основных направлений деятельности таможенных органов государств – участников СНГ является упрощение процедур таможенного оформления, где центральное место занимают использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли.

Одной из основных задач международного таможенного сотрудничества ФТС России является обеспечение консолидации таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС к формированию общего таможенного пространства. Такое взаимодействие таможенных служб, которое необходимо для практической реализации таможенной составляющей интеграционных процессов, осуществляется в рамках созданного в 1996 году Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС (СРТС при ИК ЕврАзЭС) [2].

Оценивая результаты взаимодействия государств – членов ЕврАзЭС, можно сказать, что благодаря совместным усилиям руководителей и экспертов таможенных служб этих государств при управляющей роли ФТС России за прошедшие годы проведена значительная работа по унификации таможенного регулирования в рамках ЕврАзЭС и созданию нормативно-правовой базы Таможенного союза.

Важную роль в международном таможенном сотрудничестве занимают международные экономические организации. Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе [3].

К таким таможенным организациям можно отнести Всемирную таможенную организацию, а также можно назвать Европейский Союз, Содружество Независимых Государств, Организацию стран Магриба (объединяющую государства Северной и Северо-Западной Африки), Всемирную торговую организацию, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), некоторые другие организации.

В настоящее время Всемирная таможенная организация проводит большую методическую и консультативную работу по модернизации национальных таможенных служб с целью их подготовки к условиям работы в XXI столетии. Российская таможенная служба поддерживает с ВТамО тесные связи и опирается на ее поддержку.

ФТС России выстраивает отношения таможенного сотрудничества с европейскими таможенными администрациями по направлениям, которые по-прежнему остаются актуальными это развитие таможенного сотрудничества в области упрощения и согласования таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и ЕС, организации информационного обмена и развития таможенной инфраструктуры.

Закрепленный нормами российского права принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

В целом проблемные вопросы развития международного таможенного сотрудничества России как важного инструмента обеспечения национальной безопасности страны связаны с организацией информационного обмена в связи с проведением таможенного контроля и расследованием нарушений таможенных правил, а также информацией, которая необходима для принятия управленческих решений руководством таможенного органа.

В отдельных случаях учеными называются такие проблемы сотрудничества, как неурегулированность порядка направления запросов в иностранные таможенные администрации и последствия от этого: отсутствие возможности получения оперативной информации от иностранных таможенных служб; нерешенность вопросов обеспечения информационной безопасности ФТС России в ходе обмена информацией; неудовлетворительность характера организационно-правового механизма оказания взаимного административного содействия.

Существующие проблемы характерны для всего мирового таможенного сообщества и их решение будет способствовать еще более активному развитию мировой торговли и международных отношений.

Российская Федерация в лице ФТС России постоянно предпринимает попытки совершенствования таможенного сотрудничества с иностранными таможенными службами.

Таким образом, дальнейшее развитие сотрудничества с таможенными службами иностранных государств и международными организациями позволит расширить и укрепить договорную правовую базу таможенного сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате, активизировать работу по взаимодействию таможенных служб России, Белоруссии, Казахстана, а также с другими странами СНГ и дальнего зарубежья, уделяя внимание сближению норм таможенного законодательства, развитию информационных технологий и упрощению порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств.


Источники:

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электрон. ресурс] Режим доступа URL : http://www.customs.ru/ (дата обращения: 25.02.2014)
2. Буваева, Н.Э. Международное таможенное право / Н.Э. Буваева. - М., 2013. - С. 376.
3. Дробот Е.В., Синельников Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (6). — doi: 10.18334/.37345

Страница обновлена: 26.03.2024 в 09:48:50