О путях улучшения инвестиционного климата российских регионов
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (230), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одним из путей улучшения инвестиционного климата Правительством России рассматривается внедрение Стандарта Агентства стратегических инициатив по совершенствованию процедур привлечения инвестиций. Более действенный путь – изменение финансово-бюджетных отношений Центра и регионов в целях финансового оздоровления регионов. На этой основе возможно обеспечить необходимый приток частных инвестиций в экономику.
Ключевые слова: инвестиционный климат, бюджетная политика, межбюджетные отношения, частные инвестиции, стандарт АСИ
Проблема увеличения притока отечественных и зарубежных инвестиций в российскую экономику остается актуальной на протяжении постсоветских десятилетий. В условиях дефицита федерального бюджета последних лет государство в значительной мере сделало ставку на приток частных инвестиций. Мировой опыт показывает, что для частных инвесторов главным ориентиром в выборе места приложения капитала выступает состояние инвестиционного климата. В России, несмотря на происходящие позитивные изменения, он недостаточно благоприятен для бизнеса.
Ключевые задачи улучшения инвестиционного климата определены в Послании Президента России Федеральному Собранию на 2013 год [3]. Продолжается совершенствование законодательства. В конце 2012 г. внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ о формировании региональных инвестиционных фондов, принят в первом чтении и дорабатывается проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Началась реализация первых утвержденных Правительством России «дорожных карт», содержащих системные меры в области строительства, энергетической инфраструктуры, поддержки несырьевого экспорта и таможенного администрирования.
Улучшение инвестиционного климата путем внедрения Стандарта АСИ
Инвестиционный климат в регионах по ряду объективных и субъективных причин различается значительно. Большую роль в его улучшении играют сами регионы, во многих из которых созданы действенные инструменты повышения инвестиционной привлекательности.
В ряде пилотных регионов (Республика Татарстан, Пермский край, Свердловская, Калужская, Липецкая, Ульяновская области) внедряется Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанный Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) [2].
Он включает 15 базовых требований к региональным властям по улучшению их бизнес-среды, в том числе утверждение инвестиционной стратегии и меморандума; принятие законов о защите прав и механизмах поддержки инвесторов и оценке регулирующего воздействия; создание совета по улучшению инвестиционного климата и структур по привлечению инвестиций и профессиональной подготовке кадров и др.
Опыт пилотных регионов показывает, что они позитивно восприняли требования Стандарта и считают полезным расширить масштабы его внедрения на другие субъекты Федерации. Реализация Стандарта обеспечит создание своего рода инвестиционной карты России, позволяющей инвесторам выявить территории наиболее выгодного создания производств, а также формы и размеры возможной государственной поддержки.
Помимо совершенствования процедур привлечения инвестиций, необходимо использовать и другие пути улучшения инвестиционного климата. В регионах накоплен ряд сложных проблем и подход к их решению должен быть комплексным, что подчеркивалось на специальном заседании Государственного совета при Президенте России 27 декабря 2012 г. [4]. На первый план представители регионов справедливо выдвигают необходимость совершенствования финансово-бюджетной политики и системы межбюджетных отношений.
Пути изменения финансово-бюджетных отношений Центра и регионов для улучшения инвестиционного климата
Эксперты отмечают диспропорциональность российской системы публичных финансов, которая формируется из-за изъятия части экспортных доходов сырьевого сектора и их направления в резервные фонды [5]. С 2013 г. она еще более усиливается введением на федеральном уровне «бюджетного правила». Усилия федеральных властей сосредоточены на создании «подушки безопасности» в случае падения нефтяных цен: в бюджете 2013−2015 гг. предусмотрено более интенсивное накопление изымаемых средств в резервных фондах – «стабилизаторах». Резервный фонд возрастет с 3,2 трлн руб.(4,8% к ВВП) в 2013 г. до 4,7 трлн руб. в 2015 г. (5,7% к ВВП), Фонд национального благосостояния достигнет на конец 2015 г. (3,4% ВВП) [1]. Таким образом, все возрастающие ресурсы отвлекаются из экономики и социальной сферы.
Положительно оценивая формирование резервов бюджета, важно найти их оптимальную величину и гибко использовать «бюджетное правило» в годы более благоприятной конъюнктуры. Президентом России В.В. Путиным в ежегодном Послании на 2013 г. поставлена задача использования части средств Фонда национального благосостояния для вложений в российские ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов.
Проводимая финансово-бюджетная политика усиливает и вертикальную несбалансированность бюджетной системы, так как в условиях федеративного государства продолжается концентрация ресурсов на федеральном уровне. Бюджеты многих регионов формируются с дефицитом (в 2011 г. их было 57 из 83 субъектов Федерации). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013−2015 гг. сокращаются. Происходит также снижение их доходов вследствие принятия ряда федеральных законов (создание консолидированных групп налогоплательщиков, отмена льгот по налогу на имущество организаций естественных монополий, введение льготы на вновь вводимое движимое имущество).
В то же время на бюджеты регионов ложится все возрастающая нагрузка по финансированию социально-экономического развития. В 2013 г. регионы должны повысить заработную плату работников бюджетной сферы в соответствии с майскими (2012 г.) указами Президента России, но на их реализацию регионам из федерального бюджета выделено средств значительно ниже необходимых. Во многих регионах уже в настоящее время до 70% бюджетных расходов осуществляется на выплату заработной платы и обязательные социальные выплаты, а инвестиционные расходы, развитие социальной, транспортной инфраструктуры отодвигаются на второй план.
Следствием вертикальной несбалансированности бюджетной системы является рост задолженности региональных бюджетов. Существуют риски невыполнения указов Президента России и возрастания несбалансированности бюджетов субъектов Федерации.
Существующая система межбюджетных отношений не только не «настроена» на стимулирование инвестиционной активности регионов, но, напротив, нередко ее сдерживает. В Калужской области, активно привлекающей инвесторов, в 2006−2011 гг. из более 26 млрд руб. дополнительных налогов от деятельности созданных индустриальных парков, свыше 60% пополнили федеральный бюджет, также значительно (свыше 8 раз) выросли таможенные платежи в федеральный бюджет. При этом дотации региону из федерального бюджета за это же время сократились более чем в 4 раза [4].
В Ульяновской области для закрепления в регионе высокотехнологичных мировых компаний (Pilkington, Gildemeister, Schaeffler, FM Logistic и др.), правительство области предоставляет им льготы по налогам, отказавшись от поступлений в региональный бюджет на ближайший год. Налоговые платежи в федеральный бюджет в результате реализации проектов растут, но регион, привлекая инвесторов и увеличивая доходы федерального бюджета, не получает компенсацию своих затрат.
Для финансового стимулирования регионов к развитию их инвестиционной инфраструктуры и повышению бюджетной обеспеченности федеральному уровню необходимо предусмотреть стимулирующую дотацию субъектам, показавшим значительный рост налогового потенциала. В настоящее время на стимулирование инвестиционной активности регионов направляется менее 1,5% общего объема трансфертов, выделяемых регионам из федерального бюджета.
Важно также осуществлять налоговое стимулирование регионов и муниципалитетов по привлечению инвестиций. Основным путем такого стимулирования эксперты считают введение нового налога на недвижимость, при этом предлагается полностью оставлять в муниципалитетах налог на недвижимость с физических лиц и частично налог на недвижимость юридических лиц.
Выводы
Таким образом, инвестиционный климат необходимо улучшать, используя организационные возможности самих регионов (внедрение стандарта АСИ), так и совершенствуя финансово-бюджетную политику и межбюджетные отношения в целях финансового оздоровления регионов, что является прерогативой Центра. Один из ключевых для регионов − вопрос увеличения доходной базы. Важно создание стимулов для наращивания экономического и налогового потенциалов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также принятие мер, снижающих уровень их дотационности. На этой основе возможно обеспечить необходимый приток частных инвестиций на модернизацию и инновационное развитие экономики.
Источники:
2. Отчет о результате внедрения и реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, в субъектах Российской Федерации, участвующих в пилотной апробации. – М.: Агентство стратегических инициатив, декабрь 2012 г.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год. – М., 2012.
4. Стенограмма заседания Государственного совета «О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса» 27 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/17232.
5. Стратегия развития финансовой системы России: блок «Обеспечение инновационного потенциала экономики (управление стоимостью, государственные финансы)». Аналитический доклад. Коллектив авторов под руководством д.э.н., проф. Миркина Я.М. – М., 2011. – 45 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:26:12