Проблемы структуризации туристской индустрии

Морозов В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов В.А. Проблемы структуризации туристской индустрии // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 70-75.

Аннотация:
Признание в конце XIX века туризма, как массового социального явления, положило начало формированию соответствующей ему сферы экономики, призванной обслуживать путешествующих людей. Практическая деятельность в туристическом бизнесе привела к необходимости выработки теоретико-методологических подходов к его изучению и поиску инструментария, регулирующего его развитие.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм, туристская индустрия



Признание в конце XIX века туризма, как массового социального явления, положило начало формированию соответствующей ему сферы экономики, призванной обслуживать путешествующих людей. Практическая деятельность в туристическом бизнесе привела к необходимости выработки теоретико-методологических подходов к его изучению и поиску инструментария, регулирующего его развитие.

Одно из первых определений туристской индустрии как области экономики принадлежит Конференции ООН по торговле и развитию (1989 г.). В нее включают производственные и непроизводственные виды деятельности, привлекаемые к созданию товаров и услуг для путешественников [1]. В современной отечественной и зарубежной литературе неоднократно предпринимались попытки определения и классификации многообразия сфер и видов туристической деятельности, установления приоритетов, выявления межотраслевых, внутриотраслевых и хозяйственных связей.

В 1970–1980-е годы отечественные специалисты [2], выстраивая структуру рекреационного хозяйства (предоставления услуг, связанных с организацией отдыха, восстановления сил и здоровья людей) на основании анализа технологических операций, выделили два вида туристической деятельности:

- структурообразующие виды, специализирующиеся на оказании рекреационных услуг (бюро путешествий и экскурсий, гостиницы, рестораны и др.);

- жизнеобеспечивающие структуры коммунального и бытового обслуживания, транспорта, связи, торговли и т.п., конечным результатом деятельности которых является узко специализированным в деле обеспечения туристической деятельности.

Указанные исследования проводились с целью доказательства хозяйственной обособленности и самостоятельности рекреационной деятельности в условиях советской административно-командной экономики с тем, чтобы обосновать выведение туризма в самостоятельную отрасль из таких отраслевых объединений, как «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», «Культура и искусство». В статистической отчетности и бюджетном финансировании они в то время выделялись в отдельную отрасль.

Представляется, что дальнейшее уточнение понятия туристская индустрия сегодня диктуется необходимостью конкретизации субъектов, связанных с ней хозяйственно и организационно, деятельность которых должна регулироваться государством, то есть находиться в центре его налогово-кредитной, инвестиционной и социальной политики.

Сходство позиций в трактовках понятия туристской индустрии позволяет провести интеграцию разнообразных взглядов и определений, объединив их в несколько условных групп.

Моисеева Н.К. [3], Карасев С.О. [4], Никифоров В.И. [5] и другие придерживаются отраслевого подхода к определению туризма, анализируют конкуренцию, эффективность вычленения «туризма как отрасли» из экономики региона (либо страны). Данный подход абстрагируется от комплексного характера туристских услуг, от различных видов деятельности, предоставляемых предприятиями и фирмами.

Поскольку отрасль, как собирательное вертикальное образование, объединяет предприятия, исходя из их производственно-технологической общности, то необходимо признать гостиничное хозяйство, общественное питание, транспорт и т.п. самостоятельными отраслями. Используя в качестве ведущего признака функционально-потребительское назначение видов деятельности, ряд специалистов [6], как это, впрочем, предусмотрено ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относит к туристской индустрии «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги-переводчиков».

Такой подход отражает профильные и полупрофильные виды деятельности по оказанию услуг туристам. Он приемлем при обосновании необходимости построения фискальных отношений государства и предпринимательства, поскольку учитывает основные элементы оборота и себестоимости туристского продукта. Однако он не позволяет в полной мере осуществить выбор приоритетов и направлений государственного регулирования и поддержки туризма, что весьма важно в условиях переходной экономики России, еще не имеющей устойчивых темпов роста. В таких условиях усиление фискальной политики негативно сказывается на деловой активности и приросте инвестиций.

Особую позицию занимает швейцарский специалист К. Каспар, который рассматривает туризм во взаимодействии общества, экономики, природной среды в виде двух субсистем: собственно потребителей туристских услуг, т.е. субъектов туризма, и объектов туризма, к которым относят туристские предприятия и организации [7]. Необходимость поиска адекватных и действенных инструментов государственного воздействия и обоснования приоритетов побуждают к рассмотрению туризма в более широком контексте межотраслевых, внутриотраслевых и межхозяйственных связей.

По нашему мнению, для определения сущности и состава туристской индустрии целесообразно сначала раскрыть специфику природы предоставляемых услуг. Традиционные признаки нематериальности, неосязаемости, участия потребителя в сервисном процессе, неразделимости производства и потребления, отсутствия отчуждения собственности ы не в полной мере характеризуют туристские услуги.

Новые возможности исследования специфики рассматриваемого вида услуг, на наш взгляд, открываются, если при проведении аналитических исследований опираться на концепцию общественного блага и внешних эффектов, согласно которой свойства неисключаемости и неконкурентности отличают его от частного блага. Туристские услуги, по этим признакам, должны быть отнесены к смешанным благам, поскольку им присуща исключаемость и конкурентность в потреблении. Как смешанное благо, туристская услуга выступает объектом купли-продажи, т.е. реализуется на коммерческой основе.

Но потребление туристских услуг связано с потреблением благ совместного пользования. К ним относятся: природные ресурсы, культурно-исторические объекты, национальные парки, заповедники, памятники архитектуры и искусства, многие из которых находятся в государственной собственности, являются перегружаемыми общественными благами. Их полезность для туристов состоит в приобщении к культурно-историческим ценностям, положительном эмоциональном восприятии, релаксации и т.п. До определенного уровня полезность этих благ у всех потребителей остается примерно одинаковой, но по достижении некоторого порогового значения встает проблема регулирования избытка потребителей, что требует соответствующего вмешательства государства.

Сложное сочетание свойств частного исключаемого блага и неделимости, характерной для общественного блага, свидетельствует о противоречивости природы туристских услуг, их достаточно высокой социальной значимости и социальной ответственности в организации потребления. Не менее сложно проявляются и внешние (экстернальные) эффекты туризма, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.

К положительным социальным эффектам относят повышение качества жизни населения, трансформацию инвестиций в туристскую индустрию в инвестиции в человеческий капитал, гуманитарно-воспитательное воздействие, расширение коммуникационных возможностей общения с другими культурами, традициями и т.п. Известны и отрицательные социальные эффекты, такие как привнесение в страну пребывания чуждых привычек, нравов, психологии, ухудшение криминогенной обстановки и др.

Внешние экономические эффекты туризма многообразны. Высокоразвитая индустрия туризма во многих странах, таких как Испания, Италия, Турция и др., становится ощутимым источником пополнения доходов как предпринимательских структур, так и государства. Въездной туризм – это специфическая форма экспорта услуг и товаров, способствующая прибытию значительных контингентов путешествующих людей из других стран на внутренний рынок.

Посредством мультипликативного воздействия на различные смежные отрасли и предприятия, туризм оказывает весьма существенное влияние на национальную экономику. Подобный внешний эффект неоднократно описывался в специальной литературе, причем его масштабы получали самую различную оценку, что отражалось на представлениях о структуре индустрии туризма. Тесные связи туризма с жизнеобеспечивающими предприятиями агропромышленного комплекса, со строительством, транспортом, связью, предприятиями питания, торговли и др. послужили основанием для отнесения Министерством торговли США в этот сложный комплекс 24-х отраслей экономики страны.

По оценкам ВТО и Всемирного совета по туризму и путешествиям функционирование хозяйствующих субъектов в области туризма тесно связано, либо влияет на развитие 32-х отраслей национальных экономик. Сложность взаимодействия отраслей в процессе предложения товаров и услуг туристам затрудняет дифференциацию видов деятельности, относящихся к туристской индустрии.

Наиболее продвинутой в этом отношении может считаться Стандартная международная классификация видов деятельности в сфере туризма (СИКТА), разработанная Всемирной туристской организацией и принятая в 1993 г. Статистической комиссией ООН. Цель ее создания и использования вполне конкретна - обеспечить методологическую основу сбора, обработки и распространения статистической информации о туризме. При этом решаются задачи по достижению полноты охвата (репрезентативность) данных, внедрению в систему национальных счетов единых принципов классификации видов экономической деятельности, вовлеченных в индустрию туризма, страноведческой сопоставимости информации, достоверности оценки состояния платежного баланса и вклада туризма в развитие международной торговли.

Окончание следует.

[1] Smith S. L. I/ Tourism analysis. Harlow, 1989. Р. 31.

[2] Азар В.И. Экономика и организация туризма. Методологические вопросы. – М.: 1972. С. 37.

Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М.: 1981. С. 70-71.

Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. – Минск, 1985. С. 95-97.

[3] Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2000, С. 33-35.

[4] Карасев С.О. Организационно-экономические основы функционирования туристской фирмы в условиях рынка. Автореферат канд. дисс. – М.:ВГИК, 1999. С.5.

[5] Никифоров В.И, Калениченко В.В., Богданов Ю.В. Методические вопросы системного анализа. Проблемы развития городского туризма. / Туристские фирмы, 1999. Вып. 19. С. 58-59.

[6] Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. С. 7.

Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 1999. С.24. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект-Пресс, 2002. С. 224.

[7] Kaspar C. Die Tourismuslehre im Erundriss, Bern, 1991.s. 27.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:27