Основные направления технологических инноваций в воспроизводстве туристских продуктов

Гордиенко С.В.1,2
1 Субтропический научный центр Российской академии наук, Россия, Сочи
2 Сочинский государственный университет, научно-образовательный центр «Лаборатория исследования устойчивого воспроизводства туристских продуктов», Россия, Сочи

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Гордиенко С.В. Основные направления технологических инноваций в воспроизводстве туристских продуктов // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 1197-1214. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113501.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46618230
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлен анализ воздействия четвертой промышленной революции на туристскую сферу мировой экономики и российскую туриндустрию. Рассмотрены политики международных туристских организаций, сформулированные ими мегатренды будущего туризма, выявлены тенденции инновационных технологических изменений. Приведены примеры реализации технологических и социальных мегатрендов в мировой туриндустрии и в российских регионах. Исследованы основные предписания Российского государства в технологическом пути развития туризма. Проведена критическая оценка их соответствия технологическим пакетам 4.0 и мегатрендам будущего туризма. Сформулированы отличительные признаки умного производства и инновационных smart турпродуктов, обозначены их экономические и социальные эффективности, перспективы создания туристской технологической платформы. В итоге сгенерированы требования к инновационному воспроизводству турпродуктов в условиях индустрии 4.0, основные технологические направления в тенденциях мирового и российского туризма, сформированы технологические параметры инновационных smart региональных турпродуктов.

Ключевые слова: индустриальная революция 4.0, туристская сфера экономики, мегатренды будущего туризма, умные региональные турпродукты, туристская технологическая платформа

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00530А

JEL-классификация: O31, O32, O33, L83, Z32



Введение

Технологическое содержание четвертой промышленной революции определяет параметры воспроизводственных процессов практически во всех отраслях и сферах современной экономики. Анализ работ исследователей этого феномена, например И.Г. Дежиной, Майкла Портера и Джеймса Хаппелманна, М.А. и Н.С. Морозовых [1 - 3] (Dezhina, 2015; Porter M., Happelmann J., 2015; Morozov, 2018; et al) и многих других, позволяет нам констатировать, что с технологической точки зрения текущая производственная революция базируется на нескольких взаимопроникающих технологических пакетах. Некоторые из них, такие, как обработка больших данных (Big Data), высокоскоростной Интернет и Интернет вещей (5G&IoT), искусственный интеллект (AI), роботизация (Robotics), виртуальная и дополненная реальность (VR&AR) оказывают значительное влияние на воспроизводственные процессы в сфере туризма. в т.ч. российского.

Магистральный инструментарий для функционирования технологических пакетов индустрии 4.0 — алгоритмизация всех воспроизводственных процессов. Магистральное условие реализации этих пакетов — цифровизация максимально большого числа процессов воспроизводства, его управления. И здесь надо отметить, что туризм был одним из первых секторов услуг, которые на заре индустрии 4.0 оцифровали многие свои бизнес-процессы и в глобальном, и в национальном масштабах: управление продажами авиабилетов и бронирование отелей были пионерами в области цифровых технологий еще в ХХ веке.

Разработка алгоритмов управления воспроизводством в туристской сфере в начале XXI века способствовало бурному росту мирового туристского рынка, опережающему другие сферы деятельности мировой экономики пятого технологического уклада. И здесь сработал эффект взаимного усиления действия факторов: рост объемов мировых туристских потоков (и сопровождающих их cashflow) привели к интересу инвестиционных фондов к финансированию технологических новаций, внедрение технологий индустрии 4.0: Big Data и AI при формировании новых и оптимизации существующих дестинаций, 5G&IoT и VR&AR в маркетинге и реализации турпродуктов регионов, Robotics при управлении сервисом в местах размещения и общественного питания и т.д. Всё вышеперечисленное обеспечило запуск нового цикла финансирование-воспроизводство: новый рост туристских потоков и приток новых инвестиции в туристскую сферу мировой экономики. Но последствия противоэпидемических COVID-19 мероприятий 2020-2021 гг., сопровождающихся обвальным снижением показателей мирового и отечественного рынка путешествий и отдыха требуют поиска новых инновационных путей развития туризма.

Потому цель данной работы — провести анализ воздействия четвертой промышленной революции на туристскую сферу, отображенную в материалах всемирных и российских организаций туризма, выявить тенденции инновационных технологических изменений, определить на их основе технологические параметры инновационных турпродуктов, условий для получения инновационного экономического преимущества при их воспроизводстве. В конечном итоге — сгенерировать требования к инновационному воспроизводству турпродуктов в условиях индустрии 4.0.

Научная новизна работы видится в адаптация опыта передовых в индустрии 4.0 отраслей для поиска системных путей развития для сферы туризма, организаций воспроизводства новых инновационных турпродуктов, региональных турпродуктов; формулировании основных характеристик и отличительных признаков умного производства и инновационных smart турпродуктов, обозначении их экономических и социальных эффективностей, перспектив создания туристской технологической платформы.

Авторская гипотеза состоит в том, что воспроизводство востребованных современным обществом инновационных smart турпродуктов возможно с помощью построения туристской технологической платформы, которая не только обеспечит экономическую эффективность предприятиям туриндустрии, но и позволит постоянно и точно измерять, интегрировать и анализировать данные для принятия решений, прогнозировать проблемы, эффективно управлять местными ресурсами, гибко реагировать на изменения потребностей местного населения, в конечном итоге, способной к созданию системных smart турпродуктов — региональных smart турпродуктов.

Использование в сфере туризма технологических пакетов индустрии 4.0 позволяет, во-первых, организовать инновационное воспроизводство качественно новых турпродуктов, отвечающих пятому технологическому укладу, например, умных, smart, туристских продуктов; во-вторых, масштабировать предыдущие наработки сферы туризма индустрии 4.0 на процессы воспроизводства уже региональных туристских продуктов. В-третьих, системный подход в управлении воспроизводством региональных турпродуктов с помощью технологических пакетов индустрии 4.0 делает возможным создание Технологической платформы, как «системы правил и алгоритмов сетевого взаимодействия всех заинтересованных в получении прорывных конкурентных преимуществ для ее участников, функционирующая на основе базовых и прикладных уникальных технологий способных обеспечить стратегическое инновационное развитие по выбранным направлениям со значительным экономическим и социальным эффектом» [4] (Onishchenko, 2020), туристской технологической платформы.

Туристская индустрия в четвертой промышленной революции

Во времена опережающего роста объемов туристской сферы мировой экономики (до 2020 г.) уже формировалось осознание того, что развитие и устойчивость в условиях индустрии 4.0 обеспечиваются инновационным управлением, «качественным изменением технологических решений, которые позволяют радикально/экспоненциально повысить производительность различных секторов экономики и социальной сферы» [5, С.8] (Idrisov, 2018). При этом, непрерывно возрастающая сложность производственных взаимосвязей в индустрии 4.0 требует увеличения сложности содержания технологий управления, соответствующая пятому технологическому укладу управления воспроизводством.

Здесь надо понимать, что текущий технологический переход, как было выявлено в вышеуказанных российских исследованиях индустрии 4.0, приведет к положению, «когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста» [5, С.8] (Idrisov, 2018). Это прогнозируемо приведет к тому, что российская индустрия туризма, сфера туризма в целом, потеряет свои достаточно высокие позиции в глобальном рейтинге конкурентоспособности туризма, в котором сейчас эти позиции обеспечиваются за счет высокой оценки богатства и разнообразия территорий РФ [6] (The Travel…, 2019).

Перспективность инновационного пути развития доказывают результаты смежных с туризмом отраслей (например, автомобильной): переход на производство инновационных высокотехнологичных умных продуктов в компании Tesla дает многократно лучшие показатели капитализации на единицу продукции против более традиционного подхода в компании Toyota [7] (Tesla Overtakes, 2020).

Здесь надо отметить, что, оперируя в рамках этой статьи понятием «региональные турпродукты», мы предлагаем понимать их как «системный комплекс туристских продуктов субъектов туристского рынка, сформированного социально-экономическими и технологическими взаимосвязями в процессе воспроизводства в определенном регионе» [8, С.121] (Gordienko, 2018). И здесь надо отличать их от турпродуктов региона, кои есть сумма услуг и товаров, созданных предприятиями региона и реализованных туристам. Говоря же о технологических решениях, мы подразумеваем «Технологические решения создания регионального турпродукта, которые: во-первых, основаны на элементах технологического подхода; во-вторых, вкупе с пространственным восприятием процесса базируются на переменных макросредах региона: технологической, экономической, природной, социокультурной и политической. В-третьих, имеют такие обязательные элементы: как Программа пространственного развития туризма на территории; Решения о единой стратегии маркетинга; Технологические решения воспроизводственных взаимосвязей между субъектами на период всего воспроизводственного цикла регионального турпродукта и др.» [8, С.122] (Gordienko, 2018, p.122). Характеристики и условия возникновения параметров инновационных умных, smart туристских продуктов представляют особый интерес и будут рассмотрены в последующей части этой статьи.

Современные инновационные тенденции в туризме

Для выявления глобальных тенденций технологических решений в сфере мирового туризма были проанализированы материалы, представленные на последнем «допандемийном» международном форуме Всемирной Туристской Организации, UNWTO, — «World TravelDay & Innovation-2019». В них было найдено, что в резолюции секции «Влияние технологий на туризм» подтверждено, что будущее путешествий — за технологиями 4.0, когда «использование современных технологий 4.0, определение местоположения, искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности» [9] (The Impact…, 2019) будут способствовать решению таких проблем, как сезонность и перенаселенность, овербукинг. Надо отметить, что на том же форуме была выделена специальная секция «Четвертая промышленная революция», в резолюции которой было указано, что «цифровой сектор туризма должен вводить новшества и создавать новые возможности для бизнеса, чтобы обеспечить дальнейшую конкурентоспособность, рост и устойчивое развитие сектора» [10] (The Fourth…, 2019).

Таким образом, на основе анализа резолюций UNWTO, можно констатировать, что информационные и коммуникационные технологии в туризме стали глобальным явлением, а мировая индустрия туризма наращивает внедрение новых технологий во все большее число своих воспроизводственных процессов, повышая свою эффективность и увеличивая в регионах путешествий социальную и экологическую адаптацию к туризму.

На этом фоне была рассмотрена утвержденная Правительством РФ в сентябре 2019 года «Стратегия развития туризма в РФ на период до 2035 года». Надо заметить, что в ней ни разу не упоминается «индустриальная революция 4.0», но фактически в ней оперируют ее основными понятиями: «технологии, цифровизация, алгоритмы». Кроме того, в ней зафиксировано, что комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации предлагается получить при помощи современных технологий за счет создания качественного и конкурентоспособного турпродукта. Подтверждается, что «внедрение цифровых технологий формирует основные тенденции развития туристской отрасли» [11] (Tourism development…, 2019). На основании проведенного анализа «Стратегии…» можно констатировать, что Российское государство в лице Ростуризма не только соглашается с общемировыми технологическими тенденциями в развитии туризма в регионах РФ, но и предписывает российскому турбизнесу перейти на технологический путь развития.

Возвращаясь к общемировым масштабам современного туризма в ракурсе основных технологических решений, вносимых индустрией 4.0 в сферу путешествий и туризма, были рассмотрены материалы Всемирного Совета путешествий и туризма, WTTC. В них были найдены формирующие будущее туризма «5 взаимосвязанных мегатрендов» [12] (World, Transformed…, 2019), которые в некоторой авторской переработке отображены на рисунке 1.:

Рисунок 1. Мегатренды будущего туризма (составлено автором по материалам [12] (World, Transformed…, 2019)).

Из пяти представленных мегатрендов будущего туризма два (1-й и 2-й) непосредственно связаны с технологическими пакетами 4.0, и их можно назвать технологическими мегатрендами. Остальные являются опосредованным следствием общих социальных изменений, сопровождающих текущую технологическую революцию, по своей сути они больше относятся к мегатрендам социальным.

Воздействие социальных мегатрендов будущего в турбизнесе проявляется в виде активного потребления новых направлений и видов туризма с новыми социальными технологическими параметрами. Было выявлено, что за последние 5 лет вырос на 21% [13] (Booking…, 2018) спрос на разные виды иммерсивного туризма: Glamping (гламурный кемпинг), Experiential travel (кардинально новый опыт и переживания, способные «перезапустить» участников) и Sports travel (ставить рекорды в любимом виде спорта на отдыхе). Воздействие технологических мегатрендов было найдено в том, что цифровизация показателей городской инфраструктуры «умный город», к примеру, позволила выявить неспособность местных сетей транспорта и канализации выдержать рост туристического потока в некоторые малые американские города [14] (Overrun…, 2019).

Говоря о современном состоянии мировой сферы туризма, надо принимать во внимание влияние пандемии коронавируса SARS-CoV-2. И, хотя на настоящий момент ее отрицательное воздействие еще не прекращено, можно констатировать обвальное падение основных показателей путешествий. Так, по оценкам UNWTO, международный турпоток при оптимистичном сценарии выхода из эпидемии сократится в 2,4 раза, при пессимистичном – в 4,6, доходы от него – в 2,6 и 4,8 раза соответственно [15] (UNWTO…, 2020). Но окончательно оценить это влияние можно будет только по окончанию пандемии COVID-19.

Говоря о будущем российского туризма, надо отметить, что в российской «Стратегии развития туризма на период до 2035 года», прослеживается релевантность направлений развития отечественного туризма многим мировым тенденциям, входящих в состав мегатрендов будущего. Но к указанной Стратегии возникает много вопросов с позиций 2035 года, с позиций развития и изменения объективной реальности от достижений технологий индустриальной революции 4.0 на протяжении ближайших 15 лет. Стремительность привносимых изменений позволяет предположить, что все вышеуказанные технологические направления Стратегии будут актуальны только в краткосрочной перспективе. Не вызывает сомнения, что достаточно быстро будет достигнута реализация большинства поставленных технологических задач, т.к. все они основываются на доступных уже сейчас технологиях 4.0. Но в Стратегии практически не затрагиваются направления будущих технологических инноваций, привносимых развитием существующих и появлением новых технологических пакетов индустрии 4.0, не предсказаны параметры инновационных турпродуктов в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Нам видится, что с решением этой задачи способен справиться такой инструмент инновационного развития как Туристская технологическая платформа.

Создание технологической платформы для сферы туризма в ближайшем времени, полагаем, не только обосновано, но и уже остро необходимо. Во-первых, в связи с ростом спроса современных туристов на инновационные туристские продукты, соответствующих в своих характеристиках пятому технологическому укладу, ведь именно технологическая платформа способна создать условия для организации их устойчивого воспроизводства. Во-вторых, технологическая платформа по своей системной и Forsite сути нацелена обеспечить в среднесрочной и долгосрочной перспективах формирование технологий управления воспроизводством востребованных и конкурентоспособных региональных туристских продуктов.

Характеристики инновационной туриндустрии 4.0 и умные турпродукты туристской технологической платформы

Понятие умный туризм, smart-tourism, его потенциал, в настоящее время активно обсуждаются и изучаются на международных площадках. Так в деловых программах самого значительного ежегодного мероприятия мировой туриндустрии World Travel Market (London) и в 2019 году, и в проекте на 2020 год, smart-tourism представлен «одним из перспективнейших трендов» [16] (Event…, 2019).

Smart туризм, его параметры, многократно рассматривались на форумах Всемирной Туристской Организации, UNWTO, во-первых на Генеральной ассамблее UNWTO-2019, во-вторых, на международном форуме UNWTO «World TravelDay & Innovation-2019» в секции «Влияние технологий на туризм», в-третьих, на секции «Туризм в цифровую эру» и на специальной секции «Четвертая промышленная революция» [10] (The Fourth…, 2019).

Для формирования основных параметров smart туризма, необходимо упомянуть и характеристики smart продуктов «вообще», и параметры умного производства, как их источника.

В общих чертах о появлении smart продуктов как результата умного производства исследователи заявили сразу после признания существования индустриальной революции 4.0, например, Майкл Портер и Джеймс Хаппелманн [2] (Porter M., Happelmann J., 2015). На их основе нами были сформулированы основные отличительные признаки умного производства для туристской индустрии:

1) новый стратегический ресурс — всевозможные цифровые данные, Big Data, перевод всей информации о производстве в цифровой вид;

2) новые технологии присутствуют во всем производственном цикле: новые источники энергии, новые материалы, новая реализация и т.д.; умное оборудование само себя оптимизирует;

3) центр добавленной стоимости перемещается в результаты R&D (НИОКР);

4) коррекции в формировании турпродукта происходят непрерывно, в режиме реального времени;

5) умное производство — не конвейер, а платформа (туристская технологическая платформа).

Но здесь надо помнить, что цифровизация процессов воспроизводства есть только инструмент реализации технологических пакетов 4.0 в создании smart производства.

Взаимосвязи технологий 4.0 и умного туризма нами были выявлены в исследованиях Международного центра изучения туризма и гостеприимства Борнмутского университета. В них найдено, что «умный туризм» — это не просто использование передовых технологий в туриндустрии, а интеграция всех субъектов туристской сферы, где «путешественники становятся не потребителями, а полноценными участниками, начинают вносить свой вклад в создание турпродукта, создании совершенно новой экосистемы» [17] (Focus, 2019).

Российские исследователи Центра стратегических разработок, соглашаясь с вышеуказанными признаками умного производства, добавляют, что «речь идет о цифровой трансформации производства, платформенном переходе и масштабировании цифровизации» [18] (New technological…, 2017). С экономической точки зрения умное производство, в т.ч. и в туриндустрии может обеспечить:

1) четырехкратное сокращение времени технологических процессов,

2) рост выводов новых продуктов на рынок на 50–70%,

3) рост прибыли — в два раза [18, С. 35] (New technological…, 2017, p.35).

К сожалению, в настоящий момент, подтвердить эти данные для российской туристской сферы не представляется возможным так как вычленить из общей российской статистики сведения об экономическом эффекте цифровизации в туризме невозможно ни на уровне ВВП, ни, тем более, на уровне ВРП. Но в мировой туриндустрии подсчитано, что с 2016 по 2025 год цифровизация в туризме обеспечит перераспределение $100 миллиардов денежных потоков от традиционных игроков к «умным» конкурентам [9] (The Impact…, 2019).

Надо отметить, что китайская туриндустрия двигается в реализации проекта «умный туризм» уже более 20 лет: в 20-м веке — на уровне цифровизации бизнес-процессов в туриндустрии; в первом десятилетии 21 века — поставив и выполнив задачу создания многофункциональной электронной коммерческой платформы. 2014 год в КНР был назван годом «умного туризма», после чего уже на государственном уровне определены новые параметры туризма: максимизация экологических, культурных, общественных и экономических ценностей [19] (Kuang Xiaoqian, 2016). Здесь мы отмечаем, что цели и направления развития китайской туриндустрии совпадают с направлениями, заданными в 2019 году уже на уровне Всемирной туристской организации, UNWTO.

Говоря о smart продуктах вообще, надо заметить, что их воспроизводство, как правило, но не обязательно, есть результат умного производства. И, надо особо отметить, что возникающие в процессе умного производства «smart продукты» вовсе не всегда, и даже в большинстве своем, — не цифровые, не виртуальные, а реальные.

Отличительные свойства, позволяющие отнести продукт к категории smart были выявлены в результате анализа материалов о свойствах smart продуктов в отраслях, успешно внедряющих умное производство: автомобиле- и авиастроение, информационные технологии и др. Проведя адаптацию этих отличительных свойств к воспроизводственным процессам в туристской индустрии, нами было определено, что все smart турпродукты должны обладать новыми «умными» отличительными свойствами:

1. Smart турпродукт постоянно контролирует свою работу;

2. Smart турпродукт имеет технологические возможности для постоянного обмена информацией со своим производителем (туроператором, гостиницей и т.п.);

3. Smart турпродукт постоянно готов к обмену информацией и принятию команд от туриста;

4. Smart продукты готовы объединяться в систему с целью:

4.1. создания комплексной ценности для путешественника;

4.2. улучшение общих потребительских свойств путешествия;

4.3. трансляции лучших изменений одного турпродукта на все последующие турпродукты.

Отдельного внимания в свойствах smart продуктов заслуживают отношения, взаимосвязь, между тремя субъектами путешествий: туристом, производителем smart турпродукта (туроператоры, гостиницы, санатории, транспортные компании, бюро экскурсий, музеи, рестораны, банки и т.д.) и самим smart турпродуктом. Эти взаимосвязи также имеют свои отличительные особенности. Во-первых, отношения туриста с производителем smart турпродукта и smart турпродуктом не прекращаются после процесса продажи и сохраняются на всем протяжении путешествия, пользования smart турпродуктом. Во-вторых, отношения туриста с производителем smart турпродукта предполагают множественные изменения, коррекции, настройки под индивидуальные требования как на стадии формирования турпродукта, так и протяжении всего времени потребления. В-третьих, взаимосвязь туриста со smart турпродуктом направлена на постоянные подстройки параметров турпродукта под изменения требований и пожеланий туриста. В общих чертах эти взаимосвязи отображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимосвязи субъектов smart туризма (составлено автором).

На основе вышеуказанного можно сказать, что путешественники 4.0 перестают быть просто потребителями туристских услуг, а становятся полноценными участниками туриндустрии, начинают вносить свой вклад в создание турпродукта, создание совершенно новой экосистемы.

Производители турпродуктов, желающие увеличить прибыль [18, С. 35] (New technological…, 2017, p.35) за счет построения умного производства и выпуска инновационной smart продукции (см. приведенный выше кейс «Teslа vs Toyota»), в настоящее время сталкиваются, прежде всего, с отсутствием системного подхода и коммуникационно-организационными проблемами интеграции подобных производств в смежных отраслях. (Самый простой пример, smart такси потеряет все свои преимущества оптимально прибыть для встречи в аэропорт, если smart перелет не сообщит в такси об изменениях в расписании рейса и т.п.).

Для реализации системного подхода в мегатрендах будущего туризма, в направлении развития умного туризма, для организации коммуникационной площадки выработки перспективных путей технологического развития инновационного воспроизводства региональных турпродуктов, мы предлагаем применить именно платформенный подход, направленный на построение туристской технологической платформы.

Надо отметить, что успешный экономический опыт построения европейских технологических платформ сподвигнул к созданию российских технологических платформ во многих отраслях: в медицине и биотехнологиях, авиакосмической и транспортной, ядерной энергетике и металлургии. В туристской отрасли также были реляции о построении технологических платформ. Но на практике пока создаются лишь банальные цифровые маркетплейсы. Функционально они специализируются только на процессах продажи туристских услуг и не способны самостоятельно решить ситуации, называемые disruption (что-то пошло не так) [20] (Smart travel…, 2019). Но платформенный подход, нам видится, в интеграции воспроизводств региональных турпродуктов. Одним из элементов построения туристской технологической платформы может стать «Платформа «Туризм 4.0» [21] (Bogomazova, 2019). А вариантом интеграции функционала цифровых платформ может быть встраивание цифровизации турпродукта как элемента умного города [22] (Konovalova, 2019). И здесь уже прослеживается формирование элемента умного туризма, smart-туризма, где умный город может стать каркасным уровнем его инфраструктуры. В практическом аспекте, опираясь на все вышесказанное, нам видится, что повсеместное создание региональных туристских маркетплейсов, способных эффективно продавать региональные турпродукты можно использовать как начальный этап построения туристской экосистемы 4.0, которая позволит не только решить существующие проблемы управления турпотоками (овертуризм, сезонность и мн. другое), но и увеличит социальную и экологическую адаптацию к туризму в регионах.

Построение туристской технологической платформы уже имеет развитый цифровой базис. Как было указано ранее — туристская сфера мировой экономики давно имеет в составе производимых ею турпродуктов многие элементы цифрового продукта: бронирования отелей и авиарейсов, регистрации в аэропортах и отелях, заказ такси и экскурсий, электронные визы и переводчики, виртуальные геокарты и многое другое. Но запуск процессов воспроизводства smart турпродуктов станет возможным только на основе консолидации этих дискретно действующих инструментов. Ибо «smart турпродукты — это системность производства со всеми технологиями, инновациями, устойчивостью, доступностью и инклюзивностью» [10] (The Fourth…, 2019). Кроме того, smart региональные турпродукты — это благополучные регионы, где местные жители не только получают новые рабочие места, но и совместно с туристами определяют направления устойчивого развития туризма, принимая во внимание взаимные интересы: культурные особенности, сезонность, экологическую емкость и многое другое [23] (Digital…, 2021). Инструментарий туристской технологической платформы позволяет постоянно и точно измерять, интегрировать и анализировать данные для принятия решений, расстановки приоритетов и прогнозирования проблем для эффективного управления местными ресурсами, позволяющий гибко реагировать на изменения потребностей и возможностей в направлении создания полноценных smart региональных турпродуктов.

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что в условиях индустрии 4.0 воспроизводство в российской туристской сфере получит инновационные экономические преимущества, если будет:

● базироваться на пяти технологических пакетах 4.0, связанных между собой цифровыми алгоритмами, которые предлагают незаменимые и эффективные инструменты для управления, логистики, распространения и маркетинга;

● учитывать, что конкурентные преимущества российского туризма потеряют свои высокие позиции на фоне роста значения развития технологических решений.

А учитывая то, что производство турпродукта в экономическом смысле аналогично производству «продукта вообще», можно сформулировать основные технологические требования для инновационного развития туризма — Технологические параметры smart турпродуктов:

1. Smart турпродукты есть результат умного производства: от автоматизации производства, цифрового прототипирования, информатизации до управления, основанного на предсказательных моделях, предназначенных для Туристских технологических платформ.

2. Smart турпродукты обладают новыми «умными» отличительными свойствами: постоянно контролирует свою работу, всегда обменивается информацией со своим производителем и туристом, готовы объединяться в систему для создания комплексной ценности, улучшение общих потребительских свойств, трансляции лучших изменений одного турпродукта на все последующие турпродукты;

3. Smart турпродукты — это новые отношения в принимающих регионах, где цели устойчивого развития принимающего региона вписаны в цели развития регионального туризма.

«Smart турпродукты» — целеполагание основных инновационных технологических решений развития туризма в регионах, которые можно реализовать с помощью построения туристской технологической платформы.

Результаты проведенного анализа основных технологических тенденций в туристской сфере экономики, с одной стороны, и опора на состав технологических пакетов 4.0 и мегатренды будущего туризма, с другой стороны, позволили определить подходы к воспроизводству инновационных туристских продуктов, smart турпродуктов. Нам представляется, что это одно из перспективных инновационных направлении развития туриндустрии в решении не только экономических задач, вызванных текущим кризисом вынужденного снижения потребления, но и нивелировании социальных, экологических проблем в регионах умного воспроизводства.

Критически оценивая происходящие в существующей реальности изменения, нужно признать, что именно инновационные smart региональные турпродукты как результат деятельности туристской технологической платформы способны стать ключом в стратегическом управлении преобразованиями туристического сектора российской экономики в процессе изменений, вносимых четвертой индустриальной революцией.


Источники:

1. Дежина И.Г., Пономарев А.К., Фролов А.С. Перспективные производственные технологии в России: контуры новой политики // Форсайт. – 2015. – № 1. – c. 20-31. – doi: 10.17323/1995-459x.2015.1.20.31.
2. Портер Майкл, Хаппелманн Джеймс Революция в производстве. Harvard business review. [Электронный ресурс]. URL: https://hbr-russia.ru/management/strategiya/a16698 (дата обращения: 14.03.2020).
3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. – 2018. – № 1. – c. 135-141. – doi: 10.25586/RNU.V9276.18.05.P.135 .
4. Онищенко Е.В., Гордиенко С.В. Трансформация понятия «технологическая платформа» в контексте тенденций инновационного развития мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1449-1466. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110691.
5. Идрисов Г.И., Княгинин В.Н. и др. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопросы экономики. – 2018. – № 4. – c. 5-25. – doi: 10.32609/0042-8736-2018-4-5-25 .
6. The Travel and Tourism Competitiveness Report 2019. The World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/?doing_wp_cron=1567434061.3136858940124511718750 (дата обращения: 20.05.2020).
7. Tesla Overtakes Toyota as the World’s Most Valuable Automaker. Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-07-01/tesla-overtakes-toyota-as-the-world-s-most-valuable-automaker (дата обращения: 01.07.2020).
8. Гордиенко С.В. Условия и методы повышения эффективности создания регионального туристского продукта // Региональная экономика. Юг России. – 2018. – № 4. – c. 119-128. – doi: 10.15688/re.volsu.2018.4.12.
9. The Impact of Technology on Tourism. Tourism and the Digital Transformation. World TravelDay & Innovation. [Электронный ресурс]. URL: http://wtd.unwto.org/content/wtd-2019-technology-tourism (дата обращения: 14.07.2020).
10. The Fourth Industrial Revolution. Tourism and the Digital Transformation. World TravelDay & Innovation. [Электронный ресурс]. URL: http://wtd.unwto.org/content/wtd-2018-fourth-industrial-revolution (дата обращения: 03.07.2020).
11. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Документы Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/37906 (дата обращения: 06.03.2020).
12. World, Transformed: Megatrends and Their Implications for Travel & Tourism. World Travel & Tourism Council. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wttc.org/publications/2019/megatrends-2019 (дата обращения: 09.03.2021).
13. Booking a Hotel, Why Not Try Parasailing? Travel Websites Push Experiences. Wsj.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wsj.com/articles/travel-websites-push-experiences-1544106026 (дата обращения: 11.03.2021).
14. Overrun by Tourists, American Cities Are Taking Aim at Hotels. Bloomberg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-10-16/america-s-small-cities-are-being-overrun-by-tourists (дата обращения: 13.03.2021).
15. World Tourism Barometer. Unwto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-unwto.org/loi/wtobarometerrus (дата обращения: 05.07.2020).
16. Event programme. World Travel Market. [Электронный ресурс]. URL: https://london.wtm.com/events/event-programme-2019/# (дата обращения: 15.07.2020).
17. Focus on smart tourism at World Travel Market. Exhibitionworld.co.uk. [Электронный ресурс]. URL: https://www.exhibitionworld.co.uk/2019/11/05/focus-on-smart-tourism-at-world-travel-market (дата обращения: 15.03.2020).
18. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Центр стратегических разработок. [Электронный ресурс]. URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf (дата обращения: 14.03.2021).
19. Куан Сяоцянь Исследование развития «умного» туризма в провинции Цзянси в рамках концепции «Интернет+» // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 4(46). – c. 199-205. – doi: 10.15838/esc/2016.4.46.11.
20. Умные тревел-технологии: за какими решениями будущее. ТурДом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tourdom.ru/hotline/it-razrabotki-dlya-turbiznesa/umnye-trevel-tekhnologii-za-kakimi-resheniyami-budushchee (дата обращения: 05.07.2020).
21. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – № 3(85). – c. 34-47. – doi: 10.24411/1995-042X-2019-10303.
22. Конанова Е.И. Инклюзивный туризм: технология и организация туристского продукта. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Изд. Южного Федерального университета, 2019. – 128 c.
23. Digital transformation. Unwto. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unwto.org/digital-transformation (дата обращения: 17.05.2021).

Страница обновлена: 05.04.2024 в 23:12:15