Методические подходы к оптимизации налоговой нагрузки в целях стимулирования предпринимательской активности
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Султангаджиев Ш.М. Методические подходы к оптимизации налоговой нагрузки в целях стимулирования предпринимательской активности // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 159-164.
Аннотация:
В статье предлагается оптимизацию налоговой нагрузки осуществлять путем налогового льготирования отстающих отраслей экономики. Высказывается мнение, что следует повышать налоговую нагрузку для видов предпринимательской деятельности со стабильной финансовой устойчивостью и понижать для видов деятельности с кризисной финансовой устойчивостью.
Ключевые слова: налоговая нагрузка, финансовая устойчивость, отраслевое развитие, отраслевая налоговая льгота, критерии распределения отраслевой налоговой нагрузки, налоговое стимулирование развитие регионов
Процесс оптимизации налоговой нагрузки методологически представляется сложным и многогранным в силу двойственности характера задач: с одной стороны − формирование устойчивого доходного потенциала налоговой системы, с другой − стимулирование предпринимательской активности.
По своему элементному составу и целям эти задачи вроде бы противоречат друг другу. Однако они имеют единый вектор – обеспечение устойчивого развития государства и роста экономики.
Отраслевая налоговая льгота
Как показывает мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, то есть интересы товаропроизводителя [1]. Высокий уровень налоговой нагрузки на предпринимательскую среду приводит к спаду предложения товаров и услуг на рынке c одновременным ростом цен на производимую продукцию. Более того, существует неформальная институциональная практика, мотивирующая субъектов рынка не платить за блага, которые даже после оплаты будут для них не доступны. В этом противоречии проявляется «налоговая ловушка» как практическая реализация теоретической модели налоговой системы, частный случай эффекта асимметричности институциональной мотивации в рамках соответствующего экономического института [2].
При этом не следует забыть о проблеме называемой «справедливость налогообложения», «справедливое распределение налоговой нагрузки». Принцип справедливости в налоговом праве, вызывает множество споров среди ученых-экономистов, так и бизнес-сообщества.
Это высказывание находит отклики у предпринимателей нефтегазового сектора экономики, чья налоговая нагрузка в последнее время была ощутимо увеличена и такая налоговая стратегия государства вполне экономически востребована.
Худяков А.И. утверждает, что «…справедливость в налогообложении выражается в нечрезмерности налогообложения» [3]. Следует согласиться с этим высказыванием, так как уровень развития многих отраслей, оставляет желать лучшего, и так называемое чрезмерное налогообложение отнюдь не способствует их росту и развитию.
Это подтверждает и И.И. Кучеров заявляя, что «…один из аспектов налоговой справедливости – принцип соразмерности налогообложения, который требует известного ограничения финансовых притязаний государства» [4].
Равная для большинства отраслей налоговая нагрузка экономически не эффективна. В силу этого возникла объективная необходимость в применении методов налогового стимулирования в отраслевом разрезе. Для этого, на наш взгляд, в теорию и практику налогообложения необходимо ввести новое классификационное деление категории «налоговая льгота», то есть установить и практически внедрить понятие «отраслевая налоговая льгота». Отраслевая налоговая льгота как экономическое явление может существенным образом повлиять на развитие отраслей и позволит государству эффективно применять налоговые рычаги регулирования экономики. Статистические показатели развития видов предпринимательской деятельности в динамике и экспертные исследования легко позволят выявить отрасли, действительно нуждающиеся в указанной льготе.
При этом отраслевая налоговая льгота может устанавливаться поэтапно, долгосрочно, либо на короткий период − в зависимости от специфики отрасли и специфики траектории роста ее экономических показателей.
Критерии выбора льготируемых отраслей
При выборе отраслей и видов предпринимательской деятельности, для которых целесообразно установить отраслевую налоговую льготу, можно опираться на следующие критерии:
– уровень развития отрасли стабильно крайне низок за последние 3−5 лет;
– продукция отрасли востребована на отечественном рынке, но не представлена на нем, либо представлена на рынке, но уступает импортным аналогам по качеству;
– свыше 80% инфраструктуры отрасли устарело с научно-технических позиций и физического износа;
– отрасль перспективна как экспортер продукции на мировой рынок;
– поддержка отрасли решает проблему безработицы того или иного региона;
– снижение налоговой нагрузки не повлияет существенным образом на общие доходы бюджета, так как налоговые поступления отрасли небольшие по причине ее экономической депрессивности, либо функционирования «в тени» и т.д.
Остановимся более подробно на последнем критерии. Снижение налоговой нагрузки за счет отраслевой налоговой льготы позволило бы существенным образом сократить «теневой» сектор экономики. Эффект «налоговой ловушки» когда предпринимателю выгоднее скрываться от налоговых органов, чем выплачивать предусмотренные налоговым законодательством платежи, справедливыми отраслевыми льготными условиями сведется к минимуму. Это особенно актуально для депрессивных субъектов России, у которых высокая зависимость от трансфертов из федерального бюджета.
Результативность данного метода налогового стимулирования предпринимательской активности будет зависеть от обоснованности и экономической целесообразности выбора объекта отраслевой налоговой льготы. Так, предоставление обозначенной льготы может быть дифференцированно по регионам: как по отраслевому признаку и видам деятельности, так и по срокам применения отраслевой налоговой льготы в том, или ином регионе, в зависимости от большего или меньшего соответствия обозначенным критериям.
Следует заметить, что экономика Республики Дагестан (далее – РД) и осуществляемые в ней виды предпринимательской деятельности соответствуют указанным выше критериям в максимальном, можно даже сказать критическом, их выражении.
Налоговые отраслевые льготы для Республики Дагестан
Реализация данного подхода оптимизации отраслевой налоговой нагрузки позволит решить многие социально-экономические проблемы развития РД, включая безработицу, трудовую эмиграцию, низкое качество жизни населения, криминогенность и т.д.
Перемещение из фазы экономически депрессивного региона, в фазу активного предпринимательского действия должно быть реализовано посредством налогового стимулирования видов деятельности, ранее успешно функционирующих в РД, но не сумевших восстановиться после негативных последствий реформ экономики переходного периода и адаптироваться к новым условиям хозяйствования. К таким видам деятельности следует отнести машиностроение, предприятия оборонно-промышленного комплекса, текстильную, мебельную, химическую промышленность, обувное производство, предприятия агропромышленного комплекса (рыбохозяйственный комплекс, мясная, молочная промышленность, консервирование и т.д.).
Поступательное развитие этих направлений предпринимательской деятельности посредством отраслевых налоговых льгот приведет к естественной модернизации производственного потенциала региона, устранению дестабилизирующих республику факторов и сформирует в основы для динамичного и устойчивого развития региона.
Для примера, остановимся на рыбохозяйственном комплексе РД. Применение отраслевого подхода к оптимизации налоговой нагрузки позволит достичь сразу несколько положительных эффектов в регионе:
– обеспечение потребностей отечественного рынка рыбными и прочими морепродуктами с более предсказуемым и контролируемым качеством по сравнению с импортными аналогами;
– данный вид деятельности, развивается экстенсивым путем, преобладание ручного труда позволит решить проблему так называемой «молодой» безработицы в регионе, то есть, большая часть трудоспособной молодежи может трудоустроиться в пределах республики;
– рыбохозяйственный комплекс РД по мере развития вполне может быть представлен на мировом рынке;
– государственное вмешательство в рыбное хозяйство региона позволит в более полном объеме контролировать экологическое состояние Каспийского водного бассейна.
Налоговая нагрузка и финансовая устойчивость видов предпринимательской деятельности
В целях эффективного налогового администрирования и установления оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику следует различать виды предпринимательской деятельности в зависимости от уровня их финансовой устойчивости. Предлагаем следующую классификацию критериев взаимосвязи налоговой нагрузки и финансовой устойчивости видов предпринимательской деятельности:
– вид предпринимательской деятельности со стабильной финансовой устойчивостью – платежеспособность и рентабельность предприятий на протяжении длительного периода времени (3−5 лет) позволяет установить высокий уровень налоговой нагрузки;
– вид предпринимательской деятельности с неустойчивым финансовым состоянием – высокий уровень налоговой нагрузки, может привести к нарушению платежеспособности организаций. Однако при оптимальном налогообложении сохраняется возможность восстановления равновесия между платежными средствами и платежными обязательствами;
– вид предпринимательской деятельности с кризисной финансовой устойчивостью – при данном состоянии организации находятся на грани банкротства. В этом случае величина налоговой нагрузки должна быть минимальна только для социально значимых предприятий, с установлением широкого спектра налоговых льгот, а в отношении иных предприятий применять процедуры банкротства.
При этом налогоплательщики-представители того или иного вида деятельности будут заинтересованы в самостоятельном расчете уровня своей финансовой устойчивости, так как в дальнейшем от этого будет зависеть уровень их обложения налоговыми платежами. Расчет может проводиться на базе предложенной налоговыми органами методики, а информация может предоставляться в ходе камеральной налоговой проверки.
Заключение
Предложенные меры позволят установить реальную сбалансированность интересов всех участников налоговых отношений, снижая конфликтную составляющую принудительного изъятия части дохода хозяйствующего субъекта. Более того, эти меры будут способствовать росту налогового потенциала регионов, обеспечат их устойчивое развитие и укрепят российское государство.
Источники:
2. Жук А.А. Асимметричность институциональной мотивации экономических субъектов // Экономика и управление. − 2010. − № 6.
3. Худяков А.И.Финансовое право Республики Казахстан. – Алматы, 2002. – С. 153.
4. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов: монография. − М., 2009. – С. 177.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:23