Идентификация проблем реализации молодежной политики
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Филимонова Н.М., Ведехин А.Ю. Идентификация проблем реализации молодежной политики // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 30-34.
Аннотация:
В статье описаны проблемы молодежной политики, которые могут обернуться серьезными последствиями для экономики страны. На примере Владимирской области проанализированы негативные факторы, мешающие проведению активной политики по поддержанию развития молодежи в регионах России.
Ключевые слова: региональная политика, молодежная политика, проблемы молодежи, Владимирская область
В настоящее время молодежная политика рассматривается в качестве одного из ключевых факторов и является важным показателем социально-экономического развития.
Можно выделить следующие факторы, обуславливающие необходимость ее разработки и реализации:
− демографические – значительная доля молодежи в обществе (более 30% молодежи от всей численности населения);
− экономические − затраты на развитие молодежи приводят к тому, что общество в дальнейшем получает большую отдачу. Эффект возникает не моментально, а за длительный период времени и проявляется в форме снижения потерь ВВП и экономии бюджета. Например, затраты на скрининг беременных [1] дают 400% эффекта, профилактика алкоголизма дает 18 руб. снижения потерь ВВП на каждый вложенный рубль [1]. Кроме того, снижение удельного веса молодежи и старение населения создают серьезную угрозу устойчивости бюджетных систем. Масштабы возникающих проблем и возможный ответ на них уже давно стали предметом анализа и обсуждения в развитых странах и международных организациях [2];
− политические – являясь частью общества, наиболее восприимчивой к новым явлениям и обладающей неустойчивыми представлениями, политическими взглядами и убеждениями, молодежь становится объектом борьбы различных политических сил. Как свидетельствует исторический опыт ряда стран, настроения в молодежной среде в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Почему проблемы молодежи столь актуальны сегодня?
Во всех странах уделяется большое внимание проблемам молодежи и разработке и реализации молодежной политики. Причины этому следующие.
Во-первых, переход к взрослой самостоятельной жизни – период самоопределения – является самым критическим. Именно в этом возрасте снижается степень удовлетворенности жизнью в целом и отдельными ее сторонами, прежде всего, материальным положением. Значения индексов риска бедности у молодых людей значительно превышают показатели у других возрастных категорий и составляют у мужчин в возрасте от 16 до 30 лет – 1,13, у женщин − 1,14 [3]. Значение данного показателя более единицы показывает во сколько раз риск бедности для населения, сгруппированного по полу и возрасту, превышает риск бедности для населения в целом. Неудовлетворенность материальным положением является одной из основных причин вызывающих наибольшее количество преступлений приходящихся на данную возрастную группу. Причем, количество молодых людей, оказавшихся в критической жизненной ситуации, увеличивается ежегодно [4].
Во-вторых, большой проблемой среди молодежи является безработица. Если официальный уровень безработицы в России за 2010 год составил 7,5%, то среди молодежи в возрасте до 25 лет – 31,9%, от 20 до 29 лет – 11,2%. Как показывают исследования, безработица имеет серьезные социальные и медицинские последствия. Используя статистические методы, Х. Бреннер установил, что увеличение безработицы на 1% влечет за собой на 100 000 чел. населения: 46 смертей; 40,1 – инфарктов; 4,74 – госпитализаций в психиатрические больницы; 4,4 – помещений в тюрьмы; 0,64 – самоубийств; 0,55 – убийств; 0,5 – смертей от цирроза печени, вызванного алкоголизмом [5].
В-третьих, в настоящее время для 31% (11,8 млн человек) молодых людей, проживающих на территории России, идентификация себя в качестве граждан Российской Федерацией затруднена. Недостаточная вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоидентификации молодежи. К моменту достижения возраста максимальной трудовой активности они не считают себя связанными со своей страной обязательствами, часто ищут возможности самореализации вне России [6].
В-четвертых, высокая степень межрегиональной дифференциации по уровню социально-экономического развития обуславливает отток молодежи из малых городов. По прямым и косвенным оценкам, около двух третей готовы покинуть свою «малую родину». Отток молодого поколения может привести к ускоренному старению населения, обострить проблемы утечки квалифицированных кадров. В результате возможна ситуация, когда уже никакие инвестиции не смогут оживить градообразующие предприятия и, следовательно, малые города [7].
Молодежная политика в регионах
В связи с этим молодежная политика должна быть направлена на решение вопросов с различных областях: содействие занятости, трудоустройству, поддержка талантливой молодежи, молодых семей, гражданское и патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде. Для реализации молодежной политики во всех регионах России принимаются и реализуются стратегии, программы и проекты развития молодежи. Однако анализ программ в области развития молодежи показывает их низкую эффективность. Так, молодежную политику как эффективную оценивают 3,4% опрошенных, как эффективную по отдельным направлениям – 7,9%, практически неэффективную по ряду направлений – 43,1% и как абсолютно неэффективную – 12,3%, затруднились ответить – 33,3%. Кроме того, в большинстве регионов информированность молодежи о программах и проектах региональных органов по делам молодежи не превышает 30% [8].
Причины низкого качества молодежной политики во Владимирской области
Можно выделить следующие главные причины, вызывающие низкое качество планирования и реализации программных мероприятий в области молодежной политики (в качестве примера рассмотрена молодежная политика Владимирской области):
− запланированные в областном бюджете средства на реализацию тех или иных программных мероприятий не соответствуют предусмотренными программами. Проведенный Счетной палатой Владимирской области аудит эффективности расходования бюджетных средств на реализацию молодежной политики показал, что включение в Программу мероприятий по молодежной политике сопровождалось сокращением объемов их финансирования на 2009 год на 36,5%, на 2010 год – на 66,8%, что в свою очередь определяет низкий уровень выполнения программных мероприятий;
− отсутствует логическая скоординированность с другими областями государственной политики, что приводит к определенной изоляции молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, демографическая политика и др.);
− программные мероприятия, запланированные к реализации, не всегда соответствуют целям программ. Например, основной целью целевой программы «Улучшение демографической ситуации во Владимирской области на 2009−2012 годы» [9] является улучшение демографической ситуации в регионе и создание условий для улучшения количественных и качественных показателей, характеризующих демографические процессы в области. В то же время, основные мероприятия и их результаты в области молодежной политики не связаны с данной целью. Например, проведение областного конкурса лирико-патриотической песни, результатом которого является воспитание у молодежи любви к отечеству, малой Родине на основе произведений искусства, проведение межрегиональной конференции «Поисковое движение и его роль в патриотическом воспитании молодежи», где результатом является обобщение и распространение опыта поисковой работы в патриотическом воспитании молодежи. Так, по данным Счетной палаты Владимирской области, только 23% от общего числа мероприятий по данной программе имеют непосредственное отношение к вопросам демографии.
Вывод
Данные обстоятельства определяют необходимость совершенствования существующих подходов в процессе планирования, разработки и реализации программ молодежной политики.
[1] Скрининг в медицине (от англ. screening – просеивание) – выявление лиц с патологией или факторами риска ее развития, в данном случае у беременных, на основе специальных диагностических исследований, включая тестирование и проч. – Прим. ред.
Источники:
2. Гурвич Е.Т. Долгосрочные демографические вызовы и пенсионная политика // Журнал новой экономической ассоциации. – 2011. − № 9. − С. 193−196.
3. Социально-экономические индикаторы бедности. Бюллетень Федеральной службы государственной статистики. – М.: Росстат, 2011.
4. Ключарев Г.А., Трофимова И.Н. Молодежная преступность и молодежь группы риска // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. − Вып. 8. − М.: Институт социологии РАН, 2009. − С. 421−439.
5. Прохоров Б.Б. Регионы России на пути в медико-демографическое будущее // Проблемы прогнозирования. – 2011. − № 1. − С. 115–135.
6. Рожнов О.А. Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики // Ценности и смыслы. − 2011. − № 4. − С. 5−11.
7. Флоринская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Оценка уровня миграционной мобильности молодежи малых российских городов (по опросам выпускников школ) // Проблемы прогнозирования. – 2008. − № 3. – С. 125–140.
8. Смирнов В.А. Проблемы эффективности региональной молодежной политики // Вопросы культурологи. – 2009. − №5. − С. 61−66.
9. Постановление губернатора от 24 июля 2009 г. № 613 «О долгосрочной целевой программе «Улучшение демографической ситуации во владимирской области на 2009−2012 годы».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:09