Механизмы управления развитием ресурсного потенциала региона
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Якушкина Т.А., Николаев В.А. Механизмы управления развитием ресурсного потенциала региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 174-177.
Аннотация:
В статье рассматриваются механизмы управления развитием ресурсного потенциала региона, а также методы анализа ресурсного потенциала региона и их роль в социально-экономическом развитии.
Ключевые слова: ресурсный потенциал региона, условия экономического развития региона, снижение трансакционных издержек и рисков, реализация партнерских отношений, решение стратегических задач, формирование «стратегии роста»
Основным инструментом достижения поставленных целей социально-экономического развития региона является обеспечение взаимодействия региона с внешней и внутренней средой, которое позволяет поддерживать и использовать его потенциал на уровне. Управление развитием ресурсного потенциала региона в условиях изменения параметров внешней и внутренней среды раскрывает сущность процесса ресурсообмена и ресурсопотребления в контексте стратегического планирования развития региона и обеспечивает реализацию «стратегии роста» региона.
Ресурсный потенциал региона
Анализ тенденций управления развитием ресурсного потенциала региона позволил обосновать необходимость формирования «стратегии роста», ее включения в приоритетные направления и единый долгосрочный план развития ресурсного потенциала региона. Этот план включает в себя проекты программ развития ведущих отраслей, предусмотренных федеральными и региональным программами, во взаимодействии с планами развития малого и среднего бизнеса муниципальных образований, а также стратегическими планами крупных предприятий региона [1]. Закономерность развития экономики региона показывает, что основное место в его развитии занимает процесс ресурсного обеспечения плана развития и входящих в него проектов и программ, реализация которых обеспечивается за счет кооперации участников, концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов.
Особенности распределения и перераспределения ресурсного потенциала во многом зависят от редкости и ограниченности факторов потребления, вовлекаемых в процесс управления развитием региона. Раскрыты факторы, влияющие на процесс формирования и использования ресурсного потенциала региона с учетом вступления России в ВТО. Детализировано и оценено комплексное воздействие на ресурсный потенциал региона как внешних, так и внутренних факторов.
Ранее производимая оценка весомости элементов ресурсного потенциала в развитии региона учитывала, что в роли главных элементов, которые влияют на развитие, выступают трудовые ресурсы, производственные мощности, инфраструктура, природные ресурсы и условия окружающей среды. Оценка производилась на основе количественных и качественных характеристик и не учитывала особенности движения перечисленных элементов или их способности к перемещению в разрезе территорий. Однако данная особенность очень существенно влияет на оценку весомости элементов ресурсного потенциала в развитии региона. Учитывая данный фактор, в качестве наиболее весомых элементов ресурсного потенциала в развитии региона выявлены: человеческий, информационный и природно-экономический. Именно способность к перемещению в разрезе территорий ресурсных элементов дают возможность более точной оценки весомости элементов ресурсного потенциала в развитии региона.
Направления экономического развития, определяющие «стратегию роста» региона
Авторы считают необходимым целенаправленное воздействие на процесс управления развитием ресурсного потенциала путем создания нового механизма принятия управленческих решений в области развития ресурсного потенциала региона, сфокусированного на решении стратегических задач, обеспечивающих достижение стратегического эффекта [2].
Основными направлениями экономического развития, обеспечивающими преимущества в управлении ресурсным потенциалом, позволяющими определить прогрессивную специализацию региона и его «стратегию роста», являются следующие:
− рост деловой активности во всех сферах и отраслях экономики региона по управлению ресурсным потенциалом;
− рост конкурентоспособности инновационных производств региона, при котором возможно расширенное воспроизводство ресурсного потенциала, выполнение роли «локомотивов роста» для всей экономики региона;
− повышение уровня качества жизни и социальной защищенности населения и его занятости, рост заработной платы, квалификации работающих;
− повышение инвестиционной привлекательности.
«SUBURB»-подход [1] к управлении развитием региона путем зонирования и формирования приоритетных групп территорий опережающего развития должен быть нацелен на обеспечение рационального использования имеющихся ресурсов. Применение системного подхода к управлению развитием региона позволит:
− внедрить обоснованную систему принимаемых решений по формированию и использованию ресурсов региона и более результативную систему контроля ресурсосбережения;
− повысить осведомленность населения о принятой стратегии развития региона и результативности деятельности органов государственной власти.
Факторы воспроизводства и развития ресурсного потенциала региона
Важным условием ресурсного обеспечения развития региона в условиях неоднородности экономического и институционального пространства страны и ее регионов является снижение трансакционных издержек и рисков. При этом необходимо учитывать и анализировать не отдельные факторы роста и развития ресурсного потенциала, а ориентироваться на их сводный интегральный показатель, а также особенности воздействия факторов «мягкой среды» на доходный потенциал региона за определенный период времени.
Авторами выявлена целесообразность реализации стратегических партнерских соглашений, комплексных контрактных планов за счет интеграции ресурсов, комплексного планирования и синхронизации усилий управленческих структур всех уровней власти.
Особое значение имеют также институциональные и организационно-экономические условия воспроизводства ресурсного потенциала региона, изменение его структуры от преимущественно «жестких» ресурсных элементов к преимущественно «мягким» элементам.
Основными механизмами управления рисками развития ресурсного потенциала должны быть следующие:
– институциональные и правовые механизмы (законы, нормы, стандарты и др.);
– управленческие − (SWOT-анализ, прогнозирование и планирование, имитационное моделирование, диверсификация, картографирование инвестиций и их рисков, статистическая и оперативная отчетность и др.);
– экономические − (налоги, госзаказы, программы закупок, гарантии, поручительства органов регионального управления, бюджетирование, хеджирование и др.);
– социальные − (убеждения, социальное нормирование, социальное партнерство, самоконтроль и др.);
– информационные − (мониторинг, коммуникации, публичность деятельности и др.).
Заключение
Предложенный алгоритм экономического анализа ресурсного потенциала является инструментом достижения конечных целей. Целевая направленность аналитических процедур обеспечивает информационную базу о реальном состоянии ресурсного потенциала региона для организации действенной системы контроля ресурсосбережения и объективной оценки конечных результатов деятельности органов государственной власти по обеспечению реализации «стратегии роста» региона.
При этом уровень социально-экономического развития региона выступает интегрированным выражением степени использования факторов и предпосылок регионального развития для достижения адекватных социальных результатов.
[1] SUBURB-подход (от англ. suburb – окрестности)
Источники:
2. Официальный сайт администрации Брянской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bryanskobl.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:57