Методические подходы к оценке ресурсного потенциала региона
Скачать PDF | Загрузок: 21 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (31), Июль 2009
Цитировать:
Гановичева Л.Н. Методические подходы к оценке ресурсного потенциала региона // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 7. – С. 44-51.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12787713
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы рационального использования ресурсов регионов. Показано, что ресурсосбережение и инновации являются основными инструментами экономического развития региона. Рассмотрена проблема неопределенности и нестабильности ресурсного потенциала, влияющая на эффективность разработки программ социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: инновации, социально-экономическое развитие, ресурсы, экономическое развитие региона, экономика региона, потенциал, неопределенность
Ресурсный потенциал имеет определенные свойства, к которым относятся: нестабильность состояния, неопределенность и динамичность развития. Целью управления потенциалом является придание ему стабильного и определенного во времени характера, а также его развитие в заданном направлении. Рассмотрим задачи необходимые для достижения данной цели.
Стабилизация потенциала, как первая задача управления будет заключаться в следующей последовательности шагов:
1) инвентаризация потенциала по возможности использования;
2) перевод потенциала из скрытого в исследуемый резервный;
3) перевод потенциала из резервного в инвестиционный и эксплуатируемый потенциал;
4) стабилизация потенциала.
Понятие стабильности в данном исследовании трактуется как такое состояние потенциала, при котором он проявляет себя и становится возможным его идентификация и использование. Понятие стабильности является относительным для разных участников экономического процесса, но при этом для всех участников потенциал является объектом экономической деятельности и, поэтому, в процессе его стабилизации участвуют все стороны.
Экономический (в частности, инвестиционный) потенциал является объектом приложения усилий органов государственного управления, так как именно через него определяется конкурентность регионов на рынках инвестиций.
В узком смысле под стабилизацией можно понимать формирование портфеля инвестиционных предложений, охватывающих все элементы потенциала, в более широком смысле стабилизация представляет собой непрерывный процесс формирования, уточнения, реализации и оценки инвестиционных предложений.
Неопределенность потенциала выражается в комплексе взаимоувязанных между собой проблем. Так, основой неопределенности потенциала является ресурсная неопределенность, которая заключается в следующих факторах:
1. Неопределенность качества.
2. Неопределенность количества.
3. Неопределенность срока получения и использования.
Определенность ресурсов во многом задается методом его измерения. Так, Ю.В. Яременко отмечал, что при переходе от концепции потоков к концепции запасов мы получаем отрицательный рост.
Проблема неопределенности ресурсов методологически неразрешима при любой степени контроля, поэтому речь может идти лишь об установлении предельной достоверности определенности
При этом речь идет о двух составляющих:
а) определенности имеющейся информации о ресурсах;
б) определенности реальных значений ресурсов.
Определенность информации является объектом исследования в различных методологиях оценки ресурсного потенциала, а определенность реальных значений ресурсов является скорее мерой оценки системы знаний о природе и экономике. В какой-то мере и та и другая определенность является субъективным фактором.
Проблема неопределенности ресурсов, в том числе инвестиционных, является одной из основных проблем развития социально-экономической системы. Причины этой неопределенности имеют следующую природу:
- физическую (материальную) неопределенность. Связана с вероятностным прогнозом оценки запаса и размещения природных ресурсов, а также неточностью методов учета других ресурсов (например, кадровых).
Данная неточность может значительно повлиять на эффективность управления ресурсами. Так в Республике Бурятия, после переписи населения 2002 года, было выявлено расхождение между расчетной и фактической численностью населения – 70 тысяч человек, что привело к снижению трансферта из центра. Эта же проблема стоит и в оценке природных ресурсов. Так разведанные запасы урана составляют 40 лет добычи, а прогнозные 100 лет. Такая большая неопределенность делает невозможным прогнозирование и инвестиционное планирование.
- финансовую (стоимостную) неопределенность. Она связана с изменением ситуации на рынке ресурсов (спросом и ценой), изменением производственных затрат на добычу и подготовку ресурсов. Спрос на природные ресурсы имеет сравнительно длинный цикл изменения, более подвижна ситуация на рынке производственных ресурсов, где любые социальные и политические изменения приводят к изменению спроса.
- технологическую (инновационную) неопределенность. Связана с ситуацией изменения потребностей в ресурсах, вызванной научно-техническим прогрессом в промышленности, который неизбежно приводит к структурным и объемным изменениям потребления ресурсов.
Практически неопределенность потенциала можно учитывать с помощью ввода коэффициента неопределенности, учитывающего возможное снижение (рост) потенциала.
Помимо ресурсной неопределенности потенциала существует также неопределенность по организационным факторам экономической системы.
Целью управления социально-экономической системой будет установление в каждый момент времени определенности (управляемости) состояния системы, которое можно изменить путем ряда управленческих воздействий. В данном случае, в первую очередь, речь идет о системных ограничениях процессного характера на использование потенциала.
Так водные ресурсы республики составляют большую долю в оценке национального богатства, однако налагаемые на их использование ограничения правового и экологического характера делают сегодняшнею оценку потенциала крайне низкой. Таким образом, системные ограничения снижают оценку потенциала.
Рассматривая степень определенности потенциала, следует отметить, что ресурсы и информация ориентированы во времени и пространстве, что необходимо учитывать при разработке методологии их управления.
Ресурсы и информацию можно разделить на внутренние и внешние по отношению к социально-экономической системе.
В случае внешних ресурсов их можно разделить на прикрепленные к региону (например, финансовые ресурсы в виде трансфертов, инфраструктурные ресурсы в виде глобальных транспортных систем и др.), а так же поисковые ресурсы (например, финансовые ресурсы в виде инвестиций, инфраструктурные ресурсы в виде сетей материальных и финансовых потоков).
Задача управления внешними ресурсами состоит в их поиске, определении и прикреплении к социально-экономической системе.
Решение данных задач может послужить основой формирования долгосрочной стратегии развития региона. Таким образом, можно предложить методику поискового закрепления внешних инвестиционных ресурсов, как направление развития потенциала социально-экономической системы.
Сущность этой методики в следующем:
1. Этап оценки, при нехватке или не возможности эффективного использования внутренних инвестиционных ресурсов, основная ориентация должна быть на привлечение внешних ресурсов.
2. Этап поиска внешних инвестиционных ресурсов заключается в процедуре выявления потенциальных интересов внешних инвесторов в использовании какой-либо составляющей потенциала социально-экономической системы, т.е. определение ее конкурентных позиций на рынке инвестиций.
При этом, как не парадоксально это звучит, но, чем слабее система по некоторым показателям развития, тем более она привлекательна для инвесторов, имеющих цель управления инвестициями.
3. Этап прикрепления внешних инвестиционных ресурсов заключается в реализации интересов внешних инвесторов в пределах развиваемой социально-экономической системы и выхода инвестиционных ресурсов на цикл непрерывного ресурсно-инновационного развития, который позволяет «самовоспроизводиться» инвестиционным ресурсам.
Внутренние ресурсы, принадлежащие социально-экономической системе, имеют другую проблему в управлении. По характеру их использования во времени их можно разделить на детерминированные (определенные) и переменные ресурсы.
Задача управления внутренними ресурсами в данном случае будет, прежде всего, состоять в их стабилизации (определенности) во времени. Исходя из этого, к вышеизложенной методике управления ресурсами, следует добавить методику стабилизации ресурсов во времени, как еще одного направления развития потенциала социально-экономической системы.
Сущность этой методики в следующем:
1. Этап поиска. При оценке наличия ресурсов в потенциале системы необходимо учитывать разную степень определенности и риска по ресурсам, используя сценарные варианты прогнозирования ресурсов и методы страхования рисков.
2. Этап оценки. Рассматривая выбранный сценарный вариант наличия и использования ресурсов, необходимо разработать плановую модель использования ресурсов во времени (сетевую вероятностную ресурсную модель), которую можно оптимизировать на основе ресурсозамещения.
3. Этап стабилизации. В процессе реализации программы развития сетевая ресурсная модель является основой для контроля и оперативного обеспечения стабильности ресурсов.
Объединение предложенных методологий позволяет в какой-то мере решить проблему неопределенности инвестиционных ресурсов.
Информация, являясь основой выявления потенциала и направлений его развития, в то же время является основным ограничением для эффективности экономических процессов. Часть инвестиций априорно расходуется не эффективно как на уровне проекта, так и программ развития социально-экономических систем региона. Основными причинами этого является ограничение информационной части потенциала.
В основу прогнозов заложена неопределенность и сценарные варианты финансирования варианты по крупным объектам.
Решение основной экономической проблемы удовлетворения увеличивающихся потребностей в условиях дефицита ресурсов видится в оптимальном использовании экономических ресурсов. Именно поэтому в последнее время все в большей степени общество уделяет огромное внимание вопросам и проблемам ресурсосбережения.
Концепция экономического роста подразумевает прирост выпуска продукции, по крайней мере, в ближайшем столетии. Независимо от того какие методы роста будут использоваться ‑ экстенсивные или интенсивные ‑ все равно увеличится потребление определенных ресурсов - финансовых, кадровых, информационных или материальных.
Многочисленные исследования, проводимые в России и за рубежом, свидетельствуют о том, что при всей важности и значимости энергосбережения рост энергопотребления и производства энергии неизбежен. В лучшем случае, на ближайшие 25-30 лет [1]. Это приведет в росту потребления первичных энергоресурсов.
Как известно, все природные ресурсы делятся на неисчерпаемые, ограниченные возобновляемые и ограниченные невозобновляемые.
Неисчерпаемые ресурсы ‑ воздух, вода ‑ не представляют пока особой проблемы, хотя некоторые защитники окружающей среды видят в перспективе угрозу и для них. Ограниченные возобновляемые ресурсы, такие как леса, сельскохозяйственные растения, требуют особого внимания.
Серьезная проблема возникает в связи с истощением ограниченных невозобновляемых ресурсов - нефти, угля, платины, серебра и других. Фирмы, использующие их в производстве, сталкиваются со значительным ростом цен на сырье. Переложить такого рода издержки на потребителя нелегко, поэтому у научно-исследовательских компаний есть реальная возможность заработать на внедрении новых ресурсосберегающих технологий.
Сложившаяся в экономической литературе точка зрения по поводу сущности механизма ресурсосбережения включает в себя:
1) сравнительно простые ресурсосберегающие процессы, прямо направленные на ликвидацию перерасходов и сокращение потерь ресурсов и приводящие к абсолютному приросту ресурсной базы;
2) более сложные с экономической точки зрения процессы рационализации использования ресурсов, опосредованные повышением общей эффективности производства, выражающиеся в улучшении качественных показателей развития.
В первом случае объект экономического воздействия локализован рамками конкретного производственного звена, конкретных видов ресурсов и производственных операций. Во втором случае имеется кумулятивный эффект влияния многих экономических факторов.
В рамках механизма ресурсосбережения, регулирующего процесс действительного движения всех видов ресурсов как вещественных элементов воспроизводства, формируются противозатратный механизм в виде системы экономических форм и методов воздействия на стоимостные характеристики общественного производства.
Реструктуризация экономики невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения в базовых отраслях экономики, стимулирования ресурсосбережения в других отраслях экономики.
Эффективность использования ресурсов является одним из главных элементов, препятствующих росту производства в настоящее время. Необходима поддержка ресурсосберегающих технологий как основного критерия оценки мероприятий по реструктуризации и развитию.
Эффективность использования ресурсов зависит от их внутренних характеристик - признаков качества, которые показывают пригодность данных ресурсов для данной производственной системы, степени оптимальности их использования, а также служит целевой функцией для инновационной оптимизации производства. То есть ресурсы сами по себе могут служить как ограничением эффективности деятельности предприятий региона, так и основанием для реконструкции промышленности с целью повышения ее эффективности при использовании более качественных ресурсов.
Источники:
2. Соколовская Г.А., Сигарева Т.С. Ресурсосбережение на предприятиях. – М.: Изд-во Экономика, 1990.
3. Мелехин В.Т., Полянский В.А. Технико-экономическое планирование топливно-энергетических балансов и резервов экономии энергоресурсов в промышленности. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского инженерно-экономического института, 1993.
4. Комков Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики отрасли // Проблемы прогнозирования. 2002. С.24-43.
5. Беломестнов В.Г., Зубарев Н.М. Формирование ресурсно-инновационной политики хозяйствующих субъектов как фактор роста инвестиционного потенциала сложных социально-экономических систем региона. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003 г. – 176 с.
6. Беломестнов В.Г. Методология управления потенциалом региональных социально-экономических систем. – СПб: НПК РОСТ, 2005. – 13,75 п.л.
Страница обновлена: 25.07.2024 в 16:46:59