Имущественный комплекс подрядчика как залог безусловного выполнения госконтракта

Коньшакова С.А., Филиппова Т.Я., Кузовлева И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Коньшакова С.А., Филиппова Т.Я., Кузовлева И.А. Имущественный комплекс подрядчика как залог безусловного выполнения госконтракта // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 109-113.

Аннотация:
Как обеспечить выполнение строительными подрядчиками государственных контрактов? Эта проблема стала актуальной в связи с тем, что, выигрывая тендер по критерию самой низкой стоимости предстоящих к выполнению работ, подрядчики часто не в состоянии с этим справиться. Чтобы обеспечить выполнение госконтракта, авторы предлагают при его заключении отражать стоимость имущественного комплекса подрядчика, что сделает ситуацию более прозрачной и позволит при необходимости оптимизировать денежные потоки строительной организации.

Ключевые слова: управление имущественным комплексом, надлежащее исполнение контрактов контракты на выполнение строительно-монтажных работ



Особого внимания заслуживает ситуация, в которой необходимо находить адекватные способы выполнения повышенных требований инвесторов и заказчиков для строительных предприятий. В современных условиях это в значительной степени определяет, что решение вопросов повышения конкурентоспособности строительных предприятий является приоритетным.

Анализ подходов к пониманию конкурентоспособности предприятий в работах ученых-экономистов позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе изучению данного понятия посвящены многие исследования, которые определяют конкурентоспособность как непосредственную составляющую конкуренции.

Особенности строительной отрасли оказывают существенное влияние на формирование уровня конкурентоспособности предприятия.

За последнее время произошли существенные изменения в конкурентной среде функционирования строительных предприятий в результате которых принятие управленческих решений при организации деятельности строительного предприятия должно непременно учитывать следующие характеристики:

− возрастающую динамичность и неопределенность факторов внешней среды;

− высокий уровень конкуренции на рынке строительных работ и эволюцию конкурентных преимуществ в области инноваций, нематериальных активов и т.д.;

− конкурирование на рынке капитала и рост значимости позиции инвесторов и заказчиков;

− преобладание ценовых методов конкурентной борьбы [3].

Недостатки законодательства, регулирующего размещение заказов для государственных нужд

На практике конкурсная основа размещения государственных и муниципальных заказов выявляет строительные организации с ценовым преимуществом.

В настоящее время цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, что закрепляет превосходство конкурентной борьбы на основе ценовых параметров. Желая одержать победу на торгах, подрядные организации не стремятся производить тщательный расчет заявляемой цены. В результате часто возникает ситуация, когда подрядчик, выигравший торги, не имеет реальных возможностей исполнить взятые на себя ценовые обязательства контракта. Заключение контрактов на основе реализации Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1] является ключевым элементом процесса реализации государственного строительного заказа.

На основе исследований современного механизма размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение строительно-монтажных работ, было выяснено, что повышение уровня интенсивности конкуренции приводит к тому, что вероятность получения строительного подряда у желающих компаний постоянно уменьшается [3].

Также было определено, что основными недостатками действующей законодательства в области размещения заказов являются:

− выбор победителя в торгах преимущественно на основе только ценового критерия;

− отсутствие прозрачной методики обеспечения минимальной цены контракта, способной отразить финансовые возможности подрядчика и снизить риск неисполнения обязательств подрядчика перед заказчиком;

− отсутствие объективного механизма оценки подрядчика по качественным показателям, способным сформировать у заказчика взвешенное решение при выборе подрядчика.

Анализ опыта зарубежных и отечественных авторов по определению уровня конкурентоспособности предприятий позволил выделить, что на современном этапе изучению данного понятия посвящены многие исследования.

Показатель конкурентоспособности подрядчика – стоимость его имущественного комплекса

Однако с нашей точки зрения, инструментами, позволяющими качественно охарактеризовать общий результат деятельности строительных предприятий, в современных условиях являются стоимостные принципы управления, которые:

− способны удовлетворить экономические интересы многих контрагентов на рынке подрядных работ (заказчиков, потребителей, поставщиков, инвесторов, кредиторов и т. д.);

− учитывают динамичный характер стоимостной категории;

− дают возможность управлять стоимостью предприятия.

Управление предприятием с учетом данных принципов позволяет учесть большое количество факторов внешней и внутренней среды, разработать стратегию дальнейшего развития предприятия.

В результате исследований было выяснено, что такие преимущества стоимостного подхода, как постоянный мониторинг деятельности предприятия, сочетание долгосрочных и краткосрочных целей предприятия, управленческая гибкость при принятии управленческих решений позволяют сгладить существующие недостатки традиционно применяемых подходов к оценке уровня конкурентоспособности предприятий. Таким образом, он является комплексным и современным подходом, отвечающим основным законам экономического развития строительного предприятия.

Суть стоимостного подхода связана с тем, что он позволяет учесть, что важное значение для конкурентоспособности строительного предприятия имеет фактор его стоимости как имущественного комплекса.

Таким образом, с учетом результатов исследования основ конкурентоспособности строительного предприятия, особенностей и возможностей стоимостного подхода на основе критерия «стоимость имущественного комплекса», мы определяем конкурентоспособное строительное предприятие, как предприятие, которое более успешно, чем другие реализует свои конкурентные преимущества, основываясь на оценке стоимости своего имущественного комплекса при заключении и реализации государственного или муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ.

Оптимизация денежных потоков строительного предприятия

Повышение конкурентоспособности строительного предприятия с учетом стоимостного подхода позволяет отразить, что на основе управления стоимостью имущественного комплекса изменение уровня конкурентоспособности происходит уже на стадии подготовки и участия в конкурсах (аукционах). Необходимость оценки и повышения уровня конкурентоспособности определяется тем, что подрядчик должен выполнить условия заключаемого договора надлежащим качеством.

Таким образом, по нашему мнению, элементы совершенствования механизма размещения заказов находят отражение в предложениях по совершенствованию функций заказчика в части разработки государственных и муниципальных контрактов.

Типовой контракт на подряд (договор подряда) на капитальное строительство является основным документом, регламентирующим отношения заказчика и подрядчика и определяющим их имущественную ответственность за невыполнение договорных обязательств. В этой связи предлагаем усовершенствовать состав положений государственного или муниципального контракта на подряд (договора подряда), добавив в него «стоимость имущественного комплекса» подрядчика.

Это позволит:

1) увидеть структуру элементов имущественного комплекса строительного предприятия;

2) рассмотреть и оптимизировать варианты изменения денежных потоков строительного предприятия.

Суть стоимостного подхода в описании элементов имущественного комплекса связана с тем, что производится качественная оценка способности предприятия совершать сделки с имеющимися ресурсами, а следовательно, управлять стоимостью имущественного комплекса. При этом приоритет выбора совершаемых сделок купли-продажи, аренды, залога и т.д. и экономический смысл проведения подрядчиком операций с имуществом заключается в стремлении к достижению максимума средств, требуемых для исполнения контракта, в условиях ограниченности имеющихся элементов имущественного комплекса строительного предприятия, при условии сохранения или увеличения стоимости имущественного комплекса.

Экономический эффект при этом выражается возможным изменением денежного потока:

− на сумму полученных арендных платежей;

− сумму, полученную в результате продажи объектов движимого или недвижимого имущества;

− сумму заемных средств, выданную под залог объектов движимого или недвижимого имущества.

Вывод

Таким, образом, применение стоимостного подхода рекомендуется использовать в целях

− реализации государственного или муниципального контракта для обеспечения безусловного исполнения обязательств подрядчика;

− достижения максимума требуемых средств для исполнения контракта;

− формирования оптимальной структуры элементов имущественного комплекса строительного предприятия с учетом целевой функции максимизации стоимости, что позволяет повысить его конкурентоспособность и надлежащим образом исполнить заключенный контракт.


Источники:

1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
2.Федеральный закон от 18.06.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Силкина Т.Я. (Филиппова Т.Я.) Обеспечение конкурентоспособности инновационно активных строительных предприятий на основе изменения структуры их имущественного комплекса: диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. − Брянск, 2011. − 160 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:00:38