Рынок труда и рынок образовательных услуг в области физкультуры и спорта

Бондаренко М.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Взаимодействие рынка руда и рынка образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта приобрело особую актуальность в условиях рыночного механизма хозяйствования. Результатом согласованности указанных рынков, как правило, служит востребованность работодателями специалистов, подготовленных в системе образования. В работе проведен экономико-статистический анализ взаимодействия рынка руда и рынка образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта по данным Волгоградской государственной академии физкультуры и спорта.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, сфера физической культуры и спорта



Развитие физической культуры и спорта (ФКиС) во многом определяет формирование человеческого капитала в части обеспечения здоровья общества и повышения трудоспособности занятого в народном хозяйстве населения, а также играет решающую роль в создании престижа страны на мировых спортивных аренах.

Профессиональный спорт важен для общественной жизни страны, укрепления ее экономического потенциала. Представляя коммерческий вид предпринимательской деятельности, он призван пополнять доходную часть бюджета, однако не способен сам по себе стать инструментом решения демографических и социальных проблем без взаимосвязи с развитием массового спорта [1].

На развитие ФКиС оказывает влияние большое количество факторов – от макроэкономических до индивидуальных (предпочтения отдельных личностей в выборе видов профессиональной деятельности и досуга).

Физкультура и спорт: рынок образовательных услуг и рынок труда

Как и любой другой вид деятельности, сфера ФКиС требует от людей определенной подготовки. Это относится не только к профессиональным спортсменам. Для занятий физической культурой на уровне досуга необходимо наличие определенного уровня общей культуры и доступа к занятиям физкультурой с детства. Как самостоятельная отрасль экономики сфера ФКиС требует работников, которыми являются не только спортсмены, но и тренеры, учителя физической культуры в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, менеджеры по управлению спортивными сооружениями и комплексами и т.д.

Согласованность рынка образовательных услуг и рынка труда представляет собой динамическое взаимовлияние точек равновесия на обоих рынках. На каждом рынке имеются тенденции, которые формируют как внутреннее согласование спроса и предложения, так и внешнее (между рынками). Расхождение точек равновесия обуславливается отсутствием у участников обоих рынков полной и достоверной информации об имеющихся макро- и микроэкономических тенденциях в сфере ФКиС.

Индикаторами степени согласованности рынков образовательных услуг и труда являются данные о динамике выпускников для конкретной отрасли экономики и их востребованности работодателями.

В период социалистического механизма хозяйствования согласованность спроса и предложения специалистов в области ФКиС определялась централизованным планированием численности подготовленных специалистов с их обязательным трудоустройством. С начала 90-х годов процесс постепенно начал принимать рыночную окраску, но со значительным регулированием со стороны государства в лице Министерства спорта РФ и Министерства образования и науки РФ.

В настоящее время рынок образовательных услуг для сферы ФКиС Волгоградской области в большей степени представлен Волгоградской государственной академией физической культуры и спорта (ВГАФК).

Практически все штатные должности учителей физической культуры, тренеров по видам спорта, руководителей спортивных комитетов и организаций в г. Волгограде, Волгоградской области, а также значительная часть аналогичных трудовых мест в ряде смежных областей Российской Федерации в настоящее время замещены выпускниками академии [2]. Свой первый выпуск специалистов в области ФКиС академия сделала в 1964 г. (см. рис. 1 на с.155). Графики и результаты обработки данных, приводимые в статье, получены с использованием пакета прикладных программ STATISTICA [3].

Рис. 1. Динамика численности выпускников ВГАФК в области ФКиС

Статистика по Волгоградской государственной академии физической культуры и спорта Визуально на графике четко выделяются несколько периодов: 1964–1970 гг. – график активного роста численности выпускников ВГАФК как результата развития учебного заведения, 1971–1985 гг. – график с малой амплитудой в значениях зависимой переменной и пологим трендом, 1986–2012 гг. – график с выраженным положительным трендом и наличием нескольких уровней временного ряда.

Характерно, что официальное начало рыночных преобразований (начало 90-х гг. ХХ века) не является точкой изменения тенденций численности выпускников ВГАФК даже с учетом лага на время обучения. При этом если первый период является периодом развития академии, то второй период пересекся с благоприятным социально-экономическим климатом в СССР, когда у государства появилась возможность повысить благосостояние своих граждан за счет роста цен на мировых рынках нефти. С 1986 года социально-экономическая система уже испытывала на себе тенденции, которые привели к разрушению СССР и переходу к рыночным методам хозяйствования, что привело к дестабилизации графика.

Для анализа согласованности рынка труда и рынка образовательных услуг в области ФКиС в Волгоградской области в условиях современных рыночных отношений используем данные табл. (см. на с. 156), исходя из предположения, что численность абитуриентов, желающих получить высшее образование для работы в сфере ФКиС, зависит от возможностей дальнейшего трудоустройства и продолжения обучения выпускников Волгоградской академии физкультуры и спорта.

Превышение суммы значений последних двух столбцов в некоторых строках объясняется возможность одновременного трудоустройства и продолжения обучения по заочным формам.

Графически зависимости численности абитуриентов от доли трудоустроенных выпускников и доли выпускников, продолживших обучение, представлена на рис. 2 (см. на с. 157).

Рис. 2. Зависимость численности абитуриентов ВГАФК (вертикальная ось) от долитрудоустроенных выпускников (ось справа) и доли выпускников, продолжившихобучение (ось слева)

За весь рассматриваемый период численность абитуриентов изменялась от 649 (2011 г.) до 933 (2009 г.). Из этого можно сделать вывод, что точки, формирующие седловидную форму поверхности на рис. 2, не имеют отношения к нашей модели, которую мы хотим построить по данным табл. 1.

Таблица 1

Численность абитуриентов ВГАФК и состояние выпускников ВГАФКпо окончании обучения

Модели расчета

Линейная регрессионная модель, отражающая исходные данные, имеет следующий вид:

Y = 637,04 + 0,2685 × X1 + 5,7761 × X2. (1)

Коэффициент детерминации модели равен 0,12, то есть используемые переменные объясняют только 12% зависимой переменной. Учитывая, что статистика Дурбина-Уотсона рана 2,4, очевидно, что большую долю дисперсии будут объяснять неучтенные в модели макроэкономические параметры развития Волгоградской области и страны в целом.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что в рамках построенной модели влияние численности выпускников, решивших продолжить обучение, значительно больше, чем влияние численности трудоустроенных выпускников.

При замене показателя доли трудоустроившихся выпускников на показатель среднедушевые доходы Волгоградской области (в месяц) регрессионная модель принимает вид:

Y = 309,2 + 0,0154 × X1 + 12,584 × X2. (2)

Коэффициент детерминации увеличивается до 0,25,то есть более чем в два раза по отношению к предыдущей модели, но наиболее значимым остается по прежнему показатель доли выпускников, решивших продолжить обучение. При этом автокоррелированность остатков снижается (статистика Дурбина-Уотсона равно 2,27).

Необходимо отметить, что значительного улучшения коэффициента детерминации удается достигнуть заменой зависимой переменной на переменную «план приема по специальностям ФКиС». Регрессионная модель зависимости указанной переменной от доли трудоустроившихся выпускников от доли выпускников, продолживших обучение, принимает вид:

Y = 166,07 + 0,7499 × X1 + 1,6175 × X2. (3)

Эта модель объясняет уже 64% дисперсии зависимой переменной.

При этом сила влияния независимых переменных не столь различна, как в предыдущих моделях (0,7499 и 1,6175 соответственно), хотя приоритет доли выпускников, решивших продолжить обучение, сохраняется.

При замене в последней модели переменной доли трудоустроившийся выпускников на среднедушевые доходы Волгоградской области (в месяц) коэффициент при независимой переменной «доли трудоустроившихся выпускников» становится равным нулю, и регрессионная модель принимает вид:

Y = 236,87 + 1, 4941 × X2 . (4)

Коэффициент детерминации падает до 0,6, то есть доля выпускников, решивших продолжить обучение способна объяснить только 60% дисперсии цифр приема абитуриентов.

Вывод

Проведенный эксперимент в рамках ограничений, накладываемых используемым моделями, позволяет сделать вывод о том, что для согласования рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта необходимо рассматривать макроэкономическое развитие региона в целом. Волгоградская академия физической культуры и спорта, являясь монополистом по предоставлению образовательных услуг в области ФКиС в Волгоградской области, достаточно хорошо справляется с функцией согласования выпуска специалистов и их востребованностью работодателями.


Источники:

1. Никифоров А.А. Историко-экономический анализ методов регулирования спорта в России с древнейших времен до наших дней: автореферат дис.... кандидата экономических наук. – СПб, 2011.
2. Отчет о деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградская государственная академия физической культуры» за 2011−2012 учебный год. – Волгоград: ВГАФК, 2012.
3. Халафян А.А. STATIATICA 6. Статистический анализ данных. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2007.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 18:19:09