Варианты лидерства в различных физкультурно-спортивных организациях
Ащеулов А.В.1, Туманян К.В.1, Лукьяненко О.В.1
1 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Россия, Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Ащеулов А.В., Туманян К.В., Лукьяненко О.В. Варианты лидерства в различных физкультурно-спортивных организациях // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 285-296. – doi: 10.18334/lim.10.1.117083.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50356227
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты лидерства, а также необходимые качества, которыми должен обладать человек, претендующий на лидерство в физкультурно-спортивной организации. Помимо этого, в статье также дается характеристика вариантов лидерства в различных физкультурно-спортивных организациях, т.е. рассматриваются цели и особенности лидерства в коммерческих и бюджетных организациях, работающих в сфере физической культуры и спорта. Также была дана характеристика лидеров в зависимости от роли, которую они выполняют в физкультурно-спортивной организации, в частности описаны особенности лидера-тренера и лидера-спортсмена. Представлен анализ преимуществ и недостатков двух видов лидеров, которые в основном присутствуют в физкультурно-спортивных организациях – деловых и эмоциональных лидеров.
Ключевые слова: лидерство, физическая культура, спорт, организация, коллектив, управление
JEL-классификация: Z21, Z29, M10, M14
Введение:
Актуальность исследования проблемы лидерства в физкультурно-спортивных организациях заключается в проявлении его, как социологического явления, влияющего на групповую интеграцию, способствующую достижению общих целей команды и выполнению поставленных задач.
Ключевую роль в организационных процессах бизнеса играет лидер. Недооценить его – значит проиграть современному рыночному обществу. Развитые страны ежегодно вкладывают огромные ресурсы для подготовки профессиональных менеджеров – лидеров. В научной статье Губановой А.В. и Миневой О.К. «Интерпретация результатов исследования характеристик эффективного лидерства в современных российских организациях», авторы сделали вывод о том, что российские лидеры используют в процессе управления устаревшие, традиционные, исчерпавшие себя взгляды на лидерство, что невозможно в современных условиях [1]. В связи с этим особенно актуальна для России проблема подготовки высококвалифицированных лидеров.
Успешное лидерство подразумевает постоянные перемены и обновление. Ригин А.А. и Елин А.М. в своей статье «Понимание аспектов лидерства в структуре управления организацией» дают следующее определение идеального лидера: «Идеальный лидер продвигает безопасное поведение, подает пример и участвует в мероприятиях, направленных на улучшение безопасности, проявляет заботу о благополучии сотрудников, демонстрирует хорошие коммуникативные навыки и поощряет безопасное поведение» [2]. Организации, стремящейся выжить в современных условиях и преуспеть в реализации намеченных целей, а также её персоналу потребуется гибкость, способность подстраиваться под окружающие условия. Но почти всегда на пути изменений и инноваций встречаются люди, сопротивляющиеся переменам, опасающиеся ответственности за смену привычной картины. Помимо этого, перемены сами по себе вызывают напряжение в обществе. Поэтому без сильного лидера организация может потерять свою эффективность, перестать соответствовать требованиям современного рынка и стать менее востребованной.
Комаров В.В. в работе «Организационное лидерство: подходы к определению и классификации стилей лидерства» характеризует понятие лидерство следующим образом: «это процесс, при котором человек оказывает воздействие на других людей ради достижения определенных целей» [3]. Лидерство основано на социальном взаимодействии. Работа с группой – общий фактор всех теорий лидерства и исследований в этой области. В связи с этим лидерство в организации в современных российских условиях особенно актуально.
Цель исследования заключается в изучении вариантов лидерства, которые применяются в различных физкультурно-спортивных организациях, а также в характеристике лидеров, не относящихся к высшему руководству, в зависимости от роли, которую они исполняют в физкультурно-спортивной организации.
Научная новизна исследования заключается в том, что теория лидерства применительно к сфере физической культуры и спорта развита слабо, в связи с чем в данной статье предлагается рассмотреть ряд особенностей, касающихся лидерства в физкультурно-спортивных организациях.
Основная часть:
Лидер – человек, обладающий определенным рядом качеств, позволяющих ему оказывать психологическое воздействие в социуме на своих единомышленников, либо людей, связанных одной целью. Лидер ведет свой коллектив, команду, группу к наилучшему результату, берет ответственность за единомышленников в различных рабочих ситуациях.
Мажкенов С.А. в своей статье «Лидерство как инструмент раскрытия потенциала сотрудников организации» рассматривает лидера «как человека, который по собственной инициативе инициирует и продвигает процесс лидерства» [4]. С данным утверждением можно согласиться, поскольку при отсутствии у человека желания становиться лидером процесс лидерства невозможен.
В статье «Природа лидерства в управлении компанией и концепции роста лидерских качеств сотрудников» Шавалеева Ю.Ш. определяет лидера как: «источника определенного кода, который внедряется в сознание людей, заставляя их консолидировать свои усилия по достижению поставленных целей» [5].
Лидер является необходимым, естественным звеном эффективной организации. Он направляет свою деятельность на формирование команды, объединение их общей целью и обеспечение слаженной работы.
Одно из отличий лидера от управленца – умение выделяться из команды за счет отдельных своих качеств и навыков. Управленец, в свою очередь, может и не обладать какими-то из этих навыков, но при этом умеет грамотно организовывать бизнес-процессы в организации и в коллективе.
Лидер – это участник малой группы, который в процессе взаимоотношений в команде выдвигается в качестве ее управленца, берет на себя ответственность за достижение поставленной цели, решает организационные вопросы.
Существует даже отдельная учебная дисциплина – «лидерство в спортивной организации» - фундаментом для которой служат теоретические знания по основам менеджмента, теории организации, организационному поведению и другим направлениям менеджмента.
Успех организации во многом зависит от ее лидера – профессионала, способного вести свой коллектив к достижению намеченных целей. Один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира Александр Македонский сказал: «Я не боюсь, армии львов, возглавляемые овцой, но я боюсь армии овец, возглавляемых львом».
Каждый претендент на звание лидера должен обладать рядом качеств, которые помогут ему успешно вести коллектив за собой. Именно эти качества (их наличие или отсутствие) делают одних людей более притягательными, готовыми вести за собой, других же отдаляют от лидерских позиций и не позволяют заполучить авторитет в коллективе.
Среди лидерских качеств человека выделяются:
1) Готовность рисковать. Для настоящих лидеров причиной отсутствия страха перед риском и готовности рисковать является понимание того, что за нереализованные инициативы порой приходится платить немалую цену. Поэтому люди, способные идти на риск во благо своей группы идут на опережение событий.
2) Активная жизненная позиция. Умение адекватно ориентироваться в ситуации и добывать актуальную информацию из доступных источников – залог информированности и осведомленности. А, как известно, кто владеет информацией, тот будет всегда на шаг впереди.
3) Надежность, нормативность и последовательность. Лидер зачастую выступает носителем норм и моральных ценностей, поэтому при объединении людей важным фактором является совпадение мировоззрения лидера с мнениями членов группы и с мировоззрением общества в целом.
4) Честность, справедливость и ответственность в поступках.
5) Видение перспективы. Человек, который ведет людей за собой, должен понимать, куда идет, и какие перспективы его ожидают, заранее продумать свои дальнейшие шаги и удерживать в голове возможные варианты развития событий.
6) Умение создать условия для самореализации членов своей группы. Такой навык выстраивает доверительные отношения между лидером и своими последователями, развивает готовность следовать за своим предводителем, вселяет уверенность во всеобщем успехе.
Формирование указанных качеств является одним из ключевых процессов подготовки лидеров. Существует несколько методик, с помощью которых можно уже в процессе обучения будущего специалиста в высшем учебном заведении сформировать необходимые лидерские компетенции. В частности, Лаптева Е.В., Попов А.А. в своей статье «К вопросу о лидерстве и оценке лидерских качеств» предложили использовать в вузах, разработанной авторами методикой диагностики базовых показателей и развития лидерских качеств у студентов [6]. А в статье «Ценностно-целевая модель лидерства» Мажкенова С.А. предлагается оригинальная методика, состоящая из трех элементов: ценности, цели и инструменты вовлечения [7]. Подобные методики можно применять и в вузах, которые с недавнего времени стали осуществлять подготовку специалистов по профилю «Спортивный менеджмент».
Как правило, становление лидера – это долгий процесс, во многом зависящий от самого человека, его умений, навыков и способностей проявлять себя в различных ситуациях [8].
Рассмотрим несколько вариантов лидерства в различных физкультурно-спортивных организациях:
1) Лидер коммерческой физкультурно-спортивной организации работает прежде всего над привлечением прибыли. Извлечение материальной выгоды для подобной спортивной организации становится основной целью лидера, и на основе этой цели строится план его работы. В такой обстановке лидер занимается предпринимательской деятельностью (коммерциализация соревновательной деятельности, выпуск и продажа спортивной экипировки и инвентаря, сдача спортивных сооружений в аренду и т.п.), поскольку государство не несет ответственности за финансовое обеспечение коммерческих физкультурно-спортивных организаций. Лидеры таких организаций должны выстраивать взаимодействие в своем коллективе в атмосфере полного доверия. Здесь следует поощрять идейность и инициативность работников. Организация должна быть готова принимать внутренние и внешние изменения, подстраиваться под них, быть гибкой. Стандартизированная работа «по шаблону» может вскоре привести коммерческую физкультурно-спортивную организацию к статусу «посредственной», снизить уровень её уникальности и, как следствие, сделать ее деятельность убыточной. Лидер коммерческой организации – это предприниматель, открытый всему неизвестному и новому. Таким же должен быть и его коллектив – сотрудники, целью которых является развитие физкультурно-спортивной организации, изучение новаторских идей и взглядов, поиск альтернативных путей развития.
2) Лидер бюджетной спортивной организации работает над целями и задачами, поставленными государством – социально-культурными, образовательными и другими общественно-полезными целями. Извлечение прибыли здесь – не основная цель деятельности. В бюджетной спортивной организации лидер со своим коллективом выполняют задание с определенными количественными и качественными показателями. Лидеры таких спортивных организаций должны работать над исполнительностью и дисциплиной своего коллектива. Регламентированные задания хоть зачастую и не требуют идейности, воображения и творческих навыков, но предполагают высокий уровень производительности, занимают много времени и внимания. Лидеру такого коллектива следует вести свою команду к наиболее эффективным моделям типовой работы. Лидер бюджетной спортивной организации за счет своих профессиональных умений и навыков развивает её через популяризацию физической культуры, пропаганду здорового образа жизни, привлечения новых занимающихся или иных потребителей услуг. И мотивация для коллектива такого лидера должна содержаться непосредственно в выполнении этих социально- и общественно-важных задач.
Различие по целям, также позволяет дифференцировать лидеров, не относящихся к высшему руководству, в зависимости от роли, которую они исполняют в физкультурно-спортивной организации:
1) Лидер-тренер. Большая часть тренеров в сфере спорта изначально выступали в роли спортсменов. С переходом из соревновательной деятельности в тренерскую оказывается, что набор необходимых навыков для двух этих ролей различен. Тренеру достижение поставленной цели дается путем выполнения определенных нормативов его подопечными. Вмешиваться в процесс, выполняя что-то самостоятельно он уже не может. Теперь, став тренером, он должен осуществить смену социальной роли.
Здесь можно сделать вывод, что конечный итог деятельности тренера заключается в результате его подопечных, в их успешном развитии и достижениях. Как тренер, этот человек теперь более всего нуждается в лидерских навыках. Он должен научиться получать радость и удовлетворение от лидерской миссии, содействия общим целям команды и обучения её членов.
2) Лидер-спортсмен. Спортивная команда относится к разряду малочисленных социальных групп. Количество членов такой группы варьируется от 2-3 до 20-30 человек, а объединяющим их социальным фактором является отношение к спорту и выполнение оздоровительных, воспитательных и подготовительных функций. Главным психологическим эффектом малочисленной группы является возможность общения друг с другом напрямую, в результате чего помимо всех вышеперечисленных социальных факторов между участниками группы выстраивается сеть эмоционально-психологических отношений, что также способствует сплочению коллектива.
В большинстве случаев спортивная деятельность представляет собой слаженную работу команды/коллектива. В такой команде между участниками складываются определенные взаимоотношения, обусловленные рядом психологических, социальных факторов. Неотъемлемой частью построения таких коллективных взаимоотношений служит так называемый феномен лидерства.
Тренер должен выбирать в качестве лидеров своей команды наиболее ответственных лиц, спортсменов, демонстрирующих свои организационные, ораторские, управленческие навыки. Такие люди (либо один человек) необходимы коллективу для направления его энергии в нужное русло, уравновешивании положения в стрессовых ситуациях. Если лидеры в команде не выделяются явно, следует развивать лидерские качества у наиболее предрасположенных к этому спортсменов путем поручения ответственных заданий, выдвижения их на руководящие роли и так далее.
Следует не допускать конфликтов между тренером и лидером команды, так как это может нарушать сплоченность коллектива.
Спортивная команда – действующий субъект со своей иерархией и распределением ролей. Воздействия управления извне здесь, как правило, недостаточно, поэтому кто-то из участников группы берет на себя функции руководителя для повышения эффективности деятельности команды. В результате самоорганизации в группе устанавливаются связи управления и исполнения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство.
Исследуя виды деятельности лидера физкультурно-спортивной организации, можно выделить три ключевые функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную [9].
Организационная функция заключается в способности объединить усилия команды для достижения поставленной задачи. Например, в спортивном клубе это команды от капитана, выполняемые игроками данного клуба для осуществления тактической комбинации.
Информационная функция заключается в исполнении лидером роли информационного центра команды. Лидер в таком случае – источник задач для группы, он же – информатор о способах их решения. Он помогает распределить роли, озвучивает ожидаемые результаты, транслирует информацию о соперниках.
Воспитательная функция предполагает, что лидер прививает своей команде чувство дисциплины, ответственности, товарищества. Эта функция осуществляется лидером в основном не в критических ситуациях (на соревнованиях и т.п.), а на подготовительных этапах и во время отдыха. В кризисных ситуациях воспитательную функцию лидер проявляет лишь через оценочные суждения – похвалы, замечания. В такие периоды поведение команды подвергается анализу, здесь выявляются ее ошибки, которые затем нужно будет устранить.
Разделить лидерские роли в физкультурно-спортивных организациях можно по различным признакам, но исходя из исследований были выделены две основные роли:
1) Роль делового лидера, исполняя которую человек выполняет ряд действий для решения поставленной перед группой задачи.
2) Роль эмоционального лидера – исполняется человеком, который работает над взаимоотношениями членов группы.
Деловые лидеры в физкультурно-спортивных организациях, например, помощники тренера в технико-тактических вопросах, совместно ищут способы совершенствования спортивного мастерства.
Эмоциональные лидеры содействуют тренеру в воспитательной работе, что особенно важно среди детей и подростков. Также, в профессиональных спортивных клубах, эти люди разрешают межличностные конфликты, организуют досуг и проводят общественно важные мероприятия.
В таблице 1 представлены преимущества и недостатки деловых и эмоциональных лидеров.
Спортивная деятельность осуществляется коллективно, посредством работы группы людей. Взаимоотношения в группе/команде формируются под воздействием субъективных, объективных и социально-психологических факторов. Один из таких факторов – феномен лидерства.
Таблица 1 – Преимущества и недостатки деловых и эмоциональных лидеров
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Лидер,
ориентированный на задачу
(деловой лидер) |
Эффективность
возрастает, когда основные силы команды направлены на достижение цели
|
Не
интересуется межличностными отношениями в команде, жертвует личными
интересами и спокойствием участников
|
Эффективно распределяет
роли и регулирует обязанности в условиях четко поставленной задачи
|
При невысоком
уровне стресса и отсутствии кризисной ситуации малоэффективен, не склонен
быть вовлеченным в простое общение
| |
Результативен
при единоличном управлении группой, даже если между участниками отсутствуют
дружеские связи. Мотиватор, умело привлекает людей к активному выполнению
задач. Постоянно заинтересован в совершенствовании процесса основной
деятельности
|
Не всегда
удачно коммуницирует с членами группы, исполняющими другие важные роли; не
старается уступать дружественно расположенным к нему участникам группы,
стремящимся к лидерству
| |
Лидер,
ориентированный на группу (эмоциональный лидер)
|
Проявляет
заботу и внимание во взаимоотношениях с коллегами
|
Безынициативен,
ненастойчив в делах
|
Способен
снизить уровень стресса в коллективе при провале, неудаче
|
Проявляет
низкую эффективность при четко структурированных задачах, в кризисных
ситуациях и в случаях, где от лидера требуется проявить давление и влияние
| |
Ему легче работать
с людьми с заниженной самооценкой, с неуверенными в себе
|
Может вызывать
дезориентацию у людей с явно выраженными деловыми устремлениями
| |
Более
эффективен в ситуациях, где команде требуется умеренное лидерство, дает
команде больше свободы действий
|
Поддается
мнению большинства, не рискует брать на себя ответственность в решении
сложных задач
|
В любой группе, команде, общности, объединенной общими интересами, целями, устремлениями, взглядами, рано или поздно появляется человек или группа лиц, выполняющих лидерские и управленческие функции [10]. В совместной деятельности людей лидерство – очень частое социальное явление.
Заключение:
В настоящее время благодаря многочисленным работам и исследованиям в области социологии и психологии сформировался ряд концепций, определяющих происхождение феномена лидерства. Основные из них: «теория черт лидерства» (харизматическая теория), ситуационная теория лидерства, синтетическая теория лидерства.
Социальная психология также занимается исследованием стилей лидерства и на данный момент можно различить демократический, автократический и либеральный (попустительский) стили.
Спортивная команда представляет собой малую социальную группу, так как внутри нее общей целью объединена группа людей. Помимо внешнего воздействия такая группа отличается самоуправлением – некоторые из её участников сами становятся лидерами. В таких командах лидерство необходимо и даже естественно. Благодаря этому феномену поведение членов группы скоординировано, взаимоотношения между ними в нужной форме налажены в соответствии с целями и задачами деятельности.
В спортивной команде лидеры зачастую берут на себя несколько функций. В связи с этим происходит распределение лидерских ролей, в соответствии с которыми лидеров принято разделять на деловых (сконцентрированных на выполнении поставленной задачи) и экспрессивных / эмоциональных (акцентирующих свое внимание на построении взаимоотношений между участниками группы).
Источники:
2. Ригин А.А., Елин А.М. Понимание аспектов лидерства в структуре управления организацией // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2623-2636.
3. Комаров В.В. Организационное лидерство: подходы к определению и классификации стилей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 439-460.
4. Мажкенов С.А. Лидерство как инструмент раскрытия потенциала сотрудников организации // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 343-360.
5. Шавалеева Ю.Ш. Природа лидерства в управлении компанией и концепции роста лидерских качеств сотрудников // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 1. – c. 43-53.
6. Лаптева Е.В., Попов А.А. К вопросу о лидерстве и оценке лидерских качеств // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 23-36.
7. Мажкенов С.А. Ценностно-целевая модель лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 31-52.
8. Воеводина С.С., Гетман Е.П., Гремина Л.А. К вопросу исследования эффективности организационно-управленческой деятельности в области спорта и образования // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2021. – № 1. – c. 42-46.
9. Коваленко М.Г. Стили управления в современной спортивной организации // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 2015-2030.
10. Болотов А.Е., Е.В. Мирзоева Особенности личностной культуры руководителя // Вестник спортивной истории. – 2021. – № 1. – c. 37-44.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:58:17