Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бурчакова М.А., Сардарян А.Р. Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 79-84.
Аннотация:
Статья посвящена вопросам борьбы с организационным стрессом, который оценивается с позиции социально-ориентированного управления. Рассматривается ряд аспектов: история изучения проблемы стрессов, возникающих в компаниях, признаки и последствия индивидуального стресса, влияние организационного стресса на эффективность бизнеса. Предложены методы устранения и профилактики организационного стресса, применяемые в России и за рубежом.
Ключевые слова: производительность труда, зарубежный опыт, управление организационным стрессом, социально ориентированное управление компанией, диагностика стресса, профилактика стресса
Сегодня стресс является одной из основных управленческих проблем для организаций во всем мире. Именно по причине стресса происходит снижение производительности труда, качества выпускаемой продукции, повышение показателей текучести кадров, растет количество дисциплинарных нарушений, производственных травм, сотрудники чаще болеют. Устранение последствий организационного стресса сопряжено с серьезными затратами. Так, только в США компании ежегодно тратят более 60 млрд долл. на мероприятия по борьбе с последствиями стресса (оплата больничных, создание служб психологической поддержки персонала и пр.).
Именно поэтому современному менеджеру необходимо в полной мере осознавать опасность стресса, уметь диагностировать стрессовое состояние у сотрудников, выявлять и устранять его причины, применять базовые и современные методики преодоления стресса в организации, разрабатывать программы профилактики стресса на рабочем месте.
Тема стресса как научная категория была серьезно исследована только в XX столетии: сначала с медицинской точки зрения (изучалось, как стресс влияет на сердечную деятельность), потом, намного позже, с организационной точки зрения (влияние стресса на производительность труда работника).
Причины стрессов и признаки их проявления
Для противостояния стрессу в компании, прежде всего, необходимо выявить его причины. Так, проявление стресса на индивидуальном уровне (семейном, профессиональном) связано, как правило, с семейными кризисами, личной финансовой нестабильностью, особенностями характера, физическим и психологическим состоянием работника. Групповые факторы стресса включают отсутствие групповой сплоченности и наличие внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов. К организационным причинам стресса можно отнести такие факторы, как перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, неопределенность ролей, межличностные конфликты, неинтересная работа, неудовлетворительные условия труда, недостаточная самостоятельность в работе, низкая оплата труда и т.п. Психосоциальные факторы обусловлены конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. Стрессорами, связанными с производственной средой, выступают: отсутствие уверенности в завтрашнем дне, характер выполняемой работы, невозможность влиять на содержание своей работы, специфическая организационная структура, стрессогенный стиль управления, напряженный график работы и ролевой конфликт.
Признаки проявления стресса подразделяются на физиологические, психологические и поведенческие. Наиболее распространенными физиологическими симптомами стресса являются болевой синдром, повышение или понижение артериального давления; повышение мышечного тонуса, изменения в весе и др. Постоянное рассогласование между целями и результатами деятельности неизменно приводит к хронической эмоциональной напряженности. Среди основных психологических признаков стресса можно выделить: внутренний дискомфорт, тревогу, пониженную самокритику, апатию, неуверенность в себе, чувство вины, неудовлетворенность, преобладание негативных мыслей, невозможность сосредоточиться, различные фобии, тревожные и депрессивные состояния. Так, прекрасный специалист, находящийся в состоянии стресса на стадии истощения, вдруг теряет дееспособность (синдром «выгорания»), мягкий человек буквально превращается в деспота. Это заболевание наиболее характерно для преподавателей, врачей, работников социальной сферы и продавцов.
Поведенческие признаки организационного стресса включают в себя изменения в производительности, повышенную конфликтность, прогулы, увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы, трудоголизм (полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам), беспричинные приступы гнева, асоциальное поведение.
Меры по управлению стрессом в организации
Установив причины организационного стресса, руководителю необходимо использовать весь комплекс мер, направленных на его устранение дальнейшую профилактику. Поскольку на карту поставлены многие миллиарды долларов, американские, западноевропейские и японские компании принимают активные меры. В свой бюджет они специально включают расходы на управление организационным стрессом. Десятки из них уже давно открыли для своих сотрудников курсы по борьбе со стрессом, где желающим предлагается разнообразная помощь – от групповых консультаций до гипноза, медитации, самовнушения и восточных курсов самообороны. Так, в буклете компании «Би-би-си», посвященном тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержатся подробные рекомендации того, как в случае совсем безнадежного состояния справиться с возникшими трудностями.
Другие компании вовлекают своих сотрудников в занятия спортом, йогой, танцами. Некоторые компании предлагают персоналу игротерапию, арт-терапию, свето- и цвето- лечение, релаксацию на природе, аквариумистику, используются методы слухового восприятия (музыка, вокалотерапия, лечение звуками природы и др.). Этот поворот в сознании руководителей способствует стремительному росту рынка антистрессовых услуг и психоанализа.
На уровне компании рекомендуется применять следующие меры по управлению стрессом: мониторинг и формирование благоприятного социально-психологического климата; оптимизация организационной структуры, осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников; планирование карьеры и разъяснение сотрудникам их перспектив; вовлечение персонала в процесс управления компанией, максимально возможная прозрачность и информирование коллектива обо всех предстоящих изменениях в организации и налаживание системы обратной связи; обогащение труда; соблюдение санитарно-гигиенических норм; обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами.
Опыт зарубежных стран по борьбе со стрессом
По данным Минздрава РФ, 78% населения России живет сегодня в состоянии затяжного психоэмоционального стресса, что приводит к развитию серьезных заболеваний, включая четыре ведущих причины смертности: инфаркт миокарда, рак, инсульт и сахарный диабет.
Результаты исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), свидетельствуют о том, что россияне в состоянии стресса в отличие от своих зарубежных коллег в меньшей степени склонны обращаться за помощью к корпоративным психологам и, по-прежнему, стараются справляться со стрессом самостоятельно. Большинство российских сотрудников отвлекаются от неприятностей на работе с помощью искусства – музыки, кино и книг, а также занятий любимым хобби, компьютерных игр, посещения церкви.
Во многих странах функционируют специализированные институты управления стрессом, в вузах ведутся курсы по управлению стрессом, разрабатываются правительственные программы, создаются специализированные центры, занимающиеся помощью руководителям коммерческих компаний в борьбе с организационным стрессом [6].
Так, одна из известных организаций по изучению стресса – Международная ассоциация управления стрессом (International Stress Management Association) – была создана еще в 1973 году по инициативе доктора Э. Джейкобсона и профессора Ф. Макгуигана. Сегодня ассоциация имеет филиалы в Австралии, Бразилии, Великобритании, Индии, Нидерландах, России, США, Франции, Японии и др.
К активному участию решения проблемы борьбы со стрессом на рабочем месте присоединяются и зарубежные профсоюзы. Например, в Германии профсоюз Verdi организует семинары на тему «Участие производственных советов в принятии решений, касающихся стресса и других психических нагрузок». Профсоюз IG Metall проводит обучение по теме «Стресс и психические нагрузки».
В Швеции Закон от 1991 года «О производственной среде» поощряет трудящихся менять свою рабочую обстановку и приспосабливать ее под себя. В этих программах во главу угла ставится задача уменьшения стресса за счет лучшей организации труда, изменения характера труда, установления реальных плановых заданий, улучшения личных взаимоотношений внутри коллектива и пр.
Среди основных методик борьбы со стрессом на рабочем месте выделяют переключение (нужно помнить, что работа – это еще не вся жизнь и существует много других интересных занятий. Рекомендуется, приходя с работы, заниматься любимым хобби); расслабление (лучшие способы снять напряжение – медитация, спорт и смех); психологические техники и уход за домашними животными.
Профилактика организационного стресса
Для организации профилактических мероприятий представляется необходимым, прежде всего, дать оценку ситуации в компании, в том числе, основных стрессогенных факторов и моделей поведения персонала (например, степени устойчивости к организационному стрессу), оценить уровень профессионального «выгорания» сотрудников, их нервно-психическое напряжение [7]. Особенно велико число стрессоров в управленческой деятельности, и по своему содержанию они специфичны. Высокий уровень стресса оказывает реальное воздействие на результаты работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. К основным стрессорам руководителей необходимо отнести такие факторы, как информационная нагрузка, связанная с огромными массивами информации, информационная неопределенность, фактор ответственности, дефицит времени, постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, необходимость одновременного решения множества задач, выполнения многих функций и обязанностей, система факторов внешней среды
На основании данных диагностики выявляются «группы риска» и конкретные сотрудники, чье состояние требует первостепенного вмешательства, проблемные зоны и факторы, нуждающиеся в корректировке, разрабатываются программы мероприятий по профилактике организационного стресса (осуществление психодиагностики профессиональной пригодности при приеме на работу, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, создание условий для повышения уровня саморегуляции поведения работников (психотренинги, медитация, психологическое консультирование и др.)).
Источники:
2. Гринберг Дж. Управление стрессом (Comprehensive Stress Management). – СПб: Питер, 2004.
3. Самоукина Н. Карьера без стресса. – СПб: Питер, 2004.
4. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1979.
5. Чутко Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. – М.: Речь, 2010.
6. Richard Mulvey. Stress Management: Managing Business And Personal Stress. − Publisher: Perception Business Books, 2008.
7. Frank Bond, Cary Cooper, and Valerie J Sutherland Organizational Stress Management: A Strategic Approach. – Publisher: Palgrave Macmillan, 2010.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:01:26