Особенности ЖКХ Московской области
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена особенностям системы ЖКХ Московской области. Рассмотрено состояние жилищного фонда, степень благоустройства и комфортности жилья. Предложены направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства региона.
Ключевые слова: Московская область, жилищно-коммунальное хозяйство, управление жилищным фондом, жилищное хозяйство, конкуренции в сфере содержания и ремонта жилья, малообеспеченные квартиросъемщики
Развитие жилищного хозяйства непосредственно связано с уровнем развитием региона, его производственной базы, что во многом предопределяет особенности жилищного хозяйства и в целом жилищно-коммунального комплекса.
Наряду с общими тенденциями развития ЖКХ в пределах страны, жилищное хозяйство субъектов федерации, в частности Московской области, имеет свои особенности, обусловленные историческими причинами, географическим положением, демографической ситуацией, уровнем развития производства, учет которых является объективной необходимостью для корректировки и детализации проводимой политики в области ЖКХ.
Конкуренция в сфере содержания и ремонта жилья
Важнейшими особенностями Московской области, в значительной степени определяющими направления и пропорции ее развития (в том числе жилищного хозяйства), являются ее расположение в центре Российской Федерации и тесная взаимосвязь со столицей страны. Указанные особенности проявляются через общность интересов столичного региона, социально-производственной и транспортной инфраструктуры, научно-производственных связей, проблем рационального природопользования и охраны природы, формирования и использования трудовых, водных ресурсов и других факторов развития.
Московская область − крупнейший индустриальный регион, традиционно занимающий вторую позицию по объемам производства среди территориальных образований страны, это исторически сложившейся центр экономической, политической и культурной жизни России, центр с высоким уровнем научного потенциала, ярко проявляющегося практически во всех сферах деятельности.
Разделение функций по управлению жилым и нежилым фондом и его эксплуатацией создало предпосылки для развития конкуренции в сфере содержания и ремонта жилья, а также в управлении жилищным и нежилым фондом. Это явилось основой для формирования рынка подрядных организаций по эксплуатации и ремонту жилищного фонда, отбор которых производился на конкурсной основе.
Следует отметить, что эти преобразования носят в основном административный характер, при этом сохраняется, а порой и усугубляется неоправданное монопольное положение многих жилищно-коммунальных предприятий, что не способствует развитию конкуренции, эффективному тарифному регулированию в сфере локальных естественных монополий, привлечению инвестиций в жилищно-коммунальный сектор. До настоящего времени значительная часть организаций и предприятий, обслуживающих жилищный фонд, не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры затрат, снижению нерациональных расходов материально-технических ресурсов и повышению качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
Дома дореволюционного жилищного фонда
Жилищный фонд городов Московской области формировался в различные исторические периоды, вследствие чего он различается по положению в планировочной структуре городов, капитальности, этажности, архитектурно-исторической ценности, а также по уровню благоустройства, планировочным решениям квартир, размеру их площади, числу комнат в квартире и другим параметрам, определяющим потребительские качества фонда.
Значительные различия имеются между жилищным фондом дореволюционного периода и советского времени. Доля дореволюционного фонда составляет около 4% в общем объеме, он сосредоточен, в основном, в центральной части городов и содержит много ветхих малоэтажных зданий, которые уже не подлежат ремонту или реконструкции. Дореволюционный фонд, сохраняемый на перспективу, составляет около 2%. Основная часть этого фонда состоит из домов, представляющих историческую или архитектурную ценность, охраняется государством и является объектами реконструкции.
Основная масса капитальных домов дореволюционного жилищного фонда имеет различную степень комфорта в зависимости от социального сословия их бывших владельцев и жильцов, что позволяет подразделить их на следующие группы:
− дома, предназначенные для малообеспеченных квартиросъемщиков, имели, как правило, коридорную систему, одно-, двух- и трехкомнатные квартиры хаотичной планировки с низким уровнем благоустройства, то есть отсутствовали ванные, кухни и горячее водоснабжение;
− дома для состоятельных квартиросъемщиков имели четко выраженную секционную структуру, большие квартиры (с четырьмя, пятью комнатами и более), высокий уровень благоустройства, выходы на парадную и «черную» лестницы;
− особую группу дореволюционных домов составляют бывшие особняки высотой в два-три этажа. Первый этаж, как правило, нежилой. Планировка особняков нередко хаотична, так как претерпела ряд изменений при приспособлении их для коммунального расселения. В настоящее время эти особняки реконструируются и используются под различные учреждения и офисы.
Дома советского времени и сельские поселения
Жилищный фонд советского времени имеет более однородную структуру и отражает социально − экономические особенности государства. Различия имеются в уровне комфорта квартир, что обусловлено экономическими и техническими возможностями страны на разных этапах развития жилищного строительства, так как на каждом этапе ставились определенные социальные задачи, которые в зависимости от возможностей реализовывались присущими каждому этапу градостроительными, техническими, планировочными и другими средствами.
На последнем этапе советского периода жилищного строительства наблюдалось использование принципа посемейного заселения квартир, который сохраняется в настоящее время, причем число комнат в квартире имело тенденцию к росту, а также повышалось качество планировочных решений.
На территории Московской области находятся крупные города, население которых превышает 100 тыс. человек, средние и малые города, а также сельские поселения, коттеджные поселки, то есть структура населенных пунктов неоднородна, что оказывает влияние на планировочную организацию жилых зон. Наблюдается большая дифференциация планировочной организации жилых зон по сравнению с периодом массового жилищного строительства.
По состоянию на 1 января 2012 г. в сельской местности Подмосковья существует 6235 поселений, в которых проживает 1,3 млн человек, что составляет 20% от общей численности населения. В связи с реформой агропромышленного комплекса и преобразованием существовавших ранее совхозов и колхозов в более мелкие хозяйства нового типа − АО, товарищества, кооперативы, фермерские владения и т.п., произошло некоторое измельчение сети поселений. В настоящее время в общей структуре хозяйственных образований новые типы хозяйств составляют примерно 60%, фермеры − 6%.
Направления реформирования ЖКХ региона
Рассмотренные выше особенности жилищного фонда Московской области определяют основные направления реформирования жилищного хозяйства в ближайшей перспективе. Как свидетельствуют данные проведенного анализа, важнейшими задачами Правительства Московской области на современном этапе являются:
− сохранение имеющегося жилищного фонда;
− активное жилищное строительство;
− повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг при сохранении социальной поддержки малоимущих слоев населения.
Решение указанных задач предполагает дальнейшие административные преобразования в системе управления жилищным хозяйством, применение адекватных рыночной экономике методов организации обслуживания, совершенствование экономического механизма ЖКХ, использование таких инструментов регулирования экономических процессов в ЖКХ, как приватизация и децентрализация. Требуется развитие системы контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, особенно проживающему в жилищном фонде на условиях социального найма, как наиболее незащищенной категории населения. В то же время деятельность муниципальных и региональных органов управления не должна идти в разрез с интересами функционирующих в ЖКХ предприятий, не являющихся муниципальной и государственной собственностью.
Источники:
2. Лифшиц З.В. Стратегическое управление коммунальным комплексом городских округов. Дисс. канд. экон. наук. − М.: ГУУ, 2006.
3. Пилявский В.П. Методология управления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса // Проблемы современной экономики. − 2007. – № 3.
4. Фролов А.А. Организационно-экономические механизмы государственного управления реализацией реформы жилищно-коммунального хозяйства в России. – М., 2006.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:00:19