Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической безопасности

Васильева А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (213), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Васильева А.С. Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической безопасности // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 15. – С. 11-16.

Аннотация:
Институты выполняют функцию регуляторов взаимоотношений, направляя их в целях экономической политики государства и уравновешивая с потребностями и возможными ресурсами. В связи с этим государственные институты являются ведущим звеном, обеспечивающие не только безопасность, но и устойчивость социально-экономического развития. Несмотря на наличие всех институциональных структур в Российской Федерации, они не увязаны между собой в единый эффективный механизм.

Ключевые слова: экономическая система, экономическая безопасность, устойчивое развитие, институциональная среда, институциональные структуры



Обеспечение устойчивого развития действенной институциональной базы является ключом к абсолютной реализации «Повестки дня на XXI столетие», мер по выполнению решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге и решению новых задач в области устойчивого развития. Поэтому актуальным остается вопрос формирования институтов устойчивого развития в стране, которая взяла путь на сбалансированное эколого-экономическое развитие [2].

Институты представляют собой «узловые точки», в которых встречаются нити социальных связей в сети производственных отношений. Институциональные структуры являются основой формирования государственной политики, через которую осуществляется взаимодействие различных структур, установление правил взаимоотношений, что способствует реализации возможностей и ограничению угроз. Институты ограничивают доступ к ресурсам и в тоже время предлагают разнообразие вариантов их использования, выступая в роли ограничителей в процессе принятия экономических решений. Огранивая возможные способы действий и линии поведения, институты воздействуют на распределение ресурсов и координируют действия экономических агентов [2].

Институты и задача обеспечения безопасности национальной экономики

Генерируя информацию о потребностях и проблемах, институты реагируют на обратные связи. Институциональная среда воспринимает сигналы о потребностях и проблемах. Так на них возлагается обязанность предвидения будущих проблем путем агрегирования полученных сведений, а также привлечение внимания лиц, принимающих решение, предпринимательских структур и общественности. Именно эти структуры имеют возможность усиливать или ослаблять воздействие на агентов, позволяя осуществлять целенаправленную политику. При этом сбалансирование интересов происходит на многих уровнях. Естественным продолжением процесса согласования является реализация решений. Для исполнения согласованных решений используются механизмы обеспечения обязательств и правоприменения. Например, природоохранное ведомство исполняет решение путем применения налогов, норм регулирования и правовых норм, воздействия тем самым на предпринимательские структуры, граждан, которые изменяют свое поведение в отношении выбросов загрязняющих веществ [2].

В России институциональная среда создается не естественным, а искусственным образом. В Российской Федерации, как и в развивающихся странах, происходит рекультивация институтов, оправдавших себя в развитых странах. В отличие от естественного рождения институциональной структуры, искусственно созданную среду общество может не принять. Так происходит отторжение или извращение (практика вкладывает в принятую форму иное содержание, вопреки духу закона) означающее, что либо институт неудачно сконструирован, либо силы сопротивления сильнее [6]. С целью обеспечения экономической безопасности и создания предпосылок для перехода к устойчивому развитию необходимо сформировать высокоэффективную систему государственного регулирования экономики, позволяющую осуществлять оптимальное взаимодействие между всеми элементами экономики и государственными структурами (институтами), в целом способную поддерживать национальную экономику на безопасном уровне.

Формирование института национальной безопасности обусловлено тем, что по своей природе задача обеспечения безопасности является междисплинарной. Важной составляющей институциональной среды безопасности является ее организационная структура. Организационная составляющая, прежде всего, представлена государственными органами власти и управления, в компетенцию и функциональные задачи входят вопросы экономической и общенациональной безопасности. Все это не представляется возможным обойтись без создания головного органа, ответственного за выработку и реализацию стратегии экономической безопасности, а также ряда соисполнителей.

Экономическая безопасность и научная база

Вопросами экономической безопасности в 1990-х годах занималось только Минэкономразвития России без должного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Анализ изменений в уровне экономической безопасности находил отражение во включаемом в доклады Минэкономразвития прогнозе о социально-экономическом развитии на очередной прогнозный период в разделе, специально посвященном экономической безопасности [1]. В последние годы эта практика утеряна.

На современном этапе существуют только два государственных органа, на которые возложены функции по формированию и реализации экономической безопасности Российской Федерации: Совет безопасности РФ и Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Следовательно, можно говорить об отсутствии институциональной единицы, осуществляющей формирование научно-методологической, теоретической и методической базы в области экономической безопасности.

С другой стороны, следует отметить, что в Российской Федерации имеются все организационные предпосылки для четкого взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при выработке мер по обеспечению экономической безопасности страны. Главная из них – наличие в России всех органов, призванных заниматься этой работой. Заметим, что исполнители имеются, но не организовано между ними взаимодействие, то есть не создан механизм обеспечения экономической безопасности.

Определяя «правила игры», институты задают систему индикаторов, которые позволяют предусмотреть возможные опасности и угрозы и влиять на них при их появлении. Выделяются следующие группы индикаторов: технико-технологические, экономические, социальные, экологические. Институциональные процессы в сфере безопасности, равно как и отношения безопасности, выработка критериев безопасности, определение целей и приоритетов национальной безопасности, представляют собой большую область современного научного поиска, исследования складывающихся закономерностей, формирования самостоятельного познавательного направления, научных школ, научно-дискуссионной среды, средств и методов накопления и передачи знания и т.п.

Проблема создания координационных механизмов

Сопоставляя пороговые значения экономической безопасности с фактическим положением дел, можно прогнозировать вероятные последствия [3]. Преимуществом социально-экономической системы в условиях устойчивости является относительная предсказуемость и простота прогнозирования, а также обоснованность сохранения сложившихся тенденций. Проводимая институциональными структурами политика экономической безопасности должна ориентироваться на поддержание всего комплекса показателей и пороговые значения одного показателя не должны достигаться в ущерб другим [1]. Рассматривая значения показателей изолированно, мы не можем предугадывать поведение системы. Такая возможность появляется тогда и только тогда, когда осуществляется комплексное рассмотрение всех факторов в их взаимодействии.

Создание эффективных институтов само собой является проблемой. Главным барьером в данной ситуации является наличие разрозненных интересов. Очевидно, что интересы политических сил или предпринимательских структур могут быть противоположны интересам общественности, что приводит к возможным конфликтам, вызывающим дисбаланс и неустойчивость. Во-вторых, сложность состоит в принятии решений имеющих долгосрочный характер. Проблема заключается в сложности создания координационных механизмов с учетом времени [2]. Институциональные структуры призваны уменьшать неопределенность, возникающая в процессе взаимоотношений между людьми. Функционирование механизма обеспечения экономической безопасности требует определенных критериев и инструментария оценки уровня безопасности страны в области экономики. Для этого необходимо, чтобы национальные интересы страны в области экономики приобрели количественную определенность [1]. Эффект институциональной среды возникает в процессе снижения уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Если правила строго выполняют, то нет необходимости специально затрачивать дополнительные усилия на то, чтобы предугадать, как поведут себя субъекты: круг их возможных поступков прямо ограничен действующими институтами. Кроме того, снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое наличие институтов, позволяет планировать и осуществлять принятие решений на перспективу [2].

[1] Например, можно значительно увеличить прирост ВВП за счет экспорта нефти. Отсутствие роста добычи нефти может сказаться на внутренне ориентированном рынке, что неизбежно приведет к росту себестоимости товаров и услуг и как следствие – росту цен. Государству необходимо в каждом конкретном случае соотносить экономическую эффективность и безопасность, но это выгодно в краткосрочном периоде, а в стратегическом аспекте может оказаться совсем невыгодным [3,с.14].


Источники:

1. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / Под ред. В.К, Сенчагова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010. – 815 с.
2. Социально-экономический потенциал устойчивого развития: Учебник/ Под. ред. Проф. Л.Г. Мельника (Украина) и проф. Л. Хенса (Бельгия). – 2-е. изд., стер. – Сумы: ИТД «Университетская книга», 2008. – 1120 с.
3. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 295 с.
4. Бобылев С.Н. «Устойчивое развитие: методология и методики измерения: Учебное пособие // С.Н. Бобылев, Н.В. Зубаревич, С.В. Соловьева, Ю.С. Бобылева. – Млсква: Экономика, 2011. – 358 с. – (Высшее образование).
5. Бернасовская Л.И., Викторов А.Д., Кормановская И.Р. Системный подход к прогнозированию устойчивого развития региона: Теория. Методология. Практика: Монография. – М. Издательство «Спутник+», 2010. – 273 с.
6. Ясин Е.Г. Сценарии развития России на долгосрочную перспективу / Е.Г. Ясин. – Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2011. – 48 с.
7. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 640 с.: ил.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:07:42