Формирование концепции развития вуза в условиях рыночной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лазарев Г.И. Формирование концепции развития вуза в условиях рыночной экономики // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 11. – С. 71-75.
Аннотация:
Россия окончательно стала на путь становления рыночной экономики и интеграции в мировую экономическую систему. Это определяет необходимость отработки концепции управления ключевыми сферами общественно-экономической жизни, которые формируют перспективы эффективного и устойчивого развития страны в ХХI-м веке. Одной из важнейших в этом отношении сфер является высшее образование и подготовка кадров – ключевое звено в цикле “образование – технологический прорыв – экономический рост – благосостояние”.
Ключевые слова: вуз, управление вузом, развитие вуза
Россия окончательно стала на путь становления рыночной экономики и интеграции в мировую экономическую систему. Это определяет необходимость отработки концепции управления ключевыми сферами общественно-экономической жизни, которые формируют перспективы эффективного и устойчивого развития страны в ХХI-м веке. Одной из важнейших в этом отношении сфер является высшее образование и подготовка кадров – ключевое звено в цикле “образование – технологический прорыв – экономический рост – благосостояние”.
Переход к рыночным отношениям кардинально изменил принципы организации и управления в системе высшего образования. Возникли новые, неизвестные в плановой экономике проблемы, однако появились и новые возможности. Бесспорно, что в этих условиях проблема управления и формирования стратегии развития становится ключевой. Значимость проблемы управления вузом в новых экономических условиях многократно возросла не только потому, что старая модель управления уже не пригодна для работы в современных условиях, а новой никто не создал, но и потому, что новые решения, с одной стороны, касаются выживаемости вуза в условиях экономического кризиса, а с другой – создают фундамент для работы в рыночной системе координат (рис. 1).
Функционирование рыночной экономики в наиболее развитых странах, несомненно, имеет общие черты, но базируется на различных платформах. Целенаправленный характер развития таких стран в рамках определенных сложившихся систем приоритетов позволяет даже говорить об определенных моделях рыночной экономики (Германия, США, Япония, Швеция).
Рис. 1. Содержательный смысл формирования концепции выживаемости вуза в условиях становления рыночных отношений
В силу своего уникального пути развития Россия вынуждена искать свою собственную экономическую модель рыночной экономики, наиболее подходящую к национальным общественным традициям и возможностям. До тех пор, пока в России не сложится такая устойчивая модель, страна будет пребывать на этапе переходного периода. Этот период реформирования экономики может затянуться на достаточно длительное время, хотя данное утверждение совершенно не означает, что в течение всего этого времени в стране будет продолжаться экономический кризис. Для начала подъема достаточно осуществить всего несколько успешных экономических преобразований в масштабе всей страны (не декларировать, а именно реализовывать на практике).
Возникает естественный вопрос: как же строить новую систему управления вузом, когда внешние условия не определены? При этом также не ясно то, какую они (условия) приобретут форму. Для того чтобы начинать реформирование системы управления вузом, иметь полное представление о ходе дальнейших преобразований в стране не так уж необходимо. Достаточно принять и усвоить несколько общих положений.
Первое: страна встала на путь реформ, и рыночные отношения в экономике будут все более и более укрепляться, приобретая черты, присущие наиболее развитым странам.
Второе: глобальные реформы в государстве и соответственно изменения во внешней среде происходят постоянно и будут происходить еще в течение длительного времени, а следовательно, нужно строить очень гибкую, легко перестраиваемую систему.
Третье: происходящие в современном мире процессы глобализации экономики вынуждают образовательные системы во всех развитых странах во многом пересматривать свои взгляды на организацию образовательного процесса и образовательные технологии, используемые ранее. Сейчас нельзя за ворохом сиюминутных проблем упустить шанс выйти вместе с передовыми странами на новый уровень использования информационных технологий в управлении вузом и обучении, дабы опять не оказаться в роли догоняющего.
Внутренние преобразования системы управления и организации вуза необходимо активно проводить именно сейчас, не дожидаясь, пока в стране сложится устойчивая рыночная экономика. Это связано с тем, что преобразование организационной системы вуза представляет собой длительный процесс, требующий не только времени, но и значительных ресурсов, которые сам же вуз должен и изыскать.
Владивостокский университет экономики и сервиса приступил к поискам эффективного варианта преобразования системы управления одновременно с принятием страной курса на реформирование экономики и уже прошел значительный участок пути в этом направлении. Наличие целого ряда положительных результатов говорят о том, что решение о реформировании организационно-экономической структуры было правильным. И чем дальше мы движемся в этом направлении, тем более уверенно и на более отдаленную перспективу просматриваем задачи и возможности по их решению. То есть можно сказать, что этап поиска принципиальных решений пройден.
Сложность проблемы построения новой системы управления состоит в том, что вуз обладает очень сложной организационной структурой, управляющей разнообразными производственными процессами. Человек, который обладает достаточным опытом в одном виде деятельности учебного заведения, может иметь весьма смутное представление о задачах и методах работы других подразделений и служб вуза, а тем более об их взаимосвязи и влиянии на результат работы всей системы. А систему управления как раз и нужно выстраивать с точки зрения задач всего вуза и в первую очередь на уровне структур и взаимосвязей блоков. Поэтому координацией работы по созданию новой системы управления вузом, как правило, должен заниматься только ректор, который владеет всей ситуацией в целом, тогда как отработку деталей можно поручить руководителям отдельных направлений.
Конечно, обобщением опыта работы различных вузов по отдельным направлениям и формулировкой научных выводов и предложений могут заниматься и чисто научные учреждения. Но сегодня этот подход, наверное, нельзя признать очень эффективным, поскольку внешняя обстановка меняется слишком быстро, и лучше, когда субъект и объект анализа как можно более тесно связаны друг с другом.
Работа по формированию концепции управления конкретным вузом в конкретном регионе в некотором смысле является уникальной. Уникальность ее и в том, что негде перенять готовую модель. Зарубежный опыт – это, конечно, хорошо. Изучать его надо основательно и постоянно, но ведь там совсем другие условия. Напрашиваются прямые аналогии с мечтами о государственном благоденствии. Мы бы очень хотели, чтобы наш народ жил, как в США или развитых странах Европы. Но как к этому прийти? Какие задачи, в какой последовательности решать, какие экономические механизмы разрабатывать, чтобы они заставили систему работать более эффективно?
Более того, сейчас дело обстоит так, что отдельные эффективные организационные решения и преобразования не так просто перенести из одного российского вуза в другой. Но опыт, положительный опыт одного вуза полезен очень многим вузам по всей стране. Можно сказать, что в этой области только идет накопление научных данных. Отсюда и вариативность решений одних и тех же задач в отдельных передовых вузах. Не полностью сложилась даже терминология. Выступая перед своими коллегами, ректорами, автор неоднократно сталкивается с непониманием, вызванным переносом некоторых экономических понятий на почву вуза, в том числе и из производственной сферы. Это только еще раз подтверждает новизну вопроса, где многие решения носят пока дискуссионный характер.
Новизна задачи исключает попытку разработки некой принципиально новой модели управления вузом, наилучшим образом приспособленной для функционирования в условиях рыночной экономики. Сделать это тем более невозможно, что и модели рыночной экономики в России пока еще окончательно никто не разработал. Речь идет о разработке одного из возможных вариантов концепции формирования новой организационно-экономической структуры вуза, достаточно эффективной для функционирования в условиях складывающейся в России рыночной экономики. Одно из преимуществ предлагаемой концепции состоит в комплексном подходе к решению имеющихся и возникающих проблем. Все задачи управления рассматриваются с точки зрения целей и задач вуза как крупной управленческой структуры.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:48