Трансформация рыночных структур в информационной экономике: теоретический аспект
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (44), Август 2010
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15118618
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Трансформация рыночных структур свидетельствует о качественных изменениях хозяйственных отношений. Она является проявлением более масштабной трансформации всего воспроизводственного процесса. Хозяйственные связи и отношения в современных условиях приобретают новые черты. В значительной степени это обусловлено наблюдающейся информатизацией экономики, интернационализацией хозяйственных связей и «интеллектуализацией» экономического роста.
Ключевые слова: информационная экономика, трансформация, информатизация, рыночные структуры
Становление информационной экономики сопровождается изменениями в функционировании хозяйственного механизма рынка и самих субъектов хозяйствования. Последние в условиях динамичного характера внешней среды демонстрируют новые организационные формы, конкурентные преимущества и стратегии поведения. По мнению Л.С. Бляхмана, информатизация и глобализация изменяют сами объекты, субъекты и методы конкуренции.
Информатизация оказывает влияние на организационные формы бизнеса, а также систему связей между хозяйствующими субъектами. Последняя является важнейшим элементом всего хозяйственного механизма. Возрастание роли информационного ресурса в хозяйственном механизме выражается в информатизации форм, методов и принципов хозяйствования, в изменении структуры хозяйства и хозяйственных пропорций, в росте информационной составляющей на рынке.
Трансформация рыночных структур
С целью анализа процесса трансформации рыночных структур остановимся на понятии рыночной структуры более подробно. Рыночная структура, как известно, является определяющей характеристикой рынка и представляет собой специфическую конкурентную ситуацию, существующую на рынке в данный момент времени. Согласно определению А.А. Хвалько, рыночная структура – это организация внутренних связей между частями единого целого – рынка, то есть отношения продавцов товара друг с другом, покупателей товара друг с другом, продавцов с покупателями, продавцов с потенциальными покупателями и потенциальными конкурентами. На наш взгляд, именно характер организации внутренних связей является главным при анализе рыночной структуры, которую можно определить как форму организации хозяйственных взаимоотношений на рынке.
Однако, на наш взгляд, рассмотрение рыночной структуры с позиции конкурентной ситуации является довольно узким. Существуют другие значимые аспекты структуризации рынков, например, разделение труда, специализация, товарный обмен. Учитывая их, мы можем сказать, что отраслевые и территориальные структуры являются рыночными структурами мезоуровня. Поэтому трансформация рыночных структур предполагает и трансформацию отраслевой структуры в процессе становления информационной экономики.
Трансформация рыночных структур, как и многие другие экономические процессы, не является одномоментной. Она представляет собой сложный, непрерывный и неравномерно протекающий во времени процесс, в рамках которого происходит изменение хозяйствующих субъектов, характера их взаимодействия, хозяйственных связей и взаимоотношений, отраслевых пропорций. Применительно к информационной экономике, находящейся только на этапе своего становления, мы можем описать лишь контуры трансформационного процесса. Движущей силой процесса трансформации является трансформатор. Он будет рассмотрен нами с двух позиций. Так, в качестве трансформатора рыночных структур может выступать совокупность ряда определённых факторов и условий, воздействие которых приводит к деформации элементов рыночных структур. Вторая точка зрения на категорию «трансформатора» строится на предположении о том, что трансформация является результатом целенаправленных действий. Таким образом, в первом случае она предстаёт как объективный эволюционный процесс, во втором – носит субъективный характер. В упрощённом виде схема процесса объективной трансформации представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема процесса объективной трансформации в условиях становления информационной экономики
Факторы воздействия
Особую важность, на наш взгляд, имеет выделение и анализ необходимых условий и факторов трансформации, которые в совокупности образуют трансформатор рыночных структур. Между факторами и условиями трансформации существует тесная связь: фактор как движущая сила действует в конкретных условиях. Таким образом, для процесса трансформации необходимо «совпадение» существующих сложившихся условий и воздействующих факторов.
Рыночные структуры находятся под воздействием множества экономических и неэкономических, эндогенных и экзогенных факторов. В процессе взаимодействия друг с другом влияние факторов может как усиливаться, так и ослабляться.
Трансформация рыночных структур в условиях становления информационной экономики характеризуется специфическими факторами воздействия, среди которых значительным трансформационным потенциалом обладают научно-технический прогресс (далее НТП) в сочетании с развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и человеческий капитал.
Среди основных направлений влияния данных факторов можно назвать организацию временного и пространственного взаимодействия на рынке, конкурентные стратегии, организационные формы функционирования фирм на рынке, изменение отраслевых пропорций, появление новых отраслей и сфер деятельности и пр.
Наиболее значимым условием трансформации, на наш взгляд, является развитие инфраструктуры и институтов. Из последних в информационной экономике особую роль играют институты:
Следствия трансформации
Инфраструктура национальной экономики в контексте трансформации рыночных структур является определяющим условием для воздействия такого фактора трансформации, как научно-технический прогресс в сочетании с развитием информационно-коммуникационных технологий.
В качестве следствий трансформационного процесса можно назвать:
Вторая точка зрения на рассматриваемую категорию «трансформатора» строится на предположении о том, что трансформация является результатом целенаправленных действий. Трансформатором в этом случае выступает субъект (субъекты) экономической деятельности. Учитывая, что трансформация предполагает качественную реорганизацию рыночных структур, он должен обладать достаточной силой, средствами и инструментами воздействия на последние. В общем виде схема процесса субъективной трансформации представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема процесса субъективной трансформации
Предпосылкой субъективной трансформации является формирование трансформационного мотива. Он соотносится с предполагаемыми результатами или следствиями трансформации, так как содержит в себе желаемый образ будущего. Однако в реальности фактические следствия трансформации могут не совпасть с предполагаемыми, что становится основой для продолжения действия существующего трансформационного мотива или формирования нового.
Трансформационная политика
Большое значение для достижения конечных трансформационных целей имеет трансформационная политика как особый тип политики, направленный на формирование новых связей и отношений. Как и в любой политике, в ней необходимо четко осознавать цели трансформационного процесса и его задачи. В соответствии с ними из арсенала существующих у трансформатора инструментов и средств воздействия выбираются наиболее эффективные.
Трансформационная политика может проводиться с использованием косвенных и прямых методов воздействия. Прямые методы предполагают непосредственное директивное изменение рыночных структур, например, при помощи реструктуризации, приватизации, создания межотраслевых комплексов и пр. Косвенные методы лишь создают благоприятные условия для воздействия основных факторов трансформации. Применение косвенных методов способствует более «мягкому» варианту трансформации.
Выводы
Трансформация рыночных структур в информационной экономике, являясь частью более масштабной трансформации всего воспроизводственного процесса, представляет собой изменение рыночных субъектов, хозяйственных связей и взаимоотношений, отраслевых пропорций. Она находит своё проявление на различных уровнях: микроуровне – фирм или отдельных рыночных субъектов в виде изменения организации внутренних связей между ними; мезоуровне – отраслей, территориальных структур, кластеров.
В зависимости от непосредственной движущей силы трансформация приобретает субъективные (преимущественно субъективные) или объективные (преимущественно объективные) формы. В информационной экономике важнейшим условием трансформации рыночных структур является развитие инфраструктуры и институтов. Факторами, обладающими наибольшим трансформационным воздействием, являются НТП в сочетании с развитием и распространением ИКТ и человеческий капитал.
Источники:
2. Васин С.М. Трансформационные и деформационные процессы в развитии социально-экономических систем // http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=20899
3. Мартынов А.В. Трансформация макросоциальных систем в постсоциалистическом мире: методологический аспект. – М.: КомКнига, 2006.
4. Селищева Т.А. Структурные трансформации и проблемы формирования информационной экономики России: дис. … доктора экон. наук: 08.00.01. – СПб.: РГБ, 2006.
5. Тулонов Н.К. Формирование конкурентных преимуществ организаций в условиях информационной экономики: дис. … кандидата экон. наук: 08.00.01. – Улан-Удэ: РГБ, 2007.
6. Тяньци М. Экономическая трансформация в Китае и России: методы и основные вопросы сравнительного исследования // Вестник СПбГУ. Серия 5. – 2003. – Выпуск 4 (29).
7. Хвалько А.А. Модель формирования и модификации рыночных структур в информационной экономике // Вестник СГСЭУ. – 2008. – № 3 (22).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:11:42