Состояние и перспективы развития региональной системы предпринимательства в аграрной сфере Амурской области

Горлова Е.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены современные представления о региональной системе предпринимательства в аграрной сфере. Обоснована необходимость создания системы сельскохозяйственных распределительных центров на примере Амурской области.

Ключевые слова: предпринимательство, система предпринимательства аграрной сферы региона, сельскохозяйственный распределительный центр



В процессе поступательного развития экономических процессов внутри страны особую роль играют предпринимательские структуры, которые формируют скелет единой структуры производственных и сбытовых цепочек взаимодействия предприятий региона. Совокупность предпринимательских структур региона, государственных, муниципальных, частных организаций, исполняющих функции инфраструктуры для обеспечения бесперебойности хозяйственной деятельности в регионе, представляет собой в общем виде региональную систему предпринимательства.

В научной литературе в настоящее время отсутствует четкое представление о системе предпринимательства в аграрной сфере на уровне региона. Сама постановка проблемы требует использовать системный подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

Роль хранения и перемещения сельхозпродукции

Исходя из общего представления о социально-экономических системах как целостной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, можно выделить основные элементы системы предпринимательства в аграрной сфере региона (см. рис.).

Рис. Система предпринимательства в аграрной сфере региона

Image 1

На наш взгляд, наиболее важным элементом системы предпринимательства в аграрной сфере в условиях сложившегося размещения сельского хозяйства региона является организация хранения. Это связанно с тем, что в силу специфики аграрного предпринимательства место производства продукции и место ее потребления могут быть значительно удалены друг от друга. Но в отличие от промышленной продукции, перемещение и хранение сельскохозяйственной продукции может повлиять на ухудшение ее потребительских свойств, что отражается на цене. Именно стадия обращения является наиболее слабым звеном воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Неудовлетворенный спрос населения на отечественные продукты питания обусловлен не недостаточным объемом их производства, а плохой организацией их заготовок, хранения, переработки и реализации. Движение сельскохозяйственной продукции от поля (фермы) к потребителю сопряжено с большими количественными потерями и снижением качества. А это, в свою очередь приводит к повышению цен реализации и ограничивает конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции.

Для потребителей важно, чтобы продукция была тщательно подготовлена к продаже (рассортирована по качеству, хорошо упакована и т.д.) и предложена по приемлемой для него цене. Для этого необходимо обеспечить оптимальные условия для сохранения продукции в процессе продвижения к покупателю, определить места (каналы) сбыта и порядок отпуска. Большое значение в рациональной организации сферы обращения имеет тщательное изучение конъюнктуры рынка, в том числе его емкости и насыщенности соответствующими видами продукции, цен реализации, их дифференциация в зависимости от качества продукции и сроков ее предложения покупателю, знание платежеспособного спроса населения в разных регионах страны. Это обеспечит предприятию успешную реализацию и получение дополнительной прибыли.

Сельскохозяйственные распределительные центры

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. одним из приоритетов государственной политики является минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны.

Однако соединение процессов производства, хранения, товарной доработки и промышленной переработки продукции в рамках одного сельскохозяйственного предприятия не всегда возможно по финансовым обстоятельствам, а нередко вовсе нецелесообразно по организационным причинам. Еще более сложно это сделать крестьянским (фермерским) хозяйствам и практически не возможно хозяйствам населения [9].

Для решения данной проблемы на наш взгляд необходима организация специализированных предпринимательских структур, которые смогли бы соединить процессы производства, товарной доработки, хранения, промышленно переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

В сельском хозяйстве России для сокращения логистических издержек, формирования инфраструктуры продовольственных рынков, повышения качества и конкурентоспособности продукции, обеспечения сырьем промышленности необходима организация специфических распределительных центров в местах сосредоточения сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей. В целях нашего исследования указанные элементы будут обозначаться как сельскохозяйственные распределительные центры, под которыми понимается система технических сооружений (складов), предназначенных для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения конкретных функций по хранению и преобразованию потока сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные распределительные центры должны будут выполнять функции по преобразованию и ускорению движения потока сельскохозяйственной продукции из мест производства до мест потребления.

Ситуация в Амурской области

В Амурской области сложились важнейшие предпосылки для создания оптового продовольственного рынка:

1) благоприятные условия для развития сельского хозяйства;

2) развитие переработки сельскохозяйственной продукции на основе местной сырьевой базы;

3) развитая транспортная инфраструктура;

4) неблагоприятная структура внешней торговли с Китаем.

Существующие возможности могут обеспечить повышение эффективности работы сельскохозяйственных распределительных центров, которые должны аккумулировать сельскохозяйственную продукцию в районах обслуживания. Материальные потоки сельскохозяйственной продукции будут удовлетворять, прежде всего, потребности населения всех городов и районов Амурской области в продуктах питания и промышленности в сырье. Излишки продукции могут быть направлены по транспортным магистралям в другие регионы Дальнего Востока и Сибири. На перспективу, при достижении больших объем производства и высокой конкурентоспособности продукции возможен выход на рынок сопредельных государств, прежде всего КНР.

Потенциальными пользователями услуг сельскохозяйственных распределительных центров будут различные категории сельхозтоваропроизводителей: сельскохозяйственные организации, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства граждан.

В результате реализации мероприятий по созданию сети сельскохозяйственных распределительных центров в Амурской области ожидается, прежде всего, создание современной инфраструктуры оптового продовольственного рынка.

За счет функционирования системы сельскохозяйственных распределительных центров перерабатывающие предприятия получат стабильный источник сырьевых ресурсов, население, государственные и муниципальные учреждения будут обеспеченны продовольствием собственного производства. Кроме того, на перспективу ожидается выход на продовольственные рынки соседних регионов.

Планируется увеличение числа магазинов и складских помещений, которые будут находиться в составе сельскохозяйственных распределительных центров. Ежедневный грузооборот работы всей системы составит 613 т. Площадь и объем складских помещений возрастет в 30 раз. Для выполнения грузоперевозок понадобится в 2,5 раза больше единиц автомобильного транспорта (грузоподъемностью 12 т).

Планируемая эффективность сельскохозяйственных распределительных центров в Амурской области

По предварительным оценкам для реализации предложенных мероприятий потребуется 1014 млн руб. капиталовложений. Ежегодный товарооборот оптового продовольственного рынка составит 11 410 млн руб. В среднем оптовая наценка составит 30% или 3423 млн руб. При нормативном уровне рентабельности (10–12%) прибыль составит 311 млн руб. Срок окупаемости вложений – 3,3 года.

Выполняя посредническую функцию между производителями сельскохозяйственной продукции, переработчиками сырья и потребителями, данная предпринимательская структура через систему транспортного обеспечения, складского хозяйства, распределительную сеть будет способствовать оптимизации:

− издержек обращения, их структуры, уровня и динамики;

− сбытовых запасов, их уровня, структуры и динамики;

− ценовой политики предприятия, его кредиторской и дебиторской задолженности;

− организационной структуры предприятия.

Таким образом, создание оптового продовольственного рынка в Амурской области целесообразно как по экономическим показателям эффективности, так и по социальному значению.


Источники:

1. Моттаева А.Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы // Нефть, газ и бизнес. – 2011. – № 5. – С. 22−28.
2. Петрова О.Н. Конкурентоспособность как доминанта устойчивого развития региональной социально-экономической системы // Псковский регионологический журнал. – 2011. − № 11. – С. 35−42.
3. Шакиров Ф.К. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров, В.Н. Ариничев, В.В. Бердников и др.; под ред. Ф.К. Шакирова. – М.: КолосС, 2003. – 504 с.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 17:39:28