Эффективность государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области

Улимбашев А.З.1, Дубравина Д.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в Ленинградской области. Предмет исследования – особенности, результаты и эффективность государственной поддержки аграрного сектора региона. В статье анализируется динамика объема государственной поддержки и основных результатов в сельском хозяйстве региона за период 2019-2023 гг. Проводится оценка степени достижения плановых показателей государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области. Определена эффективность государственной поддержки аграрного сектора через оценку результатов отрасли региона на 1 руб. бюджетных ассигнований. Эффективность государственной поддержки отрасли региона в целом остается на относительно низком уровне. При ежегодном росте валовой продукции сельского хозяйства проблемы, характерные для сельского хозяйства региона остаются нерешенными, в том числе такие как: сокращение посевных площадей, численности работников в сельском хозяйстве, низкая добавленная стоимость, заработная плата, финансовые показатели сельхозорганизаций

Ключевые слова: аграрный сектор, сельское хозяйство, государственная поддержка, показатели эффективности, Ленинградская область

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

В целях преодоления негативных последствий политики «рыночного фундаментализма» в агропромышленном комплексе страны [1], ярко проявившихся в 90-е годы XX века и сохранявшихся в первом десятилетии XXI века, усилилось государственное регулирование аграрного сектора через внедрение программно-целевого подхода в управлении отраслью. Изменение методов бюджетного планирования и уход от сметного планирования на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации произошел в стране после принятия Правительством РФ Постановления от 22.05.2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». В агропромышленном комплексе в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. №264-ФЗ (ред. от 08.08.2024 г.) о «Развитии сельского хозяйства» и на основе Национального проекта «Развитие АПК» с 2008 г. реализуется комплексная программа «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2030 г.» [1], [2]. Таким образом, в отрасли на сегодняшний день практически реализован переход к программно-целевому методу субсидирования.

Вместе с тем, значимость аграрного сектора в обеспечении продовольственной и национальной безопасности страны определяет необходимость в увеличении эффективности государственной поддержки аграрного сектора экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и бюджетного ограничения. Подобное состояние дел повышает актуальность и значимость исследований, посвященных оценке эффективности государственной поддержки сельского хозяйства как на уровне всей страны, так и регионов.

Публикации, посвященные оценке эффективности государственной поддержки аграрного сектора, можно разделить на несколько групп в соответствии с применяемыми в них подходами:

- оценка эффективности государственной поддержки через выполнение показателей государственной программы развития сельского хозяйства, достижение целевых показателей программы. Так, Medvedeva L. с соавторами на примере Ростовской, Краснодарской и Астраханских областей показывают особенности и различия применяемых в регионах методологий в оценке эффективности программ поддержки отрасли, основанных на оценке достижения индикаторов [3]; Полушкина Т.М. на примере Государственной программы устойчивого развития сельских территорий республики Мордовия на 2014-2017 гг. , на период до 2030 г. и Государственной программы развития сельского хозяйства Пензенской области показывает особенности расчета эффективности поддержки сельского хозяйства и сельских территорий [4], отмечая недостатки данного подхода и др.;

- оценка эффективности государственной поддержки через сопоставление темпов роста объемов государственной поддержки и результатов отрасли. Так, Сочнева Е.Н. с соавторами оценивают количественное и качественное изменение труда и капитала в отрасли, в т. ч. они сопоставляют динамику субсидий, объема инвестиций и основных фондов, производительности труда [5]; Акмаров П.Б. и Князева О.П. сопоставляют динамику объема государственной поддержки и валовой добавленной стоимости, роста производства продукции, уровня рентабельности аграрного производства, среднемесячной заработной платы и индекса производительности труда в сельском хозяйстве [6]; Сеитов С.К. определяет влияние субсидий на динамику совокупной факторной производительности сельского хозяйства в России [7] и др.;

- оценка эффективности государственной поддержки в аспекте эффективности использования субсидий отдельными сельхозпроизводителями, играющими ключевую роль в стране или регионе. Например, Крылова А.А. проводит оценку эффективности государственной поддержки через оценку эффективности поддержки технической и технологической модернизации сельхозпроизводства на уровне отдельного хозяйства [8]; Войтко И.А. и Киреенко Н.В. проводят оценку эффективности использования средств поддержки сельскохозяйственными организациями по определенными видам продукции, необходимым для обеспечения продовольственной безопасности, с использованием данных годовых отчетов организаций, с формированием общего массива [9]; Кодирзода Д.Б. с соавторами рассматривают эффективность управления отраслью с точки зрения сконцентрированной системы управленческих решений, определяемых целями деятельности конкретного экономического субъекта сельского хозяйства, и развития сельскохозяйственной организации за счет инвестиций со стороны государства и бизнеса, предлагают систему комплексной оценки эффективности управления сельскохозяйственными организациями на основе использования экономико-математической модели с использованием метода экспертных оценок [10]; Пахновская Н.М. доказывает преимущества оценки эффективности поддержки отрасли через эффективность использования государственной поддержки субъектами хозяйствования на основе сопоставления финансового результата (прибыли) сельскохозяйственной организации и агрегированного показателя государственной поддержки сельского хозяйства [11] и др.;

- оценка эффективности государственной поддержки с использованием институционального анализа. Например, Барышникова Н.А. и Киреева Н.А. оценивают эффективность институтов, регламентирующих функционирование АПК, на примере института бюджетной поддержки, с позиции их способности оказывать воздействие на общественные отношения в сфере производства и потребления продовольствия и возможности позитивно влиять на достижение конечной цели функционирования АПК [12];

- оценка эффективности государственной поддержки, дающая представление о результатах сельскохозяйственного производства на единицу бюджетных ассигнований. Так, Минаков И.А. и Куликов А.Н. оценивают эффективность государственной поддержки сельского хозяйства России через расчет валовой продукции сельского хозяйства на 1 руб. поддержки [13]; Жиляков Д.И. предлагает оценивать эффективность господдержки в том числе через анализ объема полученной производителями отрасли прибыли на 1 руб. поддержки [14]; Larionjva N. производит оценку государственной поддержки животноводства в Тюменской области через анализ роста валовой и товарной продукции в отрасли на 1 руб. субсидий [15]; и др.

Таким образом, в научной литературе используются разные подходы и процедуры в определении эффективности государственной поддержки, следовательно, отсутствует общепринятая методика, показатели и критерии оценки эффективности государственной поддержки аграрного сектора в целом, а также и по направлениям поддержки отрасли, что и отмечается в работах ( [16], [17], [18], [19]).

Большинство авторов сходятся во мнении, что эффективность государственной поддержки аграрного сектора в стране на макро- и микроуровне невысока [20] – государственное финансирование оказывает влияние на рост производства, но не на эффективность сельского хозяйства [5], обеспечивая таким образом больше поддержку, а не развитие. По мнению других авторов, более эффективным с точки зрения развития сельского хозяйства, занятости, снижения бедности и получения долгосрочных эффектов является не прямое финансирование субъектов хозяйствования, а финансирование создания общественных благ (общих услуг) [21].

Целью данной работы является оценка эффективности государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области. Предмет исследования – особенности, результаты и эффективность государственной поддержки аграрного сектора региона.

В процессе достижения поставленной цели использовались теоретические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также абстрактно-логический, монографический и экономико-статистический методы исследования. Информационной базой исследования выступают оперативные данные, статистические и аналитические сборники регионального отделения Федеральной службы государственной статистики (Петростат), открытые данные Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.

Основная часть

Аграрный сектор Ленинградской области является наиболее динамично развивающейся отраслью региональной экономики и основным производителем сельскохозяйственной продукции в Северо-Западном федеральном округе. Специализацией аграрного сектора региона является животноводство (75% от валовой продукции отрасли), а приоритетной отраслью животноводства является молочное скотоводство, по которому регион является одним из лидеров.

Государственная поддержка аграрного сектора региона осуществляется в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» (№ 463 от 29.12.2012) [22].

Объем по структурным элементам государственной программы бюджетной поддержки аграрного сектора Ленинградской области по итогам 2023 г. представлены в табл. 1.

Таблица 1 – Объем и структура государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области по итогам 2023 г., тыс. руб.

Наименование структурного элемента государственной программы
Фактическое финансирование государственной программы
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Проектная часть
Федеральный (региональный) проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»
21123
22729,41668
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»
0
46705,767
Федеральный (региональный) проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса»
788,6
388,41493
Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса»
658433,4863
2035881,426
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального проекта «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса»
0
539147,1509
Федеральный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»
68257,1
34123,43098
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»
60598,70392
1254528,581
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального проекта «Содействие занятости сельского населения»
0
5586,7
Федеральный проект «Развитие сельского туризма»
13432,43005
12944,81995
Федеральный проект «Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения»
119731,7571
252342,6491
Федеральный проект «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства»
42745,80002
147554,145
Процессная часть
Комплекс процессных мероприятий «Обеспечение реализации государственной программы»
0
237435,8611
Комплекс процессных мероприятий «Обеспечение эпизоотического благополучия на территории Ленинградской области»
0
657161,7805
Всего по государственной программе
985110,8774
5246530,143
Источник: составлено авторами по данным [23].

Основная доля государственной поддержки аграрного сектора региона приходится на областной бюджет. По итогам отчетного года на поддержку отрасли было направлено 6 231,64 млн руб., в том числе 84% из областного бюджета и 16% из федерального бюджета. Подобное соотношение федеральных и региональных средств в реализации государственной программы характерно для региона за предыдущие 5 лет. Основная часть всего объема государственной поддержки аграрного сектора региона в отчетном году приходится на Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» (43,24%) и мероприятия, направленные на достижение цели федерального проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» (21,1%). На активизацию и развитие малого агробизнеса в регионе в отчетном году направлено менее 1,5% от общего объема поддержки аграрного сектора, что ниже, чем в предыдущие годы [24].

Динамика объема государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области за период с 2019 г. по 2023 г. представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Динамика фонда государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области за 2019 –2023 гг., тыс. руб.

Источник: составлено авторами по данным [23].

За анализируемый период на поддержку аграрного сектора региона направлено 28 879,544 млн руб. Несмотря на рост государственной поддержки отрасли в 2023 г. относительно 2022 г. (117%) годовой объем финансирования отрасли в отчетном году составил лишь 94% от объема поддержки 2019 г.

Основные результаты государственной поддержки отрасли региона за анализируемый период представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Итоги реализации государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области за 2019 – 2023 гг.

Показатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Валовое производство продукции сельского хозяйства, млрд руб.
103,0
97,1
109,2
119,5
129,1
Валовая добавленная стоимость сельского хозяйства, млрд руб.
53,6
64,3
74,4
77,3
-
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства, тыс. руб.
38,228
40,696
42,492
50,197
57,704
Уровень рентабельности сельхозорганизаций, %
6,3
5,1
7,8
8,4
8,3
Доля прибыльных организаций в сельском хозяйстве, %
82,9
76,5
82,1
87,3
78,4
Объем государственной поддержки, млрд руб.
6,6204
5,3933
5,3379
5,2963
6,2316
Источник: составлено авторами по данным [23], [25], [26], [27].

Темп роста валовой продукции сельского хозяйства в регионе в отчетном году относительно предыдущего года составил 108%, достигнув 129,1 млрд руб. Изменение за весь пятилетний период составило 26,1 млрд руб., или 125,3%. Если в условиях заметного снижения объема поддержки отрасли в 2020 г. (81,4% к 2019 г.), мы наблюдаем и снижение валовой продукции отрасли (94,2%), то в последующие годы, несмотря на незначительное снижение объемов поддержки, наблюдается рост сельского хозяйства. При этом в 2023 г., несмотря на значительное увеличение государственной поддержки в регионе (117,6%), рост валовой продукции сельского хозяйства замедлился (108%), что характерно для отрасли начиная с 2021 г. (рис. 2).

Валовая добавленная стоимость сельского хозяйства региона за анализируемый период также устойчиво растет, составив по итогам 2022 г. 77,3 млрд руб., или 4,6% от валового регионального продукта экономики региона.

Зависимость между изменением средней начисленной заработной платы в сельском хозяйстве региона и объемом поддержки отрасли отсутствует. Заработная плата работников аграрного сектора, достигнув по итогам 2023 г. 57 704 руб., превысила показатель предыдущего года на 14,9%, а показатель 2019 г. – на значительные 79%. При этом за последние 2 года номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве региона растет в среднем на 16,5% в год. Наблюдаемый подъем номинальной заработной платы, определяемый повышением производительности труда в отрасли (см. рис. 2), позволяет обеспечить рост и реальной заработной платы работников сельского хозяйства, который по итогам отчетного года составил 54 029,9 руб. Несмотря на увеличение средней начисленной заработной платы в сельском хозяйстве региона, ее уровень остается одним из самых низких в Ленинградской области, составив по итогам 2023 г. 85% от средней начисленной заработной платы в экономике региона.

Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по итогам 2023 г. снизился по отношению к предыдущему году в незначительной степени, и составил 8,3%, превысив таким образом показатель 2019 г. на 2 п. п. Динамика уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций соответствует динамике уровня рентабельности организаций в целом по экономике региона, но ниже данного показателя за анализируемый период в среднем на 1,7 п. п. Доля прибыльных организаций в сельском хозяйстве по итогам 2023 г. составила 78,4%, что ниже показателя предыдущего года на 8,9 п. п. и показателя 2019 г. на 4,5 п. п.

На рис. 2 представлены индексы основных показателей сельского хозяйства региона в сопоставлении с индексом государственной поддержки отрасли за анализируемый период.

Рисунок 2. Динамика темпов роста показателей сельского хозяйства и государственной поддержки отрасли Ленинградской области

за 2019 – 2023 гг., в % к предыдущему году

Источник: рассчитано и составлено авторами по данным [23], [25], [26], [27].

По итогам 2023 г., на фоне роста объема бюджетной поддержки индексы производительности труда, объема инвестиций и валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области снизились. При этом, стоит отметить, что объем инвестиций в сельское хозяйство региона сократился по итогам отчетного года на рекордные 1,83 млрд руб., или на 11,1%, при темпе роста инвестиций в целом по экономике региона на уровне 113,2%. Следствием падения темпов роста производительности труда в сельском хозяйстве стало снижение уровня заработной платы в отчетном году. Отметим, что наблюдаемый скачок производительности труда в отрасли в 2022 г. определяется прежде всего сокращением количества занятых в сельском хозяйстве региона на 14%, или 4,3 тыс.

Основные целевые показатели Государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области и степень их достижения за анализируемый период представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Сведения о достижении плановых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области

за 2019 –2023 гг.

Наименование показателя государственной программы
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
План
Факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт
План
Факт
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году
107,2
101,6
101,3
100,1
101,1
100,7
101,9
103,4
101,0
100,7
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий)
16,5
11,1
17,0
14,4
17,0
13,4
14,8
16,3
12,1
13,5
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (без субъектов малого предпринимательства)
36800,0
45103,3
43800
48841
43900
54402
54713
62898
56698
73619
Источник: составлено авторами по данным [23].

Невыполнение плановых показателей по индексу производства продукции сельского хозяйства за ряд лет связано с колебаниями на товарном рынке сырья и продовольствия, а также прекращением деятельности двух птицефабрик (ООО «Леноблптицепром», ОАО «Птицефабрика Ударник») и снижением производства мяса птицы в ЗАО «Агрокомплекс Оредеж» и АО ПФ «Синявинская» в 2019 г., снижением объемов производства картофеля на 8,7%, овощей на 10,4%, ягод на 12% в хозяйствах всех категорий в 2020 г., прекращением деятельности ООО «СХП «Лосево», сокращением поголовья в АО «Сумино» и АО «ПЗ «Ленинский путь» в 2021 г., снижением производства продукции растениеводства по причине установления неблагоприятных погодных условий в 2023 г. По уровню рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) за период с 2019 по 2021 г., в соответствии с критериями оценки, утвержденными регулятором [23], наблюдается удовлетворительный уровень эффективности [22].

На сегодняшний день оценка степени достижения плановых показателей является основным подходом к оценке эффективности реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в регионах наряду с оценкой степени соответствия запланированному уровню затрат и степенью реализации мероприятий государственной программы на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных результатов. Таким образом, с использованием данного подхода, как было отмечено выше, и проводится оценка эффективности государственной поддержки отрасли. Но у этого подхода имеется ряд недостатков, связанных в том числе с возможностью промежуточной корректировки плановых показателей и занижением плановых значений показателей [28], [29], ограничивающих возможности его применения для оценки эффективности государственной поддержки отрасли. Заметим, что и по анализируемой программе имеются недостатки, касающиеся оценки результатов и планирования значений целевых индикаторов. В частности, фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в 2023 г., согласно отчету о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области [23], как показано выше, составил 100,7%, что ниже планового показателя – 101%. Данное значение роста валовой продукции в 2023 г. относительно предыдущего года представлено в статистическом сборнике регионального отделения государственной статистики [25, с. 58]. Там же представлен показатель производства валовой продукции отрасли в регионе по итогам 2023 г., рассчитанный исходя из стоимости валовой продукции отрасли в 2023 г., который составил 108,3% к уровню 2022 г. Стоит отметить, что Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области на основании небесспорного значения индекса валовой продукции сельского хозяйства согласно отчету о реализации государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области устанавливает плановый показатель на 2024 г. на уровне 101% [23], что в последствии исказит оценку результатов отрасли по итогам года.

Дальнейшая оценка эффективности государственной поддержки аграрного сектора области произведена через расчет результатов отрасли на 1 руб. поддержки (табл. 4).

Таблица 4 – Показатели оценки эффективности государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области за 2019-2023 гг.

Показатели
Ед. изм.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Объем господдержки на 1 га посевной площади
Руб./га
27793,44
22746,7
23319,93
23393,6
27671,6
Объем господдержки на 1 сельхозорганизацию
Руб./ед.
4235699
4064244
4206409
4320001
5206049
Объем господдержки на 1 жителя сельской местности
Руб./чел.
10046,13
8719,89
8502,601
8035,69
9349,79
Валовая продукция сельского хозяйства на 1 руб. поддержки
Руб./руб.
15,56
18,00
20,46
22,56
20,72
Объем инвестиций в сельское хозяйство на 1 руб. поддержки
Руб./руб.
1,70
2,25
2,25
3,12
2,35
Размер прибыли в сельском хозяйстве на 1 руб. поддержки
Руб./руб.
1,11
1,10
1,97
2,31
2,35
Источник: рассчитано и составлено авторами по данным [23], [25], [26], [27].

Объем государственной поддержки на 1 га посевной площади по итогам 2023 г. в регионе составил 27 671,59 руб., или 118,3%, относительно предыдущего года; 99,5% по сравнению с 2019 г., что объясняется сокращением посевных площадей в регионе [25], [26]. В условиях ежегодного сокращения количества сельхозорганизаций в регионе объем государственной поддержки на 1 сельскохозяйственную организацию в отчетном году составил 5,2 млн руб., или 120%, относительно предыдущего года; 122% относительно 2019 г. Объем поддержки на 1 жителя сельской местности по итогам 2023 г. составил 9,4 тыс. руб., или 116%, относительно предыдущего года, переломив отрицательный тренд в динамике данного показателя, наблюдавшийся с 2020 г. Это стало возможным из-за значительного роста государственной поддержки отрасли в отчетном году. Вместе с тем значение данного показателя за 2019 г. так и не достигнуто (93%).

Валовая продукция сельского хозяйства на 1 руб. бюджетных ассигнований в отрасли региона в отчетном году составил 20,7 руб., или 91%, относительно предыдущего года, переломив таким образом позитивный тренд показателя, наблюдавшийся с 2019 г. Среднее значение данного показателя в регионе за анализируемый период ниже среднегодовых значений в целом по сельскому хозяйству РФ за тот же период на 2,2 руб. [13]. Объем инвестиций в сельское хозяйство региона на 1 руб. поддержки составил по итогам отчетного года 2,35 руб., или 75,5%, к предыдущему году в связи со значительным снижением объема инвестиций в отрасль. Размер прибыли в сельском хозяйстве региона на 1 руб. бюджетного финансирования показывает рост в течение всего периода наблюдения и составил в отчетном году 2,35 руб., или 102% к предыдущему году, что стало возможным из-за опережающего роста прибыли сельхозорганизаций региона относительно роста государственной поддержки отрасли.

Заключение

Эффективность государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области остается на достаточно низком уровне, несмотря на положительную динамику по некоторым показателям. В условиях ежегодного роста валовой продукции сельского хозяйства характерные для отрасли региона проблемы остаются не решенными, в том числе по размеру добавленной стоимости и средней начисленной заработной платы, по которым, несмотря на рост за последние 5 лет, отрасль демонстрирует одни из самых низких показателей в региональной экономике. Относительно низкие показатели финансового состояния сельскохозяйственных организаций ведут к ограничению расширенного воспроизводства, что в условиях низкой инвестиционной привлекательности аграрного сектора приводит к снижению объемов инвестиций в отрасль. В регионе продолжается сокращение посевных площадей, наблюдаемое с начала 2000-х годов [30], и снижается численность занятых в сельском хозяйстве, что, в отсутствии высоких темпов инвестиций в основной капитал, модернизации производства и ее технологического развития, ведет к сокращению отрасли и снижению конкурентоспособности.

Анализ показывает, что ставка в государственной поддержке отрасли делается на крупный агробизнес, что разумно в условиях необходимости обеспечения продовольственной безопасности региона и страны. Но, вместе с этим, растет и зависимость отрасли от ограниченного количества организаций, как следствие снижается устойчивость аграрного сектора, накапливаются социальные и экологические проблемы на сельских территориях [31], [32]. Малый агробизнес, имеющий относительно высокий потенциал в решении подобных проблем, в сложившихся условиях не получает достаточной поддержки, что выражается в низкой доле фонда поддержки малого агробизнеса в общем объеме поддержки отрасли, в сокращении количества поддержанных субъектов малого агробизнеса и в целом в сокращении активности в данном секторе [24], [33].

В этих условиях существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной поддержки и регулирования аграрного сектора Ленинградской области с целью повышения ее экономической и социальной эффективности с соблюдением баланса между следованием федеральным ориентирам в региональной экономической политике и необходимостью достигать территориальных, специфических задач на местах [34].


Источники:

1. Костяев А. И., Никонова Г.Н. Политика рыночного фундаментализма: последствия для АПК и пути их преодоления // Никоновские чтения. – 2015. – № 20-1. – c. 7-10.
2. Костяев А. И., Яхнюк С. В. Программный подход к управлению развитием сельского хозяйства Ленинградской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2013. – № 5. – c. 4-6.
3. Medvedeva, Lyudmila & Barmuta, Karine & Fedoseeva, Lyudmila. (2023). Evaluating the effectiveness of programs for the agricultural sector support at the regional level. E3S Web of Conferences. 413. 10.1051/e3sconf/202341301019
4. Полушкина Т. М. Эффективность государственного регулирования сельского хозяйства // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 6. – c. 108-112. – doi: 10.17513/fr.42786.
5. Сочнева Е.Н., Киян Т.В., Плотникова С.П. К вопросу об эффективности государственных вложений в сельскохозяйственную отрасль // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 2. – c. 245-264. – doi: 10.18334/ppib.11.2.120782.
6. Акмаров П. Б., Князева О. П. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3. – c. 451-456. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-451-456.
7. Сеитов С. К. Субсидирование как мера повышения производительности факторов в сельском хозяйстве России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2022. – № 6. – c. 100-122.
8. Крылова А. А. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса региона // Инновационное развитие экономики. – 2023. – № 1. – c. 79-83. – doi: 10.51832/222379842023179.
9. Войтко И. А., Киреенко Н. В. Рекомендации по формированию методологических подходов по совершенствованию системы государственной поддержки сельского хозяйства с учетом оценки эффективности ее применения. - Минск : Белорусский государственный аграрный технический университет, 2023. – 152 c.
10. Кодирзода Д. Б., Ялунина Е. Н., Барфиев К. Х. Государственное регулирование и повышение эффективности управления сельскохозяйственными организациями. - Душанбе : Ирфон, 2023. – 294 c.
11. Пахновская Н. М. Оценка эффективности государственной поддержки российских сельхозтоваропроизводителей // Управленческий учет. – 2021. – № 4-1. – c. 108-116.
12. Барышникова Н.А., Киреева Н.А. Продовольственная политика и экономическая безопасность аграрного сектора экономики России: опыт институционального анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2023. – № 4. – c. 379-390. – doi: 10.18500/1994-2540-2023-23-4-379-390.
13. Минаков И.А., Куликов А.Н. Результативность и эффективность государственной поддержки аграрного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2024. – № 1. – c. 11-17. – doi: 10.31442/0235-2494-2024-0-1-11-17.
14. Жиляков Д. И., Петрушина О. В. Разработка модели и методики оценки эффективности государственного регулирования развития сельского хозяйства // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2022. – № 4. – c. 169-179. – doi: 10.53914/issn2071-2243_2022_4_169.
15. Larionova, N. (2019). Government support for agriculture and evaluation of its effectiveness at the macro and micro level. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 341. 012211. 10.1088/1755-1315/341/1/012211
16. Turchaeva, I. & Zabirova, V. & Khosiev, B.. (2023). Evaluation of the effectiveness of state support for agribusiness entities. Buhuchet v sel'skom hozjajstve (Accounting in Agriculture). 485-496. 10.33920/sel-11-2308-04
17. Шишкина Н.В., Сабетова Т.В., Гоголева Т.Н., Голикова Г.В. Методический подход к оценке эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Современная экономика: проблемы и решения. – 2024. – № 4. – c. 22-33. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2024/4/22-33.
18. Барышников Н. Г., Зарькова Ю. С. Критерии оценки эффективности использования средств государственной поддержки сельского хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 19. – c. 25-28.
19. Чайка В.П., Толмачев А.В., Михайлушкин П.В., Багмут А.А., Искандарян Г.О. Системная оценка эффективности госрегулирования АПК // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2019. – № 78. – c. 59-65. – doi: 10.21515/1999-1703-78-59-65.
20. Калинин А. М., Самохвалов В. А. Эффективность финансовой поддержки сельского хозяйства: общая оценка и межбюджетный эффект // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 5. – c. 142-152. – doi: 10.1134/S1075700720050081.
21. Шик О. В., Янбых Р. Г. Оценка уровня государственной поддержки АПК и предложения по повышению её эффективности // АПК: Экономика, управление. – 2023. – № 4. – c. 3-16. – doi: 10.33305/234-3.
22. Постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 № 463 (ред. от 10.09.2024) «О государственной программе Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области»
23. Отчет о реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://apk.lenobl.ru/ru/gospodderzhka/gosudarstvennye-programmy-leningradskoj-oblasti/ (дата обращения: 09.12.24).
24. Улимбашев А.З., Нам М.А., Дубравина Д.А. Оценка государственной финансовой поддержки малого аграрного предпринимательства Ленинградской области // Экономика сельского хозяйства России. – 2023. – № 5. – c. 13-20. – doi: 10.32651/235-13.
25. Ленинградская область в 2023 году. Краткий статистический сборник. Петростат. – СПб., 2024. – 93с. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11000424_lo.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
26. Ленинградская область в 2022 году. Статистический ежегодник. Петростат. – СПб., 2023. – 256 с. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11000223.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
27. Основные показатели финансового состояния организаций Ленинградской области за январь-декабрь 2023 года. Оперативная информация Петростат. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/29441 (дата обращения: 09.12.2024).
28. Бубновская Т. В., Ослопова М. В. Методический подход и оценка эффективности реализации мер государственной поддержки агропромышленного комплекса (на примере Приморского края) // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2024. – № 2. – c. 69-78. – doi: 10.24143/2073-5537-2024-2-69-78.
29. Колесников А. В., Зигаева И. А. Эффективность государственной поддержки АПК // Russian Economic Bulletin. – 2020. – № 1. – c. 32-38.
30. Никонова, Г. Н. Джабраилова, Б. С., Никонов А. Г. Территориальные особенности рынка земли в сельской местности // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. – 2020. – № 6. – c. 786-796. – doi: 10.30766/2072-9081.2020.21.6.786-796.
31. Чекмарев О. П., Лукичев П. М., Конев П. А. Влияние агрохолдингов на состояние рынка труда сельских территорий: региональная дифференциация // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 2. – c. 335-352. – doi: 10.18334/ppib.11.2.120837.
32. Никулина Ю. Н., Юрченко Т. В., Суровцев В. Н. Зависимость численности сельского населения от уровня развития сельского хозяйства: анализ панельных данных Ленинградской области // Народонаселение. – 2021. – № 1. – c. 90-102. – doi: 10.19181/population.2021.24.1.9.
33. Чекмарев О.П., Улимбашев А.З., Конев П.А. Оценка уровня государственной грантовой поддержки фермерства Ленинградской области // АПК: Экономика, управление. – 2024. – № 11. – c. 54-62.
34. Бушенева Ю. И., Чекмарев О. П. Модернизация государственных программ, как инструмента планирования региональной экономики (на примере регионов Северо-Западного федерального округа) // Экономическое развитие России. – 2024. – № 1. – c. 24-29.

Страница обновлена: 25.01.2025 в 20:47:42