Эффективность государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области
Улимбашев А.З.1, Дубравина Д.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный аграрный университет
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)
Аннотация:
Статья посвящена оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в Ленинградской области. Предмет исследования – особенности, результаты и эффективность государственной поддержки аграрного сектора региона. В статье анализируется динамика объема государственной поддержки и основных результатов в сельском хозяйстве региона за период 2019-2023 гг. Проводится оценка степени достижения плановых показателей государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области. Определена эффективность государственной поддержки аграрного сектора через оценку результатов отрасли региона на 1 руб. бюджетных ассигнований. Эффективность государственной поддержки отрасли региона в целом остается на относительно низком уровне. При ежегодном росте валовой продукции сельского хозяйства проблемы, характерные для сельского хозяйства региона остаются нерешенными, в том числе такие как: сокращение посевных площадей, численности работников в сельском хозяйстве, низкая добавленная стоимость, заработная плата, финансовые показатели сельхозорганизаций
Ключевые слова: аграрный сектор, сельское хозяйство, государственная поддержка, показатели эффективности, Ленинградская область
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение
В целях преодоления негативных последствий политики «рыночного фундаментализма» в агропромышленном комплексе страны [1], ярко проявившихся в 90-е годы XX века и сохранявшихся в первом десятилетии XXI века, усилилось государственное регулирование аграрного сектора через внедрение программно-целевого подхода в управлении отраслью. Изменение методов бюджетного планирования и уход от сметного планирования на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации произошел в стране после принятия Правительством РФ Постановления от 22.05.2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». В агропромышленном комплексе в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. №264-ФЗ (ред. от 08.08.2024 г.) о «Развитии сельского хозяйства» и на основе Национального проекта «Развитие АПК» с 2008 г. реализуется комплексная программа «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2030 г.» [1], [2]. Таким образом, в отрасли на сегодняшний день практически реализован переход к программно-целевому методу субсидирования.
Вместе с тем, значимость аграрного сектора в обеспечении продовольственной и национальной безопасности страны определяет необходимость в увеличении эффективности государственной поддержки аграрного сектора экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и бюджетного ограничения. Подобное состояние дел повышает актуальность и значимость исследований, посвященных оценке эффективности государственной поддержки сельского хозяйства как на уровне всей страны, так и регионов.
Публикации, посвященные оценке эффективности государственной поддержки аграрного сектора, можно разделить на несколько групп в соответствии с применяемыми в них подходами:
- оценка эффективности государственной поддержки через выполнение показателей государственной программы развития сельского хозяйства, достижение целевых показателей программы. Так, Medvedeva L. с соавторами на примере Ростовской, Краснодарской и Астраханских областей показывают особенности и различия применяемых в регионах методологий в оценке эффективности программ поддержки отрасли, основанных на оценке достижения индикаторов [3]; Полушкина Т.М. на примере Государственной программы устойчивого развития сельских территорий республики Мордовия на 2014-2017 гг. , на период до 2030 г. и Государственной программы развития сельского хозяйства Пензенской области показывает особенности расчета эффективности поддержки сельского хозяйства и сельских территорий [4], отмечая недостатки данного подхода и др.;
- оценка эффективности государственной поддержки через сопоставление темпов роста объемов государственной поддержки и результатов отрасли. Так, Сочнева Е.Н. с соавторами оценивают количественное и качественное изменение труда и капитала в отрасли, в т. ч. они сопоставляют динамику субсидий, объема инвестиций и основных фондов, производительности труда [5]; Акмаров П.Б. и Князева О.П. сопоставляют динамику объема государственной поддержки и валовой добавленной стоимости, роста производства продукции, уровня рентабельности аграрного производства, среднемесячной заработной платы и индекса производительности труда в сельском хозяйстве [6]; Сеитов С.К. определяет влияние субсидий на динамику совокупной факторной производительности сельского хозяйства в России [7] и др.;
- оценка эффективности государственной поддержки в аспекте эффективности использования субсидий отдельными сельхозпроизводителями, играющими ключевую роль в стране или регионе. Например, Крылова А.А. проводит оценку эффективности государственной поддержки через оценку эффективности поддержки технической и технологической модернизации сельхозпроизводства на уровне отдельного хозяйства [8]; Войтко И.А. и Киреенко Н.В. проводят оценку эффективности использования средств поддержки сельскохозяйственными организациями по определенными видам продукции, необходимым для обеспечения продовольственной безопасности, с использованием данных годовых отчетов организаций, с формированием общего массива [9]; Кодирзода Д.Б. с соавторами рассматривают эффективность управления отраслью с точки зрения сконцентрированной системы управленческих решений, определяемых целями деятельности конкретного экономического субъекта сельского хозяйства, и развития сельскохозяйственной организации за счет инвестиций со стороны государства и бизнеса, предлагают систему комплексной оценки эффективности управления сельскохозяйственными организациями на основе использования экономико-математической модели с использованием метода экспертных оценок [10]; Пахновская Н.М. доказывает преимущества оценки эффективности поддержки отрасли через эффективность использования государственной поддержки субъектами хозяйствования на основе сопоставления финансового результата (прибыли) сельскохозяйственной организации и агрегированного показателя государственной поддержки сельского хозяйства [11] и др.;
- оценка эффективности государственной поддержки с использованием институционального анализа. Например, Барышникова Н.А. и Киреева Н.А. оценивают эффективность институтов, регламентирующих функционирование АПК, на примере института бюджетной поддержки, с позиции их способности оказывать воздействие на общественные отношения в сфере производства и потребления продовольствия и возможности позитивно влиять на достижение конечной цели функционирования АПК [12];
- оценка эффективности государственной поддержки, дающая представление о результатах сельскохозяйственного производства на единицу бюджетных ассигнований. Так, Минаков И.А. и Куликов А.Н. оценивают эффективность государственной поддержки сельского хозяйства России через расчет валовой продукции сельского хозяйства на 1 руб. поддержки [13]; Жиляков Д.И. предлагает оценивать эффективность господдержки в том числе через анализ объема полученной производителями отрасли прибыли на 1 руб. поддержки [14]; Larionjva N. производит оценку государственной поддержки животноводства в Тюменской области через анализ роста валовой и товарной продукции в отрасли на 1 руб. субсидий [15]; и др.
Таким образом, в научной литературе используются разные подходы и процедуры в определении эффективности государственной поддержки, следовательно, отсутствует общепринятая методика, показатели и критерии оценки эффективности государственной поддержки аграрного сектора в целом, а также и по направлениям поддержки отрасли, что и отмечается в работах ( [16], [17], [18], [19]).
Большинство авторов сходятся во мнении, что эффективность государственной поддержки аграрного сектора в стране на макро- и микроуровне невысока [20] – государственное финансирование оказывает влияние на рост производства, но не на эффективность сельского хозяйства [5], обеспечивая таким образом больше поддержку, а не развитие. По мнению других авторов, более эффективным с точки зрения развития сельского хозяйства, занятости, снижения бедности и получения долгосрочных эффектов является не прямое финансирование субъектов хозяйствования, а финансирование создания общественных благ (общих услуг) [21].
Целью данной работы является оценка эффективности государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области. Предмет исследования – особенности, результаты и эффективность государственной поддержки аграрного сектора региона.
В процессе достижения поставленной цели использовались теоретические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также абстрактно-логический, монографический и экономико-статистический методы исследования. Информационной базой исследования выступают оперативные данные, статистические и аналитические сборники регионального отделения Федеральной службы государственной статистики (Петростат), открытые данные Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
Основная часть
Аграрный сектор Ленинградской области является наиболее динамично развивающейся отраслью региональной экономики и основным производителем сельскохозяйственной продукции в Северо-Западном федеральном округе. Специализацией аграрного сектора региона является животноводство (75% от валовой продукции отрасли), а приоритетной отраслью животноводства является молочное скотоводство, по которому регион является одним из лидеров.
Государственная поддержка аграрного сектора региона осуществляется в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» (№ 463 от 29.12.2012) [22].
Объем по структурным элементам государственной программы бюджетной поддержки аграрного сектора Ленинградской области по итогам 2023 г. представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Объем и структура государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области по итогам 2023 г., тыс. руб.
Наименование структурного
элемента государственной программы
|
Фактическое финансирование
государственной программы
| |
Федеральный бюджет
|
Областной бюджет
| |
Проектная часть
| ||
Федеральный (региональный) проект «Акселерация субъектов малого
и среднего предпринимательства»
|
21123
|
22729,41668
|
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального
проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»
|
0
|
46705,767
|
Федеральный (региональный) проект «Экспорт продукции
агропромышленного комплекса»
|
788,6
|
388,41493
|
Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация
агропромышленного комплекса»
|
658433,4863
|
2035881,426
|
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального
проекта «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного
комплекса»
|
0
|
539147,1509
|
Федеральный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в
агропромышленном комплексе»
|
68257,1
|
34123,43098
|
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального
проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном
комплексе»
|
60598,70392
|
1254528,581
|
Мероприятия, направленные на достижение цели федерального
проекта «Содействие занятости сельского населения»
|
0
|
5586,7
|
Федеральный проект «Развитие сельского туризма»
|
13432,43005
|
12944,81995
|
Федеральный проект «Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация
земель сельскохозяйственного назначения»
|
119731,7571
|
252342,6491
|
Федеральный проект «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства»
|
42745,80002
|
147554,145
|
Процессная часть
| ||
Комплекс процессных мероприятий «Обеспечение реализации
государственной программы»
|
0
|
237435,8611
|
Комплекс процессных мероприятий «Обеспечение эпизоотического
благополучия на территории Ленинградской области»
|
0
|
657161,7805
|
Всего по государственной программе
|
985110,8774
|
5246530,143
|
Основная доля государственной поддержки аграрного сектора региона приходится на областной бюджет. По итогам отчетного года на поддержку отрасли было направлено 6 231,64 млн руб., в том числе 84% из областного бюджета и 16% из федерального бюджета. Подобное соотношение федеральных и региональных средств в реализации государственной программы характерно для региона за предыдущие 5 лет. Основная часть всего объема государственной поддержки аграрного сектора региона в отчетном году приходится на Федеральный проект «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» (43,24%) и мероприятия, направленные на достижение цели федерального проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» (21,1%). На активизацию и развитие малого агробизнеса в регионе в отчетном году направлено менее 1,5% от общего объема поддержки аграрного сектора, что ниже, чем в предыдущие годы [24].
Динамика объема государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области за период с 2019 г. по 2023 г. представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Динамика фонда государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области за 2019 –2023 гг., тыс. руб.
Источник: составлено авторами по данным [23].
За анализируемый период на поддержку аграрного сектора региона направлено 28 879,544 млн руб. Несмотря на рост государственной поддержки отрасли в 2023 г. относительно 2022 г. (117%) годовой объем финансирования отрасли в отчетном году составил лишь 94% от объема поддержки 2019 г.
Основные результаты государственной поддержки отрасли региона за анализируемый период представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Итоги реализации государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области за 2019 – 2023 гг.
Показатели
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
Валовое
производство продукции сельского хозяйства, млрд руб.
|
103,0
|
97,1
|
109,2
|
119,5
|
129,1
|
Валовая
добавленная стоимость сельского хозяйства, млрд руб.
|
53,6
|
64,3
|
74,4
|
77,3
|
-
|
Среднемесячная начисленная
заработная плата работников сельского хозяйства, тыс. руб.
|
38,228
|
40,696
|
42,492
|
50,197
|
57,704
|
Уровень
рентабельности сельхозорганизаций, %
|
6,3
|
5,1
|
7,8
|
8,4
|
8,3
|
Доля прибыльных
организаций в сельском хозяйстве, %
|
82,9
|
76,5
|
82,1
|
87,3
|
78,4
|
Объем государственной
поддержки, млрд руб.
|
6,6204
|
5,3933
|
5,3379
|
5,2963
|
6,2316
|
Темп роста валовой продукции сельского хозяйства в регионе в отчетном году относительно предыдущего года составил 108%, достигнув 129,1 млрд руб. Изменение за весь пятилетний период составило 26,1 млрд руб., или 125,3%. Если в условиях заметного снижения объема поддержки отрасли в 2020 г. (81,4% к 2019 г.), мы наблюдаем и снижение валовой продукции отрасли (94,2%), то в последующие годы, несмотря на незначительное снижение объемов поддержки, наблюдается рост сельского хозяйства. При этом в 2023 г., несмотря на значительное увеличение государственной поддержки в регионе (117,6%), рост валовой продукции сельского хозяйства замедлился (108%), что характерно для отрасли начиная с 2021 г. (рис. 2).
Валовая добавленная стоимость сельского хозяйства региона за анализируемый период также устойчиво растет, составив по итогам 2022 г. 77,3 млрд руб., или 4,6% от валового регионального продукта экономики региона.
Зависимость между изменением средней начисленной заработной платы в сельском хозяйстве региона и объемом поддержки отрасли отсутствует. Заработная плата работников аграрного сектора, достигнув по итогам 2023 г. 57 704 руб., превысила показатель предыдущего года на 14,9%, а показатель 2019 г. – на значительные 79%. При этом за последние 2 года номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве региона растет в среднем на 16,5% в год. Наблюдаемый подъем номинальной заработной платы, определяемый повышением производительности труда в отрасли (см. рис. 2), позволяет обеспечить рост и реальной заработной платы работников сельского хозяйства, который по итогам отчетного года составил 54 029,9 руб. Несмотря на увеличение средней начисленной заработной платы в сельском хозяйстве региона, ее уровень остается одним из самых низких в Ленинградской области, составив по итогам 2023 г. 85% от средней начисленной заработной платы в экономике региона.
Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по итогам 2023 г. снизился по отношению к предыдущему году в незначительной степени, и составил 8,3%, превысив таким образом показатель 2019 г. на 2 п. п. Динамика уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций соответствует динамике уровня рентабельности организаций в целом по экономике региона, но ниже данного показателя за анализируемый период в среднем на 1,7 п. п. Доля прибыльных организаций в сельском хозяйстве по итогам 2023 г. составила 78,4%, что ниже показателя предыдущего года на 8,9 п. п. и показателя 2019 г. на 4,5 п. п.
На рис. 2 представлены индексы основных показателей сельского хозяйства региона в сопоставлении с индексом государственной поддержки отрасли за анализируемый период.
Рисунок 2. Динамика темпов роста показателей сельского хозяйства и государственной поддержки отрасли Ленинградской области
за 2019 – 2023 гг., в % к предыдущему году
Источник: рассчитано и составлено авторами по данным [23], [25], [26], [27].
По итогам 2023 г., на фоне роста объема бюджетной поддержки индексы производительности труда, объема инвестиций и валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области снизились. При этом, стоит отметить, что объем инвестиций в сельское хозяйство региона сократился по итогам отчетного года на рекордные 1,83 млрд руб., или на 11,1%, при темпе роста инвестиций в целом по экономике региона на уровне 113,2%. Следствием падения темпов роста производительности труда в сельском хозяйстве стало снижение уровня заработной платы в отчетном году. Отметим, что наблюдаемый скачок производительности труда в отрасли в 2022 г. определяется прежде всего сокращением количества занятых в сельском хозяйстве региона на 14%, или 4,3 тыс.
Основные целевые показатели Государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области и степень их достижения за анализируемый период представлены в табл. 3.
Таблица 3 – Сведения о достижении плановых показателей Государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области
за 2019 –2023 гг.
Наименование показателя
государственной программы
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
| |||||
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
| |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах
всех категорий
(в сопоставимых ценах) к предыдущему году
|
107,2
|
101,6
|
101,3
|
100,1
|
101,1
|
100,7
|
101,9
|
103,4
|
101,0
|
100,7
|
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом
субсидий)
|
16,5
|
11,1
|
17,0
|
14,4
|
17,0
|
13,4
|
14,8
|
16,3
|
12,1
|
13,5
|
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве
(без субъектов малого предпринимательства)
|
36800,0
|
45103,3
|
43800
|
48841
|
43900
|
54402
|
54713
|
62898
|
56698
|
73619
|
Невыполнение плановых показателей по индексу производства продукции сельского хозяйства за ряд лет связано с колебаниями на товарном рынке сырья и продовольствия, а также прекращением деятельности двух птицефабрик (ООО «Леноблптицепром», ОАО «Птицефабрика Ударник») и снижением производства мяса птицы в ЗАО «Агрокомплекс Оредеж» и АО ПФ «Синявинская» в 2019 г., снижением объемов производства картофеля на 8,7%, овощей на 10,4%, ягод на 12% в хозяйствах всех категорий в 2020 г., прекращением деятельности ООО «СХП «Лосево», сокращением поголовья в АО «Сумино» и АО «ПЗ «Ленинский путь» в 2021 г., снижением производства продукции растениеводства по причине установления неблагоприятных погодных условий в 2023 г. По уровню рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) за период с 2019 по 2021 г., в соответствии с критериями оценки, утвержденными регулятором [23], наблюдается удовлетворительный уровень эффективности [22].
На сегодняшний день оценка степени достижения плановых показателей является основным подходом к оценке эффективности реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в регионах наряду с оценкой степени соответствия запланированному уровню затрат и степенью реализации мероприятий государственной программы на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных результатов. Таким образом, с использованием данного подхода, как было отмечено выше, и проводится оценка эффективности государственной поддержки отрасли. Но у этого подхода имеется ряд недостатков, связанных в том числе с возможностью промежуточной корректировки плановых показателей и занижением плановых значений показателей [28], [29], ограничивающих возможности его применения для оценки эффективности государственной поддержки отрасли. Заметим, что и по анализируемой программе имеются недостатки, касающиеся оценки результатов и планирования значений целевых индикаторов. В частности, фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в 2023 г., согласно отчету о реализации Государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области [23], как показано выше, составил 100,7%, что ниже планового показателя – 101%. Данное значение роста валовой продукции в 2023 г. относительно предыдущего года представлено в статистическом сборнике регионального отделения государственной статистики [25, с. 58]. Там же представлен показатель производства валовой продукции отрасли в регионе по итогам 2023 г., рассчитанный исходя из стоимости валовой продукции отрасли в 2023 г., который составил 108,3% к уровню 2022 г. Стоит отметить, что Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области на основании небесспорного значения индекса валовой продукции сельского хозяйства согласно отчету о реализации государственной программы развития сельского хозяйства Ленинградской области устанавливает плановый показатель на 2024 г. на уровне 101% [23], что в последствии исказит оценку результатов отрасли по итогам года.
Дальнейшая оценка эффективности государственной поддержки аграрного сектора области произведена через расчет результатов отрасли на 1 руб. поддержки (табл. 4).
Таблица 4 – Показатели оценки эффективности государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области за 2019-2023 гг.
Показатели
|
Ед.
изм.
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
Объем
господдержки на 1 га посевной площади
|
Руб./га
|
27793,44
|
22746,7
|
23319,93
|
23393,6
|
27671,6
|
Объем
господдержки на 1 сельхозорганизацию
|
Руб./ед.
|
4235699
|
4064244
|
4206409
|
4320001
|
5206049
|
Объем
господдержки на 1 жителя сельской местности
|
Руб./чел.
|
10046,13
|
8719,89
|
8502,601
|
8035,69
|
9349,79
|
Валовая продукция сельского хозяйства на 1 руб. поддержки
|
Руб./руб.
|
15,56
|
18,00
|
20,46
|
22,56
|
20,72
|
Объем инвестиций в сельское хозяйство на 1 руб. поддержки
|
Руб./руб.
|
1,70
|
2,25
|
2,25
|
3,12
|
2,35
|
Размер прибыли в сельском хозяйстве на 1 руб. поддержки
|
Руб./руб.
|
1,11
|
1,10
|
1,97
|
2,31
|
2,35
|
Объем государственной поддержки на 1 га посевной площади по итогам 2023 г. в регионе составил 27 671,59 руб., или 118,3%, относительно предыдущего года; 99,5% по сравнению с 2019 г., что объясняется сокращением посевных площадей в регионе [25], [26]. В условиях ежегодного сокращения количества сельхозорганизаций в регионе объем государственной поддержки на 1 сельскохозяйственную организацию в отчетном году составил 5,2 млн руб., или 120%, относительно предыдущего года; 122% относительно 2019 г. Объем поддержки на 1 жителя сельской местности по итогам 2023 г. составил 9,4 тыс. руб., или 116%, относительно предыдущего года, переломив отрицательный тренд в динамике данного показателя, наблюдавшийся с 2020 г. Это стало возможным из-за значительного роста государственной поддержки отрасли в отчетном году. Вместе с тем значение данного показателя за 2019 г. так и не достигнуто (93%).
Валовая продукция сельского хозяйства на 1 руб. бюджетных ассигнований в отрасли региона в отчетном году составил 20,7 руб., или 91%, относительно предыдущего года, переломив таким образом позитивный тренд показателя, наблюдавшийся с 2019 г. Среднее значение данного показателя в регионе за анализируемый период ниже среднегодовых значений в целом по сельскому хозяйству РФ за тот же период на 2,2 руб. [13]. Объем инвестиций в сельское хозяйство региона на 1 руб. поддержки составил по итогам отчетного года 2,35 руб., или 75,5%, к предыдущему году в связи со значительным снижением объема инвестиций в отрасль. Размер прибыли в сельском хозяйстве региона на 1 руб. бюджетного финансирования показывает рост в течение всего периода наблюдения и составил в отчетном году 2,35 руб., или 102% к предыдущему году, что стало возможным из-за опережающего роста прибыли сельхозорганизаций региона относительно роста государственной поддержки отрасли.
Заключение
Эффективность государственной поддержки аграрного сектора Ленинградской области остается на достаточно низком уровне, несмотря на положительную динамику по некоторым показателям. В условиях ежегодного роста валовой продукции сельского хозяйства характерные для отрасли региона проблемы остаются не решенными, в том числе по размеру добавленной стоимости и средней начисленной заработной платы, по которым, несмотря на рост за последние 5 лет, отрасль демонстрирует одни из самых низких показателей в региональной экономике. Относительно низкие показатели финансового состояния сельскохозяйственных организаций ведут к ограничению расширенного воспроизводства, что в условиях низкой инвестиционной привлекательности аграрного сектора приводит к снижению объемов инвестиций в отрасль. В регионе продолжается сокращение посевных площадей, наблюдаемое с начала 2000-х годов [30], и снижается численность занятых в сельском хозяйстве, что, в отсутствии высоких темпов инвестиций в основной капитал, модернизации производства и ее технологического развития, ведет к сокращению отрасли и снижению конкурентоспособности.
Анализ показывает, что ставка в государственной поддержке отрасли делается на крупный агробизнес, что разумно в условиях необходимости обеспечения продовольственной безопасности региона и страны. Но, вместе с этим, растет и зависимость отрасли от ограниченного количества организаций, как следствие снижается устойчивость аграрного сектора, накапливаются социальные и экологические проблемы на сельских территориях [31], [32]. Малый агробизнес, имеющий относительно высокий потенциал в решении подобных проблем, в сложившихся условиях не получает достаточной поддержки, что выражается в низкой доле фонда поддержки малого агробизнеса в общем объеме поддержки отрасли, в сокращении количества поддержанных субъектов малого агробизнеса и в целом в сокращении активности в данном секторе [24], [33].
В этих условиях существует необходимость совершенствования механизмов реализации государственной поддержки и регулирования аграрного сектора Ленинградской области с целью повышения ее экономической и социальной эффективности с соблюдением баланса между следованием федеральным ориентирам в региональной экономической политике и необходимостью достигать территориальных, специфических задач на местах [34].
Источники:
2. Костяев А. И., Яхнюк С. В. Программный подход к управлению развитием сельского хозяйства Ленинградской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2013. – № 5. – c. 4-6.
3. Medvedeva, Lyudmila & Barmuta, Karine & Fedoseeva, Lyudmila. (2023). Evaluating the effectiveness of programs for the agricultural sector support at the regional level. E3S Web of Conferences. 413. 10.1051/e3sconf/202341301019
4. Полушкина Т. М. Эффективность государственного регулирования сельского хозяйства // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 6. – c. 108-112. – doi: 10.17513/fr.42786.
5. Сочнева Е.Н., Киян Т.В., Плотникова С.П. К вопросу об эффективности государственных вложений в сельскохозяйственную отрасль // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 2. – c. 245-264. – doi: 10.18334/ppib.11.2.120782.
6. Акмаров П. Б., Князева О. П. Оценка эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3. – c. 451-456. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-451-456.
7. Сеитов С. К. Субсидирование как мера повышения производительности факторов в сельском хозяйстве России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2022. – № 6. – c. 100-122.
8. Крылова А. А. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса региона // Инновационное развитие экономики. – 2023. – № 1. – c. 79-83. – doi: 10.51832/222379842023179.
9. Войтко И. А., Киреенко Н. В. Рекомендации по формированию методологических подходов по совершенствованию системы государственной поддержки сельского хозяйства с учетом оценки эффективности ее применения. - Минск : Белорусский государственный аграрный технический университет, 2023. – 152 c.
10. Кодирзода Д. Б., Ялунина Е. Н., Барфиев К. Х. Государственное регулирование и повышение эффективности управления сельскохозяйственными организациями. - Душанбе : Ирфон, 2023. – 294 c.
11. Пахновская Н. М. Оценка эффективности государственной поддержки российских сельхозтоваропроизводителей // Управленческий учет. – 2021. – № 4-1. – c. 108-116.
12. Барышникова Н.А., Киреева Н.А. Продовольственная политика и экономическая безопасность аграрного сектора экономики России: опыт институционального анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2023. – № 4. – c. 379-390. – doi: 10.18500/1994-2540-2023-23-4-379-390.
13. Минаков И.А., Куликов А.Н. Результативность и эффективность государственной поддержки аграрного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2024. – № 1. – c. 11-17. – doi: 10.31442/0235-2494-2024-0-1-11-17.
14. Жиляков Д. И., Петрушина О. В. Разработка модели и методики оценки эффективности государственного регулирования развития сельского хозяйства // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2022. – № 4. – c. 169-179. – doi: 10.53914/issn2071-2243_2022_4_169.
15. Larionova, N. (2019). Government support for agriculture and evaluation of its effectiveness at the macro and micro level. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 341. 012211. 10.1088/1755-1315/341/1/012211
16. Turchaeva, I. & Zabirova, V. & Khosiev, B.. (2023). Evaluation of the effectiveness of state support for agribusiness entities. Buhuchet v sel'skom hozjajstve (Accounting in Agriculture). 485-496. 10.33920/sel-11-2308-04
17. Шишкина Н.В., Сабетова Т.В., Гоголева Т.Н., Голикова Г.В. Методический подход к оценке эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Современная экономика: проблемы и решения. – 2024. – № 4. – c. 22-33. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2024/4/22-33.
18. Барышников Н. Г., Зарькова Ю. С. Критерии оценки эффективности использования средств государственной поддержки сельского хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 19. – c. 25-28.
19. Чайка В.П., Толмачев А.В., Михайлушкин П.В., Багмут А.А., Искандарян Г.О. Системная оценка эффективности госрегулирования АПК // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2019. – № 78. – c. 59-65. – doi: 10.21515/1999-1703-78-59-65.
20. Калинин А. М., Самохвалов В. А. Эффективность финансовой поддержки сельского хозяйства: общая оценка и межбюджетный эффект // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 5. – c. 142-152. – doi: 10.1134/S1075700720050081.
21. Шик О. В., Янбых Р. Г. Оценка уровня государственной поддержки АПК и предложения по повышению её эффективности // АПК: Экономика, управление. – 2023. – № 4. – c. 3-16. – doi: 10.33305/234-3.
22. Постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2012 № 463 (ред. от 10.09.2024) «О государственной программе Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области»
23. Отчет о реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://apk.lenobl.ru/ru/gospodderzhka/gosudarstvennye-programmy-leningradskoj-oblasti/ (дата обращения: 09.12.24).
24. Улимбашев А.З., Нам М.А., Дубравина Д.А. Оценка государственной финансовой поддержки малого аграрного предпринимательства Ленинградской области // Экономика сельского хозяйства России. – 2023. – № 5. – c. 13-20. – doi: 10.32651/235-13.
25. Ленинградская область в 2023 году. Краткий статистический сборник. Петростат. – СПб., 2024. – 93с. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11000424_lo.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
26. Ленинградская область в 2022 году. Статистический ежегодник. Петростат. – СПб., 2023. – 256 с. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11000223.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
27. Основные показатели финансового состояния организаций Ленинградской области за январь-декабрь 2023 года. Оперативная информация Петростат. [Электронный ресурс]. URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/29441 (дата обращения: 09.12.2024).
28. Бубновская Т. В., Ослопова М. В. Методический подход и оценка эффективности реализации мер государственной поддержки агропромышленного комплекса (на примере Приморского края) // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2024. – № 2. – c. 69-78. – doi: 10.24143/2073-5537-2024-2-69-78.
29. Колесников А. В., Зигаева И. А. Эффективность государственной поддержки АПК // Russian Economic Bulletin. – 2020. – № 1. – c. 32-38.
30. Никонова, Г. Н. Джабраилова, Б. С., Никонов А. Г. Территориальные особенности рынка земли в сельской местности // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. – 2020. – № 6. – c. 786-796. – doi: 10.30766/2072-9081.2020.21.6.786-796.
31. Чекмарев О. П., Лукичев П. М., Конев П. А. Влияние агрохолдингов на состояние рынка труда сельских территорий: региональная дифференциация // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 2. – c. 335-352. – doi: 10.18334/ppib.11.2.120837.
32. Никулина Ю. Н., Юрченко Т. В., Суровцев В. Н. Зависимость численности сельского населения от уровня развития сельского хозяйства: анализ панельных данных Ленинградской области // Народонаселение. – 2021. – № 1. – c. 90-102. – doi: 10.19181/population.2021.24.1.9.
33. Чекмарев О.П., Улимбашев А.З., Конев П.А. Оценка уровня государственной грантовой поддержки фермерства Ленинградской области // АПК: Экономика, управление. – 2024. – № 11. – c. 54-62.
34. Бушенева Ю. И., Чекмарев О. П. Модернизация государственных программ, как инструмента планирования региональной экономики (на примере регионов Северо-Западного федерального округа) // Экономическое развитие России. – 2024. – № 1. – c. 24-29.
Страница обновлена: 25.01.2025 в 20:47:42