Priorities and Means of Sustainable Development of Regional Economies of Azerbaijan
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 09 / May, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
In modern conditions, theory should be responsible for generating the foundation of both strategy and tactics for the regions of Azerbaijan to
join the world economic system and find their economic niche. The paper defines priorities and means of sustainable economic development of
Azerbaijan’s regions.
Keywords: region, economy, sustainable development, regulation, azerbaijan, regional economic policy, governmental policies
Исходной предпосылкой раскрытия сущности структурной стратегии регионов как совокупности управленческих подходов и организационных действий страны и для достижения долговременных, стратегических целей требуется системный подход. Она представляет собой результат активных и целенаправленных действий государства, хозяйствующих субъектов экономики с учетом воздействия на них как национальных, так и международных экономических отношений. С одной стороны, переход от одной экономической системы к другой без подготовки, без учета специфики регионов, результатом которого долгое время являлась нестабильность, неравномерность социально-экономической ситуации в регионах, а с другой – развертывание мирового экономического кризиса, который отрицательно влияет на инновационную систему регионов и инвестиционную активность в них, а также формирование структуры и организации экономики регионов без учета факторов мировой тенденции развития, резкое обострение экологических проблем и т.д. еще сильнее обострили существующую проблему устойчивого развития регионов и сделали ее решение более актуальны и необходимым. Современная регионально-структурная стратегия страны должна отвечать ряду требований взаимодействия современной мировой экономической системы и национальной экономики. Она призвана, прежде всего, выражать интересы страны и соответствующим образом адаптироваться к глобальной мировой экономике и быть достаточно эластичной, чтобы реагировать на происходящие изменения и тенденции, носить долговременный характер и учитывать все новейшие научно-технические достижения в мире.
Инновационное развитие на локальном уровне
Общетеоретический подход к исследованию современных экономических отношений позволяет дать целостное представление о закономерностях, основных процессах и тенденциях, происходящих социально-экономической сфере. Как отмечает академик А. Надиров, среди неотложных проблем стоящих перед государством, является обеспечение социально-экономического роста регионов Азербайджана. [1]. По мнению ряда других экономистов, отправной точкой в политике приоритетного развития высокотехнологических отраслей промышленности регионов должно стать формирование национальной региональной инновационной политики, определение стратегически важных отраслей промышленности, более открытых инновационным процессам в регионах республики [2].
По нашему мнению, необходимо решение следующих задач:
− используя природные ресурсы и сельскохозяйственную продукцию регионов создание инновационных промышленных и агропромышленных отраслей, разных территориальных хозяйств на основе требований устойчивого развития;
− восстановление и создание новых предприятий, производящих инновационные и стратегические товары;
− полное обеспечение населения отечественными продуктами питания, прогнозируя производственные возможности по экспортированным сельскохозяйственным продуктам стимулировать расширение этих возможностей за счет закупок, снабжения, государственного заказа и услуг;− обеспечение устойчивого развития регионов на основе прогнозирования необходимой рыночной и производственной инфраструктуры;
− реконструкция промышленной системы с учетом факторов экономии ресурсов, антропогенного влияния, то есть создание безотходного производственного процесса и т.д.
Как показывает практика успешной реализации региональной политики, необходимо правильно определить приоритетные отрасли и направления их развития с учетом их экономического потенциала. А это в первую очередь зависит:
1) от того, насколько эта политика правильно выбрана и определены задачи регионального развития для каждого конкретного исторического периода;
2) насколько правильно взаимосвязаны принципы справедливости и эффективности в социально-экономическом развитии регионов и в целом в республике;
3) насколько учтены связи между развитием приоритетных отраслей страны и развитием приоритетных отраслей и инфраструктуры регионов [3].
Именно учет указанных условий и факторов дает возможность переосмыслить и оценить важность более благополучного обеспечения инновационного развития на локальном уровне.
Комплексные программы, учитывающая цели страны и интересы регионов
Исследованием подтверждается, что для реализации задачи инновационного развития конкретного региона, а за счет этого и всей социально-экономической системы страны необходимо определить:
− какие социально-экономические сектора региона могут, применяя инновации снизить нагрузку на природную среду, а также за счет снижения материалоемкости, энергоемкости и загрязняющих отходов, и улучшения качества повысить конкурентоспособность региона;
− какие новые, инновационные товарные рынки можно создать внутри региона и каким будет спрос на данные товары (этими товарами могут быть и техника, технология, результаты научно-технических исследований и т.д.), как могут сказаться данные товарные рынки на обеспечении и повышении устойчивости региона
− и наконец, владеют ли внутрирегиональные носители и выразители экономических интересов финансовыми средствами для приобретения этих инноваций или инновационных товаров и насколько в этих инновациях они нуждаются, есть ли необходимость агитации, финансовой поддержки, поощрения и др. механизмов стимулирования.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, результативность системы регулирования различных сфер зависит, прежде всего, от работоспособности системы управления, которая определяется четкостью распределения полномочий и ответственности между центральными, региональными и отраслевыми органами власти и управления. «Региональная администрация для формирования фундамента долгосрочного перспективного развития должна отойти от тотального «мобилизационного» управления, игнорирующего экономические и культурные особенности, использующего активное «внеэкономическое», а, по сути, политическое принуждение, не учитывающее местной и временной специфики. Однако использование «мобилизационного» управления как высоко организующего фактора разрешения крайних критических ситуаций не вызывает сомнений, если такое его применение объективно обусловлено» [4]. Здесь главное, чтобы деятельность по управлению и регулированию была системно организована. Эта система должна не только определять предметы управления, но и регламентировать порядок мероприятий, контроля за выполнением решений органов власти и управления относящихся к сфере экономической, социальной и экологической политики. Стоит отметить, что особое место занимают целевые программы направленные на решение конкретной проблемы. Именно в связи с социально-экономическим развитием регионов Азербайджана были приняты комплексные программы, учитывающая цели страны и интересы регионов. Государственная программа социально-экономического развития регионов в 2004−2008 гг. и Программа социально-экономического развития регионов охватывающая 2009−2013 гг., учитывают особенности территорий и предусматривает устойчивое развитие регионов, и реализация мероприятий в данной сфере, видимо, в ближайшем будущем будут интенсифицироваться, что приведет, по нашему мнению, к более устойчивому и динамичному развитию национальной экономики Азербайджана в целом.
Направления совершенствования механизмов регулирования территориального развития
Сравнительный анализ реализации региональной политики позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на принятые множество нормативно-правовых актов есть необходимость совершенствования механизмов регулирования территориального развития, для каждого региона целесообразно принять ряд целевых программ и именно для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо реализовать следующие:
− во-первых, для формирования независимой хозяйственной системы региона нужно обеспечить развитие предпринимательства. А для этого необходимо привлечь частные инвестиции на оздоровление, расширение, перестройку и реконструкцию предприятий. То есть приватизация должна проводиться на основании инвестиционно-инновационных проектов с целью дальнейшего функционирования и расширения предприятий.
− во-вторых, необходимо проводить селективную структурную политику в регионах и расширить межрегиональные экономические связи. Для повышения эффективности структурной политики необходимо учитывать фазы воспроизводства на региональном уровне. Развитие приоритетных отраслей и защита производства должны ориентироваться на устойчивое развитие региона, то есть сохранение его природной среды, ландшафта, рационального использования природных ресурсов.
− в-третьих, система регуляторов должна поддержать равновесие между социальной справедливостью, экономической целесообразностью и экологической безопасностью, формироваться в отраслях и в регионах не стихийно, а строго в соответствии с их совместимостью.
− в-четвертых, требуется под каждую отрасль региона обосновать подобранные наборы экономических регуляторов, а для определения сбоев и их устранения строго контролировать ход реформ в регионах.
− в-пятых, необходимо обеспечить экономическую безопасность регионов, определить внешние и внутренние угрозы.
Заключение
Азербайджан, имея благоприятные климатические условия, природно-ресурсный потенциал, с переходом на рыночные отношения старается устранить региональные диспропорции. Именно устойчивость экономики Азербайджана в условиях глобального экономического кризиса во многом было определено экономической политикой страны в области регионального развития.
Страница обновлена: 24.05.2025 в 20:29:23