Приоритеты и механизмы устойчивого развития экономики регионов Азербайджана
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В современных условиях теоретическая мысль должна сформировать основу для разработки стратегии и тактики включения экономических регионов в мирохозяйственную систему, помочь им найти свою экономическую нишу. В статье определены приоритеты и механизмы устойчивого экономического развития регионов Азербайджана.
Ключевые слова: экономика, устойчивое развитие, регион, регулирование, Азербайджан, региональная экономическая политика, государственный механизм
Исходной предпосылкой раскрытия сущности структурной стратегии регионов как совокупности управленческих подходов и организационных действий страны и для достижения долговременных, стратегических целей требуется системный подход. Она представляет собой результат активных и целенаправленных действий государства, хозяйствующих субъектов экономики с учетом воздействия на них как национальных, так и международных экономических отношений. С одной стороны, переход от одной экономической системы к другой без подготовки, без учета специфики регионов, результатом которого долгое время являлась нестабильность, неравномерность социально-экономической ситуации в регионах, а с другой – развертывание мирового экономического кризиса, который отрицательно влияет на инновационную систему регионов и инвестиционную активность в них, а также формирование структуры и организации экономики регионов без учета факторов мировой тенденции развития, резкое обострение экологических проблем и т.д. еще сильнее обострили существующую проблему устойчивого развития регионов и сделали ее решение более актуальны и необходимым. Современная регионально-структурная стратегия страны должна отвечать ряду требований взаимодействия современной мировой экономической системы и национальной экономики. Она призвана, прежде всего, выражать интересы страны и соответствующим образом адаптироваться к глобальной мировой экономике и быть достаточно эластичной, чтобы реагировать на происходящие изменения и тенденции, носить долговременный характер и учитывать все новейшие научно-технические достижения в мире.
Инновационное развитие на локальном уровне
Общетеоретический подход к исследованию современных экономических отношений позволяет дать целостное представление о закономерностях, основных процессах и тенденциях, происходящих социально-экономической сфере. Как отмечает академик А. Надиров, среди неотложных проблем стоящих перед государством, является обеспечение социально-экономического роста регионов Азербайджана. [1]. По мнению ряда других экономистов, отправной точкой в политике приоритетного развития высокотехнологических отраслей промышленности регионов должно стать формирование национальной региональной инновационной политики, определение стратегически важных отраслей промышленности, более открытых инновационным процессам в регионах республики [2].
По нашему мнению, необходимо решение следующих задач:
− используя природные ресурсы и сельскохозяйственную продукцию регионов создание инновационных промышленных и агропромышленных отраслей, разных территориальных хозяйств на основе требований устойчивого развития;
− восстановление и создание новых предприятий, производящих инновационные и стратегические товары;
− полное обеспечение населения отечественными продуктами питания, прогнозируя производственные возможности по экспортированным сельскохозяйственным продуктам стимулировать расширение этих возможностей за счет закупок, снабжения, государственного заказа и услуг;− обеспечение устойчивого развития регионов на основе прогнозирования необходимой рыночной и производственной инфраструктуры;
− реконструкция промышленной системы с учетом факторов экономии ресурсов, антропогенного влияния, то есть создание безотходного производственного процесса и т.д.
Как показывает практика успешной реализации региональной политики, необходимо правильно определить приоритетные отрасли и направления их развития с учетом их экономического потенциала. А это в первую очередь зависит:
1) от того, насколько эта политика правильно выбрана и определены задачи регионального развития для каждого конкретного исторического периода;
2) насколько правильно взаимосвязаны принципы справедливости и эффективности в социально-экономическом развитии регионов и в целом в республике;
3) насколько учтены связи между развитием приоритетных отраслей страны и развитием приоритетных отраслей и инфраструктуры регионов [3].
Именно учет указанных условий и факторов дает возможность переосмыслить и оценить важность более благополучного обеспечения инновационного развития на локальном уровне.
Комплексные программы, учитывающая цели страны и интересы регионов
Исследованием подтверждается, что для реализации задачи инновационного развития конкретного региона, а за счет этого и всей социально-экономической системы страны необходимо определить:
− какие социально-экономические сектора региона могут, применяя инновации снизить нагрузку на природную среду, а также за счет снижения материалоемкости, энергоемкости и загрязняющих отходов, и улучшения качества повысить конкурентоспособность региона;
− какие новые, инновационные товарные рынки можно создать внутри региона и каким будет спрос на данные товары (этими товарами могут быть и техника, технология, результаты научно-технических исследований и т.д.), как могут сказаться данные товарные рынки на обеспечении и повышении устойчивости региона
− и наконец, владеют ли внутрирегиональные носители и выразители экономических интересов финансовыми средствами для приобретения этих инноваций или инновационных товаров и насколько в этих инновациях они нуждаются, есть ли необходимость агитации, финансовой поддержки, поощрения и др. механизмов стимулирования.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, результативность системы регулирования различных сфер зависит, прежде всего, от работоспособности системы управления, которая определяется четкостью распределения полномочий и ответственности между центральными, региональными и отраслевыми органами власти и управления. «Региональная администрация для формирования фундамента долгосрочного перспективного развития должна отойти от тотального «мобилизационного» управления, игнорирующего экономические и культурные особенности, использующего активное «внеэкономическое», а, по сути, политическое принуждение, не учитывающее местной и временной специфики. Однако использование «мобилизационного» управления как высоко организующего фактора разрешения крайних критических ситуаций не вызывает сомнений, если такое его применение объективно обусловлено» [4]. Здесь главное, чтобы деятельность по управлению и регулированию была системно организована. Эта система должна не только определять предметы управления, но и регламентировать порядок мероприятий, контроля за выполнением решений органов власти и управления относящихся к сфере экономической, социальной и экологической политики. Стоит отметить, что особое место занимают целевые программы направленные на решение конкретной проблемы. Именно в связи с социально-экономическим развитием регионов Азербайджана были приняты комплексные программы, учитывающая цели страны и интересы регионов. Государственная программа социально-экономического развития регионов в 2004−2008 гг. и Программа социально-экономического развития регионов охватывающая 2009−2013 гг., учитывают особенности территорий и предусматривает устойчивое развитие регионов, и реализация мероприятий в данной сфере, видимо, в ближайшем будущем будут интенсифицироваться, что приведет, по нашему мнению, к более устойчивому и динамичному развитию национальной экономики Азербайджана в целом.
Направления совершенствования механизмов регулирования территориального развития
Сравнительный анализ реализации региональной политики позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на принятые множество нормативно-правовых актов есть необходимость совершенствования механизмов регулирования территориального развития, для каждого региона целесообразно принять ряд целевых программ и именно для обеспечения устойчивого развития регионов необходимо реализовать следующие:
− во-первых, для формирования независимой хозяйственной системы региона нужно обеспечить развитие предпринимательства. А для этого необходимо привлечь частные инвестиции на оздоровление, расширение, перестройку и реконструкцию предприятий. То есть приватизация должна проводиться на основании инвестиционно-инновационных проектов с целью дальнейшего функционирования и расширения предприятий.
− во-вторых, необходимо проводить селективную структурную политику в регионах и расширить межрегиональные экономические связи. Для повышения эффективности структурной политики необходимо учитывать фазы воспроизводства на региональном уровне. Развитие приоритетных отраслей и защита производства должны ориентироваться на устойчивое развитие региона, то есть сохранение его природной среды, ландшафта, рационального использования природных ресурсов.
− в-третьих, система регуляторов должна поддержать равновесие между социальной справедливостью, экономической целесообразностью и экологической безопасностью, формироваться в отраслях и в регионах не стихийно, а строго в соответствии с их совместимостью.
− в-четвертых, требуется под каждую отрасль региона обосновать подобранные наборы экономических регуляторов, а для определения сбоев и их устранения строго контролировать ход реформ в регионах.
− в-пятых, необходимо обеспечить экономическую безопасность регионов, определить внешние и внутренние угрозы.
Заключение
Азербайджан, имея благоприятные климатические условия, природно-ресурсный потенциал, с переходом на рыночные отношения старается устранить региональные диспропорции. Именно устойчивость экономики Азербайджана в условиях глобального экономического кризиса во многом было определено экономической политикой страны в области регионального развития.
Источники:
2. Назаров П.В., Горбунов А.А. Формировние фундамента долгосрочного перспективыного регионального развития // Регион: политика, экономика,социология. – 2009. − №№ 1−2.
3. Надиров А. Независимость основная путь равновесного социально-экономического развития регионов. Материалы республиканского научно-практического журнала. – Баку, 2010.
4. Нуриев А.Х. Основы регионального управления. – Баку, 2007. − 427 с.
Страница обновлена: 15.11.2024 в 11:21:05