Проблемы развития инновационной предпринимательской деятельности в Азербайджане

Эминов Н.О.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (65), Май 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693792
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях глобализации вопросы инновационной составляющей экономики крайне актуальны. Многие страны мира стали активно включать инновационную функцию в разные экономические секторы своих экономических систем. Более того, увеличивается ассортимент наукоемкой инновационной продукции и услуг. Словом, инновационная деятельность проникла практически во все сферы экономики, что четко проявляется в рамках предпринимательских структур с рыночной ориентацией.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, наука, экономика, инновационные услуги, частно-государственное партнерство, эффективность, бизнес-структуры, инновационная функция, техника



Стимулирование инновационной активности предпринимательских структур является одним из приоритетных направлений государственной экономической политики, так как именно уровень научно-технологического развития во многом определяет долгосрочные конкурентные преимущества страны. В Азербайджане всего 10-12% инновационно активных предприятий, тогда как в развитых странах частные компании обеспечивают в среднем более 70% общенациональных расходов на НИОКР. Такая ситуация связана с целым рядом причин, среди которых низкий платежеспособный спрос на результаты научных исследований, отсутствие эффективных механизмов государственной поддержки инновационной деятельности, ослабление партнерских связей между организациями научной сферы и бизнесом и т.д.

Хорошо, но мало

Инновации являются центральной категорией в концепции инновационного предпринимательства, определяют суть и специфику инновационных процессов, особенности управления ими. При этом понимание сущности инноваций основано на следующих положениях: нововведением (инновацией) в широком смысле слова является возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, управленческого характе­ра в любых бизнес-процессах; экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной (коммерческой) новизны над научно-технической новизной; в инновационной сфере разрозненные процессы общественного производства объединяются в единый инновационный процесс, не только способствующий созданию новшеств в соответствии со спросом бизнеса и потребителей, но и обеспечивающий условия по их распространению и использованию.

Стоит отметить, что если внутренний стимул инновационной активности – это необходимость внедрения различного рода новшеств с целью повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры на рынке, то при неразвитости рыночных отношений, тем более в ус­ловиях недостатка финансовых ресурсов у предпринимателей, важнейшим побудительным мотивом к инновациям являются стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства. Анализ этих условий, сложившихся в экономике Азербайджана, позволяет сделать ряд выводов. В результате проведенных преобразований численность хозяйствующих субъектов в республике с 2000 года возросла в 1,67 раза и составила на 01.01.2011 г. 93,4 тыс. организаций, из которых 85% приходится на долю организаций с частной формой собственности.

По данным Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики, инновационно активными можно считать только 10% от числа предпринимательских структур. В республике наблюдается довольно низкий уровень новизны продукции, занимающей только 0,2-0,8% в общем объеме валового внутреннего продукта, при этом доля принципиально новой продукции составляет только 5,6 % от общего объема продаж инновационно активных организаций (табл.1).

Главная причина медленного развития инновационного сектора азербайджанской экономики заключается в несогласованности интересов бизнеса, науки и органов власти. Анализ современного состояния научно-технической сферы Азербайджанской Республики показывает, что за годы экономических реформ в республике количество научных организаций сократилось почти на 14%, а научных сотрудников увеличилось на 5,9%. Наблюдается ухудшение материально-технической базы научно-исследовательских организаций: практически прекращено приобретение научного оборудования, не хватает приборов и материалов, доля оборудования старше 15 лет достигла 35%.

Таблица

Объемы инновационной продукции по степени новизны в Азербайджанской Республике


2006
2007
2008
2009
2010
2010 в % к 2006
Продукция, подвергшаяся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная, тыс. манатов
1852
826,3
6842
730,9
4384
236,7
Темп роста, %
21,7
44
828,0
10,7
599,8
-
Продукция, подвергшаяся усовершенствованию, тыс. манатов
693,3
399,4
1715
68,8
2029
в 2,9 раз
Темп роста, %
366,0
57,6
429,4
4,0
29,5 раз

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме ВВП,%
0,3
0,3
0,3
0,5
0,4
-
Удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции, %
1,8
1,5
2,1
5,3
4,5
-
В то же время объем средств, направляемых на научные исследования в Азербайджане, за пять лет вырос в 3,3 раза и составил в 2010 г. 92,7 млн. манатов. Научные исследования на 6,1% финансируются за счет предпринимательских структур. Вместе с тем бизнес недостаточно заинтересован в приобретении продукции научного сектора. В основном средства используются на закупку импортного оборудования и обучение персонала. Таким образом, недостатки в научно-технической деятельности обусловлены слаборазвитой инновационной инфраструктурой поддержки, а также отсутствием мощного социально-экономического заказа как со стороны органов республиканской и муниципальной власти, так и со стороны бизнес-сообщества.

Поддержка без издержек

Исследование показывают, что существующая в республике инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства практически не ориентирует науку на потребности бизнеса. Наблюдается недостаток объемов и видов услуг, предоставляемых элементами инфраструктурной поддержки, не соблюдается непрерывность инновационного цикла: от научных исследований до рыночной реализации готового продукта. За последние 10 лет в республике численность предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, выросла со 137 до 145, или на 5,8%. Основными видами инновационной деятельности субъектов предпринимательства являются приобретение основных фондов, связанных с внедрением инноваций (62,1% от общего числа); производственные и проектно-конструкторские работы (31,3%); проектирование производства для выпуска новой продукции (3,7). Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства предприятий, занимающие в структуре затрат на инновации 44,0%-77,7%.

Повышение эффективности инновационной деятельности предпринимательских структур зависит от процессов реализации достижений науки и техники. Исследования показывают, что азербайджанская наука проигрывает ведущим странам по всем параметрам: финансированию, изобретательской деятельности, обеспеченности квалифицированными кадрами, числу публикаций в международных научных журналах. В азербайджанской науке прослеживается ориентация на проведение быстрых разработок и получение не всегда качественных результатов. Во внутренних текущих затратах на исследования и разработки в 2010 г.10,5% приходилось на фундаментальные исследования, 15,2% – на прикладные исследования, 74,3% –на разработки.

Необходимо создать условия не только для сохранения, но и для развития наиболее перспективных направлений азербайджанской науки, определить приоритеты научно-технической сферы, сконцентрировать на этих направлениях имеющиеся ресурсы, учитывать потребности бизнеса. Для развития инновационных процессов в бизнесе к прямым методам государственной поддержки следует отнести:

- административное регулирование путем правового нормирования охраны интеллектуальной собственности, политики стандартизации, распространения информации;

- прямое дотационное финансирование научно-исследовательских организаций;

- финансирование особо важных и масштабных научно-технических разработок в форме государственных заказов и контрактов на проведение НИОКР;

- льготное кредитование инновационных проектов.

А к косвенным методам государственной поддержки по развитию инновационного предпринимательства можно отнести:

- налоговую и амортизационную политику со стимуляцией потока инвестиций для реализации инновационных решений;

- создание лучших таможенных условий для импорта технологий, лицензий и комплектующих по сравнению с импортом готовой продукции

- посредничество во взаимодействии академической, вузовской и прикладной науки, коммерциализации инноваций.

Для развития инновационных процессов в бизнесе необходимо создать в республике внутренние и внешние условия предпринимательской структуры. К внутренним условиям предпринимательской структуры следует отнести:

1. Финансово-экономические:

- наличие собственных источников финансирования НИОКР или приобретения объектов интеллектуальной собственности;

- возможность привлечения кредитных ресурсов под инновационные проекты.

2. Организационно-технологические:

- создание и оснащение инновационных структурных подразделений;

- наличие квалифицированного персонала, способного осуществлять инновационную деятельность и управлять ею.

3.Управленческие:

- выбор предпринимателем инновационной стратегии развития;

- поддержка и стимулирование инновационной активности персонала.

Для формирования инновационной инфраструктуры в Азербайджане необходимо:

- создать системы научно-производственных и учебных центров (технопарки, технополисы, инкубаторы и т.п.);

- развивать сферы инновационных услуг (маркетинг технологий, инжиниринг, консалтинг, тех­нологический аудит и т.п.);

- создать автоматизированную систему информационного обеспечения инновационных процессов;

- сформировать эффективный механизм страхования инвестиций.

Эффективность внешних воздействий на инновационную деятельность во многом зависит от системного характера этих мероприятий. Наибольший успех могут принести не разрозненные попытки использовать отдельные разработки и частичные меры по отладке звеньев инфраструктуры, а формирование целостной гибкой и динамичной инновационной системы, способствующей интенсивному развитию бизнеса на базе активного использования комплекса нововведений.

Выводы

В целом успех развития предпринимательской деятельности во многом зависит от интеграции с учреждениями науки и образования, государственными структурами. Анализ опыта инновационного развития во многих странах мира позволяет рекомендовать создание системы бизнес-образования и частно-государственного партнерства с целью активизации инновационно-предпринимательской деятельности в Азербайджане.


Источники:

1. Алиев Ш.Т. Важность применения новых экономических инструментов в экономике Азербайджана [Текст] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009, №12.
2. Думнова Н.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере: Материалы международной научно-практической конференции «Инновационная стратегия модернизации экономических систем» [Текст]. – Орел ГИЭТ, 2007.
3. Гончаренко Л.П. Инновационная политика: Учебник [Текст]. – М.: КНОРУС, 2009.
4. Лютый И.А., Кулиев Р.А. Инвестиционная деятельность [Текст]. – Баку, 2009.
5. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу [Текст].
6. Теория инновационной экономики: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Страница обновлена: 24.09.2024 в 23:02:39