Роль взаимосвязи финансовых и нефинансовых показателей в деятельности высшего учебного заведения
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (202), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена вопросам модернизации финансового механизма высшего учебного заведения в условиях совершенствования образовательной системы. Рассмотрена возможность применения системы сбалансированных показателей для эффективного регулирования использования финансовых средств вуза.
Ключевые слова: бюджетирование, система сбалансированных показателей, модернизация сферы высшего образования, финансовый механизм вуза
Образование – одна из тех отраслей, функционирование которых формирует структуру экономики в пользу наукоемких отраслей [1]. Современный прогресс и требования рынка труда всегда были тесно взаимосвязаны.Отраслевые предприятия стремятся использовать самые современные технические разработки, тем самым максимально оптимизировать производство. Соответственно, наибольшим спросом пользуются высококвалифицированные специалисты, способные к быстрому обучению, большое внимание уделяется повышению квалификации.
Реформирование высшей школы
Качество образовательных программ определяет не только уровень расходов государства и других уровней бюджета на сферу образования, но и уровень доходов каждого конкретного вуза. При этом, помимо сроков реализации образовательных программ, их содержания, учитываются технологии обучения, личностные характеристики преподавателей, соответствие материально-технической базы современным направлениям развития науки и пр. Уровень конкурентоспособности молодых специалистов определяет рейтинг вуза среди учебных заведений по определенному направлению, а увеличение доходов возможно при реализации дополнительных образовательных программ, тренингов, инновационных проектов, проведения индивидуальных занятий и т.п.
Модернизация и реформирование сферы высшей школы требует создания нового организационно-экономического механизма. И основным из них является финансовый. Это влечет за собой обновление методов управления экономикой вуза: прогнозирования, программирования, проектирования, бюджетирования и других управленческих инструментов. По мнению многих экономистов, сегодня самыми значительными, хотя и не самыми эффективными являются инвестиции в образование из средств бюджетов различных уровней. Поэтому цель руководителей вузов сместилась от распределения финансовых средств к эффективному управлению ими (оптимизации управления финансовыми ресурсами, направляемыми в сферу образования). Вместе с этим необходимо добиваться увеличения расходов на оплату труда специалистов, занятых подготовкой кадров нового поколения. Одним из основных документов, регулирующим направление модернизации высшего образования, на настоящий момент является Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина). Установленные в ней приоритеты, касающиеся высшей школы в государственной политике, стратегия и основные направления его развития, представлены на рис. (см. на с. 132-133) [2].
Анализ задач и ожидаемых результатов в рамках доктрины позволяет выделить две основные группы показателей, которым уделено внимание: финансовая система учреждения и показатели качества ресурса и продукта. Пройденный десятилетний путь выявил множество проблем, одной из которых стала проблема финансового регулирования. Государство чрезмерно регламентирует эту сферу деятельности вузов. В частности, стоят следующие проблемы:
1) выделяемые бюджетные средства можно использовать только в рамках статьи, на которую они выделены;
Рис. Цели, задачи и ожидаемые результаты государства в области высшего образования
2) неиспользованные денежные средства (бюджетные) возвращаются, в то время как на других статьях наблюдается дефицит;
3) внебюджетные финансовые ресурсы также закрепляются за конкретными статьями расхода и их невозможно перераспределить вузу самостоятельно.
Финансовый механизм
Финансовый механизм вуза является одним из главных элементов совершенствования в деятельности вуза. Принципы формирования эффективного финансового механизма выражаются в стремлении вуза обеспечить:
– единство составляющих его подсистем и элементов через установление их взаимосвязи, сочетание и совмещение разных частей механизма;
– наиболее полное соответствие финансового механизма требованиям финансовой политики вуза текущего периода;
– совершенствование связи финансового механизма с личными и коллективными интересами; – полноту реализации целей и задач системы экономических отношений вуза как открытой социально-экономической системы [1].
Вопросами повышения эффективности управления финансами вуза и разработкой совершенного финансового механизма высшего учебного заведения экономисты занимаются уже в течение двух десятилетий. Практическое применение методик происходит на уровне каждого конкретного вуза с учетом его особенностей. Однако существуют общие требования к ведению экономической деятельности и установлены нормативы, которых должно придерживаться учебное заведение. Таким образом, результаты деятельности вуза оцениваются не только финансовыми, но и нефинансовыми показателями. При этом надо заметить, что взаимосвязь между этими двумя группами показателей очень слаба. Целью руководства становится разработка такой системы показателей, которая бы могла показать зависимость финансовых и нефинансовых результатов деятельности всех подразделений вуза как единой экономической системы.
Для реализации данной цели предлагается использование двух систем, пришедших к нам из практики западных организаций. Одна из них – это система сбалансированных показателей, другая – система бюджетирования. Система сбалансированных показателей позволяет представить общую долгосрочную стратегию организации в виде системы определенных целей и задач и разработать показатели, сгруппированные по четырем направлениям: финансы, клиенты, внутренние процессы, инфраструктура/сотрудники. Система бюджетирования – это система, предназначенная для планирования и отслеживания фактического исполнения финансовых показателей организации, которые включают механизмы контроля и установки целей по ключевым показателям и направлена на оперативный контроль и среднесрочное планирование [3].
Выработка системы показателей для оценки деятельности вуза
Органичное объединение этих двух систем позволит реализовать задачи стратегического и тактического управления. Адаптация предлагаемого к внедрению в высшем учебном заведении подхода осложняется особенностью основного ресурса высшего учебного заведения, который является также и продуктом – знания. Целью в этом случае является выявление нефинансовых факторов, определяющих итоговые финансовые показатели вуза как поставщика образовательной услуги. Таким путем можно установить прямую зависимость объемов финансирования вуза от запросов потребителей даже на долговременной основе.
Поскольку основная деятельность вуза заключается в предоставлении образовательных услуг, а в условиях функционирования с учетом рыночных законов эта деятельность должна приносить доход, то логичным представляется определение наиболее рентабельных образовательных программ. По совокупности финансовых и нефинансовых показателей можно оценить вклад каждой образовательной программы в потребительскую рентабельность и параллельно сравнить рентабельность и привлекательность различных курсов обучения (с точки зрения организации и содержания самого процесса обучения). Такой подход позволит установить зависимость между финансовыми показателями подразделения и личной заинтересованностью сотрудников, а, соответственно, достигать необходимого уровня нефинансовых показателей.
Для реализации предлагаемого подхода вузу необходимо разработать свою методику внедрения. В настоящее время уже каждое учебное заведение имеет свою миссию, где указаны цели и задачи на долгосрочную перспективу. Это является первым шагом в стратегическом планировании. Дальнейшие изменения будут касаться финансовой структуры вуза и разработки показателей для каждого подразделения. Сложность заключается в нежелании принимать новые условия работы персоналом. Выработка действительно эффективной системы показателей является длительным процессом, поскольку невозможно сразу и на долгий период определить именно тот набор критериев, который будет наиболее эффективно давать оценку полученным результатам.
Заключение
Введение системы нефинансовых и финансовых показателей оценки эффективности деятельности вузов преобразует традиционный подход к использованию средств по статьям расходов в более прогрессивный, обеспечивающий соответствие расходов целям и результатам образовательной деятельности вуза.
Источники:
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. − М., 2000.
3. Бюджетирование: теория и практика: учебное пособие / Л.С. Шаховская, В.В. Хохлов, О.Г. Кулакова [и др.]. – М.: КНОРУС, 2009.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:08:55