Интернет-технологии как новая парадигма бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (197), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мирзабеков А.М. Интернет-технологии как новая парадигма бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 4-9.
Аннотация:
Статья посвящена макроэкономическим процессам, связанным с появлением нового локомотива экономики в виде информационных технологий. Рассматривается развитие информационных технологий в России и предлагаются меры для перехода на инновационные рельсы.
Ключевые слова: информационные технологии, электронная Россия, интернет-технологии, социальные сети, технологии таргетирования
Анализ макроэкономических процессов во всех развитых странах показывает, что информационные технологии (ИТ) стали основой экономического роста. В условиях развития ИТ и, в особенности интернет-технологий процессы глобализации все глубже и шире охватывают различные отрасли экономики. Информация распространяется мгновенно, так как границы между потребительским и корпоративным мирами фактически стерты.
Рост популярности и доходов информационно-технологической отрасли
За последние 5 лет, в период 2006–2011 гг., доходы информационно-технологической отрасли росли в среднем на 10–12% в год, при среднем темпе роста экономики 3–4%, что привело к увеличению доли сектора в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста – около 9% – сохранятся и в течение следующих пяти лет практически во всех странах мира. Это связано со следующими фактами:
1) в развитых странах в связи с демографическими (проблема старения, в первую очередь) и экологическими проблемами (в современных условиях обеспечение конечного продукта или процесса требованиям эконормам государства практически всегда связана с технологичностью) будет расти технологичность общественных и бизнес-процессов; 2) учитывая, что с середины 90-х годов крупнейшие мировые компании (такие как Nike, Adidas, Levis, IBM, DELL, APLLE и прочие из списка Fortune-500) перенесли свои производства в технопарки, расположенные в Китае, Индии, Юго-Восточной Азии, Африке и прочие страны, за прошедшие 15 лет темпы роста последних опережают темпы стран с развитой экономикой. Это связано с их инновационной активностью, ростом уровня образования и повышением технологичности производства.
Рынок стал глобальным в действительности. Процветание интернет-бизнеса – это уже очевидный свершившийся факт. Невзирая на границы и расстояния между участниками рынка совершаются сделки в различных секторах экономики. Развиваются быстрыми темпами аутсорсинговые услуги, облачные (распределенные) технологии, технологии удаленного хранения информации, социальные сети, технологии таргетирования1 и т.д.
Более чем нагляден следующий факт: в предвыборной кампании в США в 2008 г. Барак Обама активно использовал социальные сети и технологии таргетирования для того, чтобы сплотить миллионы своих сторонников и собрать почти миллиард долларов взносов от простых людей. Согласно отчету агентства Pew Research Center, десять процентов американцев (и треть американцев моложе тридцати лет) использовали социальные сети для получения информации о ходе предвыборной гонки. Или другой более наглядный для нас пример: в контакт-листе Twitter-сети Президента РФ Д.А. Медведева зарегистрировано более 550 000 последователей.
Политика инновационного развития и российский бизнес
Интернет-технологии явились тем самым локомотивом по Й. Шумпетеру, или радикальными технологическими новшествами, которые за последние 40 лет фундаментально изменили весь ландшафт бизнеса. Изменения в технологии (производительных силах) неизбежно приводят к институциональным изменениям, на что обратил внимание еще К. Маркс. Практически во всех отраслях промышленности, сферы услуг, образования произошли инновационные сдвиги, вызванные этими изменениями. Конкуренция стала более жесткой, и те компании, которые смогли адаптироваться в новых условиях получили новые качественные изменения, а те, которые не смогли адаптироваться, проиграли.
Предоставив немыслимый уровень автоматизации, интернет-технологии сократили скорость принятия решения до минимума, тем самым придав бизнесу эффективность и динамичность.
В данном контексте примечательны два интересных исторических примера:
1) в 1982 г. журнал «ТIMES» назвал компьютер человеком года;
2) если в 80-гг выражение «IT-департамент» было чем-то новым и неслыханным, то с начала 90-х любая уважающая компания имела в штатной структуре должность IT-директора и соответствующий департамент или подразделение.
В такой ситуации нефть является наивысшим злом для российской экономики. Нефтяная игла не позволяет развиваться восприимчивости бизнеса к инновациям. Как заметил ректор РАНХ и ГС В.А. Мау: «Спасти Россию в такой ситуации может только тяжелый кризис с решительным и безвозвратным падением цен на нефть и газ». Сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают вхолостую либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки», — отмечается в стратегии. Государство должно серьезно вложиться именно в инновационный бизнес: 7,6 трлн руб. за 10 лет. Во столько могут обойтись прикладные научные исследования, поддержка стартапов и посевного финансирования.
Что касается непосредственно крупного бизнеса, то сырьевой характер отечественной экономики не требует существенных вливаний в ИС, изменения в мировой экономике указанные выше, которые несмотря на то, что носят глобальный характер – практически не касаются крупных добывающих компаний. Именно поэтому проводимая главными распорядительными центрами российской общественной системы — администрацией президента, правительства, партией власти, ведущими СМИ и общественными организациями политика инновационного развития страны в рамках программы «Стратегия 2020» наталкивается в большинстве случаев на явное или скрытое сопро-тивление со стороны отечественного бизнеса, практически независимо от его масштабов.
Государственные программы и реальность
Принятие инновационной концепции государством не гарантирует его исполнения бизнесом, так как проект стратегии инновационного развития страны до 2020 г. рассмотренный 6 сентября 2011 г., остался несогласованным с Минфином из-за объема финансирования, которым правительство не располагает. Согласно данной стратегии для четкого обозначения траектории инновационного развития страны, объемы бюджетного финансирования инновационных направлений на всем отрезке 2011–2020 гг. должны составлять не менее 11% федерального бюджета, что по расчетам Минэкономразвития составит 15,7 трлн руб. Если вложить эти деньги, то экономика России имеет шанс выйти в мировые лидеры по оказанию высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5–7 позициям, говорится в стратегии, увеличить долю высокотехнологичного сектора в ВВП в 1,5 раза (с 13 до 18%), долю инновационной продукции в выпуске промышленности — в 5–6 раз, долю инновационно-активных предприятий — в 4–5 раз (с 9,4 до 50%).
Оценивая объемы финансирования и работ, выполненных передовыми западными фирмами в данной области, можно сделать вывод, что перевод предприятий отечественной промышленности на указанные технологии представляет собой чрезвычайно важную национальную проблему, так как инновации – долгосрочные рискованные вложения для бизнеса, а рисковать при высоких налогах, банковских ставках и коррупции, дорогих безальтернативных услугах естественных монополий никто не будет.
Для ее решения требуется разработка и реализация соответствующих разделов в федеральных целевых программах «Национальная технологическая база» и «Электронная Россия». Только это поможет России избавиться от тяжелой формы «голландской болезни» нефти и газа. Ведь верстка бюджета на основе только показаний роста цен на нефть (бюджет на 2012 г. верстается на основе прогноза цен на нефть марки Brent в $140) выглядит сомнительной, говоря о бюджете развитой страны. Перенос фокуса развития страны на технологии позволит стране избавиться от лени. Инновации – долгосрочные рискованные вложения для бизнеса, а рисковать при высоких налогах, банковских ставках и коррупции, дорогих безальтернативных услугах естественных монополий бизнес не заинтересован. Заработав деньги на добыче и продаже сырья бизнесмены отказываются вкладываться в развитие нестабильной экономики России.
Необходимые меры государства
Поэтому только при поддержке и жестком контроле со стороны правительства Россия сможет сформировать те силы, которые будут способны подхватить импульс модернизационных процессов и сделать их необратимыми, благодаря чему страна станет действительно развитой, а бизнес – инновационно-ориентированным.
В таких условиях важны меры государства, направленные:– на поддержку рыночной конкуренции;
– обеспечение нормальной доходности «сверхприбыльных» проектов (изъятие излишков ренты из сырьевого сектора);
– подавление рентных и коррупционных механизмов ведения бизнеса;
– качественное удорожание рабочей силы и стимулирование роста производительности труда;
– вступление в ВТО: ликвидация «уютных» ниш, прекращение неэффективной защиты ряда отраслей помогут приоритетным направлениям, а поддержка примеров успешных компаний поможет понять сигналы государства бизнесу и создать технологическую волну, благо уровень образования и научная база пока позволяют это сделать.
Сверхдоходы от предприятий добывающей отрасли направленные в инновационную сферу через успешные компании помогут расширить производство и усилить скорость развития несырьевого сектора. Технологическое лидерство 60-х годов в авиастроение, космосе, энергетике и атомной промышленности получит второе рождение в виде бурного развития рынка интернет-технологий.
Заключение
Реализация программы – несомненно важнейшая задача ближайшего десятилетия, решение которой определит степень готовности страны к глобальным вызовам современности и позволит встроиться в мировую экономику по всем интеграционным уровням, но и позволит сохранив самобытность развиваться по общемировым стандартам, как неотделимая часть «Большой восьмерки» – стран с развитой экономикой.
Источники:
2. Халлиг ан Б., Шах Д. Маркетинг в Интернете. Как привлечь клиентов с помощью Google, социальных сетей и блогов. – М .: Диалектика, 2011.
3. Мау В.А. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Ведомости. – 2011. − № 2.
4. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М .: Экономика, 2010.
5. Мирзабеков А.М. Зарубежный опыт и возможности использования информационной CALS-технологии в современной экономике // Вестник РУДН. – 2010. − № 1.
6. Зверев А.Ф., Мирзабеков А.М. Информационные технологии, как главный инструмент модернизации ведущих стран мира // Вестник РУДН. – 2010. − №3.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:54:19