Влияние интернет-технологий на эффективность инвестиций малых предприятий

Радугина В.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (30), Июнь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12858117
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье раскрываются некоторые особенности определения эффективности инвестиций малого предпринимательства при использовании Интернет-технологий.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, информационные технологии, инвестиции, интернет, интернет-технологии



Национальные хозяйства стран с рыночной экономикой движутся от массового производства стандартной продукции к высокоспециализированным и рассчитанным на индивидуальные потребности малым формам производства и сервиса. Такие преобразования связаны с дополнительной потребностью в компьютеризованном труде и принципиально новых продуктах. Все это открывает новые социально-экономические перспективы для развития малого предпринимательства. Свободный труд и мелкий собственник быстрее вписываются в новые информационные и социальные технологии. Общество и экономика с крупномасштабными машинными производствами, огромными производственными мощностями, сконцентрированными на больших площадях крупных предприятий, с десятками тысяч работников утрачивают социальную перспективу.

Малый бизнес становится серьезным экономическим, социальным и политическим явлением. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса возможно оценить способность региона приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Действительно, малому предприятию гораздо легче изменить технологию производства, структуру управления, и даже область деятельности, чем крупным предприятиям. Но разработка и осуществление проектов таких изменений в деятельности предприятия неизменно связаны с вложением денежных средств, иначе говоря, инвестированием.

Показатели эффективности играют значимую роль на всех этапах осуществления инвестиций. На подготовительном этапе на основе расчета эффективности принимается решение о целесообразности вложений. В дальнейшем показатели эффективности позволяют оценить результаты инвестиций как в текущем периоде (для целей мониторинга и оперативного решения возникающих проблем), так и по итогам всего срока осуществления проекта.

Выбор критериев эффективности зависит обычно от целей проводимого анализа. Так, при рассмотрении возможности предоставления предприятию государственной поддержки более важными станут показатели бюджетной эффективности, а для частного инвестора более важными будут критерии финансовой эффективности, такие, как индекс доходности или дисконтированный срок окупаемости. Но эффективность в целом в любом случае рассматривается как соотношение результата и вложенных средств. В качестве результирующего показателя могут рассматриваться величина чистого денежного потока, сумма налоговых поступлений в бюджет, число дополнительно созданных рабочих мест либо другие показатели. Помимо названных, могут использоваться и показатели социальных результатов инвестиций, такие, как изменение численности работников (в том числе женщин), занятых тяжелым физическим трудом или на производстве с вредными условиями труда; изменение численности занятых на работах, требующих высшего или среднего специального образования; изменение структуры производственного персонала и т.д.

Такое разнообразие зачастую приводит к тому, что проводимый анализ дает разные результаты при выборе разных же критериев эффективности. В частности, известны ситуации, когда инвестиционные проекты, имеющие низкую финансовую эффективность, одновременно характеризуются высокой бюджетной либо экономической эффективностью.

Таким образом, при стремлении к росту показателей эффективности предприятию крайне сложно добиться одновременного роста результатов по всем возможным направлениям (увеличение денежного потока, налоговых отчислений, рабочих мест и т.д.). Однако возможно добиться роста эффективности (причем по всем направлениям одновременно) за счет снижения величины первоначальных вложений. Подобный рост эффективности инвестиций особенно важен для малых предприятий, ресурсы которых ограничены изначально.

Одним из вариантов такого подхода является использование возможностей, предоставляемых сетью Интернет. Современные технологии позволяют предприятиям создавать свои представительства (сайты) в Интернете, что дает возможность повысить эффективность работы компании при относительно небольших затратах. В настоящее время эта практика стала общепринятой. Однако мы считаем необходимым выделение слоя малых предпринимателей, деятельность которых представлена исключительно в сети. Одним из возможных вариантов такой работы является создание так называемого Живого Журнала (Live Journal или ЖЖ). Отметим, что ЖЖ является наиболее известным из подобных сервисов и имеет наибольший охват аудитории. На практике возможно и использование других аналогичных сервисов (например, diary или liveinternet).

Live Journal предоставляет возможность выкладывать информацию любого рода (тексты, фото, видео) и получать комментарии как от зарегистрированных пользователей, так и от любых других лиц. Отметим, что обычно ведение ЖЖ не преследует коммерческих целей, так как изначально данный сервис создавался для личного общения, но ряд предпринимателей используют ЖЖ в качестве своеобразных «витрин» для своего бизнеса. Такой подход характерен в основном для индивидуальных предпринимателей либо микропредприятий численностью не более 5 человек. Необходимо отметить, что, в отличие от создания сайта, ведение ЖЖ не влечет за собой дополнительных затрат, так как базовый вариант этого сервиса является бесплатным.

В ряде случаев через сервис Live Journal осуществляется торговое посредничество, но чаще всего представительства в ЖЖ создают предприниматели, чья деятельность связана с выполнением индивидуальных заказов клиентов: фотографы, портные, художники, райтеры. Интерес вызывает тот факт, что в некоторых случаях происходит смешение функций: сервис Live Journal используется одновременно и в деловых, и в личных целях. Это позволяет устанавливать с клиентами доверительные, дружеские отношения (стратегия, успешно применяемая и многими крупными фирмами, например, Avon и Mary Key). Некоторые предприниматели используют Live Journal в качестве дополнения к основному фирменному сайту. В этом случае на сайте выкладывается только деловая информация, а в ЖЖ как деловые, так и личные записи.

Таким образом, использование сервиса Live Journal позволяет малым предпринимателям:

- осуществлять предпринимательскую деятельность на дому;

- принимать заказы и общаться с клиентами;

- рекламировать свою продукцию и услуги как в России, так и за рубежом (аудитория ресурса достаточно велика, даже если принимать во внимание только русскоязычный сегмент).

Важен и тот факт, что затраты, связанные с ведением ЖЖ (в основном по оплате услуг интернет-провайдера), становится невозможно разделить на релевантные и нерелевантные. Таким образом, мы можем утверждать (с известной долей условности), что инвестиции, связанные с созданием такого рода интернет-представительства близки нулю.

Подобное снижение затрат позволяет малым предприятиям повысить эффективность инвестиций за счет снижения капитальных вложений и направить освобождаемые ресурсы на инвестиции в материалы либо в человеческий капитал. Таким образом, в результате использования возможностей, предоставляемых сетью Интернет, малые предприниматели добиваются повышения качества продукции, и обслуживания клиентов и как следствие укрепляют свое положение на рынке. Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.


Источники:

1. Аньшин В.М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: учебное пособие / В.М. Аньшин, С.А. Филин. –
М.: Анкил, 2003. – 359 с.
2. Митякова О.И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий : монография. – Нижний Новгород : НГТУ, 2004. – 185 с.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 03:14:15