Вуз как элемент рыночной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (197), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается место вузов в системе рыночной экономики, их роль в экономической и научной подготовке специалистов для повышения эффективности экономического развития. В этой связи автор особое место отводит связи науки с практическими знаниями, соответствия обучения современному уровню научно-технического прогресса.
Ключевые слова: высшее образование, инновационное развитие, социально-экономическая эффективность, качество подготовки кадров, эффективность использования знаний, общее образование
Эффективность экономического развития страны по рыночному пути зависит не только и не столько от накопления материальных благ, сколько во многом и от состояния кадрового потенциала, профессиональной технической, экономической и научной подготовки специалистов. Как следствие, следует рассматривать высшую школу, с одной стороны, как институт государства, с другой стороны – как институт рыночной экономики, который обеспечивает непрерывный выбор образовательных услуг, осуществляя, тем самым, взаимосвязь между рынками квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы и рынком образовательных услуг.
Целью такой взаимосвязи является постоянное пополнение рынка специалистов, который играет существенную роль для рыночной экономики благодаря концентрации необходимых по качеству и количеству трудовых ресурсов в местах эффективного и прибыльного приложения капитала. Как отмечено в «Законе об образование Азербайджанской Республики», у современного специалиста должно формироваться умение овладевать высоким интеллектуальным уровнем и способностью к практической работе, осваивать новые технологии и быстро ориентироваться в потоке информации [1]. Спрос же на специалистов обладает тенденцией роста, тем более на тех, которые обладают методологической, прогностической и информационной грамотностью, так как в современных условиях происходит перемещение акцента с трудоемких процессов на наукоемкие.
Таким образом, ВУЗ является неотъемлемым звеном на пути формирования высококвалифицированных специалистов. Пользуясь рынком неквалифицированной рабочей силы, он обеспечивает занятость части молодежи, привлекая абитуриентов и проводя всевозможные курсы повышения квалификации и переквалификации для населения. ВУЗ обеспечивает функционирование элементов рынка услугами, не создавая при этом материальных ценностей и, в тоже время, сам является производителем и потребителем. Эта двоякая сущность определяет роль ВУЗа как одного из элементов рыночной экономики, образующего и поддерживающего рыночные отношения.
Как всякая составляющая рынка, высшая школа требует постоянного обновления. Но содержание образования – такая категория, которая имеет свойство стареть, становиться неактуальной и, при этом, не отвечать изменяющимся запросам личности, общества и государства. Поэтому постоянное обновление содержания образования является существенным моментом, определяющим его качество.
Переход от познаний к профессиональным знаниям и умениям
В настоящее время рынок труда ощущает дефицит в квалифицированных экономистах, обладающих знаниями, умениями и опытом прогнозирования развития рыночных отношений, подготовки и обоснования комплексных социально-экономических решений в экстремальных ситуациях, владеющих логистикой и способами математического моделирования экономических систем. К тому же, рынок выдвигает принципиально новые требования к организации и содержанию подготовки и переподготовки специалистов по менеджменту, маркетингу, финансам, экономике и моделированию процессов и систем.
Таким образом, главная задача ВУЗов, готовящих специалистов различного профиля по экономическим вопросам, состоит в обеспечении роста человеческих качеств личности, профессионализма, способностей и талантов; и возможности способствовать повышению спроса на профессиональный и высококвалифицированный труд экономистов, финансистов, аудиторов, менеджеров и др.
Решая задачу такого уровня, нельзя оставить в стороне вопрос, касающийся того, что за время обучения в ВУЗе у студента часто остается не сформированным представление о глубинной сути своей будущей профессиональной экономической деятельности, истинного смысла и весомости той или иной изучаемой дисциплины.
Основной проблемой любого профессионального образования является переход от учебно-познавательной деятельности студента к овладению профессиональными знаниями, формирующими специалиста. Другими словами, это проблема перехода познавательных мотивов в профессиональные, так как именно мотив является конструирующим признаком деятельности. Данная проблема должна найти свое отражение в содержании обучения, которое проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет профессиональной деятельности. Одной из причин нарушения такой трансформации является изучение достаточно большого количества дисциплин никак не связанных между собой методологически. Поэтому, возникает проблема разработки идеи перехода от дисциплинарной к системной модели содержания обучения.
Ориентация на развитие творческой индивидуальности студента
В данном случае, основой учебного процесса должна стать образовательно-профессиональная программа в целом. Это позволит создать новое поколение междисциплинарных учебных комплексов, которые повлекут за собой понимание и видение в целостном представлении динамически развивающуюся модель или структурную схему своей будущей профессиональной деятельности. Что, в свою очередь, выступит в качестве мотивирующего фактора по отношению к изучаемым дисциплинам.
Система профессионально-подобных ситуаций позволяет студенту (в имитационных моделях) выходить за рамки объективных значений той или иной задачи, соотносить почерпнутую из учебных текстов информацию с профессиональными ситуациями, благодаря умению, выработанному в процессе обучения в ВУЗе. Студент использует это в целях осуществления собственных практических действий и поступков, благодаря чему информация превращается в знание, адекватно отражающее профессиональную деятельность.
Таким образом, имеем дело с системой, обладающей свойством эквиваленции: студент получает возможность увидеть смысл и весомость той или иной изучаемой дисциплины в свете своей будущей профессиональной деятельности, а само представление об этом будущем выступает в качестве фактора, управляющего процессом обучения.
Кроме того, обучение в ВУЗе должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие специалиста, и быть ориентированным на формирование его творческой индивидуальности.
Таким образом, технология учебного процесса в высшей школе должна быть направлена на развитие личности специалиста, ее творческих способностей. Для достижения этих целей можно использовать широкую систему разноуровневых творческих заданий, исследовательских проектов, анализ, в нашем случае, экономических явлений и ситуаций, прогнозирование развития рыночных отношений, моделирование различного рода ситуаций и др.
Обучение и научно-технический прогресс
Между тем весь опыт передового современного высшего образования показывает, что ведущим методологическим принципом качественной подготовки специалистов является сочетание базового (единого для всех) и вариативного компонентов в содержании обучения.
Обеспечение усвоения фундаментальных базовых знаний, которые необходимы каждому специалисту, независимо от специализации, отводится базовому компоненту. На его основе создается плодотворная почва для удовлетворения потребностей личности в углублении, расширении и специализации подготовки с учетом индивидуальных особенностей.
Вариативный компонент дает возможность личности в расширении путей профессионального и личностного развития, а также творческих способностей и индивидуальности. При этом только единство базового и вариативного компонентов в содержании обучения может обеспечить качественную подготовку специалистов.
Бесспорным является тот факт, что при осуществлении вузовского образования, решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения в высшей школе, достижимо лишь на основе целенаправленного органического применения современных технологий. Нельзя недооценивать информационные возможности и быстродействие современного компьютера в отношении создания неограниченного простора для педагогического творчества преподавателей, позволяя модернизировать старые и внедрять новые технологии и формы обучения.
При реализации концепции системного высшего экономического образования следует отвести достойную роль тенденциям развития научно-технического прогресса. Ускоряющийся процесс формирования и накопления человечеством новых знаний – базы развития науки, техники и права; проблемы управления на основе широкого использования коммуникационных сетей и новых информационных технологий; инновационные тенденции во всех отраслях экономики; высокая динамичность производства, его технологическая обновляемость с учетом спроса потребителей и пр. должны найти отражение в содержании обучения.
Источники:
2. Бабаев Ю. Качество подготовки специалистов в условиях перехода к рынку // Высшее образование в России. – 2006. − №4. − С.82−84.
3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. − М: Эксмо, 2007. − 162 с.
4. Смирнов И.П. Экономическая функция профессионального образования. − М., 2007. −145 с.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 19:14:19