Проблемы финансирования малого бизнеса в России
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рассматривая вопросы финансирования малого бизнеса, автор основное внимание фокусирует на двух важных аспектах – развитие микрофинансирования в нашей стране и оптимизация государственной поддержки малого бизнеса. Предложены направления развития микрофинансирования для предприятий малого бизнеса и пути совершенствования структурно-организационной системы распределения государственной поддержки малых предприятий.
Ключевые слова: малый бизнес, финансирование, инвестиции, малые предприятия, микрофинансирование
Малый бизнес в России начинает играть все большую роль. Так по данным Минэконом развития РФ в 2011 году наблюдается рост доли малого бизнеса в структуре ВВП России до 20%, тогда как в 2008 году эта доля составляла только 17% [1]. Но и этой доли на сегодняшний день недостаточно, поскольку развитые страны имеют долю малого бизнеса в структуре ВВП 50% и более.Согласно представленным Росстатом и ФНС России данным, в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 605 883 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:– 1 374 777 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн рублей;
– 227 744 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн рублей;– 18 012 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1000 млн рублей;– 3 985 350 индивидуальных предпринимателей [2].
Преимущества и отраслевое распределение малых и средних предприятий
По итогам 2009 года наблюдается прирост сектора малого бизнеса на 9,1%, в основном сложившийся за счет роста числа индивидуальных предпринимателей. Как свидетельствуют приведенные в табл. (см. ниже) данные, основная часть микро-, малых и средних предприятий сосредоточена в оптовой и розничной торговле. Затем следует направление «Предоставление услуг»: для микро- и малых предприятий – 18,8% и 17,0%, в то время как доля средних только 8,5%.В строительстве и обрабатывающем производстве доля микропредприятий составляет 11,7% и 9,4%, в то время как по малым предприятиям этот показатель несколько выше – 14,3% и 16,0%, соответственно.
Таблица
Отраслевое распределение средних и малых предприятий
Микропредприятия |
Малыепредприятия
|
Средниепредприятия
| |
Оптовая и розничная торговля | 42,7% | 30,7% | 23,1% |
Предоставление услуг | 18,8% | 17,0% | 8,5% |
Строительство | 11,7% | 14,3% | 12,8% |
Обрабатывающее производство | 9,4% | 16,0% | 22,4% |
Обладая рядом преимуществ, таких как высокая гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям, адаптация к внешним воздействиям, быстрая оборачиваемость средств, высокий уровень специализации производства и труда, малый бизнес может принять на себя значительную часть производства товаров и услуг. К этим преимуществам необходимо добавить и устойчивость малого бизнеса от влияния финансового кризиса, так как это обусловлено меньшей зависимостью от макроэкономических факторов. Вместе с тем, малые и средние предприятия являются очень ранимыми по отношению к действию ряда факторов, связанных с их финансовым обеспечением. Наиболее сильно это отражается на объеме инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий. Наблюдаемое резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям для инвестирования привело к тому, что инвестиции имеют тенденцию снижения: по итогам 2008 года инвестиции составили 976,2 млрд рублей, а в 2009 году всего 541 млрд рублей, то есть снизились в 2 раза. При этом больше всего сокращение инвестиций составило в секторе средних компаний – в 2,5 раза. И если в 2008 году их доля в объеме инвестиций превышала долю малых компаний на 9%, то в 2009 году отставание составило 44% [3].
Финансовые проблемы малого бизнеса и микрофинансирование
Основные проблемы в развитии малых предприятий носят также финансовый характер, что проявляется:– в сокращении платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий;
– отсутствии оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);
– росте просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы ее реструктуризации;
– разворачивании системы неплатежей;
– отсутствии доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам).
На сегодняшний день финансирование малого бизнеса осуществляется за счет трех основных источников: собственный капитал, бюджетные средства и кредитование. При этом структура распределения выглядит следующим образом: бюджетные средства и кредиты составляют не более 10%, при том что основная часть этих источников приходится на собственный капитал. Такая диспропорция отражается на структуре оборота малых предприятий. Имея значительный объем оборота (за первое полугодие 2010 года он составил 4 454 481,9 млн руб.) малый бизнес демонстрирует прибыль не более 1%. Данная тенденция свидетельствует об отсутствии у малого бизнеса средств на его расширенное воспроизводство. Эта же тенденция обуславливает высокую долю теневого наличного оборота [4].Преодоление данной проблемы возможно на основе расширения доступа малого бизнеса к «дешевым» ресурсам. Значительную роль в этом могло бы сыграть микрофинансирование.Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование) [5].
Почему пробуксовывает господдержка малого бизнеса?
Практика свидетельствует о том, что масштабы рынка микрофинансирования (получение займов в микрофинансовых организациях) даже в кризисные годы, связанные с обрушением платежеспособного спроса на многих рынках, оставались значительными. Во многом это обусловлено наличием развитой инфраструктуры микрофинансирования в Российской Федерации. На 1 января 2010 г. в России действовало не менее 2350 небанковских МФО, включая кредитные кооперативы, коммерческие МФО, фонды поддержки предпринимательства, НДКО, в то время как в 2003 г. таких организаций было всего 150. По данным опросов НАУМИР1, выдано 250 000 микрозаймов предпринимателям и 750 000 микрозаймов в целом на сумму 18 млрд. рублей. Общий портфель займов МФИ составил 22,7 млрд рублей. По данным мониторинга ОПОРЫ России и Бауман Инновейшенс, около 7% предпринимателей пользуются услугами микрофинансовых институтов. Средний размер микрозайма составил 120 000 руб. для предпринимательских и 50 000 руб. – для потребительских целей. В целом спрос на микрозаймы продолжает составлять на сегодняшний день не менее 300 млрд рублей [6].
Однако не смотря на то что с 4 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», основное количество малых предприятий не рассматривает микрофинансирование как источник пополнения финансовых средств.Не достигла своей высокой эффективности и государственная поддержка малого предпринимательства. В 2010 году Правительством России было выделено 800 млн долларов США. Из них:– на поддержку экспортно-ориентированных МСП – 70 млн долл. США;– гранты (стартовые пособия) для СМП – около 100 млн долл. США;– лизинговые платежи МСП – 40 млн долл. США;– гарантийные фонды – 0 млн долл. США;– микрофинансирование – 85 млн долл. США;– курсы предпринимателей – 11,25 млн долл. США, 50000 слушателей;– молодежное предпринимательство – 10 млн долл. США [7].
Как упростить систему государственной поддержки малого бизнеса?
Как свидетельствуют приведенные данные, из 800 млн долларов на прямую поддержку малого бизнеса пошло не более ¼ выделенных средств, в том числе на микрофинансирование 85 млн долларов. Повышение эффективности государственной поддержки зависит от системы взаимодействия малого бизнеса и государства. На сегодняшний день в этой системе присутствует огромное количество посредников, которые «кормятся» за счет средств государственной поддержки.
Таким образом, сложность и многоступенчатость организационной структуры государственной поддержки малого бизнеса делает ее малоэффективной, ограничивает круг предприятий, которым могла бы быть доступна эта помощь. В этой связи необходимо совершенствовать направления движения государственной помощи малому бизнесу. По нашему мнению, упростить систему государственной поддержки малого бизнеса можно за счет устранения промежуточных звеньев в структуре этой системы за счет создания саморегулируемых организаций микро- и малых предприятий по профилю деятельности, которые могли бы взять на себя функции по взаимодействию с государственными органами и целевого распределения бюджетных средств между микро- и малыми предприятиями, нуждающимися в такой помощи.
Источники:
2. Шаронов А.В. Доклад на втором ежегодном деловом форуме «Развитие малого и среднего бизнеса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/doc20100518_07#.
3. Шаронов А.В. Доклад на втором ежегодном деловом форуме Развитие малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/doc20100518_07#.
4. Буев В., Шамрай А., Шестоперов А. Малый бизнес: текущее состояние и проблемы финансирования, исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://w ww.nisse.ru/business/article/article_1636.html.
5. ФЗ РФ от 02.07.2010г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» ст.2 ч.1 п.1.
6. Мамут М. Уроки кризиса и новые возможности. Кредитование и микрофинансирование малого бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1636.html.
7. Шаронов А.В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/doc20101028_08.
Страница обновлена: 14.11.2024 в 12:08:01