Татарстан: проблема доступности жилья для молодых семей
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается проблема доступности жилья для молодых семей в условиях реализуемых государственных программ. Предлагается модифицированный коэффициент доступности жилья с учетом меньшего числа трудоспособных членов семьи и получаемой молодой семьей государственной поддержки.
Ключевые слова: доступность жилья, молодые семьи, коэффициент доступности жилья
Жилищный вопрос в России всегда являлся актуальным. Когда на смену государственному обеспечению жильем пришли рыночные механизмы, проблема нереализованного спроса на жилье превратилась в проблему неплатежеспособного спроса. Доступность жилья – проблема, не теряющая своей остроты, несмотря на активное участие государства в решении жилищного вопроса и разнообразия предлагаемых населению ипотечных и кредитных программ. Наряду со всем этим для подавляющего большинства граждан отсутствие финансовых возможностей для приобретения жилья – главное препятствие для его приобретения.
Молодые семьи – категория, спрос на жилье со стороны которой всегда достаточно велик. Но, как правило, они не обладают достаточными средствами для приобретения жилья даже при помощи кредитных средств.
Сегодня личные трудовые сбережения не позволяют большинству граждан приобрести жилье на рынке. Размер среднего ежемесячного дохода в России существенно ниже средней стоимости строительства квадратного метра жилья (см. табл. 1 на с. 173).
Покупка жилья по фактической рыночной стоимости является недоступной для абсолютного большинства россиян. Таблица 1 наглядно демонстрирует, какой малый процент от рыночной цены кв.м. на типовое жилье составляет ежемесячный размер среднего душевого дохода.
Уровень доступности жилья для молодых семей
В мировой практике доступность жилья рассчитывается на основе коэффициента доступности жилья, получаемого при сопоставлении доходов населения с ценами, сложившимися на рынке жилья (формула 1). Данный коэффициент является показателем эффективности проводимой в нашей стране жилищной политики, и к концу 2010 уровень доступности жилья считался приемлемым, если откладывая все свои совокупные доходы семья из трех человек сможет за три года приобрести стандартную квартиру, площадью 54 м2.
, 2.
Используя реальные статистические данные, согласно которым, стоимость кв. м. типовой квартиры на первичном и вторичном рынках жилья на конец 2010 г. составляла 46 807 и 56 762 рублей соответственно [6], получаем, что данный коэффициент на конец 2010 года для типового жилья на первичном и вторичном рынках жилья составлял 3,8 и 4,6 года соответственно.
Полученные цифры не намного превышают целевую установку, однако из данных, приведенных в табл. 2 (см. на с. 174), очевидно, что при общей тенденции числа нуждающихся в жилье семей к снижению, число молодых семей в этом общем количестве из года в год только увеличивается.
Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, основная проблема у молодой семьи возникает с оплатой первоначального взноса при его получении. В силу временного фактора молодые семьи просто не имели еще возможности накопить на эти цели необходимые средства и, как правило, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении кредита.
Коэффициент доступности жилья
Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в РоссийскойФедерации и реализуется с 2003 года в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» через подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» [1, 2]. И если в начале работы основным результатом реализации указанной подпрограммы разработчики ставили достижение улучшения демографической ситуации в России, то при дальнейшей ее корректировке решение демографической проблемы уже не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как дополнительный социальный эффект. Предполагается, что поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране, а решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов рассматривается как хороший стимул дальнейшего профессионального роста, повышения качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы, что в целом позволит сформировать экономически активный слой населения.
Упомянутый выше коэффициент доступности жилья как показатель эффективности проводимой жилищной политики в случае оказания поддержки молодым семьям должен быть модифицирован с учетом меньшего числа трудоспособных членов семьи и получаемой молодой семьей государственной поддержки (формула 2):
Механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2010–2015 годы, предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям – участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий.
Расчет размера субсидии
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион РФ). В соответствии с приказом Минрегиона РФ от 23.06.2011 № 299 средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья, к примеру, по Республике Татарстан на третий квартал 2011 года составляет 26 400 рублей [4]. Для сравнения – стоимость типовой квартиры «ленинградского» проекта в сентябре 2011 года в г. Казань составляет около 45 010 рублей [9].
Государственная поддержка молодым семьям в Республики Татарстан оказывается в соответствии с Законом Республики Татарстан от 21.10.1999 № 2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», согласно которому объем финансовых средств, выделяемых для оказания государственной поддержки молодой семье, не может превышать 3000-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, равный соответственно 300 000 рублей [3]. Средняя заработная плата в Республике Татарстан, по последним официальным статистическим данным, составляет 18 057 рублей.
Рассчитав модифицированный коэффициент доступности жилья на примере Республики Татарстан, получаем, что для приобретения жилья с участием господдержки молодая семья в Татарстане 2,6 года должна накапливать средства, чтобы приобрести жилье по социальным нормам (54 м2), направляя на эти цели весь свой совокупный доход. Получаем показатель, почти в 2 раза позитивнее целевого, установленного на конец 2011 года равным 4,3. В реальности же, накопить более миллиона рублей за два с половиной года для молодой семьи, зачастую располагающей более чем скромными доходами, задача неосуществимая.
Заключение
Государственная поддержка молодых семей в вопросе приобретения жилья является жизненно необходимой, поскольку без нее молодые семьи не в состоянии получить доступ на рынок жилья. Но, несмотря на 8-летнее существование целевой подпрограммы, нацеленной на улучшение жилищных условий молодыми семьями, имеем отнюдь не позитивные показатели. Количество молодых семей, нуждающихся в жилье, из года в год увеличивается, причем заявленный на 2011–2015 гг. количественный показатель цели по созданию условий для повышения обеспеченности жильем молодых семей равный 172 тысячам, по сравнению с последним официальным показателем нуждающихся в жилье молодых семей, выглядит не совсем соответствующим действительности.
Поэтому практическая реализация программных действий должна более четко отражать действительную ситуацию, решению которой она и призвана способствовать, учитывая реальные потребности и возможности молодых семей в улучшении жилищных условий.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001г. №675 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002−2010 годы».
3. Закон Республики Татарстан от 21.10.1999 № 2443 «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий».
4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 299 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2011 года».
5. Султанова Л.Р. Развитие регионального рынка жилой недвижимости в условиях макроэкономической нестабильности. Дис.: к.э.н.: 08.00.05. − Казань, 2010.
6. Средние цены на рынке жилья по Российской Федерации в 1998−2010 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/housing/tab-hous2.htm.
7. Среднедушевые денежные доходы населения по Российской федерации. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11kv.htm.
8. Улучшение жилищных условий населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/09-07.htm.
9. Цены по типам жилья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tatre.ru.
Страница обновлена: 05.11.2024 в 06:52:25