Развитие взаимосвязи торговой и производственной политики промышленного предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (184), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье поднимается проблема координации торговой и производственной политики, доказывается необходимость развития системы взаимодействия между этими сферами деятельности промышленного предприятия. Данное направление рассматривается как опосредованное условие повышения эффективности партнерских отношений между производителем и потребителем.
Ключевые слова: промышленное предприятие, товародвижение, торговая политика, координация, потребитель, производитель, производственная деятельность
Неотъемлемой составной частью производственной политики промышленных предприятий в рыночных условиях является анализ товародвижения, то есть управление всеми физическими операциями, выполнение которых необходимо при доставке товаров от поставщиков к потребителю. Кроме этого не меньшее значение уделяется анализу поставщиков и потребителей, координации спроса и предложения на рынке промышленных товаров, а также вопросам гармонизации интересов участников процесса товародвижения.
В рыночных условиях промышленные предприятия вынуждены координировать свою производственную политику с торговой политикой, так как вопросы реализации продукции становятся для них основополагающими.
Производственная и торгово-экономическая деятельность
Изменения в процессе обмена позволяют использовать механизм изучения спроса-предложения как основу торговой деятельности. В этом случае могут появиться реальные возможности сворачивания объемов продаж той устаревшей продукции, которая по внешним признакам еще приносит доходы, но уже в ближайшей перспективе будет создавать убытки.
Торговая деятельность является одной из крупнейших сфер экономической активности и ее развитие – одно из условий успешного функционирования экономики, так как она формирует основу рыночных отношений.
Говоря о торговой политике, следует отметить, что в сфере обращения сталкиваются интересы практически всех участников товарного обмена, что существенно повышает ее роль в рыночной экономике, по сравнению с экономикой «плановой», и постепенно основная конкурентная борьба перемещается из сферы производства в сферу обращения, где и происходит завоевание рынков сбыта.
При характеристике торговой политики следует рассматривать такие явления, как интеграция хозяйственных процессов, объединяющих в единый механизм ранее обособленные функции производства и продажи продукции. Они заменяются более организованными и упорядоченными отношениями, руководство которыми осуществляется из единого центра.
Данным экономическим явлением как бы поглощается один ресурс – рыночный механизм и создается другой, при котором рыночный механизм заменяется внутрихозяйственными операциями. Это означает, что производственная и распределительная стадии охватываются одной иерархической системой, способной работать более слаженно и эффективно. Так, для современной реализационной деятельности одной из характерных особенностей является сокращение звенности товарного обращения, уменьшение числа посредников между предприятием-изготовителем и непосредственными потребителями. В этой связи меняются отношения между оптовой и розничной торговлей, повышается общая эффективность функционирования распределительной системы [1].
Реализация своими силами и с помощью торговых посредников
Как правило, крупное промышленное предприятие выстраивает свою торгово-экономическую деятельность на базе развития собственного независимого оптово-розничного комплекса, располагающего разветвленной системой складов, региональных распределительных центров с мощными транспортными службами. Данная система распределения не исключает интеграции в нее на основе договорных отношений мелких и средних торговых организаций, наличие которых совершенствует реализационную политику производственного предприятия.
Подобное объединение создает относительно новый резерв для общего совершенствования сферы обращения, суть которого состоит в том, что под покровительством крупного предприятия создается на контрактной основе целая сеть мелких и средних предприятий, владельцы которых обязуются выполнять разнообразные условия продажи и предоставления услуг. Такая система отношений создает новые возможности в плане организации торгового процесса, поскольку создается гарантированная целенаправленная система помощи партнерам в выборе торговой зоны, размещении и оснащении оборудованием торговых предприятий, обучение торгового персонала, решение транспортных проблем и т.п.
Все это обеспечивает интеграцию и унификацию торговых предприятий, входящих в систему. При этом мелкие коммерсанты закупают товары и оборудование у своего партнера, а расплата за все услуги осуществляется вступительным взносом и определенным процентом от торгового оборота.
Благодаря наличию торговых оптовых предприятий различные стадии воспроизводства объединяются в единое целое и позволяют рассматривать движение продукции от производителей к потребителям как единый поток товарной массы. Этому процессу способствует то, что, зачастую, предприниматель действует одновременно в нескольких сферах, например, в производственной, торговой, финансовой.
Очевидно, что требования, диктуемые производством, отличаются от условий финансовых взаимоотношений или отношений с покупателями.
В связи с этим в торговую политику включается анализ движения товарных потоков на разных уровнях. В качестве таких уровней могут быть выбраны производство, состояние запаса у производителей, в оптовых и розничных фирмах, состояние продукции в сфере потребления [3].
Информационная составляющая торговой деятельности
Для сферы торговли является важным не только процесс реализации товара, но и передача информационных импульсов из стадии потребления в производство и наоборот.
Способность улавливать коммерческую информацию в процессе актов купли-продажи появилась благодаря достижениям технического прогресса в области средств связи, коммуникации, вычислительной техники.
Появление данной функции позволило фактически создать наиболее полную картину состояния и перемещения товарного потока, расширить представление о всех нюансах учета и контроля данного процесса.
Благодаря техническим средствам стало возможным быстро осуществлять обработку счетов клиентов, составлять сопроводительную документацию, вести бухгалтерские и аналитические расчеты.
Кроме того, интегрированные в распределительную систему промышленного предприятия торгово-коммерческие организации с помощью современных информационных систем решают и более сложные задачи, результаты которых обоюдозначимы для всех участников торгового процесса. Ключевыми задачами данного перечня выступают: анализ рынков и составление прогнозов сбыта, моделирование спроса, определение оптимальных маршрутов завоза, выбор местоположения предприятия, оптимизация ассортимента и величины товарных запасов, изучение эффективности работы персонала компании, а также времени, которое затрачивается покупателями на приобретение товаров [4].
Использование технических нововведений дает настолько значительные результаты, что позволяет иметь полную картину движения товаров по всем звеньям цепи их следования.
Возможность отслеживать в информационных сетях детализированную структуру реализации товаров позволяет улавливать изменения в спросе различных слоев населения и конкретных потребителей. Благодаря этому наряду с дифференциацией производства усиливается ориентация на конкретного потребителя.
Изучить потребителя можно благодаря проведению рыночной сегментации, которая позволяет определить предпочтения в запросах покупателей, их обращению к новым организационно-техническим формам торговли, желанием постоянно обновлять информацию о товаре, перспективах его развития.
Количественный и качественный рост потребностей
В рыночной системе хозяйства взаимосвязь между промышленностью и торговлей обеспечивается посредством рыночного механизма. Потребности выявляются и воздействуют на производство через платежеспособный спрос, через изменяющиеся под его обращения и через колебание цен. Рынок не знает других потребностей, кроме потребностей обменивающихся лиц.
В результате сопоставления спроса и возможностей его удовлетворения оценивается потенциал неудовлетворенного спроса.
Оценочной теоретической единицей товарообмена следует считать платежеспособный спрос. Однако категорию «спрос» не следует путать с категорией «потребность», которая имеет мотивационную, а не оценочную природу. Естественно, категория «потребность» может быть использована (и используется в рыночной практике) в процессе взаимодействия производителя и потребителя. Но основой маркетинговой деятельности предприятия является категория «спрос». Анализ спроса представляет собой отправную точку оценки привлекательных рынков и определения их целевых сегментов. Конкретный выбор определяется детерминантами спроса, основными из которых являются факторы маркетинговой среды.
Вступая в контакт со средой, хозяйствующий субъект получает знания о конкретных действиях на данном рынке и составляет для себя алгоритм реализации принятого на этой основе решения о взаимодействии.
Предложение своего товара является ключевым моментом в системе взаимодействия производитель-потребитель. Оно определяет способ, который продуцент предлагает доставить товар своим партнерам-потребителям.
Взаимосвязь производителя и потребителя не может быть охарактеризована как однопорядковая и прямолинейная, а напротив, представляет собой сложную систему отношений, опосредованную отношениями обмена и потребления. Развитие деятельности производителя в тесной связи с обменом, потреблением ведет к количественному и качественному росту потребностей, который, в свою очередь, выступает мощным стимулом наращивания производства.
При этом соотношение потребностей и производства рассматривается в разных плоскостях, и в каждой плоскости каждая составляющая этой взаимосвязи поочередно выступает первичной по отношению друг к другу.
Источники:
2. Конопляник Т.М. Управление устойчивостью хозяйственных систем: монография. – СПб.: ИРЭ РАН, 2007.
3. Кунявский М.Е., Соколов М.М. Теоретические основы товарообмена в промышленности. – Саратов: изд. центр СГЭА, 1998.
4. Кунявский М.Е., Кублин И.М., Распоров К.О. Управление маркетингом промышленного предприятия. – М.: Международные отношения, 2004.
5. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учеб. пособие / Под ред. проф. Пелиха А.С. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 16:04:05