Геоинформационные системы и конкурентоспособность региона

Шувалова Ю.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-2 (182), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шувалова Ю.Ю. Геоинформационные системы и конкурентоспособность региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 154-160.

Аннотация:
В статье рассмотрены процессы и факторы, влияющие на конкурентоспособность региона и его инновационную деятельность. Предложена классификация уровней конкурентоспособности. Проанализированы возможности использования геоинформационных систем для управления регионом с целью повышения его конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность товара, информационная система, конкурентоспособность региона, конкурентоспособность индивида, конкурентоспособность услуги, геомаркетинг



В современном обществе все большее значение приобретают те преимущества, которые получают страна, регион, предприятие от взаимодействия различных факторов. Не зря в течение десятилетий изучались факторы размещения производительных сил – ведь именно они и обеспечивают конкурентное преимущество региона. Все общеизвестные факторы можно разбить на несколько групп.

Группы факторов, обеспечивающих преимущества региона

Выделим несколько групп факторов.

Факторы, определяющие основные особенности региона:

– размер и форму территории, занимаемой регионом;

– наличие соседей, то есть фактор экономико-географического положения региона;

- природно-ресурсный фактор, как кладовая региона.

Эта группа является предпосылкой к развитию территории, если проводить аналогию с другими науками, такими как, медицина и биология, то данный набор факторов отвечает за генетику организма, то есть в данном случае территории.

Факторы, влияющие на эволюцию территории при имеющихся возможностях:

– инфраструктура региона;

– потенциал экономически-активного населения региона;

– фактор концентрации производительных сил в регионе.

Анализируя эту группу можно сделать вывод, о слабых местах территории, выявить области преимуществ и разработать дальнейший план ее развития.

При таком наборе данных сложно определить стратегию и говорить о территориальном планировании, так как все эти виды деятельности должны включать в себя не только знания о территории и ее развитии, но и иметь все атрибуты современности – информацию о возможных направлениях инновационной деятельности. Поэтому появляется необходимость не только в физическом развитии организма-территории, но и в ее интеллекте.

Факторы инновационного развития региона:

– фактор рационального природопользования;

– фактор научной концентрации в регионе.

Именно эта группа факторов определяет курс развития территории и несет в себе возможности различных изменений, она отвечает за самореализацию территории, то есть использование не только внутренних ее резервов, но и бонусов, которые дает окружающая среда, постоянно меняющаяся в угоду ориентации общества в науку.

От чего зависит конкурентоспособность?

Также, следует рассмотреть вопрос конкурентоспособности. Ученные многих стран изучали данный термин всесторонне, приводили различные примеры и давали десятки различных определений, поэтому более уместным будет синтезировать их взгляды и представить более общую картину конкурентоспособности.

Любое развитие государства, равно как и мира в целом, зависит не только от естественных предпосылок, то есть природы, но и от антропогенных, созданных человеком, именно по этой причине, движущей силой эволюции экономики или революции в экономики, а иногда и ее деградации, является человек. И именно человек, должен быть главной единицей конкурентоспособности, он должен быть мобильным и адекватно реагировать на изменения в обществе, а также сам менять это общество, делая его более удобным и комфортным для жизни. Таким образом, появляется первая категория конкурентоспособности, а именно конкурентоспособность индивида. В общем смысле, данное понятие можно рассмотреть как, систему качественных характеристик человека/индивида, обеспечивающих ему преимущества в какой либо деятельности, например на рынке труда перед другими индивидами, то есть конкурентами, с целью реализации поставленных им целей.

Именно эта категория отвечает за принятие не стандартных, креативных решений в бизнесе и развитие инновационной деятельности в регионе.

Далее следует, все то, что является, своего рода итогом интеллектуальной деятельности человека, а именно сфера услуг. Быть конкурентоспособным в этой сфере очень важно, ведь третичный сектор экономики набирает все большие обороты, а во многих развитых странах речь идет уже о развитие четвертичного сектора, связанного с оказанием не просто услуг, а услуг интеллектуальных.

Уровни конкурентоспособности

Конкурентоспособность услуг предполагает преимущества одной услуги перед услугами конкурентов, которая призвана удовлетворить какую-либо потребность. Данная категория является индикатором развития учреждения, фирмы и служит гарантом наличия и зачастую увеличения клиентской базы, обеспечивающей финансовые потоки в данные экономические объекты. Особенность услуг заключается в том, что они не материальны и не всегда, при отрицательном результате их работы, можно сразу отметить слабые места, в отличие от товара. Оценками эффективности предоставления услуг может служить показатели повторного обращения клиента или увеличение количества клиентов за короткий промежуток времени. Схожими характеристиками эффективности обладает и товар, он равно как и услуга, нуждается в наличие особых преимуществ, большая часть которых становиться зримой только на стадии выпуска.

Конкурентоспособность товара появляется там, где товар соответствует условиям рынка, а также требованиям потребителей по качественным, коммерческим и иным условиям реализации. Иногда наличие конкурентоспособного товара обеспечивает и конкурентные преимущества самому предприятию, но это свойственно в основном узкоспециализированным производствам. Многие предприятия выпускают продукцию, предназначенную, для разных сфер использования и обеспечение преимуществ в этих областях применения может повысить конкурентоспособность самого предприятия.

Конкурентоспособность предприятия заключается в его преимуществе по отношению к другим предприятиям данной отрасли, как минимум – на уровне внутреннего рынка, как максимум – на уровне внешнего. Таким образом, из конкурентоспособности индивида, услуги, товара и предприятия в целом может складываться и конкурентоспособность территории, региона.

Конкурентоспособность региона подразумевает положение как самого региона, так и его отдельных производителей на рынках различных уровней. На основе конкурентоспособности регионов, входящих в состав страны, складывается объективная оценка ее конкурентоспособности.

Информационные инновации

Поскольку природные компоненты территории изменить невозможно, остается реальным изменение ее развития в сторону инноваций, так как именно инновации и являются движущей силой развития общества. Поэтому инновационная деятельность в регионе должна развиваться активно, оперативно и быть мобильна к различным изменениям в стране и мире. Вообще инновационная деятельность – это особый вид деятельности, связанный с непосредственным преобразованием или трансформацией различных идей в продукт, технологический процесс, новый подход.

Конечным продуктом данной деятельности являются сами инновации, которые от области применения могут подразделяться на различные виды: технологические, технические, организационно-управленческие, социальные.

В последнее время все более значимыми для экономики региона и страны в целом являются информационные инновации, приобретающие актуальность, в следствии автоматизации многих процессов общественной жизни и производственной сферы. Данный вид инноваций обеспечивает решение следующих задач:

– рациональная организация различных информационных потоков;

– повышение достоверности искомой информации;

– оперативность получения необходимой информации и т.д.

Предприятию необходимо вкладывать средства в развитие инноваций, особенно выделяя сферу сверхновых информационных разработок, для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке и прогрессивного развития.

Геоинформационные системы и геомаркетинг

На сегодняшний день регионы и предприятия уже пользуются достижениями информатики, кибернетики и других современных направлений научных изысканий. К числу таких достижений могут быть отнесены различные информационные системы, помогающие быстро и качественно анализировать большое количество данных. На их основе в дальнейшем могут быть созданы трехмерные модели, дающие, например, возможность визуализировать изменения в системе. Одним из таких методов изучения территории или объекта может быть исследование с использованием геоинформационных систем (далее ГИС).

Под ГИС в широком смысле понимаются многофункциональные средства для анализа различной информации, такой как: демографической, статистической, земельной, муниципальной, адресной и других.

Все данные, полученные в момент исследования, сводятся в единое табличное, картографическое и текстовое поле, что облегчает поиск информации. Таким образом, они могут служить в различных сферах экономической и социальной жизни общества. Эти сферы можно подразделить на две категории. К первой могут быть отнесены, как пример, управление природными ресурсами, сельское хозяйство, экология, кадастры, городское планирование. Вторую составят коммерческие структуры, например, телекоммуникации, розничная торговля.

ГИС дают огромные преимущества, к числу таковых относятся:

– улучшение обслуживания клиентов;

– обеспечение высокого уровня конкурентоспособности;

– увеличение прибыли;

– оптимизация местоположения объекта;

– упрощение логистической деятельности;

– качественная информатизация населения и предприятий.

Данные технологии и их стремительное развитие дают возможность улучшить деятельность предприятий, помочь более интенсивно и целесообразно развивать регионы, поэтому актуальность приобретает геомаркетинг, объединяющий бизнес с геоинформационными технологиями. Развитие и конкурентоспособность любых объектов становиться совершенно невозможной без использования тех или иных ГИС, так как именно они дают возможность собирать, анализировать, визуализировать информацию и на основе этого оперативно принимать эффективные управленческие решения. Еще одним из положительных моментов может служить вариативность и интегированность использования данных систем.

Заключение

Только комплексное использование и изучение реальной и потенциальной возможности территории дает возможность ее выходу на новый виток развития и обеспечивает конкурентные преимущества на долгосрочную перспективу.


Источники:

1. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2004. — 267 с.
2. Друкер П. Бизнес и инновации. – М.: Вильямс, 2007. – 432 с.
3. Журкин И. Г., Шайтура С. В. Геоинформационные системы. — М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009. – 272 с.
4. Новокшенова Л.В. Регион в детерминантах конкурентного преимущества // Вестник экономических реформ. – 2000. – № 7. – С. 27–28.
5. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 4. – С.12.
6. Наука в России 2001: Статистический сборник. – М.: Госкомстат-ЦИСН, 2001.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:40