Геоинформационные системы в управлении охраной труда курьерских служб

Ильин С.М.1, Самарская Н.А.2, Симанович С.В.2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Уральский межрегиональный филиал

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Геоинформационные системы в управлении охраной труда курьерских служб // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 4. – С. 563-574. – doi: 10.18334/et.11.4.120856.

Аннотация:
В статье рассматривается роль геоинформационных систем (ГИС) в управлении рисками в курьерских службах. Основываясь на анализе причин и последствий рисков в этой области, выделены ключевые факторы, способствующие возникновению рисков для курьеров. Проанализированы преимущества и функциональность ГИС в контексте управления рисками, а также представлены примеры успешного использования ГИС для снижения рисков в курьерских службах. Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по использованию ГИС для минимизации рисков и обеспечения безопасности курьеров. Предложенные концепции и технические решения направлены на повышение эффективности и безопасности доставки, а также на улучшение общих экономических показателей курьерских служб. Предметом исследования являются экономические аспекты интеграции ГИС в области курьерских и почтовых услуг с учетом их воздействия на параметры производительности труда, эффективность доставки, а также общие экономические показатели, представляющие собой составляющие факторы обеспечения устойчивого экономического развития почтового оператора или службы доставки. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области охраны труда, а также для руководителей курьерских служб и предпринимателей, заинтересованных в оптимизации процессов доставки и обеспечении безопасности персонала.

Ключевые слова: управление рисками, охрана труда, курьерские службы, геоинформационные системы, маршрутизация доставки, управление безопасностью, система управления охраной труда, экономическое благополучие

JEL-классификация: G30, G32, J28, J81, J83

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В современных условиях сфера предоставления курьерских и почтовых услуг сталкивается с возрастающими вызовами в обеспечении безопасности персонала. Риски воздействия внешних неблагоприятных и опасных факторов возрастают по мере увеличения востребованности курьерских услуг, что подчеркивает актуальность проблемы и требует разработки инновационных подходов для обеспечения безопасных условий труда курьеров, актуализирует необходимость системного подхода к организации управления рисками и обеспечению безопасности персонала.

Обеспечение безопасности персонала и сокращение рисков являются важными аспектами не только для курьерских служб, но и для стабильного экономического развития предприятий рассматриваемой сферы. Исследование влияния ГИС на экономические показатели курьерских услуг позволит оценить потенциал данной технологии для улучшения производительности и эффективности труда.

Кроме того, важно подчеркнуть, что эффективное управление рисками и обеспечение безопасности персонала не только способствуют снижению производственных потерь и затрат, но и создают благоприятные условия для стабильного функционирования предприятий, что является важным фактором их устойчивого экономического развития.

Анализ рисков в курьерских службах

В 2022 году в российском почтовом секторе в результате отхода компаний с иностранным участием, включая FedEx, TNT Express и UPS, произошли структурные изменения. Несколько ключевых участников рынка, в числе которых DHL и KNG, существенно ограничили свою деятельность на территории страны. Снижение объема международной торговли привело к уменьшению числа интернет-заказов и, следовательно, объема международных отправлений. Следует отметить, что доля международного обмена почтовыми отправлениями составляет всего лишь 0,1% от общего объема перевозок посылок и корреспонденции. Ограничения, введенные в этом секторе в 2022 году, не оказали существенного влияния на внутренний рынок почтовых услуг в России в связи с тем, что почтовые отправления остаются почти единственным доступным средством связи, особенно для жителей отдаленных населенных пунктов.

Тем не менее различные аналитики отмечают, что общий объем перевозимой почты в стране сократился почти на 40%, уменьшившись с 1,84 миллиона тонн до 1,13 миллиона тонн за год.

Рисунок 1 – Объём перевезённой почты в России в 2018-2022 гг.

Источник: составлено авторами по данным «Анализа рынка почтовой связи в России» [1]

Несмотря на снижаемый объём перевозимой почты, а также наметившимися с 2012 года тенденциям к снижению уровня травматизма, необходимо отметить, что существующих данных, подтверждающих явный поворот в динамике травматизма рассматриваемой сферы экономической деятельности, может быть недостаточно. Несмотря на достижения в области медицинского обслуживания пострадавших, снижения смертности и разработки реабилитационных программ, значительное распространение травм в Российской Федерации может быть связано с малой эффективностью общественных и медицинских профилактических усилий по снижению риска получения травм населением [2]. Авторами отмечается отсутствие учета широкого спектра факторов, таких как социально-экономические условия, географические особенности, климатические изменения и демографический контекст конкретной территории, существенно снижает эффективность применяемых профилактических мер.

При этом воздействие внешних неблагоприятных и (или) опасных факторов может вызывать как телесные повреждения (травмы) работников, так и другие негативные последствия для их здоровья, которые приводят к ситуациям, когда работник не может выполнять прежние трудовые обязанности на своем рабочем месте [3]. Однако характер воздействующих внешних факторов, таких как физические, биологические, химические или психофизиологические, не был в полной мере определен и пока представляет некоторые затруднения, но, как отмечается некоторыми авторами: «не следует недооценивать возможные негативные последствия» [4]. Следовательно, логично предположить, что ситуации, не связанные с физическими повреждениями, но причиняющие другие виды вреда физическому и психическому здоровью работников и вынуждающие их менять место работы, также следует рассматривать как несчастные случаи, которые определяют уровень производственного травматизма организации.

Для получения объективной картины причин производственных травм и профессиональных заболеваний работников в сфере почтовой связи представляется целесообразным проанализировать доступную статистическую информацию. Так, в период с 2019 по 2022 год включительно, согласно данным Росстата, на более чем 1,500 предприятиях почтовой связи с общей численностью персонала около 300 000 человек было зафиксировано от 600 до 700 случаев производственной травмы с потерей трудоспособности на 1 рабочий день и более ежегодно. Эти случаи включали в себя от 6 до 11 летальных исходов (таблица 1).

Таблица 1 – производственный травматизм по виду экономической деятельности «Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность», данные Росстат

Отчётный год
Число предприятий, единиц
из них не имели несчастных случаев
Средняя численность работников, человек
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, человек
из них со смертельным исходом
Всего
из них
Всего
из них:
Всего
из них:
женщин
мужчин
женщин
мужчин
женщин
мужчин
2019
1616
1345
340439
263794
76645
703
527
176
11
4
7
2020
1825
1557
330673
248 991
81682
610
464
146
8
5
3
2021
1921
1634
335725
255 854
79871
717
539
178
9
4
5
2022
1959
1674
312246
236 933
75313
600
435
165
6
1
5
Источник: составлено авторами по данным «Анализа рынка почтовой связи в России» [1]

Вместе с тем не указывается, какие группы работников столкнулись с производственными травмами. Можно предположить, что, учитывая соотношение управляющих и подчиненных сотрудников, большинство пострадавших представляют работников, выполняющих функции почтальонов и курьеров, занятых в отделениях почтовой связи и службах доставки почтовых отправлений.

По мнению председателя Союза курьеров России Ивана Вайсса уровень травматизма среди курьеров схож с травматизмом других пользователей средств индивидуальной мобильности. Несмотря на то, что курьеры всегда на виду и случаи аварий с их участием могут привлекать больше внимания, особенного уровня риска в данной профессии, со слов председателя, выделить нельзя [5].

В то же время есть данные, которые подтверждают, что курьеры имеют повышенный риск попадания в дорожные происшествия из-за интенсивности дорожного движения. Исследование, проведенное в Южной Корее (1317 случаев) указывает, что большинство аварий (87,1%) связаны с нарушениями правил дорожного движения, такими как превышение скорости и употребление веществ. Заметно, что нарушения чаще совершаются ночью, и курьеры подросткового возраста составляют значительную часть происшествий (79,5% от общего числа) [6].

На основании изучения данных различных источников, можно классифицировать опасные и вредные производственные факторы, которые оказывают воздействие на курьеров в ходе исполнения ими трудовых обязанностей. Разделим эти факторы для более детального анализа [1].

Таблица 2 – Перечень факторов и их примеры для сферы курьерской службы

Вредные и опасные производственные факторы
Примеры
Движущийся транспорт, машины и механизмы
Автомобили, мотоциклы, велосипеды, гироскутеры
Неблагоприятные климатические условия
Дождь, снег, ветер, мороз, жара, гололед
Нападение животных
Бешеные и агрессивные собаки
Физические перегрузки
При доставке тяжелых пакетов, коробок, крупногабаритных грузов,
Недостаточная освещенность дороги
При работе в темное время суток или в неблагоприятных погодных условиях
Нервно-психические перегрузки
Высокая нагрузка и давление, стресс, изоляция и одиночество, межличностные отношения
Риск падения
В результате спотыкания или поскальзывания, при передвижении по скользким поверхностям или мокрому полу
Взаимодействие с другими людьми
Мошенники, неадекватные и агрессивные клиенты, воры
Источник: составлено авторами по данным Инструкция по охране труда для курьера. ohrana-truda-365.ru, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ohrana-truda-365.ru/iot-dlya-kurera/ (дата обращения: 01.04.2024).

Вместе с тем информации, полученной в результате исследований рисков физического, социального и психологического характера, которым подвержены работники почты и служб курьерской доставки, крайне мало. Одновременно с этим немногочисленная статистика практически не учитывает специфику рисков воздействия неблагоприятных и опасных факторов, свойственных профессиональной деятельности курьеров. Например, среди угроз физического характера помимо падений следует отметить возможность дорожных происшествий, биологического характера – нападения животных, социального – преступные действия третьих лиц, агрессивные действия неадекватные клиентов и т.п. При этом не учитывается, что воздействие таких опасностей следует рассматривать в совокупности, так как в результате наносится не только физический ущерб, но и психическая травма, оказывается негативное влияние на эмоциональное состояние курьера, создается глубокая и длительная стрессовая ситуация, которая не была успешно преодолена. Результатом совокупности такого воздействия становится синдром выгорания [7]. Кроме того, негативное воздействие на психоэмоциональное здоровье работника будет значительно увеличиваться в том случае, если работодатель не обеспечит его социальную поддержку в плане страхования здоровья и возмещения стоимости возможных утрат корреспонденции или груза за счет организации.

Условия труда и профессиональной деятельности курьеров почтовых операторов и служб доставки предполагают перемещение с различной интенсивностью и нагрузкой на значительные расстояния по различным маршрутам, в различное время года и суток, в различных погодных условиях, с различной плотностью транспортного и пешеходного движения [8]. Учитывая это, руководители почтовых отделений и служб доставок, уделяющие внимание вопросам охраны труда персонала, стремятся оптимизировать их трудовую деятельность, определяя персональные участки обслуживания и маршруты доставки, организовывают обучение молодых сотрудников опытными и знающими специфику работы в этих районах курьерами.

В таких условиях работы и с учетом наличия доступных работникам средств цифровой техники представляется целесообразным использование в системе управления охраной труда геоинформационных систем, которые позволят оптимизировать маршруты передвижения, объективизировать риски, свойственные тому или иному участку маршрута, выделять объекты повышенной опасности и, напротив, «островки безопасности» на маршруте.

Интеграция геоинформационных систем с возможностями систем мониторинга и координации представляется перспективным подходом для создания комплексной системы управления рисками в системе управления охраной труда. Такой подход позволит создать эффективный инструмент предупреждения, обнаружения и минимизации различных аспектов профессионального риска, оптимизируя максимально безопасный маршрут передвижения курьера.

Геоинформационные системы (ГИС) в управлении рисками

Геоинформационные системы (ГИС) – это комплексные инструменты, специально разработанные для сбора, хранения, анализа и визуализации географических данных и связанных с ними информационных ресурсов. Они предоставляют возможность эффективного управления обширными объемами картографической информации, а также анализа пространственных взаимосвязей объектов.

Одним из ключевых направлений применения ГИС является обеспечение безопасности дорожного движения. ГИС позволяют представлять графическую информацию об улично-дорожной сети города в реальном времени, что способствует более эффективному контролю и управлению транспортными потоками [9].

Современное развитие курьерских служб доставки готовой еды из кафе и ресторанов происходит параллельно с использованием ГИС в управлении рисками. В работе таких служб основное внимание уделяется анализу распределения заказов между курьерами, что формирует оптимальную логистическую систему. Главным критерием эффективности является качественная и своевременная доставка еды от заведения до клиента.

Основными показателями оценки качества доставки готовой еды являются время подхода курьера к заведению и время доставки еды клиенту. Оба этих параметра зависят от ряда факторов, включая расстояние между заведением и клиентом, вид транспорта, выбранный для доставки (автомобиль, мопед, пешком), а также оптимальный маршрут, учитывающий загруженность дорог и прочие условия перемещения. Эти факторы оказывают прямое влияние на качество обслуживания и удовлетворенность клиентов [10].

Использование ГИС позволяет эффективно анализировать и оптимизировать эти параметры доставки, обеспечивая более точное прогнозирование времени подхода курьера и времени доставки еды клиенту. Рассмотрим ключевые функции и преимущества ГИС, которые играют важную роль в снижении потенциальных угроз и оптимизации операционных процессов уже сегодня.

Примером успешного использования ГИС для снижения рисков в курьерских службах представлен в работе авторов мультиагентной системы для создания безопасных пешеходных маршрутов. Эта система основана на использовании ГИС и технологий интеллектуальной обработки данных [11].

Устройства сбора данных и интеграция информации из различных источников ГИС позволяют создать полную карту безопасности пешеходных зон. В рамках этой системы взаимодействуют различные агенты, такие как агенты-пешеходы, агенты-транспортные средства, агенты-инфраструктура, агенты-системы поддержки принятия решений и агенты-администраторы. Координация и управление действиями этих агентов осуществляются интеллектуальным агентом.

Использование мультиагентной системы, как подчёркивают авторы разработки, позволяет значительно снизить риски пешеходных маршрутов, обеспечивая безопасность в городской среде.

Анализ технологического ландшафта

Одним из инновационных подходов, которые можно предложить, является разработка концепции интеграции ГИС в системе управления охраной труда в курьерских службах. Эта концепция включает в себя создание универсальной системы, объединяющей в себе данные о маршрутах доставки, особенностях территории, а также информацию о потенциальных опасностях на пути движения курьеров. Например, на маршрутах и в точках доставки может быть предусмотрена информация в виде знаков, предупреждающих о наличии агрессивных собак, неадекватном поведении со стороны клиентов и других потенциальных угрозах (таблица 3). Такая интеграция позволит курьерам более осознанно подходить к планированию маршрутов и принятию решений в сложных ситуациях.

Таблица 3 – Возможный вид знаков опасности и предупреждений

Знак
Описание


предупреждает о наличии агрессивной собаки или животного, которое может представлять опасность


указывает на потенциальную опасность встречи с людьми, способными к вербальной агрессии или конфликтным ситуациям


указывает на возможное присутствие людей или ситуаций, которые могут проявлять неадекватное или непредсказуемое поведение


указывает на то, что клиент, проживающий или находящийся в данной локации, имеет особенности или потребности, которые характерны для людей с ограниченными физическими возможностями
составлено авторами

Кроме того, в рамках анализа технологического ландшафта стоит обратить внимание на потенциальные технические решения, которые могут быть использованы для реализации данной концепции. Примером таких решений может быть разработка мобильных приложений для курьеров, интегрированных с ГИС и предоставляющих информацию о потенциальных опасностях на маршруте доставки. Такие приложения могут предоставлять курьерам актуальные данные о состоянии дорог, климатических условиях, а также предупреждать о возможных рисках на маршруте (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Пример отображения знаков

Источник: составлено авторами

Эти технологические инновации не только повысят безопасность и эффективность курьерских служб, но и могут стать основой для устойчивого экономического развития курьерских организаций. Благодаря сокращению времени доставки, снижению риска профессиональных травм и улучшению качества обслуживания, компании смогут повысить свою конкурентоспособность на рынке и укрепить свои позиции в сфере курьерских услуг.

Заключение

В заключение, следует отметить, что использование ГИС позволяет не только оптимизировать маршруты доставки работника и тем самым обеспечивать безопасность его профессиональной деятельности, но и интегрировать различные данные о потенциальных угрозах на маршруте, что повышает уровень осведомленности и защищенности курьеров, готовности противостоять прогнозируемым опасностям.

Проанализированные примеры успешного использования ГИС для снижения рисков в курьерских службах демонстрируют эффективность такого подхода и его потенциал для повышения качества трудовой жизни курьеров, и, как следствие, улучшения качества сервиса, имиджа службы доставки и её рентабельности. Предполагается, что разработка и внедрение в производство инновационных концепций и технических решений на базе ГИС может стать одним из значимых факторов в повышении конкурентоспособности и устойчивом развитии организаций, оказывающих курьерские услуги.

[1] Инструкция по охране труда для курьера. ohrana-truda-365.ru, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ohrana-truda-365.ru/iot-dlya-kurera/ (дата обращения: 01.04.2024).


Источники:

1. В 2022 г объем перевезенной почты в России упал почти на 40%: с 1,84 до 1,13 млн т. РБК Магазин исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/14393/ (дата обращения: 05.03.2023).
2. Хабриев Р.У., Черкасов С.Н., Егиазарян К.А., Аттаева Л.Ж. Современное состояние проблемы травматизма // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2017. – № 1. – c. 4-7. – doi: 10.18821/0869-866X-2017-25-1-4-7.
3. Коновалова В.Г. Психическое здоровье на рабочих местах: новый уровень проблем и их решения // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2022. – № 6. – c. 5-13. – doi: 10.12737/2305-7807-2022-11-6-5-13.
4. Тенетилова Л.А. Вредные факторы среды обитания в современных условиях // Вестник Орловского государственного аграрного университета. – 2016. – № 5(62). – c. 100-110.
5. В Союзе курьеров России рассказали о травматизме доставщиков. Взгляд.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/news/2021/4/22/1096027.html (дата обращения: 02.03.2024).
6. Byun J.H., Park M.H., Jeong B.Y. Effects of age and violations on occupational accidents among motorcyclists performing food delivery // Work. – 2020. – № 1. – p. 53-61.
7. Кузьмина С.В., Гарипова Р.В. Психическое здоровье работников: актуальные вопросы // Медицина труда и промышленная экология. – 2020. – № 4. – c. 250-257. – doi: 10.31089/1026-9428-2020-60-4-250-257.
8. Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Охрана труда курьеров как направление устойчивого развития почтового оператора России // Экономика труда. – 2024. – № 1. – c. 77-90. – doi: 10.18334/et.11.1.120165.
9. Яковец М.Н. Геоинформационные системы для повышения безопасности дорожного движения // Вестник магистратуры. – 2019. – № 10-5(97). – c. 13-14.
10. Саакян Р.Р., Шпехт И.А., Вартеванян А.А. Интеллектуальная информационная система организации курьерской службы доставки готовой еды // Вестник ИМСИТ. – 2018. – № 1(73). – c. 15-17.
11. Бецан Э.Д. Разработка мультиагентной системы для создания безопасных пешеходных маршрутов с использованием геоинформационных систем и технологий интеллектуальной обработки данных // Молодые исследователи за устойчивое развитие: Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. – c. 106-111.

Страница обновлена: 24.04.2024 в 21:38:22