Взаимосвязь уровней функционирования института бенчмаркинга в предпринимательской организации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье определено понятие института бенчмаркинга и рассмотрены особенности его функционирования на трех основных уровнях: оперативном, тактическом и стратегическом. Анализируются проблемы, связанные с трансфером организационно-управленческих инноваций, повышением конкурентоспособности предпринимательской организации и ее непрерывным развитием.
Ключевые слова: трансфер, бенчмаркинг, конкурентоспособность организации, институт бенчмаркинга, организационно-управленческие инновации, предпринимательская организация, непрерывное развитиеорганизации
В эпоху активного ужесточения конкуренции, обусловленного глобализацией, предпринимательской организации приходится соревноваться с организациями-лидерами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Для этого ей необходимо адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны, постоянно искать и находить пути усиления конкурентных преимуществ, выявлять и устранять причины недостаточной эффективности собственной деятельности, повышать свою конкурентоспособность. Именно бенчмаркинг является рыночным институтом, который помогает предпринимательским организациям решать возникающие проблемы.
Под бенчмаркингом понимается процесс постоянного измерения и сравнения методов и результатов работы организации, отдельных ее подразделений и функций, процессов, производимых товаров и услуг с организациями, выбранными образцами для подражания с целью сбора информации, которая поможет рассматриваемой организации определить направление своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы и повышению конкурентоспособности.
Бенчмаркинг сегодня
В связи с высоким уровнем конкуренции, сохранение достижений прошлых лет и даже их незначительное улучшение не дает результатов в повышении и сохранении конкурентоспособности, поэтому предпринимательские организации должны регулярно проверять эффективность полученных ранее достижений, развивать способность быстро реагировать на изменяющиеся условия и сохранять высокую степень удовлетворения потребителей.
Следовательно, бенчмаркинг является не единовременным действием, сегодня он должен быть формально установлен в организации в качестве института, стать неотъемлемой частью процесса ее совершенствования и инновационного развития.
На наш взгляд, бенчмаркинг можно определить как рыночный институт нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса и их внедрения с целью эффективного развития организации. Бенчмаркинг помогает относительно быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Он позволяет понять, как работают передовые компании, и добиться таких же, а возможно, даже более высоких результатов.
Сегодня владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха и эффективного развития организации.
Три уровня функционирования института бенчмаркинга
Можно выделить три основных уровня функционирования института бенчмаркинга в предпринимательской организации: оперативный, тактический и стратегический уровни.
1. Оперативный уровень функционирования института бенчмаркинга – в краткосрочной перспективе происходит трансфер организационно-управленческих инноваций от организацииносителя передовых методов ведения бизнеса – к заимствующей их предпринимательской организации. [2]
Организационно-управленческие инновации – это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, новых способов ведения конкурентной борьбы и т.д. Чаще всего такие инновации относят к объектам служебной и коммерческой тайны, единственным способом правовой охраны которых является режим засекречивания.
Организационно-управленческие инновации часто являются движущей силой конкурентной борьбы, то есть фактором, приводящим к значительным изменениям ситуации на рынке. Компаниям, осуществляющим организационно-управленческие инновации, как правило, удается захватывать значительную часть существующего рынка и становится лидером отрасли. В результате другие компании на рынке больше не могут позволить себе не считаться с существованием нового способа ведения бизнеса и начинают принимать ответные меры.
2. Тактический уровень функционирования института бенчмаркинга в организации – в среднесрочной перспективе происходит повышение эффективности и конкурентоспособности предпринимательской организации посредством внедрения в организации передовых методов ведения бизнеса, заимствованных у организаций-лидеров рынка. [1]
Бенчмаркинг развивает и расширяет методологию анализа конкурентоспособности. Зачастую такой анализ сводится к сравнению деятельности вашей компании с результатами конкурентов. Не ограничиваясь сбором информации об основных соперниках на рынке, бенчмаркинг предусматривает также сравнительный анализ их продукции, бизнес-процессов, экономических и финансовых показателей.
В отличие от простого сравнительного анализа показателей, бенчмаркинг помогает понять причины отставания организации от передовых организаций в различных сферах экономики и способствует преодолению данного отставания. Цель бенчмаркинга в среднесрочной перспективе заключается в повышении общей конкурентоспособности организации за счет поиска, адаптации и использования лучших из применяемых методов ведения бизнеса. Однако необходимость проведения бенчмаркинга в организации должна быть доказана, и цели бенчмаркинга должны совпадать со стратегическими целями развития предпринимательской организации.
3. Стратегический уровень функционирования института бенчмаркинга в организации – в долгосрочной перспективе бенчмаркинг способствует совершенствованию и непрерывному развитию предпринимательской организации [3].
Активное привлечение передовых методов ведения бизнеса позволяет организации сократить затраты, повысить прибыль и выбрать оптимальную стратегию развития. Таким образом, стратегической целью института бенчмаркинга является совершенствование бизнеса и непрерывное развитие предпринимательской организации за счет поиска, адаптации и использования лучших из применяемых методов организации бизнес-процессов.
Достижение поставленной цели происходит посредством решения определенных задач:
– ориентации бизнеса на внешнюю среду для постоянного поиска новых возможностей и противостояния потенциальным угрозам;
– планирования развития организации на основе оценки условий внешней среды;
– осознания необходимости изменений в организации;
– отбора передовых идей по улучшению бизнес-процессов;
– повышения конкурентоспособности организации;
– повышения эффективности функционирования организации;
– изменения ориентации руководства в сторону стремления к непрерывному развитию организации.
Институт бенчмаркинга в организации
Возникающая в современной экономике информационная неопределенность в процессе обмена передовым опытом между предпринимательскими организациями делает необходимым скорейшую институционализацию бенчмаркинга, оформление его в организационные рамки, создание организационной структуры бенчмаркинга.
До недавнего времени во многих организациях бенчмаркинг не был согласован с руководством, носил беспорядочный характер и в основном основывался на неформальном общении менеджеров высшего и среднего звена. Обмениваясь опытом об успешно реализованных проектах, менеджеры приобретали ценные знания, которые затем применяли в собственных компаниях. Такой обмен информацией помогал широкому использованию мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Но еще более быстрому и экономичному внедрению современных форм управления и передовых методов ведения бизнеса будет способствовать формальное установление бенчмаркинга в организации в качестве института.
Сегодня бенчмаркинг не может эффективно проводиться в пределах крупной или средней предпринимательской организации, где отсутствует институциональная структура, поддерживающая эту деятельность.
Особенность института бенчмаркинга, функционирующего в организации на трех уровнях, состоит в сборе наиболее полной информации о лучших из известных методов ведения бизнеса.
Собранная информация позволяет выявить особенности предпринимательской деятельности организаций-лидеров, проанализировать причины их успеха, обобщить и использовать их опыт в процессе построения модели эффективного развития предпринимательской организации.
Источники:
2. Сидорова, Е.Е. Институциональное обеспечение трансфера организационно-управленческих инноваций: бенчмаркинг: монография / Е.Е. Сидорова/ ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. –160 с.
3. Сидорова, Е.Е. Институциональное обеспечение развития предпринимательской организации: бенчмаркинг: Монография / Е. Е. Сидорова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – 176 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:45:18