Региональная инновационная политика России
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вранчан Н.А. Региональная инновационная политика России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 40-44.
Аннотация:
В статье анализируется законодательство, посвященное инновационной деятельности. Сделан акцент на необходимости развития инноваций на региональном уровне. На основе исследования активности регионов России в этой области, проведенного учеными Кубанского государственного университета, выделена тройка лидеров – Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, уровни инновационной политики, системы оценки, научный центр
Региональную инновационную политику за рубежом иногда называют «новой экономической географией» (new economic geography), придавая ей большое значение в процессе инновационного развития страны в целом. Причинами тому служит ряд факторов:
– во-первых, устойчивость и экономическая независимость любой страны зависит от способности ее регионов быстро реагировать и адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды;
– во-вторых, на смену эпохе крупномасштабного стандартизированного производства приходит век наукоемкой продукции, характеризующийся способностью к постоянному обновлению продуктов и услуг за счет внедрения инновационных технологий. С данной задачей более эффективно справляются отдельные регионы, обладающие мощным научным потенциалом, чем страна в целом;
– в-третьих, инновационная деятельность в рамках отдельных субъектов увеличивает вероятность коммерциализации инноваций.
Помимо упомянутых причин, выделяют также и многие другие факторы, доказывающие значимость и актуальность региональной инновационной политики [1].
«Инновационная политика» и «научно-техническая политика» Инновационная политика России представлена двумя уровнями: общегосударственным и региональным.
В настоящее время многие отечественные экономисты выделяют первостепенную роль региона в формировании национальной инновационной системы России. В законодательстве Российской Федерации термин «инновационная политика» и «научно-техническая политика» считаются равнозначными.
В России впервые задачи инновационной политики в регионах были поставлены в начале 1990-х годов, когда изменение политической системы государства, перестройка системы управления и резкое сокращение финансирования научных исследований из средств федерального бюджета потребовали непосредственного участия администраций регионов в решении вопросов сохранения и развития инновационного потенциала страны [4].
Принятая в 1993 году Конституция РФ отнесла науку к сфере совместного финансирования федеральных и региональных органов государственной власти, вопросы региональной инновационной политики были определены Министерством науки России в качестве одного из приоритетов единой государственной инновационной политики. В органах исполнительной власти большинства субъектов федерации, начиная с 1992 года, созданы структурные подразделения (департаменты, комитеты и т.п.), задачами которых является формирование и реализация инновационной политики на местах.
Нормативные документы, регулирующие инновационную политику
В марте 1993 г. решением Коллегии Министерства науки России были одобрены Концепция региональной научно-технической политики и перечень мероприятий, обеспечивающих взаимодействие федеральных и территориальных органов управления на региональном уровне. В целях реализации принятой Концепции был издан приказ Миннауки России от 23.04.1993 № 79, которым введен в действие механизм формирования, экспертизы, принятия совместного долевого финансирования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных научно-технических программ и проектов. Активное развитие нормативно-правовой базы регионов в области инновационной политики началось с момента принятия Федерального закона 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». С момента вступления в силу этого закона активизировалась законодательная деятельность субъектов Российской Федерации в научно-технической и инновационной сферах.
В настоящее время в 17 регионах приняты законы о науке, научной деятельности (г. Санкт-Петербург, Республики Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Саха Якутия, Тыва, Чувашия, Краснодарский край, Белгородская, Калужская, Камчатская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Тверская, Читинская области) [3].
Анализ законодательства субъектов федерации, регулирующего инновационную политику, позволяет сделать вывод о некотором его несоответствии федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» 1996 года. С целью устранения этих противоречий федеральные органы исполнительной власти планируют разработать модельный закон «О региональной научно-технической политике», с помощью которого будут в дальнейшем подготавливаться новые и корректироваться уже существующие законы субъектов федерации.
Реализация региональной инновационной политики
В целях региональной конкретизации основополагающих федеральных документов в 2003 году Министерством образования и науки РФ были разработаны Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов федерации. В соответствии с этими Рекомендациями к ведению органов государственной власти регионов относятся:
– участие в разработке и реализации федеральной научно-технической политики;
– определение приоритетных направлений развития науки и техники в регионах;
– формирование научных и научно-технических программ и проектов регионов;
– финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
– создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
– формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития и т.д.
Рекомендации провозглашают политику концентрации сил на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники субъекта Российской Федерации, а также создание региональных инновационных систем [3].
На практике реализация региональной инновационной политики осуществляется различными методами: с помощью целевых программ, способствующих повышению конкурентоспособности приоритетных для региона производств посредством привлечения инвесторов к освоению инноваций, путем проведения конкурсов инновационных проектов, за счет формирования инфраструктуры, а также на основе создания условий экономического стимулирования инновационной деятельности. Одним из таких условий можно считать возможность создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа, которая будет пользоваться некоторыми льготами [2].
К сожалению, единой системы оценки инновационной деятельности в регионе пока не существует, что существенно затрудняет анализ ее эффективности. Однако по ряду отдельных показателей, таких как количество высших учебных заведений; число технопарков; число организаций, выполняющих исследования и разработки; персонал, занятый в НИОКР; число инновационно активных предприятий и т.д. лидерами в области инновационного развития принято считать такие города как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Томск, Новосибирск и др.
Регионы – лидеры по инновациям С целью идентификации наиболее активных регионов России в области инновационной деятельности учеными Кубанского госуниверситета было проведено социологическое исследование. Основным методом сбора информации стал экспертный опрос.
Всего было опрошено 30 экспертов, в их состав вошли руководители органов государственной власти и управления; руководители структурных подразделений вузов и НИИ; руководители организаций инфраструктуры инновационной деятельности; руководители предприятий и фирм.
Эксперты оказались единодушными в оценке несомненного лидера в сфере инновационной деятельности в России – 22% или 33 упоминания получила Москва. В отношении столицы одинаково работают все три перечисленных критерия: развитое наукоемкое производство, научный центр и центр профессиональной коммуникации.
Второе место по числу упоминаний занимает Санкт-Петербург (14% или 21 упоминание). Санкт – Петербург, прежде всего, рассматривается экспертами как научный центр.
Третье место занимает Краснодарский край (11,3% или 17 упоминаний). Для подавляющего большинства экспертов Краснодарский край – прежде всего успешный полигон для развития инновационного производства. Не умаляя роль кубанской науки (эксперты назвали практически все крупные университеты и научно-исследовательские структуры края), эксперты, однако, гораздо более аргументировано обосновали лидерские позиции Кубани в сфере производства, основанного на инновационной деятельности: сельского хозяйства, перераба ты вающей и пищевой промышленности.
Факторами, способствующими успешной инновационной деятельности (ИД) в этих регионах, эксперты назвали:
– наследие советского времени (наукограды, ВПК);
– хозяйственную специализацию регионов;
– инвестиционную привлекательность региона;
– активную позицию региональных властей и другие.
Региональная инновационная политика органами государственной власти признана одним из важнейших направлений экономической политики страны в целом.
Источники:
2. Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды // Банковское дело. – 2006. – №5. – С. 23–30.
3. Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 478 с.
4. Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 219 с.
5. Краснодарский краевой комитет государственной статистики: статистический сборник. – Краснодар: Госкомстат России, 2010. – 101 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:45:23