Regional Innovation Policy in Russia

Natalyya Vranchan

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-1 / May, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article gives an overview of the legislation devoted to innovations. The author emphasizes the need for the innovation development at the regional level. Based on the research of activities of Russian regions in this area, conducted by scientists at Kuban State University, the author singles out three leaders - Moscow, Saint Petersburg and Krasnodar.

Keywords: innovation policy, innovative activity, levels of innovation policy, regional leaders, evaluation systems, scientific center



Региональную инновационную политику за рубежом иногда называют «новой экономической географией» (new economic geography), придавая ей большое значение в процессе инновационного развития страны в целом. Причинами тому служит ряд факторов:

– во-первых, устойчивость и экономическая независимость любой страны зависит от способности ее регионов быстро реагировать и адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды;

– во-вторых, на смену эпохе крупномасштабного стандартизированного производства приходит век наукоемкой продукции, характеризующийся способностью к постоянному обновлению продуктов и услуг за счет внедрения инновационных технологий. С данной задачей более эффективно справляются отдельные регионы, обладающие мощным научным потенциалом, чем страна в целом;

– в-третьих, инновационная деятельность в рамках отдельных субъектов увеличивает вероятность коммерциализации инноваций.

Помимо упомянутых причин, выделяют также и многие другие факторы, доказывающие значимость и актуальность региональной инновационной политики [1].

«Инновационная политика» и «научно-техническая политика» Инновационная политика России представлена двумя уровнями: общегосударственным и региональным.

В настоящее время многие отечественные экономисты выделяют первостепенную роль региона в формировании национальной инновационной системы России. В законодательстве Российской Федерации термин «инновационная политика» и «научно-техническая политика» считаются равнозначными.

В России впервые задачи инновационной политики в регионах были поставлены в начале 1990-х годов, когда изменение политической системы государства, перестройка системы управления и резкое сокращение финансирования научных исследований из средств федерального бюджета потребовали непосредственного участия администраций регионов в решении вопросов сохранения и развития инновационного потенциала страны [4].

Принятая в 1993 году Конституция РФ отнесла науку к сфере совместного финансирования федеральных и региональных органов государственной власти, вопросы региональной инновационной политики были определены Министерством науки России в качестве одного из приоритетов единой государственной инновационной политики. В органах исполнительной власти большинства субъектов федерации, начиная с 1992 года, созданы структурные подразделения (департаменты, комитеты и т.п.), задачами которых является формирование и реализация инновационной политики на местах.

Нормативные документы, регулирующие инновационную политику

В марте 1993 г. решением Коллегии Министерства науки России были одобрены Концепция региональной научно-технической политики и перечень мероприятий, обеспечивающих взаимодействие федеральных и территориальных органов управления на региональном уровне. В целях реализации принятой Концепции был издан приказ Миннауки России от 23.04.1993 № 79, которым введен в действие механизм формирования, экспертизы, принятия совместного долевого финансирования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных научно-технических программ и проектов. Активное развитие нормативно-правовой базы регионов в области инновационной политики началось с момента принятия Федерального закона 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». С момента вступления в силу этого закона активизировалась законодательная деятельность субъектов Российской Федерации в научно-технической и инновационной сферах.

В настоящее время в 17 регионах приняты законы о науке, научной деятельности (г. Санкт-Петербург, Республики Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Саха Якутия, Тыва, Чувашия, Краснодарский край, Белгородская, Калужская, Камчатская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Тверская, Читинская области) [3].

Анализ законодательства субъектов федерации, регулирующего инновационную политику, позволяет сделать вывод о некотором его несоответствии федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике» 1996 года. С целью устранения этих противоречий федеральные органы исполнительной власти планируют разработать модельный закон «О региональной научно-технической политике», с помощью которого будут в дальнейшем подготавливаться новые и корректироваться уже существующие законы субъектов федерации.

Реализация региональной инновационной политики

В целях региональной конкретизации основополагающих федеральных документов в 2003 году Министерством образования и науки РФ были разработаны Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов федерации. В соответствии с этими Рекомендациями к ведению органов государственной власти регионов относятся:

– участие в разработке и реализации федеральной научно-технической политики;

– определение приоритетных направлений развития науки и техники в регионах;

– формирование научных и научно-технических программ и проектов регионов;

– финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

– создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;

– формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития и т.д.

Рекомендации провозглашают политику концентрации сил на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники субъекта Российской Федерации, а также создание региональных инновационных систем [3].

На практике реализация региональной инновационной политики осуществляется различными методами: с помощью целевых программ, способствующих повышению конкурентоспособности приоритетных для региона производств посредством привлечения инвесторов к освоению инноваций, путем проведения конкурсов инновационных проектов, за счет формирования инфраструктуры, а также на основе создания условий экономического стимулирования инновационной деятельности. Одним из таких условий можно считать возможность создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа, которая будет пользоваться некоторыми льготами [2].

К сожалению, единой системы оценки инновационной деятельности в регионе пока не существует, что существенно затрудняет анализ ее эффективности. Однако по ряду отдельных показателей, таких как количество высших учебных заведений; число технопарков; число организаций, выполняющих исследования и разработки; персонал, занятый в НИОКР; число инновационно активных предприятий и т.д. лидерами в области инновационного развития принято считать такие города как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Томск, Новосибирск и др.

Регионы – лидеры по инновациям С целью идентификации наиболее активных регионов России в области инновационной деятельности учеными Кубанского госуниверситета было проведено социологическое исследование. Основным методом сбора информации стал экспертный опрос.

Всего было опрошено 30 экспертов, в их состав вошли руководители органов государственной власти и управления; руководители структурных подразделений вузов и НИИ; руководители организаций инфраструктуры инновационной деятельности; руководители предприятий и фирм.

Эксперты оказались единодушными в оценке несомненного лидера в сфере инновационной деятельности в России – 22% или 33 упоминания получила Москва. В отношении столицы одинаково работают все три перечисленных критерия: развитое наукоемкое производство, научный центр и центр профессиональной коммуникации.

Второе место по числу упоминаний занимает Санкт-Петербург (14% или 21 упоминание). Санкт – Петербург, прежде всего, рассматривается экспертами как научный центр.

Третье место занимает Краснодарский край (11,3% или 17 упоминаний). Для подавляющего большинства экспертов Краснодарский край – прежде всего успешный полигон для развития инновационного производства. Не умаляя роль кубанской науки (эксперты назвали практически все крупные университеты и научно-исследовательские структуры края), эксперты, однако, гораздо более аргументировано обосновали лидерские позиции Кубани в сфере производства, основанного на инновационной деятельности: сельского хозяйства, перераба ты вающей и пищевой промышленности.

Факторами, способствующими успешной инновационной деятельности (ИД) в этих регионах, эксперты назвали:

– наследие советского времени (наукограды, ВПК);

– хозяйственную специализацию регионов;

– инвестиционную привлекательность региона;

– активную позицию региональных властей и другие.

Региональная инновационная политика органами государственной власти признана одним из важнейших направлений экономической политики страны в целом.


Страница обновлена: 30.04.2025 в 23:00:44