Эталонное сопоставление (бенчмаркинг) как один из современных методов совершенствования организации предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Хорошко А.М. Эталонное сопоставление (бенчмаркинг) как один из современных методов совершенствования организации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 81-84.
Аннотация:
В статье рассказывается о процессе эталонного сопоставления (бенчмаркинге), который на сегодняшний день является одним из методов эффективной стратегии бизнеса. Рассматриваются виды и механизм процесса данного метода, а также его преимущества и недостатки.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, бизнес, конкурентное преимущество, бенчмаркинг, механизм, метод, стандарт, эталонное сопоставление
В современных условиях хозяйствования в поисках конкурентных преимуществ предприятия разных сфер деятельности направляют усилия на разработку новых методов совершенствования предпринимательской деятельности. Другими словами, повышение качества ведения бизнеса напрямую связано с использованием современных подходов к управлению.
Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность и устойчивость предприятия на рынке заключается в быстром реагировании на изменение окружающей среды, в том числе и покупательского спроса при обеспечении максимальной эффективности использования ресурсов и затрат.
Так, в частности, за последние несколько лет, описанный как в зарубежной, так и в отечественной экономической литературе, бенчмаркинг, то есть процесс эталонного сопоставления, стал одним из наиболее эффективных методов управления и разработки стратегии предприятий. Эдвард Деминг, американский ученый, статист и консультант по теории управления качеством, в книге «Пространство доктора Деминга» отмечал: «Опыт учит (дает возможность прогнозировать и предсказывать) в тех случаях, когда его используют для изучения и понимания теории» [3].
По этой причине опыт предприятий конкурентов, а также преуспевающих компаний необходимо изучить, и применить к своей компании, детально проанализировав сильные и слабые стороны. Возможность подобного сканирования бизнес-процесса успешной организации, применение чужой практики на усовершенствование своей деятельности дает метод эталонного сопоставления, или бенчмаркинг.
Данный метод может помочь предприятиям достичь высот в бизнесе и создать свои конкурентные преимущества за счет заимствования чужих идей и стратегий и применения их в своем бизнесе. Мощный инструмент совершенствования предпринимательской деятельности, бенчмаркинг является эффективным методом изучения не только опыта других организаций, но также и собственной.
Что же такое бенчмаркинг?
У истоков бенчмаркинга стоят японцы, которые достигали успеха за счет копирования чужих идей и достижений. Основателем метода эталонного сопоставления является Роберт Кэмп, один из руководителей компании Ксерокс. Согласно Р. Кемпу, бенчмаркинг является поиском лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности [5].
В качестве образца для оценки уровня качества и стандарта продукции и услуг бенчмаркинг использовался в предпринимательской деятельности всего мира с начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период Грегори Ватсон, член Австралийской организации качества, Австралийско-азиатского общества качества и Всемирного совета по научным основам производительности дал определение бенчмаркингу, как технологии систематического и непрерывного измерения процессов своего предприятия в сравнении с процессами предприятий конкурентов для получения данных, полезных для усовершенствования собственной деятельности [1].
К концу 1990-х годов многие компании по всему миру рассматривали стратегию развития своего предприятия с методом эталонного сопоставления, и уже начиная с 1994 года учредили Глобальную сеть бенчмаркинга (Global Benchmarking Network – GBN), которая в настоящее время объединяет независимые центры бенчмаркинга более чем в 20 странах мира [6].
В зарубежной терминологии «бенчмаркинг» обозначает следующее: стандарт, полученный экспертным путем и используемый в качестве эталона, а также стандарт, опираясь на который можно дать оценку чему-либо [2].
В России процесс эталонного сопоставления существовал довольно давно, однако понятие «бенчмаркинг» вошло в отечественную практику сравнительно недавно. Главным составляющим эталонного сопоставления в 1970−1980-х годах была карта технического уровня продукции, введенная ГОСТ 2.116-76, где каждое изделие, подлежащее государственной аттестации, оценивалось по основным функциональным и потребительским показателям в сравнении с лучшими мировыми образцами. А в 2004году Россия также стала официальным членом GBN –департамент «Деловое совершенство» Всероссийской организации качества.
Следовательно, можно определить составляющие бенчмаркинга, раскрывающие его сущность. Первое, это сравнение финансовых, экономических и качественных показателей деятельности своего предприятия и показателями предприятий конкурентов.
Второе, это анализ, изучение и применение успешного опыта других предприятий на своем предприятии.
Виды бенчмаркинга
Сложившаяся теория и практика, а также проникновение эталонного сопоставления в различные сферы деятельности организаций способствует обособлению определенных видов бенчмаркинга в зависимости от объекта сравнения и от того, что сравнивается:
− сравнительный бенчмаркинг предусматривает сравнение показателей деятельности своего предприятия с показателями предприятий конкурентов;
− стратегический бенчмаркинг− опережающий анализ будущих направлений и вариантов для выбора на рынках, в процессах, технологиях и распределении ресурсов, которые могут оказать влияние на стратегическое направление и развитие;
− товарный бенчмаркинг подразумевает сравнение собственных товаров с товарами конкурентов;
− процессный бенчмаркинг определяет сравнение процессов внутри организации, процессов конкурентов, а также компаний лидеров на анализируемом рынке. В свою очередь, процессный бенчмаркинг в зависимости от выбора партнера по эталонному сопоставлению подразделяется:
− на внутрифирменный – сравнение эффективности работы отдельных подразделений одного предприятия;
− конкурентный – анализ стратегии, процесса и практических методов конкурентов в той же отрасли;
− общий (функциональный) – анализ процессов (функций0 лучших организаций без ограничения по отраслевой принадлежности;
− международный (глобальный) – сравнение с предприятиями мирового уровня.
Ключевые этапы проведения бенчмаркинга
Многие предприятия мира применяют в той или иной форме различные виды бенчмаркинга и рассматривают эту деятельность в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ.
Результативность эталонного сопоставления заключается в четком соблюдении методологии данного процесса и выполнение каждого его шага. Механизм проведения эталонного сопоставления был определен Р. Кемпом и включал в себя ключевые этапы.
1. Выявление и определения объектов эталонного сопоставления. В качестве объекта может выступать как предприятие, так и бизнес-процесс.
2. Отбор партнеров и специалистов по проведению бенчмаркинга.
3. Определение подходящего метода сбора информации и сбор данных.
4. Выявление имеющихся несоответствий и отставаний собственного предприятия от предприятий конкурентов по выбранным показателям.
5. Установление желаемых результатов и уровней эффективности деятельности предприятия.
6. Доведение результатов эталонного сопоставления до всех заинтересованных сторон и получение согласия в их применении на практике.
7. Установление определенных целей и задач в области повышения эффективности предпринимательской деятельности.
8. Разработка плана действий по достижению целей.
9. Проведение запланированных мероприятий и анализ их результатов. Опыт полностью интегрирован в процессы.
10. Пересмотр раннее выбранных стратегий для бенчмаркинга [4].
Таким образом, бенчмаркинг – это метод объективного систематического сопоставления деятельности собственного предприятия с работой предприятий-конкурентов (подразделений своего предприятия), выявление причин эффективности бизнеса партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация.
Вывод
Достоинством данного метода является обеспечение предприятию конкурентного преимущества, а вот недостатками можно назвать скрытую форму ведения предпринимательской деятельности, а также существующие системы финансового учета и налогообложения, которые не всегда позволяют получить достоверную информацию по тем или иным показателям.
Источники:
2. Глобальный бенчмаркинг // Консультант. − 2005. – № 11.
3. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга / Пер. с англ. – Т.: Городской общественный фонд «Развитие через качество», 1998.
4. Шоттмиллер Дж. К. Руководство по бенчмаркингу / Пер. с англ. – РИА «Стандарты и качество», 2006. − 10 с.
5. Сamp R.C. Benchmarking. The Search for Industry Best Practices That Lead to Superior Performance. – ASQC Industry Press, Milwaukee, Wisconsin, 1989.
6. Глобальная сеть бенчмаркинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.globalbenchmarking.org.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:49:31