Стратегическое планирование инновационного развития предприятия

Дорожкина О.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена описанию теоретического подхода к стратегическому планированию инновационного развития промышленного предприятия за счет выбора вектора инновационного развития, формирования комплекса ассортиментных, производственно-технологических и имущественных стратегий.

Ключевые слова: стратегическое планирование, высокотехнологичная продукция, научные исследования, модернизация промышленности, инвестиционно-финансовые ресурсы



Последствия и результаты социально-экономических преобразований, проводимых в России на протяжении последних десятилетий, позволили осознать необходимость смены главного вектора развития экономики. Многочисленные российские и зарубежные исследователи единодушно приходят к выводу, что в условиях перехода передовых стран от индустриального к постиндустриальному развитию главным условием становления России как мощного и конкурентоспособного государства становится повышение ее конкурентоспособности за счет формирования инновационного типа экономики.

Модернизация и технологическое обновление промышленности, инновационное развитие и интенсивный тип воспроизводства определены Президентом РФ и Правительством РФ в качестве основных направлений развития нашей страны. К сожалению, в существующих условиях российские промышленные предприятия не обладают достаточным потенциалом инновационного развития. Это связано со многими факторами, в числе которых ведущие эксперты выделяют отсутствие на российских промышленных предприятиях комплексной системы стратегического планирования, в том числе, планирования инновационной деятельности.

Инновационное развитие промышленности

В настоящее время планирование инновационного развития промышленности – задача, выполнение которой осуществляется только со стороны государства. По словам известного политика А.Б. Чубайса, инновации не должны внедряться «сверху», но, к сожалению, по-другому они у нас вообще не внедряются. Таким образом, в современных условиях функционирование и управление российскими промышленными предприятиями невозможно без применения различного методического инструментария, позволяющего эффективно планировать их инновационное развитие.

Вместе с тем, в настоящее время теоретико-методологическое обоснование стратегического планирования инновационного развития российских предприятий и повышения их научного и производственного потенциала разработано еще недостаточно. Относительно недавнее повышение актуальности данного вопроса не позволило в полной мере сформировать комплексный подход к созданию и выбору стратегий, реализация которых позволит перейти к инновационному типу развития.

В связи с этим одной из наиболее актуальных задач современного развития теории управления становится разработка теоретического подхода к планированию инновационного развития промышленных предприятий.

Инновационное развитие предприятия с технологической точки зрения

Разработка теоретического подхода к стратегическому планированию инновационного развития предприятия требует определения понятия «инновационное развитие предприятия». Традиционное рассмотрение данного понятия в большинстве случаев определяет инновационное развитие как внедрение инновационного продукта (продукции или услуг) в состав ассортимента предприятия.

Ряд исследователей рассматривает вопрос несколько шире, рассматривая инновационное развитие предприятия как внедрение инноваций во все сферы его деятельности, и производственную, и обслуживающую, и управленческую. Последний подход представляется наиболее верным, но и он ограничен рядом условий. Автору данной статьи представляется верным рассмотрение понятия инновационного развития предприятия с технологической точки зрения.

Если рассматривать предприятие как совокупность бизнес-процессов: основного (производство продукта), обслуживающих и управленческих, то уровень его развития будет определяться прогрессивностью технологий реализации его бизнес-процессов. Внедрение прогрессивных инновационных технологий является основой инновационного развития предприятия.

При этом следует учитывать иерархию бизнес-процессов. Главенство основных процессов (производство конкурентоспособного, годного к реализации продукта) определяет главенство роли технологии реализации этих процессов в составе всех технологий компании. Это значит, что можно говорить о возможностях инновационного развития предприятия только в случае применения инновационных технологий при реализации его основных процессов. В случае применения прогрессивных и инновационных технологий только для обслуживающих (управленческих) процессов развитие организации не является инновационным.

Стратегическое планирование инновационного развития предприятия

Уточнение рассмотренного выше определения дает возможность определить основные черты теоретического подхода к его стратегическому планированию. Исходя из общепринятых подходов к стратегическому планированию промышленного предприятия и из условий реализации инновационного развития предприятия, можно сделать следующий вывод. Стратегическое планирование инновационного развития предприятия основано на комплексном планировании деятельности по изготовлению конкурентоспособной в долгосрочном периоде продукции с использованием эффективных производственных технологий при помощи прогрессивного оборудования.

Данное условие определяет основные направления стратегического планирования промышленного предприятия. Это формирование ассортиментной (и в ее составе продуктовых), производственно-технологической и имущественной (ее технической части) стратегий, предполагающих применение прогрессивных или инновационных технологий в процессе своей реализации.

Формирование комплекса перечисленных стратегий осуществляется в рамках разработки стратегии инновационного развития всего предприятия. Ее создание требует выявления ряда характеристик существующих условий, направления развития и желаемого состояния организации. Для этого предприятию необходимо построить вектор своего инновационного развития, выявить этап своего жизненного цикла, сформировать комплекс корпоративной и частных стратегий, определить потенциал инновационного развития.

Формирование комплекса стратегий

Вектор инновационного развития строится в декартовой системе координат по двум осям, определяющим желаемую степень изменения (вплоть до создания новых) технологий реализации процессов предприятия и способ изменения (получения, создания) этих технологий. Вектор характеризуется конечным направлением и длиной и определяет глубину инновационных изменений процессов предприятия.

Формирование комплекса корпоративной и частных стратегий предприятия осуществляется исходя из этапа его жизненного цикла и вектора инновационного развития. Построение иерархии предполагает создание комплекса ассортиментных, производственно-технологических и имущественных (технических) стратегий предприятия на основании его производственно-сбытовой стратегии, сформированной исходя из принятой корпоративной стратегии. Более подробно механизм формирования комплекса стратегий описан в работе Ольги Шинкевич [1].

Потенциал инновационного развития промышленного предприятия определяет его ресурсную готовность к внедрению прогрессивных и инновационных технологий. Потенциал определяется наличием ресурсов, необходимых для внедрения прогрессивных технологий в основные процессы, а также эффективностью их использования в процессе функционирования организации.

В составе ресурсов наиболее важными являются инвестиционно-финансовые ресурсы, научно-исследовательские наработки и внедряемые проекты, а также основные производственные фонды, имеющие низкий моральный и физический износ. Последнее является наиболее важным, так как одной из актуальных проблем российских предприятий являются изношенные фонды.

В связи с этим оценка потенциала инновационного развития предприятия должна включать в себя наиболее точную оценку степени фактического износа основных фондов, например, при помощи метода, описанного в статье Шинкевич О.К., Ковалева А.П., Тевелевой О.В. [2]. Более подробно методика оценки потенциала инновационного развития промышленного предприятия описана в статье Шинкевич О.К. [3]. Значение потенциала инновационного развития является определяющим для выбора конечных ассортиментной, производственно-технологической и имущественной (технической) стратегии из комплекса стратегий предприятия.

Реализация перечисленных выше выбранных стратегий позволяет предприятию внедрить главную часть стратегии инновационного развития, основным результатом реализации которой становятся рост потенциала инновационного развития предприятия и переход на желаемый этап жизненного цикла.

В статье был предложен теоретический подход к стратегическому планированию инновационного развития промышленных предприятий. Уточнены основные условия реализации инновационного развития предприятия. Определены основные элементы стратегического планирования его инновационного развития и их взаимосвязь.


Источники:

1. Шинкевич О.К. Особенности стратегического планирования инновационного развития промышленного предприятия при использовании механизма планирования инновационных преобразований производственной системы // Российский экономический Интернет-журнал. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Shinkevich.pdf.
2. Шинкевич О.К., Ковалев А.П., Тевелева О.В. Определение износа при массовой оценке кузнечно-прессовых машин // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. – 2007. – № 8. – С. 40–47.
3. Шинкевич О.К. Баллы для предприятия. Оценка состояние промышленного предприятия для целей его инновационного развития. // Креативная экономика. – 2010. – № 3. – С. 37–44.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:28:58