К вопросу о влиянии теневой экономики на развитие региона

Ащеулов А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ащеулов А.В. К вопросу о влиянии теневой экономики на развитие региона // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 156-160.

Аннотация:
Проблема существования теневого сектора экономики остро стоит для нашей страны и является фактором, тормозящим развитие регионов России. В статье представлены научные мнения о том, что такое теневая экономика и каковы ее структурные элементы. Предложены способы предотвращения роста теневого сектора в регионах.

Ключевые слова: государственное регулирование, теневая экономика, целевые программы, региональное развитие, создание условий, незарегистрированный доход, незаконный бизнес

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В период мирового финансового кризиса многие российские предприниматели предпочли уйти в тень. По данным Росстата, каждый пятый рубль, заработанный коммерсантами, идет мимо государства [5]. Согласно оценкам Всемирного банка, теневая экономика в России составляет 49% ВВП [4].

В 2011 году увеличатся страховые взносы, выплачиваемые работодателями из фонда оплаты труда. В этих условиях, по прогнозам специалистов, 20% легальных малых предприятий закроются, а кто-то уйдет в тень. В результате ожидается еще больший рост данного сектора экономики.

Трактовка понятия «теневая экономика»

В зарубежной экономической литературе используется большое количество наименований теневой экономики: подпольная (underground), секретная (subterranean), скрытая (hidden), серая (gray), нелегальная (illegal), неучтенная (unreported) и т.д. Можно с уверенностью констатировать, что такое множество названий свидетельствует о неупорядоченности понятийного аппарата изучаемой проблемы.

В российской литературе часто встречаются следующие определения теневой экономики (см. табл. на с. 157).

В работах Б. Рябушкина и Э. Чуриловой теневая экономика рассматривается с различных точек зрения:

– как запрещенный вид экономической и неэкономической деятельности;

– скрытое производство;

– экономическая деятельность, которая по тем или иным причинам не учитывается официальной статистикой или уходит от налогообложения;

– скрываемая или запрещаемая экономическая деятельность [3].

Таблица

Трактовка теневой экономики в российской экономической литературе

Позиция характеристики определения
Формулировка определения
Теневой сектор экономики с позиции правоохранительной системы на предмет соблюдения или нарушения законодательства
Экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть совокупность нелегальных хозяйственных действий
Теневой сектор экономики с позиции статистических органов и проблемности включения данного сектора в статистическую отчетность
Часть валового национального продукта, которая из-за отсутствия в отчетности или занижения ее величины не отражена в официальной статистике
Теневой сектор экономики с позиции этических и моральных сторон данного явления
Виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение деструктивных потребностей, культивирующих в человеке различные пороки [1]
Теневая экономика в рамках «белого» рынка
Деятельность на грани закона. Такая деятельность в зависимости от трактовки законодательства различными судами может иметь статус как законной, так и незаконной
Теневая экономика в рамках «серого» рынка
Деятельность, которая является незаконной и попадает под отдельные статьи налогового, трудового и уголовного законодательства. Нарушители могут понести различные виды ответственности как административной, так и уголовной, но данные виды деятельности не наносят вреда здоровью и жизни человека
Теневая экономика в рамках «черного» рынка
Криминальная деятельность, запрещенная законом, представляющая угрозу жизни и здоровья человека

Подпольные предприниматели участвуют в производстве и распределении запрещенных товаров и услуг. Такие незаконные экономические действия являются прибыльным источником дохода в обход государства, способствуют подрыву стабильности политических, экономических и юридических институтов. Доходы от неучтенной экономики естественно не сообщаются в налоговые органы. Возникает «налоговый зазор» – различие между суммой полагающихся налоговых поступлений и реально собранным доходом.

Основным показателем теневой экономики является сумма незарегистрированного дохода – того, который должен быть зарегистрирован в системе национального счетоводства, но данная процедура не была произведена. Незарегистрированный доход, по Э. Файгу, – это расхождение между фактическим совокупным доходом и доходом, фиксируемым статистической системой. Неформальная экономика измеряется доходами, полученными неформально действующими экономическими агентами [1].

Предотвращение развития теневого сектора

Преобладание теневого сектора экономики в регионе оказывает негативное влияние на его развитие, так как налоги не выплачиваются, бизнес-структуры не выполняют своих социальных функций и самое главное – снижаются доходы бюджета. Статус незаконного бизнеса провоцирует появление коррупции, вымогательства и взяток, что подвергает регион риску и снижает его инвестиционную привлекательность.

Для предотвращения развития теневого сектора необходима разработка специальных методов стимулирования развития легальной экономики регионов. Это позволит избежать негативных последствий, способствующих снижению ВВП страны.

Региональный аспект имеет ключевое значение для развития внешнеэкономической деятельности. В настоящее время под давлением региональной власти Правительство РФ вынуждено предоставить местным администрациям ряд льгот и специальных прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки региональному правительству. В результате этой неконтролируемой деятельности существенно увеличивается сектор теневой экономики.

Для недопущения увеличения сектора теневой экономики региональной власти необходимо:

1) пересмотреть условия деятельности отдельных регионов на внешнем рынке, создав равные возможности для всех регионов;

2) укрепить законодательную базу регулирования налогообложения в регионах. Это не ущемляет права субъектов федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а обеспечивает экономическую безопасность России;

3) развивать деятельность Центра по изучению нелегальной экономической деятельности (ЦИНЭД). Данный центр в России уже действует с 1997 года. Основными направлениями его исследований являются изучение и создание универсальной базы данных по проблемам теневой экономики, а также координация изучения теневой экономики в России и за рубежом;

4) регулировать на федеральном уровне развитие регионов с целью увеличения стабильности и снижения негативного влияния ненаблюдаемой экономики не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Направления государственного регулирования развития регионов

По мнению В. Видяпина и М. Степанова, существуют следующие направления государственного регулирования развития регионов, которые следует активно осуществлять [2]:

– совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях адаптации социальных и экономических структур и процессов, происходящих в регионе к условиям, порожденным рыночными отношениями;

– корректировка, дополнение действий объективных экономических законов, закономерностей и тенденций. Это нормальная реакция самозащиты рыночного типа организации государства от свойственных ее механизмам недостатков, чем и определяется необходимость проведения соответствующих акций регулирования;

– госрегулирование при наличии определенного уровня экономического развития регионов, концентрации производства и капитала, их пространственной дифференциации;

– государственное регулирование в узком смысле (дотации, финансирование, закупки, госзаказы и т.п.) и широком смысле (создание общих экономических и других предпосылок и условий для эффективного действия в регионах рыночных механизмов хозяйствования, для выбора хозяйственными и инфраструктурными институтами наилучших способов своей деятельности с ориентацией на общенациональные цели и задачи);

– поиск компромисса между многочисленными и разнообразными, подчас разнонаправленными интересами.

Однако в государственном аппарате, в том числе в органах регионального управления и структурах местной власти, с трудом осознается необходимость решительного перехода от прямого управления к созданию условий и регулированию. В ряде случаев отмечается неумение использовать апробированные методы, побуждать субъекты экономики на основе соответствующей материальной и иной мотивации действовать в целях достижения желаемых общественно значимых целей.

Заключение

В предстоящее время финансовую помощь государства развитию регионов предполагается осуществлять посредством фондов регионального развития и развития региональных финансов. Существующий федеральный фонд финансовой поддержки регионов целесообразно использовать в качестве инструмента выравнивания среднедушевых показателей исходя из минимальных государственных социальных стандартов.

На наш взгляд, существенный ресурс для интеграции региональных интересов и снижения негативного влияния теневого сектора экономики заключается в программно-целевом регулировании региональной экономики. Решение важнейших межотраслевых и отраслевых проблем в настоящее время, как правило, обеспечивается путем разработки отраслевых программ.

Государственным заказчиком и координатором данных программ выступает Министерство регионального развития РФ. Участие бизнес-структур в реализации данных программ будет способствовать снижению либо послаблению ряда налоговых режимов.

[1] Мы не склонны поощрять теневой сектор, однако если предприниматель выводит из-под налогообложения часть своих доходов в связи с тем, что его бизнес находится на грани выживания и он не в состоянии заплатить налоги, это отнюдь не означает, что он занимается «удовлетворением деструктивных потребностей, культивирующих в человеке различные пороки». – Прим. ред.


Источники:

В1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учеб. пособие. – М.: Дело и сервис, 2006. – С. 168.
2. Региональная экономика: Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, 2005. – С. 51.
3 Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального сектора экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 26.
4. Башкатова А. Всемирный банк бросил тень на Россию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ng.ru.
5. Осипов Н. Росстат изучил теневую экономику России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vesti.ru.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 17:08:47